Почему взрослые люди зачастую отвергают новые знания / Skillbox Media
Психологические границы крепнут в течение жизни и защищают нас от хаоса бытия — но в то же время мешают учиться новому.
Содержание:
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать большеКнига «Личность и групповая динамика» исследует, как человек воспринимает и осмысляет реальность, формирует категории и устанавливает границы для объяснения окружающего мира. Эти аспекты существенно влияют на динамику отношений в группах и организациях. Издание вышло в 2023 году в издательстве «Альпина Паблишер». Автором книги является доктор философии, член Международного общества психоаналитического исследования организаций и консультант по групповой динамике Лайонел Стэйпли. Его работа предлагает глубокое понимание механизмов взаимодействия в социальных группах, что делает книгу ценным ресурсом для специалистов в области психологии, менеджмента и социологии.
Автор поднимает важные темы, такие как способность человека обучаться на протяжении всей жизни и барьеры, которые мешают нам принимать новое. Эти барьеры могут возникать, когда новая информация противоречит нашим существующим представлениям о мире. В этом фрагменте книги мы более подробно рассмотрим, как эти ограничения влияют на наше восприятие и усвоение знаний, а также как преодоление этих барьеров может способствовать личностному и профессиональному развитию.
Границы
В процессе восприятия мира мы сталкиваемся с необходимостью его классификации и упорядочивания. Без системы, позволяющей извлечь смысл из множества впечатлений, уникальность каждого момента была бы трудно воспринимаема. Категоризируя объекты и явления, мы делаем сложный и разнообразный мир более доступным для понимания. Однако объекты не приходят к нам уже разделёнными на категории; это мы создаём их. Используя символы для отделения одного класса объектов или действий от другого, мы устанавливаем искусственные границы в изначально едином пространстве. Хотя эти границы не имеют физических характеристик, наше восприятие делает их ощутимыми и реальными. Классификация является важным инструментом, который помогает нам ориентироваться в мире и упрощает процесс осознания окружающей действительности.
Классический пример формирования искусственных границ в восприятии человеческого поведения можно проиллюстрировать на примере рабочего взаимодействия. Рассмотрим ситуацию: проходит встреча с руководителем, которого мы знаем достаточно хорошо, в то время как другие участники встречи знакомы с ним лишь поверхностно. После завершения встречи они могут высказать мнение: «Ваш босс немного тиран, не так ли?» На что мы ответим: «Нет, он хороший человек, если узнать его получше, просто сегодня он не в лучшем настроении». С нашей точки зрения, его поведение на встрече является частью более широкого контекста. Для новичков же единственный опыт взаимодействия с руководителем ограничивается лишь этой встречей. В результате они создают искусственную границу, формируя образ «немного тирана». Это демонстрирует, как восприятие может изменяться в зависимости от контекста общения и уровня знакомства с человеком. Понимание таких механизмов важно для формирования более объективного взгляда на поведение других.
Примером может служить сотрудница, которая в определённый момент начинает неохотно соглашаться с решениями, принимаемыми руководством без предварительного обсуждения. Ранее она считалась ценным членом команды, однако, стремясь разобраться в возникшей неприятной ситуации, её начальник начинает воспринимать её как «неудобного человека». Это приводит к изоляции её от остальных сотрудников, которых он считает готовыми к сотрудничеству. Важно отметить, что именно у неё, возможно, есть необходимые знания и опыт, чтобы выявить недостатки в решениях, принятых руководством. Проблема заключается в том, что после установления этой искусственной границы, начальник, скорее всего, перестанет учитывать её мнение. Это подчеркивает важность открытого диалога между руководством и сотрудниками для эффективного решения проблем и достижения общих целей.
Существует три основных типа границ: пространственные, временные и психологические. Пространственные границы образуются вокруг определённой территории. К примерам искусственных пространственных границ можно отнести границы между соседскими участками и государственными границами. Временные границы, в свою очередь, проявляются в делении времени на часы, минуты и другие единицы. Социальное время также можно считать временной границей, так как оно делит жизненные этапы и переходы между различными социальными статусами на определённые периоды. Все эти примеры иллюстрируют концепцию искусственных границ. Процесс категоризации является частью нашего опыта в обществе, которое придерживается определённых норм и структур. В условиях жизни без границ нам может быть сложно адаптироваться, однако важно отметить, что это не уменьшает искусственность этих границ.
Я не буду углубляться в тему пространственных и временных границ, но важно отметить, что размышления о них помогают нам лучше понять процесс создания смыслов. Границы играют ключевую роль в обеспечении нашего комфорта и благополучия. Поэтому понятие границ особенно актуально при обсуждении психологических границ. Психологические границы помогают нам устанавливать здоровые отношения, защищать личное пространство и поддерживать эмоциональное равновесие. Понимание этих границ способствует улучшению качества жизни и взаимодействия с окружающими.
Когда мы задаемся вопросом «Кто я?», мы находимся в процессе самопознания и самоопределения. В этот момент мы устанавливаем ментальную границу в рамках нашего опыта, отделяя то, что мы воспринимаем как «я», от всего остального, что мы называем «не я». Это самоощущение формируется на основе нашего восприятия, эмоций и мыслей. Таким образом, наше понимание себя напрямую зависит от того, как мы определяем эту границу. Осознание своей идентичности и самости становится важным аспектом личностного роста и формирования нашего места в мире.
Мы осознаем своё «я» через различие между «этим» и «тем», создавая границу, которая определяет наше личное идентичность. Например, наши взгляды на жестокость к животным могут быть очень чёткими, что позволяет нам провести ясную границу между собой и теми, кто наносит вред животным. Мы можем считать себя преданными сторонниками психологии, убеждёнными, что изучение человеческой природы является основой науки. Таким образом, формируется наше представление о «себе», где всё, что мы воспринимаем как «себя», находится внутри этой границы, а всё, что мы не воспринимаем, — вне её. Это создает психологическую границу между «я» и «не я». В результате мы начинаем оценивать людей, которые не относятся к нам, исходя из их убеждений и действий. Мы делаем выводы о других на основе их принадлежности к определённым группам или исключения из них. Например, мы можем считать людей из области психологии частью своей границы, в то время как социологи, обладающие знаниями в области психоанализа и придерживающиеся взглядов на социальную психологию, окажутся за её пределами. Эта динамика помогает нам понять, как формируются социальные идентичности и как они влияют на наше восприятие окружающих.
Психологические границы играют ключевую роль в динамике групповых взаимодействий. Они определяют, кто принадлежит к группе, а кто нет, переходя от концепций «я» и «не я» к более широким категориям «мы» и «они». Эти границы помогают участникам группы различать внешние рамки, отделяющие членов сообщества от посторонних, и внутренние границы, где часто возникает поиск козлов отпущения. Формирование внутренних психологических границ влияет на принятие или отвержение отдельных участников, что в свою очередь может существенно влиять на общий климат в группе. Понимание этих аспектов может помочь в создании более гармоничных и продуктивных отношений внутри коллектива.
Определение и понимание границ является важной задачей, поскольку они помогают нам придавать смысл нашему опыту. Этот опыт находится на стыке двух миров: внешнего взаимодействия и внутренней интерпретации. Осознание возникает именно в этой точке соприкосновения. Однако осознание может быть неоднозначным. Часто наш внутренний набор знаний не совпадает с теми внешними впечатлениями, которые мы получаем. Эта неоднозначность, возникающая на границе между знаниями и восприятием, может вызывать тревожность. В таких случаях границы становятся особенно важными. Мы склонны акцентировать внимание на различиях между внутренним и внешним мирами, что может привести к ощущению ценности границ — они становятся либо священными, либо табуированными. Соприкосновение границ личности и общественных систем формирует уникальные отношения, которые как разделяют, так и связывают. Понимание этих границ помогает нам лучше ориентироваться в сложной структуре взаимодействий и укрепляет нашу идентичность.
Когда мы сталкиваемся с конфликтом между внутренним и внешним мирами, часто возникает необходимость защищать свои границы. Формирование психологических границ обеспечивает чувство комфорта и благополучия. Когда эти границы оказываются под угрозой, у нас появляется сильное желание сохранить себя, как будто угроза затрагивает само наше существование. В таких ситуациях взаимодействие между «я» и «не я» становится источником значительного раздражения. Понимание и уважение собственных границ играет ключевую роль в поддержании душевного равновесия, а также в создании здоровых отношений с окружающим миром.
Проблема границ заключается в том, что они могут стать жесткими структурными концепциями, блокирующими процесс обучения. Например, когда руководитель пытается внедрить изменения в организации и сталкивается с упорным сопротивлением сотрудников, он вначале стремится объяснить необходимость нововведений и убедить команду в их принятии. Однако, если ему это не удаётся, он может начать переживать о достижении своих целей. В этот момент руководитель может настоять на своей позиции, что приводит к конфликту и ухудшению взаимодействия с командой. В результате граница становится фиксированной, и возможность взаимного обучения и сотрудничества исчезает. Важно осознавать, что гибкость в подходах и открытость к диалогу могут способствовать успешной адаптации к изменениям и созданию конструктивной атмосферы в коллективе.
Концепция границ, формируемых вокруг системы личности, актуальна для большинства людей. Это также касается тестирования реальности — способности различать внутренние ощущения и внешние объекты, а также различать внешние взаимодействия и внутренние интерпретации. Для адекватного восприятия и эффективного анализа поступающей информации, основанного на логическом мышлении, необходимо корректное функционирование границ. Когда адекватное восприятие становится невозможным, личные границы нарушаются, и мышление начинает основываться на фантазиях. Например, в темноте стволы деревьев могут восприниматься как угрожающие силуэты. Поддержание здоровых границ и способность к адекватному восприятию окружающего мира играют ключевую роль в психологическом благополучии и личностном развитии.
С точки зрения границ личности, регрессия представляет собой движение в сторону нарушения этих границ, тогда как развитие способствует их восстановлению и усилению. В данном контексте можно сказать, что руководитель, о котором идет речь, достиг критической точки. Он потерял четкость своих границ, и реалистичный подход к действительности исчез из его мышления. В результате он стал неспособен воспринимать мнения и взгляды окружающих. На этом этапе его эмоциональное состояние и фантазии начинают доминировать, что приводит к искажению восприятия сотрудников. Руководитель начинает воспринимать их как упрямую и иррациональную группу, которая якобы не испытывает к нему симпатии и намеренно стремится причинить вред.
На границе восприятия человек отделяет себя от окружающего мира. Если информация, которую мы воспринимаем, знакома, наша психика соотносит её с уже имеющимися знаниями и реагирует в зависимости от нашего отношения к ней. Однако, когда мы сталкиваемся с новым опытом, о котором ничего не знаем, возникает проблема, требующая решения. Один из способов справиться с незнакомой информацией — это попытаться осмыслить её, принимая сложные ситуации и активно работая над ними. Другой подход заключается в том, чтобы связать новое с уже известным, отнесённым к привычной категории. Третий вариант — это отрицание новой информации и попытка выбросить её из сознания. Однако, выбирая один из последних двух способов, мы рискуем принять неуместное решение или вовсе избежать его принятия, что может привести к негативным последствиям.
Читайте также:
- Андрагогика: почему взрослых нужно обучать иначе, чем детей
- Книжная полка: «Гибкое сознание», Кэрол Дуэк
- Какие страхи испытывают взрослые во время обучения и как с этим справиться
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее