Корп обучение #Статьи

20 июня, 2025

«Опыт станет важнее контента»: как ИИ сделает обучение по‑настоящему персонализированным / Skillbox Media

Нейросети могут не только упростить создание учебного контента, но и изменить то, как сотрудники проходят обучение, считает эксперт.

Как на учебный опыт повлияют чат-боты на основе ИИ

Генеративные нейросети обладают уникальной способностью взаимодействовать с пользователями, что открывает новые горизонты для корпоративного обучения. Маркус Бернхардт подчеркивает, что чат-боты, как основной интерфейс для общения, кардинально изменят подходы к обучению в компаниях. Во-первых, чат-боты предоставляют мгновенные ответы на запросы, что делает их незаменимыми помощниками в процессе обучения. Во-вторых, они способны представлять информацию в более доступной и понятной форме по сравнению со стандартными поисковыми системами. Это значит, что пользователям не придется самостоятельно искать нужные данные — интеллектуальный чат-бот самостоятельно найдет и предложит необходимую информацию. Использование таких технологий в корпоративном обучении позволяет повысить эффективность и улучшить качество усвоения материалов.

В будущем чат-боты смогут выполнять роль виртуальных помощников, предоставляя возможность объяснять различные темы, проводить сократические диалоги и даже выступать в качестве оппонентов в дебатах. Это создаст условия для обучения на основе реальных рабочих сценариев и кейсов, что позволит людям практиковаться в аутентичных ситуациях без значительных затрат. Такой подход обеспечит более глубокое понимание материалов и улучшит навыки пользователей в условиях, приближенных к реальности.

В долгосрочной перспективе персональные наставники на базе искусственного интеллекта могут значительно улучшить процесс обучения, применяя методы запоминания, интервального повторения и чередования тем. Подобно тьюторам-людям, такие системы способны глубоко понимать путь каждого учащегося, отслеживать его прогресс и учитывать долгосрочные цели. Искусственный интеллект не забывает информацию, если имеет доступ к предыдущим урокам и истории взаимодействия с пользователем. Кроме того, диалоговые инструменты на базе ИИ обеспечивают мгновенную обратную связь и создают разнообразные сценарии взаимодействия, что способствует регулярной практике и углубленному усвоению материала.

Эксперт подкрепляет свой тезис примером: представьте, что бот способен имитировать сложные рабочие процессы, такие как совещание, на котором топ-менеджеры стремятся найти компромисс в решении актуальной проблемы. В реальной жизни лишь немногие сотрудники могут стать свидетелями подобных встреч. Однако с помощью бота, который может выполнять роли всех участников, появляется возможность для каждого в безопасной среде ознакомиться с новыми вызовами и процессом принятия решений. Это открывает новые горизонты для обучения и развития навыков, позволяя лучше понять динамику взаимодействия в команде и подходы к решению сложных задач.

Современные чат-боты обладают расширенными возможностями, выходящими за пределы простого текстового общения. Они способны распознавать и генерировать изображения в ответ на конкретные запросы, что открывает новые горизонты для обучения. Учащиеся могут получать учебные материалы и обратную связь в более интерактивной и наглядной форме. Это делает процесс обучения более увлекательным и эффективным, позволяя адаптировать контент под индивидуальные потребности каждого студента.

Чат-боты продолжают развиваться, осваивая распознавание человеческой речи и взаимодействие с пользователями голосом, что делает обучение более естественным и интуитивным. По мнению Маркуса Бернхардта, в будущем технологии могут достичь уровня, когда боты смогут распознавать и интерпретировать поведенческие особенности человека, такие как мимика и язык тела. Это создаст возможность для более глубокой и полноценной коммуникации между искусственным интеллектом и пользователями, стирая границы между цифровым и физическим миром.

Маркус Бернхардт описывает результаты взаимодействия с учебными ботами, подчеркивая, что в идеале учащиеся должны получать от общения с ботом-преподавателем результаты, соответствующие современным исследованиям в области обучения и мультимедийного образования. При грамотном применении принципов обучения, наряду с разнообразными элементами контента и каналами его доставки, можно обеспечить необходимый уровень сложности учебного процесса, а также соответствие требованиям когнитивного и эмоционального вовлечения. Кроме того, благодаря взаимодействию с большим числом учащихся, системы на основе искусственного интеллекта способны предоставлять ценные данные о процессе обучения и прогрессе студентов, что может значительно улучшить качество образовательного опыта.

Как ИИ превратит симуляцию в доступный инструмент

Автор статьи подчеркивает, что чат-боты могут значительно улучшить игры и симуляции. Они предоставляют отделам обучения новые возможности для разработки обучающих программ, охватывающих как профессиональные навыки, так и более гибкие, такие как лидерство, решение проблем и разрешение конфликтов. Хотя такие возможности уже существуют, развитие искусственного интеллекта расширит их еще больше. Создание игр и симуляций станет менее затратным как в плане времени, так и финансов, благодаря более доступным технологиям. Это открывает новые горизонты для обучения и развития, делая процесс более эффективным и увлекательным.

В результате L&D получит возможность разрабатывать и визуализировать сценарии, которые существенно улучшат учебный процесс и приближат его к реальным ситуациям. Эти сценарии могут варьироваться от попытки успокоить недовольного клиента до выполнения потенциально опасных задач. Объединяющим элементом станет возможность многократного повторения и наличие различных вариантов решения проблем, что позволит обучающимся развивать навыки и уверенность в своих действиях.

Применение принципов мультимедийного обучения в симуляциях значительно улучшает образовательный процесс. Это достигается благодаря согласованности учебного материала с визуальными эффектами, предоставлению немедленной обратной связи и созданию увлекательного учебного опыта. Кроме того, такие симуляции позволяют учащимся практиковаться в безопасной среде, что способствует более глубокому усвоению знаний и навыков. Маркус Бернхардт подчеркивает важность этих аспектов для эффективности обучения.

Следующим этапом в развитии образовательных технологий станет создание иммерсивного опыта, который обеспечит полное погружение в процесс обучения. Это будет достигнуто с использованием технологий дополненной реальности (AR), виртуальной реальности (VR) и таких инновационных проектов, как метавселенные. Эти подходы позволят студентам взаимодействовать с учебным материалом на новом уровне, делая обучение более увлекательным и эффективным.

Проектирование совместного обучения в метавселенных требует внимательного подхода и учета множества факторов. Метавселенные предоставляют уникальные возможности для образовательного процесса, позволяя создавать интерактивные и immersive среды для обучения. Важно определить цели и задачи обучения, а также выбрать подходящие платформы и инструменты для реализации.

Необходимо обратить внимание на взаимодействие участников, создавая условия для активного общения и сотрудничества. Использование геймификации может повысить мотивацию и вовлеченность обучающихся. Также стоит рассмотреть возможность интеграции различных форматов контента: видео, 3D-моделей, симуляций и виртуальных экскурсий.

Ключевым моментом является обеспечение доступности и удобства для всех участников, включая учет различных уровней подготовки и технических навыков. Важно также предусмотреть механизмы обратной связи, чтобы участники могли оценивать свой прогресс и получать поддержку.

Проектирование совместного обучения в метавселенных открывает новые горизонты для образования, позволяя создавать уникальные и адаптивные учебные пространства, которые отвечают современным требованиям и ожиданиям обучающихся.

Что ждёт L&D в будущем

Маркус Бернхардт прогнозирует, что контент перестанет быть «королём обучения», и на его место придёт учебный опыт. Этот переход уже начался, и в будущем провайдеры образования смогут предложить комплексные решения «всё в одном». Обучение будет осуществляться непосредственно в момент возникновения потребности, что сделает его более актуальным и эффективным для пользователей.

Дуальность методов передачи информации на различных уровнях и способы её восприятия сохранятся. С одной стороны, будут продолжать существовать ИИ-помощники, способные к взаимодействию, с другой — игры и симуляции. Однако с течением времени границы между этими инструментами будут постепенно стираться. Диджитал-обучение стремится к более целостному подходу, объединяющему различные формы взаимодействия и обучения. Это позволит создать более эффективные и вовлекающие способы передачи знаний.

Эксперты обсуждают влияние нейросетей на корпоративное обучение уже более года, но мнения о значительных изменениях в этой сфере расходятся. Объективные данные свидетельствуют о том, что стремительное развитие технологий за последние десять лет не оказало существенного влияния на обучение сотрудников, что связано с консервативным подходом в этой области. Прогнозы относительно потенциальных изменений, вызванных искусственным интеллектом, вызывают интерес, однако остается открытым вопрос о реальном воплощении этих прогнозов в практическую плоскость.