Можно ли научить гибким навыкам виртуально / Skillbox Media
Стоит ли заменять корпоративные курсы по софт-скиллам VR-тренингами? Выясняем на примерах.
Технологии виртуальной реальности активно внедряются в образовательный процесс на всех уровнях, от начальной школы до корпоративного обучения. С их помощью учащиеся могут погружаться в различные исторические эпохи, исследовать другие планеты, проводить химические и физические эксперименты, а также отрабатывать профессиональные навыки, такие как хирургия или сварка. Преимущества использования виртуальной реальности в образовании очевидны: эффект присутствия значительно повышает вовлечённость учащихся, а практические занятия остаются безопасными. Виртуальная реальность открывает новые горизонты для обучения, делая его более интерактивным и эффективным.
Не каждый учебный курс требует от студентов экстремальных условий, таких как поездки на Марс, ремонт взрывоопасных объектов или операции на открытом сердце. Однако стоит рассмотреть, насколько эффективным может быть использование виртуальной реальности (VR) в обучении по традиционным темам, например, в развитии гибких навыков (soft skills). Важность VR в корпоративном обучении становится все более очевидной, так как этот подход позволяет создать интерактивную и погружающую среду для практики общения, управления конфликтами и других критически важных навыков. Исследования показывают, что VR может повысить уровень вовлеченности и улучшить запоминание материала, что делает его ценным инструментом для обучения сотрудников. Таким образом, использование VR для развития мягких навыков в корпоративной среде может значительно повысить качество обучения и подготовленность сотрудников к реальным задачам.
Опыт PwC: один материал, три подхода
Компания PwC провела исследование, посвященное возможностям VR-обучения гибким навыкам. В рамках пилотного проекта был разработан модуль для новых руководителей, фокусирующийся на принципах управления, основанных на равных возможностях. Цель этого тренинга заключается в том, чтобы помочь участникам в будущем принимать управленческие решения, основываясь на объективных критериях, а не на предвзятых мнениях, связанных с возрастом, этнической или гендерной принадлежностью, а также состоянием здоровья сотрудников. Такой подход способствует созданию инклюзивной рабочей среды и повышению эффективности команд.
В компании PwC обучение для начинающих менеджеров проводилось и ранее, однако в конце 2019 года 1600 сотрудников в 12 офисах США получили возможность выбрать один из трех форматов курса: очное обучение, онлайн-курсы или обучение в виртуальной реальности. Этот подход позволяет адаптировать процесс обучения под индивидуальные предпочтения и график каждого участника, что повышает эффективность усвоения материала и способствует развитию профессиональных навыков.
Целью данного исследования стало получение ответов на два ключевых вопроса.
- Обучение гибким навыкам в VR более эффективно, чем в очном или дистанционном формате?
- Обучение гибким навыкам в VR более экономически выгодно, чем традиционные форматы?
Очное и дистанционное обучение реализуются в традиционных форматах, которые имеют свои особенности. В таблице представлены основные характеристики этих форматов. Очное обучение предполагает личное присутствие студентов на занятиях, что способствует более активному взаимодействию с преподавателями и другими учащимися. Дистанционное обучение, в свою очередь, предлагает гибкость и возможность учиться в удобное время и в любом месте, что особенно актуально для занятых людей. Оба формата имеют свои преимущества и недостатки, и выбор между ними зависит от индивидуальных предпочтений и целей обучения.
Подготовка модуля для VR-обучения стала наиболее сложным этапом проекта. Для создания эффективных организационных и технических условий исследования потребовалось значительное время, сопоставимое с самим процессом разработки курса.
- Для тренинга закупили беспроводные VR-шлемы — по шесть на каждый офис, где планировалось обучение.
- Для VR-модуля в офисах потребовалось выделить отдельное помещение: обучаться в VR-шлеме — не то же самое, что тихонько прослушать онлайн-курс на ноутбуке (проходя VR-обучение, человек может разговаривать и двигаться).
- Гарнитуры нужно дезинфицировать после каждого пользователя, так как при ношении они тесно контактируют с кожей.
- Между тренингами VR-шлемы надо где-то хранить и вовремя заряжать.
- А ещё каждый участник тренинга должен заходить в систему как индивидуальный пользователь, и его персональные данные и данные об обучении требуется передавать и хранить в защищённом виде. Для этого нужна высокая пропускная способность сети в офисе: в исследовании PwC контент для обучения сразу устанавливался на устройство, но, чтобы распознавать голосовые ответы пользователя и передавать данные для дальнейшего анализа, требовалось интернет-подключение.
Разработка контента для VR-тренинга у PwC заняла примерно три месяца. В результате участник погружался в виртуальный офис компании, где находились его виртуальные подчинённые. В роли руководителя ему предстояло принимать решения в трёх сценариях: выбирать кандидатов на работу, распределять сотрудников по проектам и оценивать их результаты. Этот подход позволяет эффективно развивать управленческие навыки и улучшать взаимодействие в команде в условиях, приближённых к реальным.
Участник не имел полной свободы действий, поскольку сценарий предлагал выбор из нескольких фраз на каждом этапе. Для создания более реалистичных диалогов требовалось полностью произнести выбранную фразу. Виртуальные персонажи реагировали на выбор «начальника», и в случае значительной ошибки он мог столкнуться с критикой. Пользователь имел возможность вернуться к пройденному сценарию: система показывала, на каких шагах и по каким причинам стоило выбрать альтернативные формулировки. Такой подход позволяет улучшить навыки общения и повысить уверенность в принятии решений.
Специалисты PwC провели сравнительный анализ трех видов обучения и пришли к следующим выводам. Каждый из типов обучения имеет свои уникальные особенности, которые влияют на эффективность усвоения материала. Важно учитывать, что выбор метода обучения зависит от конкретных целей и задач, а также от предпочтений обучаемых. В результате исследования стало очевидно, что комбинированный подход, который сочетает элементы всех трех видов, может обеспечить наилучшие результаты в обучении. Это позволяет адаптировать процесс под нужды каждого отдельного обучающегося и повысить общую продуктивность обучения.
- Обучение в VR получилось в четыре раза быстрее, чем очное, и в полтора раза быстрее дистанционного.
- VR-технологии создают у учащихся большую уверенность в полученных знаниях. Уверенность участников VR-модуля в том, что они смогут правильно применять принципы равных возможностей в работе, повысилась почти в три раза. У других групп — в два раза.
- VR-обучение вовлекает сильнее. Участники VR-модуля сообщали об эмоциональной вовлечённости в обучение в 2,3 раза чаще, чем те, кто прошёл дистанционный курс, и в 3,75 раза чаще, чем участники очного тренинга.
- Сосредоточенность при VR-обучении оказалась в четыре раза выше, чем на дистанционном курсе, и в полтора раза выше, чем на очном курсе. По собственным оценкам обучавшихся на VR-курсе, они почти не отвлекались и быстро возвращались к заданию.
- При масштабировании VR-обучение рентабельнее, чем традиционные форматы. Разработка и внедрение VR-модуля потребовали почти на 50% больше инвестиций, чем проведение любого из традиционных курсов. Но если учитывать стоимость рабочего времени сотрудников, то чем больше людей необходимо обучить, тем выгоднее оказывается быстрый VR-формат. Например, для 6 000 сотрудников, по расчётам PwC, VR-обучение получится на 20% рентабельнее дистанционного и на 58% — очного.
- Сотрудники предпочитают обучение в VR всем остальным вариантам: 91% тех, кто в первый раз прошёл тренинг в традиционном формате, а потом — в VR, оценили VR-опыт выше.
В результатах исследования PwC отсутствует ответ на ключевой вопрос: как новый формат обучения повлиял на усвоение знаний? Эта информация не была получена. Выяснилось, что участники исследования уже имели хорошее понимание темы до начала обучения, и их оценки уровня знаний до и после курса практически не изменились. Это подчеркивает необходимость более глубокого анализа эффективности новых форматов обучения и их влияния на реальное усвоение материала.
Специалисты компании PwC оценили первый опыт использования технологий виртуальной реальности (VR) для обучения гибким навыкам как успешный. Важными аспектами навыков, связанных с межличностным общением, являются уверенность в себе и эмоциональная вовлечённость. В этом контексте VR-модуль продемонстрировал преимущества по сравнению с традиционными форматами обучения, предоставляя пользователям уникальные возможности для практики и развития необходимых компетенций.
Компания ответила утвердительно на оба вопроса, заданные перед началом эксперимента: обучение «гибким навыкам» в виртуальной реальности (VR) оказалось более эффективным и экономически выгодным по сравнению с другими форматами. Однако авторы исследования PwC не рекомендуют полностью переходить на VR. В заключении исследования подчеркивается важность комбинирования всех трех форматов обучения для достижения наилучших результатов. Это позволяет использовать преимущества каждого из них и адаптировать процесс обучения под потребности сотрудников.
Виртуальная реальность является отличным инструментом для динамичного освоения нового материала в безопасной среде. Она позволяет учащимся погрузиться в обучающий процесс и эффективно применять полученные знания на практике. Электронное обучение, в свою очередь, становится незаменимым при изучении программного обеспечения и в рамках коротких учебных циклов. Аудиторные занятия остаются актуальными, когда необходима совместная работа и обсуждение тем в группе. Таким образом, комбинирование этих методов обучения может значительно повысить эффективность образовательного процесса.
VR в практике российских компаний
Согласно оценкам экспертов российского рынка AR/VR-технологий в образовании, наблюдается устойчивый рост спроса на VR-форматы тренингов, направленных на развитие гибких навыков в последние два-три года. Этот тренд особенно выражен в таких секторах, как банковское дело и ритейл, где сотрудникам необходимо регулярно совершенствовать навыки взаимодействия с клиентами. Использование VR-технологий в обучении позволяет значительно повысить эффективность тренингов и улучшить качество подготовки специалистов, что особенно актуально в условиях динамично меняющегося рынка.
На бизнес-форуме AVRA Days Алексей Крылов, руководитель направления цифрового обучения сети «Перекрёсток», представил один из самых значимых российских примеров внедрения виртуальной реальности (VR) в обучение сотрудников. Виртуальный тренинг прошли продавцы, работающие в зонах, где покупатель не может самостоятельно выбрать товар и вынужден обращаться к сотруднику. Успех продажи и уровень удовлетворённости клиента в значительной степени зависят от качества общения продавца с покупателем. Использование VR-технологий в обучении позволяет значительно повысить эффективность подготовки сотрудников, что, в свою очередь, отражается на улучшении клиентского сервиса и увеличении продаж.
В рамках пилотного проекта VR-обучения продавцы развивали навыки общения с помощью диалогового тренажера, взаимодействуя с виртуальными покупателями. Для достижения высокого результата в задании необходимо было правильно поздороваться, проконсультировать клиента, предложить дополнительные товары, оформить покупку и попрощаться. После внедрения VR-тренинга в ста супермаркетах продажи увеличились на 8,2% по сравнению с магазинами, где обучение проводилось традиционными методами. Это подтверждает эффективность использования виртуальной реальности для повышения квалификации продавцов и улучшения качества обслуживания клиентов.
Успех пилота привлек внимание компании, и теперь, по словам Алексея Крылова, во всех супермаркетах сети установлены очки виртуальной реальности. Эти устройства не только помогают обучать сотрудников, работающих за прилавками, но и способствуют развитию навыков эмпатии у продавцов-кассиров. Тренинг проходит в формате видео 360°, где используются реальные актеры, что позволяет создать более immersive и реалистичный опыт обучения. Внедрение виртуальной реальности в процесс обучения повышает качество обслуживания и помогает создать более дружелюбную атмосферу для клиентов.
В ходе экспериментов с виртуальной реальностью «Перекрёстку» удалось внедрить эту технологию среди сотрудников различных возрастных категорий. Независимо от того, 20 им лет или 60, все могут успешно обучаться с помощью VR-тренажёра, хотя у работников старшего возраста изначально может возникнуть скепсис по поводу данной технологии. Крылов отметил, что ключевым фактором является содержание обучения, а виртуальная реальность служит лишь средством его передачи. Использование VR в обучении позволяет повысить вовлечённость и усвоение информации, что делает этот подход актуальным для современных образовательных процессов.
В корпоративном обучении все более популярным становится виртуальный формат для развития гибких навыков. На форуме AVRA Days Дмитрий Кириллов, президент компании Modum Lab, поделился своим мнением о причинах этой тенденции. Он отметил, что дело не только в привлекательности новой технологии и эффекте новизны. Виртуальные обучающие решения, разработанные для таких компаний, как «Перекресток», предоставляют эффективные инструменты для формирования важных навыков, необходимых в современном бизнесе. Использование VR-технологий позволяет создать интерактивную и увлекательную среду, где сотрудники могут практиковать и оттачивать свои навыки в безопасных условиях, что значительно повышает качество обучения и его результатов.
Обучение в виртуальной реальности (VR) демонстрирует высокую вовлеченность и эффективность, что делает его привлекательным для организаций, стремящихся к масштабированию. В отличие от традиционного формата обучения, где каждый тренер интерпретирует материал по-своему, VR-тренажеры обеспечивают единообразие и стандартизацию методов подачи информации. Это позволяет всем участникам получать одинаковый уровень знаний и навыков, что особенно важно для крупных компаний и образовательных учреждений. Таким образом, внедрение VR в обучение способствует не только улучшению качества образования, но и оптимизации процессов подготовки кадров.
Преимущества виртуальной реальности (VR) становятся все более актуальными в корпоративном обучении, согласно информации от Modum Lab. В частности, VR технологии эффективно используются для адаптации новых сотрудников и проведения диалоговых симуляций, что позволяет отрабатывать навыки общения с клиентами. Существуют различные решения для тренировки публичных выступлений, которые помогают улучшить уверенность и мастерство сотрудников. Также продолжают развиваться VR-программы для руководителей, включая обучение по проведению комиссий и совещаний. Эти направления подчеркивают значимость VR в современном корпоративном обучении, способствуя повышению эффективности и качества работы сотрудников.
Modum Lab разработала VR-тренажёр для «Газпром нефти», состоящий из нескольких модулей, предназначенных для отработки навыков проведения совещаний. Участники погружаются в виртуальную среду, где могут взаимодействовать с персонажами голосом. В процессе тренинга программа предоставляет обратную связь, что позволяет улучшить навыки общения. Первые тесты показали, что сотрудникам VR-обучение понравилось, и они с интересом следили за развитием сюжета симуляции. Однако для оценки эффективности данного инструмента потребуется его полное внедрение в корпоративную среду. VR-тренажёры могут стать важным шагом к улучшению профессиональных навыков и повышению качества командной работы.
Университет Правительства Москвы представляет целую серию VR-тренажёров. Проректор вуза по повышению квалификации Сергей Журихин поделился информацией об этих инновационных решениях на форуме AVRA Days. Эти VR-тренажёры направлены на улучшение образовательного процесса и повышение квалификации специалистов в различных областях. Они позволяют создавать реалистичные симуляции, что значительно улучшает усвоение материала и практические навыки учащихся.
Университет, подобно «Перекрёстку», применяет два формата VR-контента: 3D-симуляции и видео 360°. Одной из самых популярных разработок является тренажёр для публичных выступлений. Этот инструмент позволяет настраивать виртуальную аудиторию, создавая атмосферу, в которой она может отвлекать спикера. Кроме того, тренер может дистанционно подключаться к тренажёру, чтобы виртуальные слушатели задавали спикеру сложные и неожиданные вопросы, что способствует улучшению навыков публичного выступления и повышению уверенности.
В последние годы наблюдается растущий интерес к нестандартным решениям в области обучения сотрудников, особенно в таких учреждениях, как многофункциональные центры (МФЦ) и медицинские учреждения. Одним из эффективных инструментов являются тренажёры, направленные на развитие клиенто- и пациентоориентированности. Например, симулятор церемонии бракосочетания, специально разработанный для работников ЗАГСов, позволяет отрабатывать сложные ситуации в виртуальной реальности. Это обучение помогает сотрудникам заранее подготовиться к возможным конфликтам, таким как скандалы между бывшими партнёрами на настоящей регистрации брака. В результате, работники, прошедшие подготовку, смогут справляться с такими ситуациями с меньшим уровнем стресса и уверенно вести церемонии. Внедрение подобных тренажёров способствует повышению качества обслуживания и улучшению взаимодействия с клиентами.
Менеджер по обучению и развитию персонала
Вы научитесь выстраивать программы корпоративного обучения сотрудников и оценивать их эффективность. Сможете начать карьеру в HR-департаменте и внедрить работающую систему развития персонала в компании.
Узнать подробнее