Корп обучение #Статьи

4 июля, 2025

Неприятная правда: бизнес не видит ценности в L&D-функции / Skillbox Media

Такие выводы следуют из аналитики британских исследователей. Они дали советы, что с этим делать.

Оценка влияния корпоративного обучения сотрудников на бизнес-результаты является сложной задачей, но её необходимо решать, утверждают российские эксперты. Без этого отделы обучения и развития не могут обосновать свою значимость для бизнеса и добиться выделения ресурсов. Согласно «Исследованию российского рынка онлайн-образования», проведённому компаниями «Нетология» и TalentTech, только 11% компаний в России оценивают связь между обучением и бизнес-показателями, такими как выручка или выполнение задач. Это подчеркивает необходимость более активного подхода к измерению эффективности образовательных программ в организациях.

Проблема соотношения функций обучения и развития (L&D) с бизнес-метриками не ограничивается только нашей страной. В отчёте британской компании MindTools под названием «Превращая давление в возможности», опубликованном в марте 2023 года, указано, что за границей ситуация в этой области также оставляет желать лучшего. Специалистам L&D не хватает необходимых навыков для эффективного взаимодействия с бизнес-показателями, что говорит о потребности в повышении квалификации. Пока сотрудники L&D не наладят связь с ключевыми метриками бизнеса, их работа не будет восприниматься всерьёз топ-менеджерами. В отчёте MindTools представлены важные выводы, подчеркивающие необходимость улучшения этих взаимосвязей для достижения успеха в организации.

На чём основаны выводы

Отчёт MindTools основан на результатах нескольких опросов. Эти опросы охватывают различные аспекты профессионального развития и управления. Анализ данных позволяет выявить ключевые тенденции и потребности в обучении. Результаты опросов помогают организациям понимать, какие навыки и знания являются наиболее востребованными на современном рынке труда. Этот отчёт является ценным ресурсом для специалистов, стремящихся улучшить свои компетенции и адаптироваться к изменениям в профессиональной среде.

  • опрос 772 L&D-лидеров (компания провела его с декабря 2020-го по декабрь 2021 года);
  • опрос 912 L&D-лидеров с декабря 2021-го по декабрь 2022 года;
  • данные опроса 557 бизнес-лидеров, проведённого в партнёрстве с сервисом YouGov.

Что показали результаты исследования

Руководители бизнес-подразделений и отделы внутреннего обучения сталкиваются с трудностями в сотрудничестве из-за различий в целях, что подтверждает отчет Mind Tools. Исследование показало, что в 2022 году менее 50% опрошенных руководителей функций обучения и развития (L&D) осознавали стратегические цели бизнеса, а еще меньший процент учитывал эти цели в своей работе. Эффективное взаимодействие между этими подразделениями критически важно для достижения общей успешности компании и повышения ее конкурентоспособности. Установление четкой связи между стратегическими задачами бизнеса и программами обучения может существенно улучшить результаты как в области развития сотрудников, так и в достижении бизнес-целей.

Фото: Minerva Studio / Shutterstock

В отчете представлены и другие тревожные сигналы, которые требуют внимания.

  • Только 35% опрошенных L&D-специалистов регулярно проверяют, насколько учебные программы соответствуют задачам компании.
  • Лишь 27% опрошенных синхронизировали метрики и KPI по корпоративному обучению совместно с бизнес-руководством своей организации.
  • Почти у одной трети руководителей функции обучения нет стратегии для своего отдела. Кроме того, в 2022 году большинство респондентов были обеспокоены отсутствием инвестиций в стратегию, которая соответствовала бы требованиям будущего.
  • Ещё 33% респондентов были также серьёзно обеспокоены чрезмерными перегрузками и недостатком ресурсов.

Согласно мнению экспертов MindTools, все эти факторы привели к значительным последствиям.

На основании опроса бизнес-лидеров авторы отчета выявили приоритетные цели компаний на 2022 год. В числе этих целей значатся:

  • сокращение операционных издержек (47%);
  • улучшение показателей удовлетворённости покупателей (38%);
  • трансформация и рост бизнеса (37%);
  • улучшение показателей производительности (34%);
  • развитие инноваций (26%).

В ходе опроса респондентов уточнили, какую роль они придают L&D-отделам в достижении бизнес-целей и насколько высоко оценивают этот вклад. Результаты показали, что с увеличением значимости целей, установленных руководством, уменьшается восприятие вклада отделов обучения и развития в их достижение. Это подчеркивает важность повышения осведомленности о роли L&D в стратегическом развитии компаний и необходимости интеграции их усилий в общую бизнес-стратегию.

Цели, которые наиболее беспокоят бизнес-лидеров, часто воспринимаются как наименее значимые для отдела обучения и развития (L&D), как указывают авторы отчета. Это противоречие подчеркивает необходимость более тесного взаимодействия между стратегическими целями бизнеса и инициативами по обучению сотрудников. Для успешного развития компании важно, чтобы L&D учитывал приоритеты лидеров и адаптировал свои программы, направленные на повышение эффективности и конкурентоспособности. Согласование целей бизнеса и обучения способствует созданию более продуктивной рабочей среды и улучшению результатов.

Авторы отчета отмечают, что в некоторых случаях можно понять логику респондентов. Например, цель по сокращению операционных издержек часто имеет краткосрочный приоритет. В то же время, отделы обучения и развития (L&D) должны сосредоточиться на долгосрочных приоритетах, таких как подготовка сотрудников к будущим изменениям на рынке труда. Важно, чтобы компании находили баланс между текущими потребностями и стратегическим развитием кадров для достижения устойчивого успеха.

Несмотря на то, что цели L&D-функций, такие как развитие инноваций и трансформация бизнеса, вполне соответствуют стратегическим задачам организаций, многие руководители компаний не признают их значимость. Они не видят в L&D важного вклада, что ставит под сомнение роль этих функций в успешном развитии бизнеса. Это подчеркивает необходимость переосмысления подходов к обучению и развитию сотрудников, чтобы подчеркнуть их влияние на рост и конкурентоспособность компании.

Фото: fizkes / Shutterstock

Недостаток доверия со стороны бизнес-лидеров к функциям обучения и развития (L&D) свидетельствует о неверном восприятии их значимости в компании. Такое мнение может иметь долгосрочные негативные последствия: организации начинают испытывать внутренние разногласия, руководители чувствуют нехватку поддержки, а команды L&D остаются с ограниченными ресурсами. Это подчеркивает необходимость переосмысления роли L&D в бизнесе и повышения его статуса как ключевого элемента для успешного развития компании.

Опрос выявил основные проблемы, с которыми сталкиваются бизнес-лидеры в области обучения и развития (L&D). Главная претензия заключается в том, что команды L&D ориентированы на краткосрочные цели, игнорируя долгосрочные перспективы. 23% респондентов утверждают, что это существенно ограничивает их компании, а 26% считают, что влияние этого фактора значительно сдерживает их развитие. Кроме того, важной проблемой является отсутствие стратегического влияния L&D на трансформацию бизнеса. 18% опрошенных обозначили это как серьезный недостаток, а 27% — как значительный. Эти данные подчеркивают необходимость пересмотра подходов в области обучения и развития, чтобы обеспечить более эффективное соответствие целям бизнеса и его долгосрочным стратегиям.

Исследования показали, что бизнес-лидеры, наиболее скептически настроенные к стратегическому влиянию отделов обучения, акцентируют внимание на инновациях, скорости и гибкости. Это подразумевает, что они считают, что обучение и развитие (L&D) не играют в этих областях ключевую роль. Авторы отчёта отмечают, что возникает впечатление, будто бизнес-лидеры ожидают от команд L&D действий, но при этом не доверяют им в реализации этих задач.

Ответственность за обучение сотрудников не может полностью лежать на отделах образования или корпоративных университетах. Исследования показывают, что руководители бизнеса часто сталкиваются с трудностями в формулировке четких и понятных целей, что затрудняет их донесение до сотрудников. Эффективное обучение требует активного участия всего руководства и правильной стратегии коммуникации. Важно, чтобы цели были не только ясными, но и достижимыми, что позволит создать мотивацию и повысить вовлеченность работников в процесс обучения.

У L&D-функций существуют серьезные проблемы. Одной из ключевых задач является необходимость в деловой хватке, которая позволяет командам обучения более эффективно взаимодействовать с бизнес-менеджерами. Однако, как показывает практика, это качество оказалось дефицитом. Согласно исследованиям MindTools, в 2020 году 45% руководителей L&D-отделов утверждали, что обладают необходимой деловой хваткой. К 2023 году этот показатель снизился до 29%. Это свидетельствует о необходимости повышения уровня профессиональных навыков и улучшения коммуникации между обучающими командами и бизнесом для достижения более эффективных результатов.

Деловая хватка является важным аспектом для команд L&D. Им необходимо осознавать, как бизнес-лидеры устанавливают приоритеты, какие факторы влияют на их решения и как обучение вписывается в общую стратегию компании. Понимание этих элементов поможет командам L&D более эффективно разрабатывать и внедрять программы обучения, которые соответствуют бизнес-целям и потребностям организации.

Согласно данным компании MindTools, бизнес ожидает от функции обучения и развития (L&D) формирования культуры постоянного обучения. Эта культура позволяет сотрудникам непрерывно развиваться, что в свою очередь способствует общему росту компании. Для успешного создания такой культуры необходимо четкое понимание её характеристик, а также методов оценки её эффективности. Авторы отчёта подчеркивают, что важным инструментом для этого является бенчмаркинг, который подразумевает использование понятных эталонов и показателей для сравнения результатов работы отделов обучения. Однако следует иметь в виду, что цели и эталоны со временем могут изменяться, и в связи с этим подходы к обучению также должны адаптироваться. Поэтому регулярное проведение бенчмаркинга становится не просто полезным, а необходимым условием для поддержания актуальности и эффективности образовательных программ.

Фото: Jacob Lund / Shutterstock

Однако возникает еще одна проблема: у функций обучения и развития (L&D) недостаточно необходимых навыков и ресурсов для проведения таких исследований. В 2022 году лишь 19% обучающих команд смогли получить нужную аналитику без обращения к сторонним экспертам. Это подчеркивает важность развития внутренних компетенций в области аналитики для повышения эффективности обучения и поддержки стратегических целей организаций. Укрепление аналитических навыков в L&D-командах может привести к более глубокому пониманию потребностей сотрудников и оптимизации программ обучения.

Аналитики Mind Tools провели исследование, в котором сравнили мнения L&D-лидеров о наличии необходимых навыков в их командах. Результаты показали, что оценка влияния на бизнес является значительной проблемой: только 20% респондентов могут оценить свой вклад, в то время как 69% отметили серьезную нехватку необходимых навыков для этого. Кроме того, лишь 23% L&D-команд способны самостоятельно проводить исследования, а 48% испытывают недостаток умений для выполнения этой задачи. Навыками аналитики и управления данными обладают лишь 25% команд, что подчеркивает необходимость развития этих ключевых компетенций для повышения эффективности работы и влияния на бизнес.

Вторая проблема заключается в том, что не все отделы обучения имеют доступ к необходимым данным. Менее одной трети опрошенных специалистов учитывают бизнес-метрики в своей работе. Это создает пробелы в анализе и принятии решений, что в конечном итоге может негативно сказаться на эффективности обучения и развитии сотрудников.

Авторы отчета подчеркивают, что отделы обучения и развития (L&D) недостаточно информируют о своем влиянии на бизнес, в то время как их отчеты о учебной деятельности избыточны. С точки зрения высшего руководства, эти данные воспринимаются как незначительные операционные показатели. Необходимы изменения в подходе к отчетности L&D, чтобы акцентировать внимание на реальном влиянии на бизнес-показатели и стратегические цели компании.

Как предлагают решить проблему

Решения, предложенные MindTools, могут показаться очевидными, однако акцент на них подчеркивает их недостаточное применение на практике. Во-первых, функция обучения и развития (L&D) должна чаще ориентироваться на бизнес-метрики. Во-вторых, важно оценивать влияние обучения на производительность и делиться результатами с бизнес-руководителями, даже если они кажутся незначительными. В-третьих, необходимо регулярно объяснять руководству, как обучение способствует достижению целей компании. Эти действия помогут повысить значимость L&D в организации и улучшить общие результаты бизнеса.

Для эффективной коммуникации с бизнесом необходимо устранить определённые пробелы в работе, считают эксперты MindTools. Важно определить, какие данные нужно предоставить бизнесу и какие актуальные вопросы существуют к обучению и развитию (L&D). Также следует выявить, кто в команде обучения или за её пределами способен качественно проанализировать эти данные. Начав конструктивный диалог с бизнес-лидерами, отделы обучения смогут приблизиться к трансформации в полноценную функцию с чёткой миссией и реальными целями, что в свою очередь повысит их значимость и влияние на организацию.

Читать также:

  • Как говорить с заказчиком обучения на одном языке
  • Как бизнесу измерять эффективность обучения: мнения экспертов
  • Как измерить качество корпоративного обучения: 4 показательных кейса
  • Эксперты оценили качество корпоративного обучения в крупнейших компаниях России