Мнение: «Корпоративное обучение — чистой воды „инфобиз“» / Skillbox Media
Похоже, сфера обучения и развития персонала начинает сильно отставать от трендов. Во всяком случае, такое впечатление складывается со стороны.
Содержание:
Почему корпоративное обучение сильно напоминает инфобизнес
Сравнение корпоративного обучения и инфобизнеса показывает, что ключевым аспектом являются создатели учебных программ. Виталий Кураго отмечает, что типичный отдел обучения и развития (L&D) состоит из четырех человек, которые работают с ограниченными ресурсами. В таких условиях сложно добиться высокого качества образовательных продуктов. Это подчеркивает важность эффективного подхода к созданию и внедрению обучающих программ в корпоративной среде.
Скорее всего, это будет чисто информационный бизнес, поскольку данный отдел занимается разработкой двух продуктов. Два из четырех сотрудников проводят тренинги, а остальные двое являются методистами, разрабатывающими SCORM-курсы. Важно отметить, что такой подход позволяет эффективно сочетать образовательные услуги с цифровыми решениями, что способствует развитию навыков и повышению квалификации участников.
В корпоративном обучении, по мнению спикера, часто встречаются нереалистичные обещания, аналогично тем, что дают на курсах блогеров. Например, обещается, что всего за короткий срок и с помощью одной презентации сотрудник сможет научиться эффективно решать конфликты с клиентами. Однако на практике такой результат невозможен после прохождения мини-курса. Тем не менее, как отмечает Виталий, в последние годы наблюдаются положительные изменения в подходах к обучению. Компании начинают осознавать важность качественного и глубокого обучения, что способствует более эффективному развитию сотрудников.
В последние годы наблюдается тенденция к уменьшению числа обещаний в области обучения. Теперь чаще используются формулировки, такие как «вы будете уметь» или «вы будете знать». Однако даже эти фразы не полностью отражают достижения учеников. В этом контексте корпоративное обучение можно рассматривать как часть инфобизнеса. Такой подход акцентирует внимание на практических навыках и знаниях, которые сотрудники могут применять в своей работе, и подчеркивает важность реальных результатов.
Виталий Кураго получил поддержку от коллег по обсуждаемой теме. Модератор дискуссии и сооснователь сообщества Digital Learning Павел Безяев поделился своим опытом: «Вспоминаю разговор с корпоративным заказчиком: ‘Мы хотим, чтобы после вашего слайдового синхронного курса наши руководители начали эффективно управлять проектами. Однако у них очень мало времени, поэтому курс не должен длиться дольше 15 минут’. То есть, 15 минут слайдов должны привести к изменениям в работе руководителей. Вы действительно верите, что это возможно? Такие курсы распространены в большинстве компаний и встречаются в большом количестве.»
Важно понимать, что краткие обучающие форматы не всегда способны обеспечить качественное усвоение материала и улучшение навыков. Эффективное обучение требует времени и взаимодействия, что часто игнорируется в корпоративной среде.
Корпоративному обучению, вероятно, предстоит дистанцироваться от традиционного инфобизнесового подхода, следуя примеру представителей EdTech и инфобизнеса. Это связано с необходимостью адаптации к современным требованиям и ожиданиям рынка. Современные методики обучения должны акцентироваться на практической эффективности, индивидуализации и использовании новых технологий, чтобы обеспечить максимальную ценность для сотрудников и компаний.
Михаил Мордасов, основатель компании «Смарт Курс», проекта «ЛюбиДелай» и блога Edumakers, выразил мнение о будущем корпоративных академий. Он считает, что им предстоит пройти сложный путь, аналогичный тому, который уже преодолели EdTech и инфобизнес. По его мнению, без значительных изменений и успешных кейсов в области корпоративного обучения эти организации могут столкнуться с серьезными трудностями. На открытом рынке пока нет достаточного количества удачных примеров, что делает будущее корпоративного обучения неопределенным.
Каковы причины «инфобизнесовости» корпоративного обучения
Участники обсуждения выделили три ключевые причины, способствующие данной ситуации. Они также обсудили, какие уроки корпоративное обучение может извлечь из опыта инфобизнеса и сектора EdTech.
Корпоративное обучение имеет свои особенности, которые влияют на его качество и эффективность. Основная причина заключается в том, что финансирование курсов, тренингов и учебных программ осуществляется компаниями, а не самими сотрудниками. Часто такие обучения являются обязательными, что исключает необходимость «продавать» их. В результате страдает как качество, так и результативность обучения. В корпоративной сфере отсутствует высокая конкуренция за внимание и лояльность сотрудников, как это наблюдается в EdTech и инфобизнесе. Поскольку конкуренция не столь выражена, мотивация на улучшение качества обучения также снижается. Это создает риск, что корпоративные учебные программы не отвечают современным требованиям и ожиданиям сотрудников, что в конечном итоге может негативно сказаться на их профессиональном развитии и эффективности работы.
Второй важный аспект — скорость внедрения изменений. В сфере EdTech и инфобизнеса онлайн-школы и разработчики курсов оперативно адаптируются к запросам рынка и потребностям пользователей. Они постоянно находят новые методы привлечения студентов и повышения их вовлечённости и лояльности. В корпоративном обучении такой гибкости часто не наблюдается, что приводит к менее активному развитию и совершенствованию образовательных инструментов. Это замедляет процесс адаптации к новым вызовам и потребностям, что может негативно сказаться на качестве обучения и результатах.
Евгений Чекушин, CEO платформы Livedigital, отметил, что корпоративным заказчикам сложно убедить в необходимости внедрения новых и эффективных решений, даже самых простых. В качестве примера он привёл регистрацию на вебинары и курсы через Telegram. Этот подход значительно упрощает и ускоряет процесс, так как пользователи могут взаимодействовать с обучением в привычной для них среде. Несмотря на очевидные преимущества, большинство компаний продолжают использовать устаревший метод рассылки уведомлений по электронной почте, что свидетельствует о сопротивлении к изменениям в бизнес-практиках. Внедрение современных технологий и платформ для обучения и коммуникации может значительно повысить эффективность корпоративного обучения и взаимодействия с сотрудниками.
За последние десять лет технологии и форматы корпоративного обучения изменились незначительно. Несмотря на развитие цифровых платформ и появление новых методик, многие компании по-прежнему придерживаются традиционных подходов к обучению сотрудников. Онлайн-курсы, вебинары и электронные учебники стали более распространенными, но основная структура обучения осталась прежней. Корпоративные тренинги по-прежнему фокусируются на передаче знаний и навыков, часто без учета индивидуальных потребностей сотрудников. При этом важно отметить, что успешные компании начинают осознавать необходимость адаптации обучающих программ под конкретные задачи и цели, что в будущем может привести к более значительным изменениям в сфере корпоративного обучения.
Третья причина заключается в отсутствии требовательных заказчиков и ответственных провайдеров, а также в отсутствии серьезных требований к конечному продукту. Михаил Мордасов подчеркивает, что в России сформировался своеобразный «корпоративный инфобизнес», где подрядчики получают прибыль от равнодушных клиентов. Заказчики приобретают курсы, которые, скорее всего, не будут использовать, в то время как подрядчики не стремятся изменить эту ситуацию. Важно, чтобы заказчики ставили высокие требования к качеству услуг и материалов, а провайдеры, в свою очередь, отвечали на эти запросы, создавая ценные и эффективные продукты. Это приведет к улучшению рынка и повышению его конкурентоспособности.
Когда ситуация изменится к лучшему?
Основатель EDGlobal и EdTech Expo Даниэль Партнер считает, что ситуация в сфере образовательных технологий изменится к лучшему, когда заказчики обучения станут более зрелыми. Это предполагает более осознанный подход к выбору образовательных решений и понимание актуальных потребностей рынка.
Гибкость должна исходить от заказчика. Важно дать время, чтобы заказчик стал более зрелым в своих подходах. В сфере инфобизнеса наблюдается заметный рост зрелости заказчиков за короткий срок. Если сравнить воронки продаж и уровень вовлеченности, который существует сегодня, с тем, что было три года назад, а тем более пять, семь или десять лет назад, можно увидеть кардинальные изменения. Процессы стали более эффективными и адаптированными к требованиям времени.
Внутренние отделы корпоративного обучения часто сталкиваются с ограниченными возможностями по сравнению с EdTech. Даниэль Партнер отметил, что в онлайн-школах над разработкой курсов трудятся до 50 специалистов, в то время как в корпоративном обучении команды состоят всего из трёх-четырёх человек. Внедрение новых инструментов также представляет собой сложную задачу, так как отделы L&D и T&D нередко ограничены внутренними требованиями к безопасности. Это значит, что переход на современные платформы может оказаться непростым и потребовать дополнительных усилий.
Представителям корпоративного обучения необходимо развивать насмотренность, обращая внимание на лучшие практики в области EdTech и инфобизнеса. Не все продукты инфобизнеса низкого качества; в каждом сегменте рынка можно найти как качественные, так и неэффективные решения. Важно опираться на бизнес-результаты и использовать данные для создания эффективных курсов. Это позволит не только повысить качество обучения, но и достичь конкретных целей компании.