Корп обучение #Статьи

3 июля, 2025

Книжная новинка: «От команд к узлам», Юрьё Энгестрём / Skillbox Media

Книга о том, какие формы может принимать сотрудничество в организациях и что это означает для обучения и развития сотрудников.

Содержание:

    Полное название работы: «От команд к узлам. Теоретико-деятельностные исследования сотрудничества и обучения в процессе труда». Это исследование посвящено анализу динамики взаимодействия в рабочих группах и выявлению механизмов эффективного обучения в условиях трудовой деятельности. Внимание уделяется методам, способствующим развитию командного взаимодействия и формированию узловых точек, которые обеспечивают более глубокое понимание процессов сотрудничества. Исследование направлено на улучшение практик обучения и повышения производительности труда через оптимизацию взаимодействия между участниками рабочих процессов.

    Издательство: Издательский дом НИУ ВШЭ. Это одно из ведущих издательств в России, специализирующееся на публикации научной и учебной литературы. Издательский дом НИУ ВШЭ предлагает широкий ассортимент книг по различным областям знаний, включая экономику, социологию, политологию и другие гуманитарные науки. Высокое качество издаваемых материалов и их актуальность делают книги издательства незаменимыми для студентов, преподавателей и специалистов. Уникальные исследования и работы известных авторов способствуют развитию научного сообщества и популяризации знаний.

    Год выпуска: 2024.

    Юрьё Энгестрём, педагог, профессор и директор Центра исследований деятельности, развития и обучения в Университете Хельсинки, является выдающимся специалистом в области культурно-исторической теории деятельности. Его работа основана на трудах известных советских психологов, таких как Лев Выготский и Алексей Леонтьев. Энгестрём также разработал собственную теорию экспансивного обучения, которая акцентирует внимание на динамике образовательного процесса и взаимодействии различных контекстов обучения. Его исследования способствуют углубленному пониманию процессов развития и обучения, что делает его вклад значимым для педагогики и психологии.

    Согласно модели Энгестрёма, каждая система деятельности состоит из нескольких ключевых элементов. Эти элементы включают субъект, объект, инструменты, правила, сообщество и разделяемую деятельность. Субъект представляет собой участников системы, которые взаимодействуют с другими элементами. Объект — это цель или задача, над которой работает система. Инструменты служат средствами для достижения цели, тогда как правила определяют нормы и процедуры, регулирующие взаимодействие. Сообщество включает в себя группы и организации, которые влияют на деятельность, а разделяемая деятельность отражает общий контекст, в котором происходит взаимодействие. Эта модель помогает глубже понять сложные системы и процессы взаимодействия в различных сферах, включая образование и рабочие коллективы.

    • субъект деятельности (индивид или группа);
    • объект, который в процессе деятельности преобразуется в результат;
    • физические или символические инструменты, используемые субъектом;
    • правила — нормы и договорённости, принятые в системе;
    • общество — социальный контекст, в котором происходит деятельность;
    • разделение труда — раздельное выполнение задач, а также разные уровни власти и статуса в системе.

    Согласно Энгестрёму, различные системы деятельности формируют сложные сети и частично пересекаются. Он утверждает, что системы и методы организации труда не являются статичными; они изменяются в исторической перспективе и развиваются через выявление и преодоление проблемных ситуаций, которые исследователь называет противоречиями. Это является основой теории экспансивного обучения Энгестрёма. Исследователь полагает, что традиционное обучение, при котором знания и навыки передаются от опытного «учителя» к менее опытным «ученикам», часто оказывается неэффективным. В условиях современного мира люди и организации сталкиваются с новыми вопросами и проблемами, для которых не существуют готовых решений. В результате им необходимо создавать новые знания и учиться в процессе их генерации, включая внедрение и тестирование инновационных форм организации труда, которые ранее не применялись.

    Юрьё Энгестрём в своей книге «От команд к узлам» анализирует эволюцию рабочих команд, акцентируя внимание на изменениях в их структуре и функциях с течением времени. Он исследует, какие типы команд существовали в конце XX века и начале XXI века, а также какие новые форматы появляются в условиях цифровой экономики. Энгестрём, опираясь на работы других исследователей, классифицирует команды в зависимости от их ориентации на автономность и качество, а также по типу сообщества, в котором они действуют. Он выделяет иерархические и централизованные команды, а также рыночные структуры, в которых функционируют самостоятельные производственные единицы. Это исследование помогает лучше понять современные тенденции в организации труда и взаимодействия в команде, что особенно актуально в условиях стремительных изменений в бизнес-среде.

    В современных компаниях, ориентированных на интеллектуальный труд и инновации, по мнению Энгестрёма, формируются коллаборативные сообщества как третий вид взаимодействия. Эти сообщества характеризуются устойчивыми группами с прозрачными границами, что способствует легкому взаимодействию с другими коллективами. Участники таких групп обладают разнообразными навыками, а их идеи и ценности активно обсуждаются. Авторитет в коллаборативной среде определяется не формальным статусом, а уровнем экспертности участников, что способствует повышению эффективности совместной работы и внедрению инновационных решений.

    Фото: Ground Picture / Shutterstock

    В данной среде формируется новый тип организации труда, известный как ко-конфигурация. Этот подход подразумевает разработку интеллектуальных продуктов и услуг, которые непрерывно адаптируются к запросам потребителей и эволюционируют в процессе долгосрочного использования. Сотрудничество между производителем и потребителем происходит без заранее установленных правил и устойчивой центральной власти. Энгестрём называет этот процесс переговорным созданием узлов, что подчеркивает важность взаимодействия и совместного создания ценности.

    Понятия ко-конфигурации и создания узлов представляют собой начальные попытки очертить процессы производства, ориентированного на знания и инновации. Организации столкнулись с этой неопределенной областью, где они испытывают постоянные прерывания, сложности и неожиданные требования к обучению. Ведется постоянная конкуренция между различными организационными моделями. Если инновации и знания становятся новыми объектами и мотивами труда, какие последствия это имеет для команд? Какие новые характеристики должны проявляться в командах, ориентированных на инновации и знания? Можно ли их по-прежнему называть командами? Каковы их отличия от команд, сосредоточенных на автономии и качестве? Эти вопросы лежат в основе исследования, рассматриваемого в данной книге.

    Юрьё Энгестрём в своей работе «От команд к узлам» исследует трансформацию организационных структур и их влияние на эффективность взаимодействия. Автор акцентирует внимание на переходе от традиционных командных моделей к более гибким узловым структурам, которые способствуют быстрому принятию решений и адаптации к изменениям. Энгестрём анализирует, как новая модель организации позволяет сократить время на выполнение задач и повысить продуктивность, а также улучшить коммуникацию между участниками. В книге рассматриваются практические примеры и стратегии внедрения узловых структур, что делает материал актуальным для специалистов в области управления и бизнеса, стремящихся оптимизировать свои процессы и повысить конкурентоспособность.

    В книге «От команд к узлам» автор Энгестрём проводит глубокий анализ шести кейсов рабочих команд из разных организаций США и Финляндии. Каждый из рассмотренных кейсов фокусируется на конкретном исследовательском вопросе, что позволяет выявить уникальные аспекты функционирования команд. Книга углубляется в динамику взаимодействия, исследуя, как команды адаптируются к изменениям и какие факторы влияют на их эффективность. Энгестрём также рассматривает влияние культурных и организационных контекстов на работу команд, что делает исследование актуальным для специалистов в области управления и организационного развития.

    • Почему успешная телевизионная команда, занятая творческой работой, не развивается, а стагнирует?
    • Как возможности для инноваций появляются в донельзя формальном и бюрократизированном сообществе — в суде?
    • Как новая команда первичной медико-санитарной помощи выстраивает свою работу и какие инструменты для этого использует?
    • Могут ли команды учителей преодолеть границы, как формально установленные образовательной системой, так и принятые на уровне педагогической практики?
    • Как команда, на примере машиностроительного коллектива, учится и создаёт знания?
    • Как в команде колл-центра формируется социальный капитал? Под этим понятием Энгестрём понимает не только развитые социальные связи и общие ценности, но и способность коллектива эффективно взаимодействовать для решения проблем.

    Автор подводит итоги анализа кейсов и в заключительной главе предлагает новые подходы к исследованию форм организации труда и образовательных процессов, включая создание узлов. Это направление открывает возможности для более эффективного взаимодействия и обмена знаниями в условиях современного рынка труда.

    Текст будет полезен исследователям и практикам, работающим в области образования взрослых и обучении в организациях. Он предоставляет ценную информацию и рекомендации, которые помогут улучшить методы обучения и повысить эффективность образовательных программ для взрослых. Исследования в этой сфере способствуют разработке инновационных подходов и стратегий, направленных на удовлетворение потребностей обучающихся и оптимизацию процессов обучения в различных организациях.

    Переделать текст для улучшения SEO и дополнить его содержимое — это важный процесс. Он позволяет повысить видимость в поисковых системах и привлечь больше читателей. При редактировании текста следует учитывать ключевые слова, структуру предложений и общую читабельность.

    Подходите к созданию контента осознанно, фокусируясь на интересах вашей целевой аудитории. Важно, чтобы текст был не только информативным, но и легко воспринимаемым. Используйте активный залог и избегайте сложных конструкций, чтобы удерживать внимание читателя.

    Регулярно обновляйте контент, добавляя актуальную информацию и новые данные, что также положительно скажется на SEO. Помните, что качественный контент — это основа успешного онлайн-присутствия.

    Читайте также:

    • 6 элементов, которые помогут компании стать самообучающейся
    • Книжная полка: «Пятая дисциплина», Питер Сенге
    • Как обучить студентов и молодых сотрудников командным навыкам
    • Как сделать корпоративное обучение системным и увязать с бизнес-метриками
    • Как поменялись технологии и форматы корпоративного обучения за 10 лет?

    Узнайте больше об образовании, подписавшись на наш телеграм-канал. Здесь вы найдете самые актуальные новости, советы и ресурсы, которые помогут вам в обучении и профессиональном развитии. Не упустите возможность быть в курсе всех событий в сфере образования. Подписывайтесь прямо сейчас!