На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить / Skillbox Media
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Содержание:
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать большеЧто на самом деле происходит, когда мы ошибаемся
В современном обществе ошибки воспринимаются не только как естественное явление, но и как возможность для роста, отмечают исследовательницы. Тем не менее, человеческая природа часто препятствует усвоению важных уроков из негативного опыта, так как легче забыть о неудачах, чем глубоко их проанализировать. Лора Эскрис-Винклер и Айлет Фишбах провели серию исследований, в которых использовались две игры для проверки этой гипотезы. Исследование направлено на понимание того, как мы можем использовать ошибки для улучшения навыков и принятия более обоснованных решений в будущем.
- «Сталкиваясь с неудачей» (Facing Failure). Суть игры в том, что участникам предлагается серия вопросов с несколькими вариантами ответов. Они могут преуспеть, извлекая уроки из негативной обратной связи (простого «Ответ неверный» или с дополнительными условиями).
- «Загадочная коробка» (Mystery Box). Участникам предлагают сделать выбор из трёх воображаемых коробок: в двух из них лежат деньги (в одной коробке — сумма побольше, в другой — поменьше), а вот третья коробка проигрышная — в ней денег нет, точнее, она может даже означать «минус один цент». Каждый участник игры мог получить от организатора подсказку либо о том, какая коробка проигрышная, либо о том, в какой из них приз поменьше. Очевидно, что если узнать, где проигрышная коробка, то потом можно выбрать любую из двух оставшихся, и в ней точно будет приз (побольше или поменьше). А если узнать, где коробка с призом поменьше, то, выбирая между двумя остальными, можно как выиграть большой приз, так и проиграть, не получив ничего.
Исследования, проведенные учеными в различных условиях, охватили около трех тысяч участников. В ходе экспериментов с играми были получены важные выводы о процессе обучения людей на основе собственных ошибок. Результаты показали, что многие люди не всегда извлекают уроки из своих неудач, что открывает новые перспективы для понимания механизмов обучения и развития.
Первый вывод заключается в том, что люди склонны «отключаться» в момент своих ошибок. Это означает, что они теряют интерес к происходящему, включая полезную информацию, которую можно извлечь из своих ошибок. Данная тенденция наблюдается даже в ситуациях, когда ошибка может привести к значительной выгоде. Невнимательность и равнодушие влияют на запоминание и другие аспекты, что может стать катастрофой для учебного процесса. Важно осознавать, что ошибки — это не только возможность для обучения, но и шанс улучшить свои навыки и знания.
Данный вывод наглядно демонстрирует один из экспериментов, проведенных в контексте изучения реакции на неудачи. В этом эксперименте 300 сотрудников колл-центра предоставили свои ответы на ряд вопросов, касающихся поддержки клиентов. Процесс эксперимента состоял из двух этапов, каждый из которых фокусировался на различных аспектах взаимодействия с клиентами и выявлении факторов, влияющих на качество обслуживания. Результаты данного исследования могут быть полезны для улучшения стратегии обслуживания клиентов и повышения эффективности работы колл-центров.
- Сначала участники проходили тест из десяти вопросов с двумя вариантами ответов. Часть из них получала позитивный фидбэк («вы ответили верно») на первые четыре правильных ответа, а часть — негативный фидбэк («ваш ответ неверен») на первые четыре неправильных ответа. Все остальные ответы просто засчитывались.
- На втором этапе участники отвечали только на те вопросы, по которым получили обратную связь, однако немного изменённые. Например, на первом этапе вопрос звучал так: «Сколько денег ежегодно теряют американские компании из-за плохой работы службы поддержки клиентов?», а на втором — «Какой из двух вариантов ответа ниже не является суммой, которую американские компании ежегодно теряют из-за плохой работы службы поддержки клиентов?». Поскольку вариантов было всего два, любая обратная связь — как позитивная, так и негативная — предполагала, что из ответа на первом этапе можно легко извлечь нужную информацию и использовать её на втором этапе.
Исследование показало, что негативная обратная связь не способствует обучению. В финальном тесте группа, получившая такую обратную связь, показала худшие результаты по сравнению с группой, которая получала позитивные комментарии. Более того, как отмечают авторы исследования, участники могли выбирать ответы случайным образом, и это не сказалось бы на итоговых результатах. В дальнейшем исследователи обнаружили, что даже при наличии значительного стимула в виде бонуса, превышающего плату за участие в эксперименте в 900 раз, ошибки не приводили к извлечению уроков. Это подчеркивает важность подхода к обратной связи и её влияния на образовательный процесс.
Второй вывод заключается в том, что на основе своих ошибок люди формируют мнение о себе. Провалы могут привести к сомнениям в собственных способностях и возможностях, а также к чувству утраты контроля над происходящим. Это имеет потенциально негативные последствия как для процесса обучения, так и для психологического благополучия. Люди часто испытывают трудности при преодолении чувства выученной беспомощности. Испытав его, они начинают верить, что не в состоянии изменить определенные обстоятельства, что может значительно снизить их мотивацию и уверенность в себе.
Третий вывод заключается в том, что люди теряют мотивацию под воздействием критики или негативного опыта, особенно это касается новичков. Если человек не получает достаточной поддержки и уверенности в своих силах, он начинает сомневаться в возможности достижения целей и может решить оставить начатое. С другой стороны, сосредоточение исключительно на успехах и игнорирование ошибок также приводит к негативным последствиям: это может привести к формированию раздутого эго и препятствовать обучению на собственных неудачах. Поэтому важно находить баланс между признанием достижений и анализом ошибок, что позволяет сохранить мотивацию и развиваться.
Учиться на ошибках и извлекать из них пользу является сложной задачей. Исследователи выделяют несколько барьеров, которые мешают этому процессу. Важно осознавать, что ошибки могут стать ценными уроками, если правильно к ним подойти. Понимание этих барьеров может помочь в преодолении трудностей и улучшении личностного и профессионального роста.
Переделайте ваш текст, сохраняя основную тему и придавая ему SEO-оптимизацию. Не добавляйте лишние элементы, такие как смайлы или дополнительные символы. Избегайте использования нумерованных списков и заголовков. Убедитесь, что текст остается чистым и понятным.
Читайте также:
Взрослые люди часто отвергают новые знания по нескольким причинам. Одна из главных причин заключается в том, что у них уже сформировалась устойчивая система убеждений и мировоззрения. В процессе взросления и накопления жизненного опыта они могут стать менее открытыми к новым идеям и концепциям. Страх перед переменами также играет значительную роль. Новые знания могут вызывать тревогу, так как требуют пересмотра привычного образа жизни или работы.
Кроме того, недостаток времени и ресурсов может ограничивать возможности для обучения. Занятые работой и семейными обязанностями, многие взрослые просто не находят времени для изучения нового. Также стоит отметить, что некоторые люди могут испытывать сомнения в своей способности усваивать информацию, особенно если у них был отрицательный опыт обучения в прошлом.
Социальное окружение также влияет на восприятие новых знаний. Если люди вокруг поддерживают консервативные взгляды, это может способствовать сопротивлению новым идеям. Таким образом, для успешного освоения новых знаний важно создать поддерживающую атмосферу, где взрослые смогут чувствовать себя уверенно и мотивированно.
Почему на ошибках трудно учиться
Лора Эскрис-Винклер и Айлет Фишбах выделяют два основных типа барьеров, которые препятствуют извлечению важной информации из собственных ошибок: эмоциональные и когнитивные. Эмоциональные барьеры возникают из-за негативных чувств, связанных с неудачами, таких как страх, стыд или разочарование. Эти эмоции могут затруднять анализ ошибок и мешать извлечению полезных уроков. Когнитивные барьеры связаны с мышлением, когда человек не может объективно оценить свои действия и последствия. Это может проявляться в виде предвзятости или неспособности рассмотреть альтернативные объяснения своих ошибок. Понимание этих барьеров важно для личностного роста и эффективного обучения на собственном опыте.
Эмоциональные барьеры тесно связаны с эго человека. Люди часто склонны оценивать себя, а не объективные обстоятельства. Ошибки могут подрывать уверенность в собственных силах, и когда мы их совершаем, часто пытаемся изменить фокус внимания, пытаясь доказать себе свою ценность. Эти усилия отвлекают от рефлексии и снижают уровень интереса и мотивации. В одном из исследований было установлено, что люди, получившие негативную обратную связь, значительно менее удовлетворены успехами в следующих заданиях, чем те, кто действительно их достиг. Это говорит о том, что ошибки влияют на восприятие и мотивацию, и даже возможности для достижения успеха могут не восстановить прежний интерес. Понимание этих механизмов может помочь в преодолении эмоциональных барьеров и повышении уверенности в себе.
Когнитивные барьеры возникают из-за нежелания людей допускать ошибки и предвзятости восприятия. Ярким примером этого является задача Уэйсона, разработанная американским психологом Питером Уэйсоном в 1960-х годах. Суть эксперимента заключается в том, что участникам необходимо определить истинность утверждения, используя карточки с различными цветами и значениями. Например, утверждение может быть сформулировано как: «Каждая карточка с кругом с одной стороны жёлтая, а с другой — другого цвета». Лора Эскрис-Винклер и Айлет Фишбах подчеркивают, что люди интуитивно фокусируются на карточках, которые могут привести к правильному ответу (в данном случае — карточках с кругом). Однако для достижения истинного результата важно учитывать и «неправильные» карточки. Это показывает, что люди склонны придавать большее значение потенциально успешным решениям, чем тем, которые могут показаться неудачными. Понимание когнитивных барьеров может помочь в преодолении предвзятости и улучшении процесса принятия решений.
Исследователи отмечают, что если информация, не соответствующая ожиданиям, получает меньше внимания, то неудача, нарушающая эти ожидания, может быть игнорирована. Это подчеркивает важность осознанного восприятия информации и её влияния на наше восприятие реальности. Игнорирование негативных факторов может привести к недооценке возможных рисков и проблем, что в свою очередь может повлиять на принятие решений. Важно уделять внимание всем аспектам информации, чтобы избежать потенциальных неудач и повысить качество принимаемых решений.
Когнитивные барьеры часто возникают из-за сложности извлечения уроков из ошибок, в отличие от успешных действий. Правильный ответ легко воспроизвести, тогда как с ошибками ситуация иная: необходимо разобраться, в чем заключалась ошибка. Этот процесс требует значительных усилий и может вызывать трудности, что приводит к ощущению, будто неверный шаг не приносит никакой пользы. Тем не менее, важно понимать, что анализ ошибок может стать ценным источником знаний и способствовать личностному росту.
В качестве примера исследовательница приводит результаты серии экспериментов с игрой «Загадочная коробка». Участникам предлагается выбрать из трех коробок те, которые содержат денежное вознаграждение. Они получают подсказку о коробке, в которой есть небольшая сумма денег, или о той, в которой денег нет. Наиболее рациональный подход заключается в том, чтобы выяснить, какая коробка пуста. Зная местоположение пустой коробки, участники могут быть уверены, что в двух оставшихся коробках находятся денежные призы. Эта игра иллюстрирует важные аспекты принятия решений и стратегического мышления в условиях неопределенности.
Примерно треть участников исследования не смогла добиться успеха в игре из-за того, что не воспользовались возможностью выбора. Они запрашивали показ коробки с деньгами и не осознали, что информация о пустой коробке могла бы стать для них полезной подсказкой. Это произошло даже несмотря на то, что их самооценка не пострадала бы от выбора информации о пустой коробке, поскольку речь шла лишь о варианте подсказки, а не о финальном результате игры.
Читать также:
Плохое настроение способствует повышенной внимательности людей к фактическим ошибкам. В состоянии негативного эмоционального фона люди становятся более критичными и склонными к анализу информации, что может привести к выявлению неточностей и недочетов. Это поведение связано с тем, что плохое настроение активизирует аналитическое мышление, позволяя людям более тщательно проверять факты и оценивать информацию. Таким образом, негативные эмоции могут играть важную роль в улучшении критического восприятия и повышении внимательности к деталям.
Как изменить отношение к ошибкам
Лора Эскрис-Винклер и Айлет Фишбах представляют ряд решений, направленных на улучшение эмоциональной и когнитивной сфер. Некоторые из предложенных методов могут быть полезны широкой аудитории, в то время как другие больше ориентированы на специалистов в области образовательных технологий. Эти решения помогают повысить эффективность обучения и улучшить эмоциональное восприятие информации.
Исследователи выделяют два основных подхода к преодолению эмоциональных барьеров. Первый способ заключается в осознании и анализе своих эмоций, что позволяет лучше понять причины их возникновения. Второй способ предполагает использование практик, направленных на управление эмоциями, таких как медитация или когнитивно-поведенческая терапия. Эти методы помогают людям справляться с внутренними конфликтами и повышают эмоциональную устойчивость. Применение этих техник может значительно улучшить качество жизни и межличностные отношения.
Первый способ уменьшить влияние самомнения — это предотвратить его травмирование при ошибках. Одним из эффективных решений является обучение на чужих ошибках, а не на собственном опыте. Лора Эскрис-Винклер и Айлет Фишбах подчеркивают, что в таких случаях люди не только избегают дискомфорта, но и испытывают большую вовлеченность в процесс обучения. Это подход способствует развитию навыков и уверенности, позволяя сосредоточиться на росте и повышении эффективности.
Во время эксперимента «Столкнувшись с неудачей» первая группа участников занималась выполнением заданий и получала обратную связь, в то время как вторая группа наблюдала за процессом и результатами игры других. Участники, которые сами играли, учились больше на своих успехах, чем на ошибках. Наблюдатели, в свою очередь, успешно извлекали уроки как из побед, так и из провалов других игроков. Авторы исследования подчеркивают, что такие «отрицательные образцы для подражания» имеют свою ценность: люди обучаются не только на ошибках, но и на отношении к ним. Например, дети, воспитываемые родителями, которые считают ошибки возможностью для обучения, легче принимают свои промахи по сравнению с теми, кто растет в семьях, где ошибки рассматриваются как проблемы. Это подчеркивает важность позитивного отношения к неудачам в процессе обучения и развития.
Конечно, я готов помочь с редактированием текста. Пожалуйста, предоставьте сам текст, который вы хотите изменить.
Существует более простая техника — дистанцирование. Например, если студент Иван совершил ошибку, он может изменить вопрос «Почему я провалился?» на «Почему Иван провалился?». Хотя данный подход не обеспечит такого глубокого эффекта, как возможность учиться на опыте других, он все же помогает взглянуть на ситуацию с другой стороны и немного снизить эмоциональный накал. Дистанцирование позволяет отделить личные переживания от анализа ситуации, что способствует более объективному восприятию ошибок и их последствий.
Второй способ заключается в «укреплении» самомнения. В этом случае человеку предлагается делиться своими ошибками, мотивируя или вдохновляя других. Люди охотно дают советы, и это безопасный путь преобразования неприятного опыта в положительный. Таким образом, ошибки становятся примером для других, демонстрируя, что даже неудачи могут принести ценнейший урок и вдохновение.
Развитие мышления роста способствует укреплению эго и улучшению адаптивности к трудностям. Когда человек убежден в том, что его способности могут развиваться, он легче справляется с неудачами. Ошибки для него не становятся приговором, а воспринимаются как часть учебного процесса, где даже негативный опыт приносит ценные уроки. Однако такое мышление требует постоянной практики и осознанного подхода. Тренируя его, человек открывает новые горизонты для личностного и профессионального роста, что в конечном итоге ведет к успеху.
Читать также:
Установка на рост является ключевым фактором, способствующим повышению успеваемости в учёбе. Эта концепция подразумевает, что способности и интеллект можно развивать через упорство, обучение и практику. Когда студенты принимают установку на рост, они начинают воспринимать трудности как возможность для обучения, а не как препятствие. Это способствует более активному участию в учебном процессе и улучшению результатов.
С таким подходом учащиеся становятся более открытыми к получению обратной связи и готовы работать над своими недостатками. Они учатся ставить перед собой цели и разрабатывать стратегии для их достижения, что также повышает их мотивацию и уверенность в собственных силах. Установка на рост помогает развивать критическое мышление, креативность и адаптивность, что является важными навыками не только в учебе, но и в жизни.
Таким образом, внедрение установки на рост в образовательный процесс может существенно повысить успеваемость и помочь студентам достичь большего в своих академических целях.
Исследовательницы предлагают три эффективных решения для устранения когнитивных барьеров. Эти подходы направлены на улучшение понимания и восприятия информации, что может значительно повысить эффективность обучения и принятия решений. Первое решение заключается в создании более доступной и интуитивной информации, которая учитывает особенности восприятия различных групп. Второе решение связано с использованием интерактивных методов, которые способствуют активному участию и вовлеченности. Третье решение предполагает внедрение технологий, которые помогут визуализировать данные и сделать их более понятными. Эти инициативы могут значительно снизить влияние когнитивных барьеров и способствовать более глубокому пониманию рассматриваемых тем.
- Сократить усилия, которые требуются человеку на обдумывание ошибки.
Существует несколько эффективных способов извлечения полезных уроков из ошибок. Например, важно напомнить человеку, что даже простое утверждение «это неверно» может содержать ценные выводы. Также исследователи подчеркивают значимость окружающей среды в процессе обучения. В социальном контексте восприятие собственных поступков и их последствий может варьироваться. Исследования показывают, что человеку проще сделать выводы из неудачного планирования, например, если он не успел на встречу с друзьями, чем если он пропустил поезд. Это подчеркивает важность контекста в обучении и саморефлексии.
- Дать больше когнитивных ресурсов.
Можно предоставить человеку больше времени для решения задачи или сократить количество задач, чтобы дать возможность глубже обдумать ошибки. Этот подход также включает в себя регулярную практику и накопление опыта. Лора Эскрис-Винклер и Айлет Фишбах отмечают, что именно благодаря этому эксперты легче справляются с ошибками и лучше извлекают из них уроки. Регулярная практика способствует высвобождению ресурсов для более эффективного обучения и развития навыков.
- Менять культуру отношения к ошибкам.
Культура оказывает значительное влияние на подходы людей к достижению целей. Исследования показывают, что существует два основных направления: профилактический и продвиженческий. Профилактический подход подразумевает минимизацию негативных последствий, в то время как продвиженческий ориентирован на максимизацию положительных результатов. Люди, выбирающие профилактический путь, чаще осознают свои ошибки и вспоминают о них, тогда как сторонники продвиженческого подхода сосредоточены на достижении успеха. Эти различия во многом обусловлены культурными и социальными факторами. В странах с преобладанием профилактического подхода, как правило, акцентируется внимание на обучении на ошибках. Учитывая культурные аспекты, важно адаптировать подходы в разных сообществах. Хотя изменить культурные привычки на уровне сообществ может быть сложно, на уровне организаций это вполне осуществимо.
Лора Эскрис-Винклер и Айлет Фишбах подчеркивают важность умения учиться на ошибках и находить пути для извлечения уроков из неудач. Исследовательницы также отмечают, что, по всей видимости, процесс обучения на успехах проще и более интуитивен. Айлет Фишбах подытожила результаты своих экспериментов, указывая на преимущества, которые дает успешный опыт. Это подтверждает необходимость осознанного подхода к анализу как ошибок, так и достижений для достижения личного и профессионального роста.
Необходимо ли рассматривать неудачи как что-то положительное? На самом деле, неудача никогда не была чудесным событием, независимо от ее масштаба. Ошибки не приносят радости, и учиться на них временами бывает сложно. Важно осознать, что принимая неудачи, мы рискуем ограничить свои возможности для обучения и развития. Настоящий рост происходит не через ошибку, а через осознание и анализ причин неудач, что позволяет нам извлекать из них ценные уроки.
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее