Корп обучение #Статьи

4 июля, 2025

Почему мы проваливаемся в квалификационную яму и как это исправить / Skillbox Media

Минимум у 45% работников в России навыки и опыт не соответствуют их позициям. Выясняем, есть ли способ выбраться из этой ямы.

Что такое квалификационная яма и кто её вырыл

Квалификационная яма представляет собой цену, которую мы платим за прогресс. Эта проблема стала более очевидной во время пандемии, однако её предпосылки начали формироваться значительно раньше. Необходимость адаптации к новым условиям и изменениям на рынке труда требует от специалистов постоянного повышения квалификации и освоения новых компетенций. Важно осознавать, что игнорирование этой проблемы может привести к недостатку необходимых навыков и, как следствие, к снижению конкурентоспособности работников.

Отчёт консалтинговой компании BCG о состоянии мирового рынка труда выделяет ключевые вызовы 2020 года: увеличившаяся степень цифровизации, стремительная автоматизация процессов и необходимость перехода на удалённый формат работы. Эти факторы существенно изменили ландшафт трудовых отношений, требуя от работников и работодателей адаптации к новым условиям. В условиях глобальных изменений важно учитывать влияние технологий на занятость и необходимость развития цифровых навыков для успешной карьеры.

В условиях современных вызовов стало очевидно, что кадровые проблемы актуального рынка труда заключаются не только в недостатке специалистов в новых цифровых областях, но и в наличии значительного разрыва в квалификации.

Суть этого явления заключается в том, что даже в условиях достаточного количества работников наблюдается дефицит необходимых навыков и знаний для успешного выполнения задач. В результате высококвалифицированные специалисты остаются невостребованными и вынуждены принимать позиции, не соответствующие их профессиональной квалификации. Это создает дисбаланс на рынке труда, где потребности работодателей не совпадают с компетенциями соискателей.

Проблема будет становиться всё более очевидной, так как пандемия, по мнению экспертов BCG, стала катализатором долгосренных структурных изменений. Эти изменения продолжают оказывать значительное влияние на различные сферы жизни и бизнеса.

  • Больше 1,5 млрд рабочих мест в мире в ближайшее десятилетие затронут структурные изменения.
  • 12% рабочих мест к 2030 году могут исчезнуть в связи с автоматизацией.
  • 30% рабочих функций будут требовать от работника совершенно новых навыков, которые сегодня ещё неизвестны на рынке труда.
  • Больше 10% работников в мире перейдут на постоянную удалёнку, а среди именно офисных сотрудников — до 30%.

Три лопаты, которые роют квалификационную яму

Пандемия COVID-19 усилила существующие проблемы, которые были актуальны и до её начала, отмечают эксперты BCG. Это подчеркивает важность анализа и решения социальных и экономических вызовов, которые стали более очевидными в условиях кризиса.

Задолго до неё каждый третий работник в странах Организации экономического сотрудничества и развития трудился не по специальности. В России, согласно данным ВЦИОМ, в 2019 году 47% работников исполняли обязанности, не соответствующие их полученному образованию. Причины такого явления гораздо глубже, чем просто внезапный переход на удалённую работу. Это свидетельствует о системных проблемах на рынке труда, таких как несоответствие между образовательными программами и требованиями работодателей, а также о недостаточной адаптации выпускников к реальным условиям работы.

В 2019 году в совместном исследовании BCG и WorldSkills Russia было установлено, что квалификационная яма расширяется под воздействием трёх основных трендов: технологических, социально-экономических и культурных. Эти тренды в целом обладают положительным потенциалом, однако общество не успевает адаптироваться к ним. Это отставание создает сложности в подготовке и квалификации кадров, что в свою очередь может негативно сказаться на экономическом развитии и социальной стабильности. Необходимы меры для того, чтобы обеспечить своевременную адаптацию образовательных и профессиональных стандартов к современным требованиям.

На рынке труда наблюдается избыток работников с устаревшими навыками. Система образования и программы по развитию человеческого капитала не успевают за изменениями в потребностях рынка и не обеспечивают необходимое обновление знаний и умений. Это создает дефицит квалифицированных специалистов, которые соответствуют современным требованиям.

Развитие актуальных навыков в современном мире представляет собой сложную задачу. Одна из основных причин заключается в том, что традиционные методы обучения были разработаны в эпоху, когда человек осваивал одну профессию на всю жизнь. Хотя технологии и требования к специалистам постоянно менялись на протяжении XX века, темпы этих изменений были значительно медленнее, чем в наши дни. Ранее достаточно было проходить повышение квалификации раз в десять лет. В текущих реалиях, когда рынок труда и технологии развиваются стремительно, необходимо постоянно обновлять свои знания и навыки, чтобы оставаться конкурентоспособным.

В современном мире профессионалы в любой сфере сталкиваются с необходимостью переобучения гораздо чаще. Как указывали исследования BCG и WorldSkills Russia в 2019 году, образовательные системы не успевают адаптироваться к быстрым изменениям на рынке труда. Это приводит к тому, что стоимость обучения возрастает, процесс занимает всё больше времени, а навыки, полученные выпускниками, становятся устаревшими уже в момент получения диплома. Поэтому важно акцентировать внимание на непрерывном обучении и развитии, чтобы оставаться конкурентоспособными в быстро меняющемся мире.

Насколько глубоко мы уже в яме

Сравнение ситуации на рынках труда в разных странах мира возможно с использованием инструмента FSA (Future Skills Architect — архитектор навыков будущего), разработанного компанией BCG. Этот инструмент включает рейтинг 75 стран, который основан на 59 параметрах, касающихся состояния их рынка труда. Использование FSA позволяет более глубоко понять различия и тенденции в развитии навыков, необходимых для успешной карьеры в будущем.

Россия занимает 52-е место в мировом рейтинге, находясь между Мексикой и Грецией. Согласно оценке BCG, перед пандемией ключевые показатели нашей страны были следующими:

  • 45% работников (это почти 33 млн человек) недостаточно или слишком квалифицированы для своих рабочих мест;
  • производительность труда (сколько валового внутреннего продукта производит один работник) — 56 тысяч долларов.

Лидерами мирового рейтинга по производительности труда являются Нидерланды, США и Швейцария. В этих странах уровень недостаточной квалификации работников составляет 37,7% в Нидерландах, 33,5% в США и 36% в Швейцарии. Несмотря на это, производительность труда в этих государствах значительно превышает показатели других стран, достигая 100 тысяч долларов в Нидерландах, 120 тысяч долларов в США и 106 тысяч долларов в Швейцарии на одного работника.

Показатели России по социальным параметрам значительно уступают средним значениям стран БРИКС, в которые входят Бразилия, Индия, Китай и ЮАР. Особенно это касается социальной мобильности, перемещения населения между регионами и формирования человекоцентрированной среды. Улучшение этих аспектов может способствовать более гармоничному развитию общества и повышению общего уровня жизни в стране.

Россия демонстрирует сравнительно высокие показатели вовлеченности работников в переобучение, с тем, что около 15% сотрудников проходили онлайн-курсы до начала пандемии. Также стоит отметить уровень инклюзивности рабочей среды, где женщины занимают равные позиции с мужчинами. Это создает благоприятные условия для профессионального развития и разнообразия в трудовой сфере.

Существуют различные мнения по этому вопросу. Согласно исследованиям социолога Натальи Тихоновой из Высшей школы экономики, квалификационная яма в России может быть намного глубже, чем предполагается. Это подчеркивает необходимость дальнейшего анализа и обсуждения данной проблемы.

Согласно статистике, более половины сотрудников имеют образование, которое не соответствует их профессиональной деятельности. Это подчеркивает важность не только навыков, но и соответствия образовательного фона требованиям рынка труда. Образование играет ключевую роль в карьере, и его несоответствие может влиять на производительность и удовлетворенность работой. Работодателям стоит учитывать этот фактор при подборе кадров, а соискателям — стремиться к улучшению своих знаний и умений в соответствии с требованиями профессии.

Наталья Тихонова утверждает, что одной из основных причин разрыва между образованием и рынком труда является дисбаланс в этих сферах. Выпускники вузов сталкиваются с трудностями в поиске работы по своей специальности и нередко вынуждены занимать позиции, для которых их квалификация оказывается излишней. Это создает проблемы как для молодых специалистов, так и для работодателей, которые не могут найти квалифицированные кадры на необходимые вакансии.

Несмотря на необходимость высокой квалификации в ряде профессий, такие как учителя, врачи и инженеры, они часто остаются низкооплачиваемыми. Это приводит к тому, что эти должности занимают специалисты с недостаточной квалификацией. Ситуация требует пересмотра подходов к оценке труда и внедрения более справедливой системы оплаты, чтобы привлечь и удержать настоящих профессионалов в этих важных сферах.

Чем опасна квалификационная яма

Безработица представляет собой серьезную угрозу для страны в целом, затрагивая не только тех, кто теряет работу. Проблема несоответствия навыков рабочему месту часто остается вне внимания, однако она имеет значительные масштабы. Согласно оценкам BCG, в 2020 году более 1,3 миллиарда людей по всему миру оказались в так называемой квалификационной яме. Это явление подчеркивает важность адаптации образовательных программ и профессиональной подготовки к требованиям современного рынка труда.

По данным экспертов BCG, в 2018 году мировая экономика понесла убытки в размере около 8 триллионов долларов из-за квалификационной ямы. Эта сумма отражает недополученный валовой внутренний продукт, который не был создан и реализован вследствие низкой производительности труда. В 2018 году потери в производительности труда составили 6%, и по прогнозам BCG, к 2025 году этот показатель может вырасти до 11% в случае реализации негативного сценария.

Ущерб от квалификационной ямы подробно рассматривается в отчёте BCG и WorldSkills. Этот ущерб возникает из-за недостатка квалифицированных специалистов на рынке труда, что приводит к снижению производительности и эффективности бизнеса. Отсутствие необходимых навыков у работников также затрудняет внедрение новых технологий и инноваций, что, в свою очередь, влияет на конкурентоспособность компаний. Исследования показывают, что повышение квалификации и обучение сотрудников могут значительно уменьшить этот ущерб, способствуя развитию экономики и улучшению качества услуг.

  • В случае недостаточной квалификации работника потери — это снижение производительности, недополучение доходов либо траты на переобучение сотрудников.
  • Если квалифицированный специалист пошёл на понижение и занимается низкоквалифицированным трудом, потери — это стоимость его обучения, которое оказалось ненужным рынку, и постепенная утрата квалификации.

Согласно краткому отчёту исследователей BCG, выявлены вторичные эффекты несоответствия навыков. Установлено, что в странах с высоким процентом работников, чьи знания и навыки не соответствуют требованиям их должностей, наблюдаются низкие показатели внедрения инноваций. Эти страны также сталкиваются с трудностями в достижении Целей устойчивого развития ООН. Это подчеркивает важность развития соответствующих навыков для повышения эффективности экономики и реализации глобальных инициатив.

Профессия HR-бизнес-партнёр

Вы изучите все нюансы работы HR BP и научитесь решать задачи бизнеса с помощью кадров. Сможете спланировать работу HR-отдела на год вперёд и презентовать этот план руководству.

Узнать подробнее