Корп обучение #Статьи

20 июня, 2025

Коэффициент адаптивности: что это такое и как связано с развитием персонала / Skillbox Media

Это модный инструмент в зарубежной корпоративной практике, а значит, мода на него может скоро развиться и у нас. Но есть нюансы.

Зачем нужен коэффициент адаптивности

Адаптивность как ключевая способность человека стала активно обсуждаться с 1980-х годов. В последние десять лет эта тема приобрела большую популярность, и в этот период был введен термин «коэффициент адаптивности», который обозначает метод оценки способности человека к изменениям и принятию новых условий. Рост интереса к адаптивности обусловлен быстро меняющимся миром, где умение приспосабливаться становится важным фактором успеха. Изучение коэффициента адаптивности помогает понять, как люди могут эффективно реагировать на вызовы и изменяющиеся обстоятельства, что особенно актуально в профессиональной среде.

Давайте рассмотрим происхождение коэффициента адаптивности. Этот термин впервые ввёл в оборот британский тренер Стюарт Паркин. В 2010 году он связал значимость коэффициента адаптивности с законом Мура, подчеркивая его роль в оценке эффективности и прогресса технологий.

Закон Мура утверждает, что количество транзисторов на кристалле интегральной схемы удваивается каждые 24 месяца. Суть этого закона заключается в том, что технологии становятся более мощными, производительными и доступными. С течением времени темпы этого развития только увеличиваются, что оказывает значительное влияние на индустрию высоких технологий. Закон Мура служит важным ориентиром для прогнозирования будущих достижений в области вычислительной техники и электроники, а также для оценки тенденций в производстве и разработке новых устройств.

Развитие технологий оказывает значительное влияние на нашу повседневную жизнь, требуя от нас постоянной адаптации к новым инновациям. Это влияние также распространяется на наши профессиональные обязанности. Как отмечает Паркин, адаптивность в данном контексте включает не только способность приспосабливаться, но и активную мотивацию к изменениям. Она подразумевает готовность меняться еще до наступления изменений, что является ключевым аспектом успешной профессиональной деятельности в условиях быстро меняющегося мира.

Кадр: сериал «Наследники» / HBO Entertainment / Gary Sanchez Productions

Коэффициент адаптивности стал важной метрикой в бизнесе, аналогично понятию эмоционального интеллекта. Он быстро завоевал популярность, особенно среди консультантов, предлагающих услуги по его измерению. К числу наиболее известных специалистов в этой области можно отнести Росса Торнли, который основал компанию AQai, сосредоточившуюся на коэффициенте адаптивности. Также стоит упомянуть Амина Туфани, который создал Университет адаптивности, и Пенни Локасо, разработавшую модель коэффициента осознанной адаптивности (Intentional Adaptability Quotient). Эти эксперты способствовали распространению знаний о коэффициенте адаптивности и его значении для успешного управления бизнесом в условиях быстро меняющейся среды.

Росс Торнли и Амин Туфани связывают коэффициент адаптивности с концепцией технологической сингулярности. Это гипотетический момент в будущем, когда искусственный интеллект достигнет уровня, превышающего человеческие возможности, и развитие технологий станет неконтролируемым. Важно понимать, что сингулярность может значительно изменить общество, экономику и повседневную жизнь, выдвигая на первый план вопросы этики, безопасности и управления технологическим прогрессом.

Согласно прогнозам футуролога Реймонда Курцвейла, автора книги «Сингулярность уже близка» и основателя Университета сингулярности, человечество стремительно движется к моменту технологической сингулярности. В современном мире мы переживаем такое количество технологических изменений, которое сопоставимо с тем, что произошло за последние 20 тысяч лет. По мнению Курцвейла, сингулярность, когда технологии станут настолько развитыми, что изменят основы человеческого существования, будет достигнута к 2045 году. Этот процесс трансформации открывает новые горизонты для развития общества и индивидуальной жизни, подчеркивая важность адаптации к быстро меняющемуся технологическому ландшафту.

Если кто-то считает это просто страшилками, достаточно вспомнить о ChatGPT. Широкая аудитория узнала о нём всего год назад, а к началу 2024 года он уже стал привычным рабочим инструментом для многих. Представьте, что подобные революционные технологии будут внедряться в нашу жизнь ежемесячно или даже чаще. Именно такое будущее предвещает концепция технологической сингулярности. Эта идея подразумевает резкое ускорение темпов научно-технического прогресса, что может радикально изменить нашу повседневность и подход к работе.

Современный мир характеризуется стремительными изменениями, что требует от людей постоянного развития навыков адаптации. В этой связи работодателям важно оценивать адаптивность своих сотрудников. Амин Туфани предложил концепцию экзономики (exonomics), или экспоненциальной экономики, в которой коэффициент адаптивности занимает центральное место. Основная идея заключается в том, что способность человека реагировать на новые вызовы становится ключевым навыком. Адаптация включает в себя осознание изменения, его понимание и соответствующую реакцию, что подчеркивает важность этой компетенции в современном профессиональном контексте.

Автор данной концепции утверждает, что три ключевых фактора — коэффициенты интеллекта, эмоционального интеллекта и адаптивности — образуют пирамиду. В этой структуре IQ располагается на нижнем уровне, эмоциональный интеллект находится в центре, а коэффициент адаптивности (AQ) занимает верхнюю ступень. Амин также подчеркивает, что адаптивность является качеством, которое не только возможно развивать, но и необходимо, чтобы успешно справляться с изменениями в жизни и профессиональной деятельности. Развитие адаптивности способствует лучшей интеграции эмоционального интеллекта и интеллектуальных способностей, что в итоге приводит к более эффективному решению задач и преодолению трудностей.

Пенни Локасо связывает свою концепцию коэффициента осознанной адаптивности с развитием технологий и изменениями условий труда, вызванными пандемией COVID-19. Переход на удалённый или гибридный формат работы стал значительным вызовом для многих сфер. Локасо акцентирует внимание не только на способности к изменениям, но и на стремлении человека к адаптации и его внутренней мотивации. Поэтому она выделяет не просто коэффициент адаптивности, а коэффициент осознанной адаптивности, подчеркивая важность осознания и активного участия в процессе изменений.

Читайте также:

Книжная полка: «Эмоциональный интеллект», автор Дэниел Гоулман. Эта книга является основополагающим трудом в области изучения эмоционального интеллекта, который играет ключевую роль в нашей жизни. Гоулман объясняет, как эмоциональный интеллект влияет на наши отношения, карьерный успех и общее благополучие. Он рассматривает основные компоненты эмоционального интеллекта, такие как самосознание, саморегуляция, мотивация, эмпатия и социальные навыки. Книга содержит множество примеров и исследований, которые иллюстрируют, как развитие эмоционального интеллекта может привести к улучшению качества жизни. Изучение этих концепций поможет читателям лучше понимать себя и окружающих, что, в свою очередь, способствует созданию гармоничных отношений как в личной жизни, так и в профессиональной среде. «Эмоциональный интеллект» — это важное чтение для всех, кто стремится к личностному росту и успешному взаимодействию с другими.

Почему коэффициент адаптивности связывают с обучением сотрудников

Авторы указанных концепций подчеркивают, что адаптивность является навыком, который можно развивать, включая обучение в этот процесс. Оценив текущий уровень адаптивности сотрудника, можно определить области для улучшения и целенаправленно «натренировать» этот навык. Тем не менее, обучение — это не единственный аспект, который связывает адаптивность с эффективностью работы. Важно учитывать и другие факторы, такие как внедрение новых технологий, изменения в окружающей среде и способность к саморазвитию, что также способствует повышению адаптивности. Таким образом, систематический подход к обучению и развитию адаптивности может значительно улучшить результаты работы сотрудников и всей организации в целом.

Росс Торнли в своей колонке для Training Zone подчеркивает, что высокий коэффициент адаптивности способствует эффективному преодолению стресса и проявлению устойчивости в сложных ситуациях. Функции обучения и развития (L&D) в организациях постоянно занимаются дообучением и переобучением сотрудников в условиях быстро меняющихся технологий и процессов. Однако этот процесс зачастую происходит на фоне общего стресса. Уровень адаптивности работников напрямую влияет на то, как они воспринимают изменения и усваивают новые знания. Чем выше коэффициент адаптивности, тем легче сотрудникам адаптироваться к нововведениям и обучению. Таким образом, важно учитывать коэффициент адаптивности при разработке стратегий обучения и поддержки сотрудников.

Информация о степени адаптивности сотрудников предоставляет возможность разработки комплексных программ обучения, учитывающих их эмоциональное состояние. Персонализация образовательного процесса становится более эффективной благодаря пониманию уровня адаптивности каждого сотрудника, его способности справляться со стрессом и готовности применять новые знания и навыки в работе. Адаптивность играет ключевую роль в успешной интеграции новых умений в профессиональную практику, что, в свою очередь, способствует повышению общей продуктивности и эффективности команды.

Измерение коэффициента адаптивности является важным инструментом для анализа продуктивности. Эти данные помогают выявить, в каких областях стресс негативно сказывается на способности сотрудников обучаться и адаптироваться к новым условиям. Понимание факторов, влияющих на адаптивность, позволяет организациям эффективно управлять изменениями и повышать общую эффективность команды.

Включение AQ в стратегию обучения позволяет не только развивать навыки, но и укреплять команды, придавая им устойчивость для успешной навигации в неопределенных условиях будущего. Увеличение уровня AQ — это не просто управление изменениями, а создание среды, способствующей постоянному обучению, особенно в стрессовых ситуациях. Эксперты подчеркивают важность AQ как ключевого элемента для адаптации и роста в современных реалиях.

Российские эксперты в области развития персонала подчеркивают значимость адаптивности в современных условиях. Павел Безяев, основатель сообщества Digital Learning и специалист в корпоративном обучении, в интервью для Skillbox Media отметил, что адаптивность является критически важной. Он акцентировал внимание на необходимости применения эффективных методик и инструментов, которые помогают людям выявлять свои особенности и ограничения для успешной адаптации. Также он подчеркнул важность предоставления необходимых ресурсов для учета этих особенностей и преодоления возможных препятствий.

Существует два ключевых вопроса: каким образом измеряется адаптивность и возможно ли представить её в виде определённого коэффициента. Измерение адаптивности может включать в себя различные методы и показатели, такие как анализ поведения пользователей, оценка взаимодействия с интерфейсом и адаптация к изменениям в окружающей среде. Вопрос о возможности количественной оценки адаптивности остаётся открытым, так как это требует сложной системы метрик, учитывающих множество факторов. Тем не менее, разработка таких коэффициентов может помочь в более точной оценке адаптивности.

Как измеряют адаптивность

В российской и международной практике существуют опросники, позволяющие оценить адаптивность человека, включая карьерную адаптивность. Однако на данный момент отсутствует общепринятая формула для расчета адаптивности и коэффициента адаптивности, в отличие от модели «большой пятёрки». Это объясняется тем, что адаптивность является сложным психометрическим конструктом. Для разработки единой формулы оценки необходимо согласовать перечень индикаторов и параметров, входящих в этот конструкт.

В 2000 году исследовательница Элейн Пулакос разработала одну из самых известных моделей для оценки адаптивности. В 2010-х годах на основе этой модели множество ученых создали новые научные методики для анализа адаптивности. Руководитель практики Digital Assessment компании ЭКОПСИ Юрий Шатров подчеркивает значимость этих исследований в комментарии для Skillbox Media.

Фото: Tim Gouw / Unsplash

Элейн Пулакос и её команда провели анализ более тысячи критических ситуаций, возникших в различных рабочих сферах, всего охвачено 21 сфера. На основе этого анализа была разработана таксономия адаптивной производительности труда. Далее модель была проверена эмпирически на данных 1619 респондентов из 24 рабочих сфер. Модель Пулакос состоит из восьми индикаторов, которые помогают оценить уровень адаптивной производительности в различных условиях труда.

  • креативное решение задач,
  • толерантность к неопределённости,
  • устойчивость к стрессовым ситуациям,
  • обучение новым подходам и технологиям,
  • открытость обратной связи,
  • межкультурная адаптивность,
  • готовность работать в некомфортных условиях.

Адаптивность является понятием с широким спектром значений, и каждый автор новой модели её измерения может интерпретировать это слово по-своему. Алёна Куликова, приглашённый преподаватель Института образования НИУ ВШЭ и экс-руководитель магистерской программы «Обучение и оценивание как наука», в комментарии для Skillbox Media поднимает вопрос о схожести между концепцией коэффициента адаптивности и понятием эмоционального интеллекта. Оба термина страдают от отсутствия четкого определения, что создает сложности в их понимании и применении. Важно развивать более ясные и согласованные подходы к измерению адаптивности, чтобы обеспечить её эффективное использование в образовательных и профессиональных сферах.

Коэффициент адаптивности представляет собой новое и обширное понятие, с которым связано множество вопросов. Несмотря на наличие определённых научных работ, в научном сообществе все еще отсутствует устоявшаяся структура и четкое понимание его сути. Эксперты подчеркивают, что для дальнейшего развития этой темы необходимо больше исследований и обсуждений, что позволит установить четкие определения и критерии.

Современные инструменты для оценки коэффициента адаптивности чаще всего представляют собой коммерческие решения от бизнес-консультантов. Хотя все эти инструменты базируются на схожих параметрах, у каждого из них имеются уникальные особенности. Рассмотрим три примера таких инструментов.

Одним из самых известных инструментов для оценки коэффициента адаптивности является модель, созданная компанией AQai. Росс Торнли, бизнес-консультант и один из основателей компании, уже упоминался в данной статье. Разработкой модели занимался доктор Николас Дюшел, исследователь из Университета Карла III в Мадриде. Эта модель предоставляет ценную информацию о способности организаций адаптироваться к изменениям в окружающей среде и помогает в разработке стратегий для повышения гибкости и устойчивости бизнеса.

Модель включает три ключевых параметра, каждый из которых состоит из пяти пунктов для оценки. Эти параметры обеспечивают комплексный подход к анализу и помогают глубже понять рассматриваемую тему. Каждый пункт способствует более точной и детализированной оценке, что в свою очередь позволяет выработать эффективные стратегии и принимать обоснованные решения.

  • Возможности: то, как человек реагирует на перемены. К возможностям относятся устойчивость, гибкость ума, выдержка, образ мышления и способность «разучиться» делать что-то по-старому (чтобы научиться делать по-новому).
  • Характер: то, какими личностными чертами обладает человек, и то, как именно он способен их развивать. К этим чертам относят эмоциональный диапазон, экстраверсию, надежду, мотивационный стиль и стиль мышления. Всё это говорит о способности позитивно воспринимать изменения, не терять оптимизма и справляться со стрессовыми ситуациями.
  • Среда: то, в каких обстоятельствах человек встречает изменения. Среда включает эмоциональное здоровье, поддержку со стороны команды и компании, наличие стресса на работе и, собственно, рабочую среду. Чем лучше обстоят дела со всеми перечисленными факторами, тем проще человеку принять новое и адаптироваться к неизвестному.

Характер определяет причины, по которым человек адаптируется, возможности демонстрируют способы этой адаптации, а окружающая среда указывает на скорость, с которой происходят изменения.

Фото: Proxyclick Visitor Management System / Unsplash

Оценка по указанным трем параметрам осуществляется с использованием онлайн-опросника, который основан на технологиях искусственного интеллекта. В процессе общения с ботом пользователь отвечает на вопросы, которые могут быть представлены в различных форматах. Это включает как оценку определенных утверждений, так и возможность дать ответ в свободной форме. Такой подход обеспечивает более точное и объективное оценивание, а также позволяет лучше понять мнение и предпочтения участников опроса.

Следует подчеркнуть, что оценка является платной услугой компании AQai. Авторы заявляют, что их модель разработана на основе научных исследований в области психологии и менеджмента, а также протестирована в течение года в 28 странах на выборке примерно из одной тысячи человек. Однако независимые подтверждения эффективности этой модели отсутствуют. Стоит отметить, что аналогичные модели также не имеют независимой верификации.

Индикатор намеренной адаптивности (IAQ) — это концепция, разработанная австралийским исследователем Пенни Локасо. Модель основывается на трех ключевых параметрах, которые помогают оценить способность человека адаптироваться к изменяющимся условиям и ситуациям. IAQ подчеркивает важность осознанного подхода к адаптации, что позволяет эффективно справляться с вызовами и улучшать личную и профессиональную продуктивность. Внедрение этой модели может повысить уровень адаптивности как в индивидуальной, так и в командной работе, способствуя лучшему пониманию и взаимодействию в быстро меняющемся мире.

  • Фокус — то есть способность человека намеренно создавать пространство для изучения важных для себя вещей, концентрироваться, экспериментировать в меняющихся обстоятельствах. Фокус, отмечает автор модели, поддерживается способностью вовлекаться, создавать смыслы, а также внимательностью.
  • Смелость — способность воспринимать страх или неудачи не как препятствие, а как ступеньку на пути к желаемым изменениям.
  • Любознательность — умение создавать пространства для «разучения и изучения». Разучение здесь означает способность по-новому посмотреть на вещи, изучить их заново.

Пенни Локасо акцентирует внимание на важности интенции, подчеркивая, что готовность к изменениям является сознательным выбором. Фокусировка на изменениях предполагает желание проанализировать новую ситуацию и сопоставить её со своими ценностями. Смелость подразумевает целенаправленную работу со страхами, а любознательность — активное взаимодействие с новыми возможностями. Автор также выделяет условия, способствующие проявлению этих качеств. К ним относятся честность перед собой, способность устанавливать связи с другими людьми и готовность к экспериментам. Эти аспекты играют ключевую роль в процессе личностного роста и адаптации к изменениям.

Пенни Локасо и её коллеги из Университета Дикона провели исследование в Австралии с участием 490 человек, чтобы выяснить, можно ли по определённым параметрам оценить адаптивность индивидуумов. Результаты исследования подтвердили их предположения о структуре предложенной модели, однако независимых подтверждений не представлено. Локасо предлагает измерение IAQ в качестве платной услуги, стоимость которой составляет 89 долларов США за человека.

Амин Туфани, основатель Университета адаптивности, разработал уникальную модель измерения коэффициента адаптивности, основанную на десяти параметрах, охватывающих когнитивные и эмоциональные аспекты. В этой модели присутствуют как традиционные параметры, такие как рациональная и метакогнитивная адаптивность, способности к восприятию нового и эмпатии, так и оригинальные элементы, например, концепция «лигометрической адаптивности». Эта модель предоставляет глубокое понимание адаптивности, что делает её ценным инструментом для исследования и развития личностных качеств.

Лигометрия, термин, введенный Туфани, сочетает в себе латинское слово «лиго», означающее «тень», и «метрия», что переводится как «измерение». Этот концепт предполагает измерение знаний о том, что нам неизвестно, поскольку объем незнания индивидуального человека зачастую превышает объем его знаний. Лигометрия исследует границы между знанием и незнанием. Туфани подчеркивает, что развитие адаптивности возможно через постоянное сомнение в устоявшихся представлениях и нарушение привычных рамок мышления. Таким образом, лигометрия открывает новые горизонты для саморазвития и личностного роста, способствуя более глубокому пониманию как известных, так и неизведанных аспектов нашего мира.

Фото: Resume Genius / Unsplash

Туфани заявляет о создании модели для измерения коэффициента адаптивности, основываясь на множестве исследований. Однако он не предоставляет конкретных примеров этих исследований и не раскрывает детали работы своей модели. В результате, это выглядит скорее как коммерческое предприятие, чем как значимый вклад в научное изучение коэффициента адаптивности.

Алёна Куликова подчеркивает, что современные модели больше напоминают маркетинговую уловку, поскольку не имеют достаточной доказательной базы, включающей воспроизводимые результаты от независимых источников. Однако нельзя с уверенностью утверждать, что эти модели неэффективны, так как отсутствуют объективные независимые исследования, способные подтвердить или опровергнуть их работу.

Юрий Шатров подчеркивает, что адаптивность в коммерческих моделях становится почти синонимом идеального человека. Это понятие настолько обширно, что включает в себя все качества, присущие «хорошему человеку». В прошлом аналогичная ситуация наблюдалась с понятием эмоционального интеллекта. Согласно современным моделям, адаптивный человек обладает множеством навыков: он эффективно общается, быстро обучается, отлично работает с данными и проявляет настойчивость. Однако важно разделять эти качества и ограничить понятие адаптивности лишь способностью подстраиваться под различные контексты. В противном случае само понятие адаптивности теряет свою ценность, а это может привести к путанице в восприятии людей.

Что происходит с оценкой адаптивности в России

В зарубежной практике концепция адаптивности начала развиваться давно, тогда как в России этот тренд лишь начинает набирать популярность. По словам Павла Безяева, обсуждение значимости адаптивности как ключевой компетенции в России началось в 2020 году. Однако на сегодняшний день практика оценки уровня адаптивности в российских компаниях еще не стала широко распространенной. Адаптивность становится важным фактором успешности в условиях быстро меняющегося рынка, и ее внедрение в корпоративную культуру может существенно повысить конкурентоспособность организаций.

Юрий Шатров также поддерживает данное мнение, указывая на то, что в последние два года в ЭКОПСИ наблюдается рост интереса к адаптивности. Сотрудникам необходимо подстраиваться под новые условия, что делает эту компетенцию особенно актуальной. Несмотря на то что адаптивность входит в тройку ключевых компетенций, влияющих на эффективность работы, запросы на её оценку остаются довольно редкими. Это подчеркивает необходимость более тщательного анализа и внедрения адаптивности в корпоративную культуру и оценку персонала для повышения продуктивности.

По наблюдениям экспертов, многие компании применяют общие критерии, такие как потенциал и обучаемость, для оценки своих сотрудников. Адаптивность часто рассматривается как отдельная компетенция в рамках более широкой модели оценивания или входит в состав комплексной оценки личностных характеристик кандидатов и работников. Это свидетельствует о том, что организации осознают важность адаптивности, однако она является лишь одной из множества характеристик, которые учитываются при оценке сотрудника.