Почему важны занятия творчеством: «Науку изобрёл ум, сформированный искусством» / Skillbox Media
Проректор РАМ имени Гнесиных — о том, как искусство развивает наше мышление.
Содержание:
В современном обществе все чаще поднимается вопрос о практикоориентированном образовании, которое должно готовить студентов к реальным жизненным вызовам. Однако возникает необходимость осмыслить, стоит ли изучать предметы, которые не имеют прямого отношения к будущей профессии. Например, многие родители задаются вопросом, зачем их детям, уже перегруженным учебной программой, заниматься музыкой, живописью и другими творческими дисциплинами, если у них нет планов на карьеру в этих сферах. Тем не менее, важно отметить, что занятия искусством и творчеством развивают критическое мышление, креативность и эмоциональный интеллект, что, в свою очередь, может оказать положительное влияние на профессиональную деятельность в любой области. Таким образом, хотя акцент на практическое применение знаний и важен, нельзя недооценивать значение широкого образовательного опыта, который формирует всесторонне развитую личность.
Вопросы, касающиеся мотивации и вдохновения в образовании, были обсуждены Диной Кирнарской, проректором Российской академии музыки имени Гнесиных, на конференции «СберУниверситета» под названием «Больше чем обучение», которая прошла 25 октября. В ходе дискуссии были представлены аргументы, подчеркивающие значимость современных подходов к обучению взрослых. Образование будущего требует новых методов, способствующих активному вовлечению и развитию учащихся.
Заведующая кафедрой истории музыки и проректор Российской академии музыки имени Гнесиных играет ключевую роль в развитии музыкального образования в России. Эта должность предполагает не только управление образовательными процессами, но и активное участие в научной деятельности. Кафедра истории музыки, под руководством опытного специалиста, занимается исследованием музыкального наследия, анализом его влияния на современное искусство и популяризацию музыкальной культуры. Проректор, в свою очередь, обеспечивает стратегическое развитие академии, внедряет новые образовательные программы и способствует подготовке высококлассных музыкантов. Работа на этих позициях требует глубоких знаний в области музыки, педагогики и управления.
Дина Кирнарская сообщила, что на Всемирной конференции ЮНЕСКО по образованию в области культуры и искусства, состоявшейся в 2010 году в Сеуле, участники представили интересные результаты исследования. Согласно данным, все нобелевские лауреаты в какой-то момент своей жизни занимались искусством или имели творческое хобби. Это подчеркивает важность творческой деятельности для развития личности и достижения высоких результатов в различных областях. Творчество способствует не только самовыражению, но и формированию уникального подхода к решению задач, что, безусловно, является ценным в научной и культурной сферах.
В 2008 году учёные из Мичиганского университета (США) провели исследование, в котором проанализировали биографии нобелевских лауреатов, начиная с 1901 года и по 2005 год. В рамках исследования были изучены данные членов Королевского общества и Национальной академии наук США, а также результаты опросов участников почётного общества учёных и изобретателей Sigma Xi и простых американцев. Это исследование дало возможность глубже понять факторы, влияющие на достижения в науке и инновациях, а также выявить общие черты среди выдающихся учёных.
Согласно исследованиям, среди нобелевских лауреатов значительно чаще наблюдается увлечение искусством по сравнению с учеными, не получившими эту награду. Это увлечение в два раза более распространено среди лауреатов, чем среди их коллег, не отмеченных Нобелевской премией, и в три раза чаще, чем в общей популяции. Профессиональная деятельность таких лауреатов включает занятия музыкой, фотографией, рисованием и другими исполнительскими видами искусства. Эти данные опровергают стереотип о «настоящем ученом» как о человеке, сосредоточенном исключительно на одной узкой области знаний. Наоборот, исследования показывают, что наибольших успехов достигают те, кто развивает свои интересы в различных сферах, включая как творческие, так и научные направления. Таким образом, разнообразие увлечений может способствовать более глубокому пониманию и инновациям в науке.
Дина Кирнарская отметила, что это утверждение подтверждается не только примерами Нобелевских лауреатов. Русский композитор и участник «Могучей кучки» Александр Бородин также известен как талантливый химик. Его друг Дмитрий Менделеев, знаменитый своими открытиями в химии, также имел глубокую любовь к музыке. Дина пошутила: «Если бы они не занимались музыкой, в их химических открытиях не было бы стольких инноваций». Однако в каждой шутке есть доля правды, и это утверждение подчеркивает связь между искусством и наукой.
Сергей Боткин, современник Менделеева и Бородина, был выдающимся врачом, физиологом и патологоанатомом. Он занимал должность профессора в Императорской медико-хирургической академии и разработал учение о организме как о едином целостном организме. Несмотря на свою занятость в научной и преподавательской деятельности, Боткин увлекался игрой на виолончели, что подчеркивает его разносторонние интересы. Для занятий музыкой он даже приглашал преподавателя-виолончелиста к себе в полночь, что свидетельствует о его преданности как музыке, так и науке.
Дина Кирнарская утверждает, что существует глубокая связь между научными достижениями и искусством, которая обусловлена процессами развития человеческого мозга. Эволюционные навыки, сформировавшиеся у предков, осваиваются современным человеком на более ранних стадиях. Правое полушарие мозга, отвечающее за креативность, воображение, обобщённое мышление, интуицию, искусство, ритм, визуализацию, мелодии и мечты, имеет более древние корни по сравнению с левым полушарием. Левое полушарие отвечает за логику, анализ, последовательность, линейное мышление, математику, языки, факты и компьютерное мышление. Таким образом, гармония между искусством и наукой становится важным аспектом нашего понимания человеческого потенциала и креативности.
Искусство стало частью человеческой культуры задолго до появления наук. Как замечает один из экспертов, «науку создал разум, сформированный искусством». Это подчеркивает, что для человека более естественно начинать обучение с того, что возникло у его предков раньше, а именно с искусства. Искусство играет важную роль в жизни, и, как отметила Дина, «мозг требует искусства», что свидетельствует о его значении для развития человека и общества в целом.
Принцип раннего освоения искусств был характерен для образования аристократии в прошлом. В первую очередь, детям преподавали танцы, музыку и рисование, а позже они переходили к изучению наук. Современные исследования показывают, что в странах с высоким качеством образования, таких как Финляндия и Япония, искусству уделяется особое внимание. Это относится не только к детскому образованию, но и к развитию сотрудников в корпоративной среде. Например, японские компании уже давно интегрируют занятия искусством в свою организационную культуру, что способствует повышению креативности и командного духа среди работников.
Занятия музыкой оказывают значительное влияние на структуру человеческого мозга. Данный аспект активно исследуется Готфридом Шлаугом, доцентом кафедры неврологии Гарвардской медицинской школы. В 1995 году он и его коллеги провели исследование, которое показало, что у профессиональных музыкантов, начавших обучение музыке до семи лет, объем мозолистого тела – ключевого участка, отвечающего за координацию функций мозга и передачу информации между полушариями – значительно больше по сравнению с людьми, не занимающимися музыкой. Эти результаты подчеркивают важность раннего музыкального образования и его положительное влияние на развитие мозга.
В 2015 году Шлауг выдвинул гипотезу о том, что игра на музыкальных инструментах и пение способствуют повышению нейропластичности. Нейропластичность — это способность мозга формировать новые нейронные связи, что является ключевым фактором для сохранения когнитивных навыков и обучения на любом этапе жизни. В 2021 году польские ученые провели обзор существующих исследований в этой области и пришли к выводу, что у профессиональных музыкантов наблюдается более высокая нейропластичность по сравнению с обычными людьми. Это явление, вероятно, обусловлено множеством факторов, включая регулярные занятия музыкой и индивидуальные нейрофизиологические характеристики. Таким образом, занятия музыкой могут не только обогащать культурный опыт, но и значительно улучшать когнитивные функции и умственные способности.
Игра и пение служат мощными инструментами для развития креативности, мышления и изобретательности. Искусство в этом контексте становится незаменимым помощником, способствующим нашему росту и самовыражению. Дина Кирнарская подчеркивает важность этих практик для достижения высот в творческой деятельности.
Узнайте больше об образовании, подписавшись на наш телеграм-канал. Мы делимся актуальной информацией, новыми трендами и полезными ресурсами. Присоединяйтесь к нам, чтобы быть в курсе всех событий в мире образования.
Переделайте текст с учетом SEO, сохраняя основную тему и добавляя информацию, но избегая избыточности и лишних символов. Помните, что важно поддерживать читабельность и информативность.
Читайте также:
- Что такое творчество и творческие задачи
- Зачем компании приглашают лекторов-космонавтов и искусствоведов
- Почему высшее образование не может быть чисто прикладным
- «Мозг работает только на 10%» и ещё семь антинаучных нейромифов
- Учёные выяснили, что мозг можно настроить на более эффективное обучение