Преобразующее обучение: что за теория / Skillbox Media
Идеи социолога Джека Мезирова одни считают революцией в образовании, а другие — пустышкой. Как используют его теорию и за что критикуют?
Содержание:
- Кто придумал преобразующее обучение
- Что преобразует трансформативное обучение
- Десять стадий преобразующего обучения
- Инструментальное и коммуникативное обучение: зачем взрослым учиться сообща
- Четыре пути обучения: как преодолевать предрассудки
- Фасилитатор и соученик: роль преподавателя в преобразующем обучении
- Где и как применять преобразующее обучение
- Революционная теория или красивая метафора: развитие и критика учения Мезирова
Научитесь: Методист образовательных программ
Узнать большеВ данной статье вы получите информацию о…
- что такое мировоззрение, точка зрения и мыслительные привычки и почему не так-то просто их изменить;
- как работает преобразующее обучение и зачем взрослым учиться сообща;
- что помогает преодолевать предрассудки;
- почему педагогу полезно быть провокатором, а не мудрецом;
- где применяют трансформативное обучение;
- за что критикуют подход учёные.
Кто придумал преобразующее обучение
Преобразующее или трансформативное обучение является одной из популярных теорий обучения взрослых на Западе. Автором данной концепции является американский социолог Джек Мезиров. Этот подход акцентирует внимание на том, что обучение представляет собой не просто процесс накопления знаний и навыков, а последовательное изменение личной системы координат, или мировоззрения. Трансформативное обучение способствует более глубокому пониманию себя и окружающего мира, что позволяет людям не только адаптироваться к изменениям, но и активно влиять на свою жизнь и окружающую реальность.
Цели обучения взрослых, согласно статье Мезирова «Преобразующее обучение: от теории к практике», могут быть конкретными, краткосрочными и практическими, такими как получение водительских прав или повышение по службе. Тем не менее, долгосрочной целью такого обучения является развитие самостоятельного мышления. Преподаватель, работающий со взрослыми, должен не только содействовать в достижении краткосрочных целей, но и способствовать развитию критического мышления и независимости в процессе обучения. Это подход помогает взрослым не только в их текущих задачах, но и в долгосрочной перспективе, улучшая качество их жизни и профессиональные навыки.
Преобразующее обучение не является универсальным решением и не подходит для всех образовательных тематик. Оно особенно эффективно в тех областях, где необходимо изменить установки, убеждения и стереотипы учащихся. Например, этот подход активно используется для борьбы с расовыми предрассудками и способствует формированию более открытого и инклюзивного мировоззрения.
Изучите наш материал о проектировании корпоративных программ обучения. Этот процесс играет ключевую роль в развитии навыков сотрудников и повышении общей эффективности компании. Правильное проектирование позволяет не только улучшить квалификацию работников, но и адаптировать обучение под конкретные потребности бизнеса. Оптимально составленная программа обучения способствует созданию более квалифицированной команды, готовой к решению современных задач. Узнайте, как разработать эффективные стратегии для корпоративного обучения и внедрить их в вашу организацию.
Что преобразует трансформативное обучение
Чтобы понять, как функционирует концепция преобразующего обучения, необходимо выяснить, что именно Мезиров определяет в качестве объекта этих преобразований.
Опыт, который накапливают взрослые люди, представляет собой целостную систему, состоящую из концепций, ассоциаций, ценностей, эмоций и привычных реакций на определенные события. Эта система, обладающая внутренней логикой, формирует наше мировоззрение и определяет наш взгляд на окружающий мир.
Система координат служит фильтром для всех опытов, которые мы переживаем. Она влияет на наши ожидания, восприятие и эмоции, а также на поведение. Идеи, которые противоречат нашим предвзятым мнениям, Мезиров называет дезориентирующими дилеммами. При первом столкновении с такими идеями у человека может возникнуть недоумение или отторжение. Вместо того чтобы попытаться понять их, мы склонны называть их неуместными, странными или ошибочными. Понимание этих дезориентирующих дилемм важно для расширения нашего взгляда на мир и улучшения способности к критическому мышлению.
Мировоззрение, согласно Мезирову, можно подразделить на несколько ключевых компонентов. Основной из них — это система взглядов, убеждений и ценностей, которые формируют наше понимание мира. Мировоззрение включает в себя как индивидуальные, так и коллективные аспекты, отражая культурные, социальные и исторические контексты. Оно влияет на восприятие реальности, поведение и принятие решений. Важно отметить, что мировоззрение не является статичным; оно развивается и изменяется под воздействием новых знаний, опыта и окружающей среды. Таким образом, понимание структуры мировоззрения помогает глубже осознать, как мы воспринимаем мир и взаимодействуем с ним.
- мыслительные привычки (англ. habits of mind);
- точки зрения (англ. points of view).
Мыслительные привычки представляют собой обширное и абстрактное понятие. Это способы мышления, эмоционального восприятия и поведения, сформированные под воздействием различных факторов, таких как воспитание и образование. Эти привычки проявляются через специфические точки зрения, включая убеждения, оценочные суждения, стереотипы и эмоциональные реакции, которые влияют на интерпретацию фактов и событий. Понимание своих мыслительных привычек может помочь в развитии критического мышления и улучшении качества принятия решений.
Этноцентризм, как мыслительная привычка, обозначает тенденцию оценивать и интерпретировать события через призму своей этнической группы. Мезиров подчеркивает, что такая точка зрения может проявляться в утверждениях, например, о том, что криминальное поведение связано с цветом кожи. Эта привычка ограничивает восприятие и ведет к стереотипам, что может негативно сказаться на межкультурных отношениях и социальной справедливости. Этноцентризм является важной темой для обсуждения, так как понимание и преодоление таких предвзятых взглядов способно способствовать более гармоничному сосуществованию различных культур.
Мыслительные привычки обладают большей стойкостью, чем наши взгляды, однако и те, и другие могут изменяться. Изменить свою точку зрения мы способны, когда действительность не соответствует нашим ожиданиям. Для разрешения возникшего противоречия мы можем принять новую, отличную от нашей, точку зрения. Это открывает возможности для личностного роста и расширения кругозора, позволяя нам адаптироваться к новым условиям и улучшать качество принимаемых решений.
Перенять чужую мыслительную привычку непросто, а изменить мировоззрение, сформированное культурной средой и воспитанием, ещё сложнее. Тем не менее, именно трансформативное обучение нацелено на изменение мировоззрения и системы личностных ориентиров. Этот процесс требует времени и должен происходить постепенно, чтобы обеспечить глубокое понимание и устойчивые изменения в мышлении. Трансформативное обучение помогает людям адаптироваться к новым условиям и взглядам, что способствует личностному росту и развитию.
Десять стадий преобразующего обучения
Термин «трансформация» впервые был введён Джеком Мезировым в его монографии 1978 года «Образование для перспективной трансформации». В этом исследовании учёный и его команда стремились выявить факторы, способствующие или препятствующие возвращению американских женщин к обучению или профессиональной деятельности после длительного перерыва. Результаты показали, что женщины, столкнувшиеся с жизненными кризисами, известными как дезориентирующие дилеммы, испытывают значительные личностные изменения в процессе обучения. Это открытие подчеркивает важность понимания трансформационных процессов в образовании и их влияния на жизнь женщин.
Дезориентирующие дилеммы делятся на два типа: внешние и внутренние. К внешним дилеммам можно отнести такие события, как смерть супруга, развод, потеря работы и переезд. Внутренние дилеммы связаны с чувством неудовлетворенности, например, ощущением, что жизненные цели не достигнуты, или недовольством своей ролью домохозяйки. Каждое из этих событий заставляет женщин пересмотреть свои взгляды на жизнь и сомневаться в своей роли. Такие дилеммы становятся отправной точкой для трансформации. Мезиров выделил ключевые этапы этого процесса, что положило начало теории трансформативного обучения. Трансформативное обучение помогает людям не только осознать свои внутренние конфликты, но и успешно преодолевать их, что способствует личностному росту и изменению жизненных перспектив.
Финская образовательная компания Valamis представила свои комментарии о стадиях трансформативного обучения в обширном руководстве. Эти идеи можно дополнить объяснениями Сэма Бринсона, автора книги «Соединяя точки», который делится методами эффективного обучения. Объединяя эти подходы, можно выделить ключевые аспекты, способствующие улучшению процесса обучения и повышению его эффективности.
- Дезориентирующая дилемма. Человек сталкивается с информацией, которая не соответствует его опыту и бросает вызов его мировоззрению. Именно в этот момент начинается преобразующее обучение.
- Самоанализ. Человек анализирует собственные убеждения и знания, чтобы понять, как они соотносятся с дезориентирующей дилеммой. Если человек понимает, что его взгляд на проблему не единственно возможный, трансформирующее обучение продолжается.
- Критическая оценка своих предубеждений. Человек объективно пересматривает свои старые убеждения и знания в свете новой информации. «Критически пересматривая их и делая всё возможное, чтобы избавиться от предвзятых точек зрения, мы должны выделить те из них, которые не выдерживают критики», — добавляет Сэм Бринсон.
- Осознание, что другие тоже проходили через подобную трансформацию. Человек понимает, что не он один переживал похожие изменения.
- Поиск новых способов поведения. Опираясь на новый опыт, человек ищет новые роли и отношения, соответствующие этому опыту.
- Разработка плана действий. На этом этапе человек обдумывает, что ему нужно сделать, чтобы преобразовать своё мировоззрение.
- Приобретение знаний и навыков для осуществления планов. Сэм Бринсон называет эту стадию временем, когда пора начать применять план и приобретать новые навыки и знания, необходимые для трансформации.
- Экспериментирование с новыми социальными ролями. На этом этапе приобретённые навыки применяются и проверяются на практике, объясняет Бринсон.
- Развитие компетентности и уверенности в новой роли. Ключ к успеху в преобразующем обучении — готовность к расширению своего опыта и внимательность к происходящим изменениям. Так достигаются компетентность и уверенность в себе.
- Реинтеграция. «Наконец мы привыкаем к нашему новому „я“ и возвращаемся к обычной жизни с обновлёнными взглядами», — пишет Бринсон.
Инструментальное и коммуникативное обучение: зачем взрослым учиться сообща
В статье «Эволюция теории преобразующего обучения Джека Мезирова» исследователь образования Эндрю Китченхам из Университета Северной Британской Колумбии описывает, как Джек Мезиров многократно обновлял свою теорию, акцентируя внимание на различных её аспектах. В своей книге «Трансформативные аспекты обучения взрослых», изданной в 1991 году, Мезиров выделяет три ключевые формы обучения, что подчеркивает его стремление к глубокому пониманию процессов обучения и их воздействия на взрослых. Эти формы обучения играют важную роль в развитии образовательных практик и подходят для применения в различных контекстах, что подтверждает актуальность его теории в современном образовательном дискурсе.
- инструментальное (как сделать что-либо);
- коммуникативное (как понять, что имеют в виду другие);
- саморефлексивное (как понять самого себя).
Учёный акцентирует внимание на первом и втором типах обучения. Он объясняет, что инструментальное и коммуникативное обучение основываются на различных логических подходах. Инструментальное обучение фокусируется на приобретении конкретных навыков и знаний, в то время как коммуникативное обучение подразумевает развитие способности взаимодействовать и обмениваться информацией. Эти два типа обучения играют важную роль в образовательном процессе, способствуя всестороннему развитию учащихся.
Гипотезы играют центральную роль в процессе решения задач. При возникновении определенной проблемы мы формулируем различные варианты действий и пытаемся предсказать их последствия. На основе наиболее обоснованной гипотезы мы принимаем решения и реализуем действия. После выполнения шагов важно проанализировать полученный опыт и оценить правдоподобность первоначальной гипотезы. Этот цикл исследования и анализа позволяет нам улучшать подходы к решению задач и повышать эффективность принимаемых решений.
В центре данного подхода находятся метафоры. Мы оцениваем достоверность как собственных, так и чужих утверждений, стремясь достичь консенсуса в диалоге. Это является непрерывным процессом, в котором каждое новое суждение может быть оспорено новыми фактами и аргументами, а также заменено новыми парадигмами мышления. Такой подход способствует углублению понимания и развитию критического мышления, позволяя нам адаптироваться к изменениям и находить более точные решения.
Существует мнение, что все люди изначально равны в своих правах. Даже если вы не разделяете эту точку зрения, проверить её истинность эмпирически невозможно, как это делается в инструментальном обучении. Мезиров объясняет: «Мы вовлекаемся в дискурс, чтобы оценить достоверность информации. Альтернативный путь — обратиться к авторитету или традиции, чтобы они вынесли суждение за нас. Дискурс в данном контексте представляет собой диалог, целью которого является оценка аргументов, представленных в поддержку различных интерпретаций, через критический анализ доказательств, аргументов и альтернативных точек зрения». Такой подход позволяет углубиться в обсуждение и лучше понять сложные социальные вопросы, включая равенство прав.
Чем больше различных интерпретаций какого-либо убеждения представляют участники дискурса, тем выше вероятность нахождения наиболее надежного решения или синтеза различных точек зрения. Этот процесс способствует совместному обучению, анализу релевантного опыта и формированию общего понимания проблемы. Мы будем опираться на достигнутые выводы до тех пор, пока не появятся новые факты или аргументы, как отмечает Мезиров.
Трансформация мировоззрения происходит через критическое размышление о наших представлениях, на которых основаны интерпретации, убеждения, мыслительные привычки и точки зрения. Критическое размышление позволяет глубже анализировать и переосмысливать существующие убеждения, что способствует развитию более гибкого и открытого мышления. Это важно как в процессе инструментального обучения, так и в процессе коммуникативного обучения. Оба подхода способствуют формированию более глубокого понимания окружающего мира и укрепляют навыки критического анализа, что в свою очередь способствует личностному росту и улучшению качества жизни.
Четыре пути обучения: как преодолевать предрассудки
Мезиров выделяет четыре ключевых процесса обучения, которые играют важную роль в образовательном процессе. Эти процессы включают в себя осознание, рефлексию, трансформацию и действие. Осознание помогает обучаемым выявить свои знания и навыки, а рефлексия позволяет анализировать и оценивать полученный опыт. Трансформация направлена на изменение мышления и восприятия, а действие способствует применению новых знаний на практике. Понимание и использование этих процессов могут значительно повысить эффективность обучения и способствовать глубокому усвоению материала.
- Первый процесс, если вернуться к примеру с этноцентризмом, был бы сосредоточен на развитии существующей точки зрения. В этом случае мы будем искать новые доказательства, подтверждающие наши шовинистские предрассудки по отношению к какой-то конкретной группе людей.
- Второй процесс — добавить к этой негативной точке зрения ещё одну. Например, мы выбираем новую группу, в которой будем намеренно отыскивать недостатки, следуя общей склонности к этноцентризму.
- В рамках третьего процесса мы меняем нашу текущую точку зрения. Если человек пережил опыт позитивного взаимодействия с культурой одной конкретной группы, к которой до этого относился с предубеждением, это может сформировать у него более терпимое отношение к ней. Если такой опыт повторяется с большим числом разных этнических групп, в конце концов это трансформирует мыслительную привычку в целом, то есть человек избавится от шовинистского мышления.
- Наконец, четвёртый процесс — трансформация мыслительной привычки через критические размышления. В нашем примере это значит, что человек начинает думать о самой природе предвзятого отношения к этническим группам, отличным от своей. Такие изменения происходят гораздо реже и с большим трудом, говорит Мезиров, ведь мы не можем изменить то, как мы учимся, до тех пор, пока то, чему мы учимся, удобно вписывается в наше мировоззрение.
Фасилитатор и соученик: роль преподавателя в преобразующем обучении
Задача преподавателя в преобразующем обучении заключается в содействии ученикам в развитии осознанности и критического мышления относительно их представлений о мире, утверждает Мезиров. Преподаватель должен помогать ученикам распознавать как свои, так и чужие мыслительные паттерны (frames of reference), а также учить анализировать одну и ту же проблему с различных точек зрения. Кроме того, учитель обязан создавать условия для активного участия учеников в дискурсе, что способствует углублению их понимания и расширению кругозора. Такой подход обеспечивает не только развитие критического мышления, но и формирование навыков общения, что является важным аспектом современного образования.
Для достижения эффективного обучения необходимо создать такие условия, которые позволят ученикам максимально раскрыть свой потенциал. Это включает в себя формирование комфортной учебной среды, предоставление доступа к современным образовательным ресурсам и активное вовлечение учащихся в процесс обучения. Важно также учитывать индивидуальные потребности и интересы каждого ученика, что позволит повысить мотивацию и заинтересованность в учебе. Создание условий для совместной работы и обмена идеями между учениками способствует развитию критического мышления и навыков командной работы. Кроме того, регулярная обратная связь от преподавателей поможет ученикам отслеживать свой прогресс и корректировать свои усилия. Таким образом, создание оптимальных условий для обучения является ключевым фактором для достижения высоких результатов и успешного освоения учебного материала.
- имеют максимально полную информацию о теме разговора;
- не будут подвергаться принуждению;
- равны в возможности выбирать себе разные роли в этом обсуждении: они могут, если захотят, отстаивать свои убеждения, ставить под сомнение убеждения других, защищаться, объясняться, оценивать доказательства и аргументы;
- критически относятся к своим и чужим представлениям о мире;
- проявляют эмпатию и открытость к другим точкам зрения;
- готовы слушать других и искать точку зрения, которая будет близка всем участникам, или стремиться к синтезу разных точек зрения;
- способны вынести предварительные оптимальные суждения, которые послужат руководством к конкретному действию.
Мезиров утверждает, что идеальные условия дискурса являются ключевыми для успешного обучения взрослых и образования в целом. Правильная организация дискуссии способствует более эффективному восприятию информации и развитию критического мышления. Важно создать среду, где участники могут свободно выражать свои мысли и обмениваться опытом. Это, в свою очередь, стимулирует активное участие и глубокое понимание изучаемого материала.
Новая информация является важным ресурсом для обучения взрослых, а не его конечной целью, утверждает социолог. Чтобы новая информация стала значимой для ученика, её необходимо интегрировать в уже существующую систему взглядов. Учитель играет ключевую роль в этом процессе, помогая ученику адаптировать свою систему восприятия, что облегчает усвоение новой информации. Таким образом, успешное обучение взрослых требует как наличия актуальных знаний, так и способности их осмысленно связать с уже имеющимся опытом.
Согласно Мезирову, в центре трансформирующего обучения находятся ученики, а ключевой методикой является групповая работа. Уроки должны быть основаны на жизненном опыте учащихся и способствовать их вовлечению в коллективные обсуждения. Этот подход помогает развивать критическое мышление и улучшает взаимодействие между учениками, создавая более эффективную образовательную среду. Использование материалов, которые отражают реальную жизнь, способствует интересу и мотивации учащихся, что, в свою очередь, приводит к более глубокому усвоению знаний.
Групповые активности могут включать в себя разнообразные мероприятия, такие как командные игры, тренинги, совместные проекты и культурные события. Эти активности способствуют укреплению командного духа, развитию навыков коммуникации и повышению общей эффективности работы группы. Участие в групповых мероприятиях помогает создать положительную атмосферу, улучшить взаимопонимание и наладить взаимодействие между участниками. Благодаря таким активностям можно не только развивать профессиональные навыки, но и обогатить личный опыт, что в конечном итоге ведет к более высокой производительности и удовлетворенности работой.
- коллективные проекты;
- ролевые игры;
- разборы кейсов или историй из жизни;
- составление концептуальных карт;
- метод репертуарных решёток.
Ученикоцентричное обучение — это методика, направленная на активное вовлечение учащихся в процесс обучения. В отличие от традиционного подхода, где акцент делается на учителе и его знаниях, ученикоцентричное обучение ставит в центр внимания потребности и интересы студентов. Такой подход способствует развитию критического мышления, самостоятельности и практических навыков, что в свою очередь повышает мотивацию и эффективность обучения. Важно понимать, что ученикоцентричное обучение требует от преподавателей гибкости и способности адаптировать учебный процесс под индивидуальные запросы каждого ученика.
Внедрение этой методики позволяет создать более динамичную и интерактивную образовательную среду, где студенты могут активно участвовать в обсуждениях, работать в группах и исследовать интересующие их темы. Такой подход не только помогает лучше усваивать материал, но и формирует у учащихся навыки, необходимые для успешной жизни и работы в современном мире.
Изучение ученикоцентричного обучения открывает новые горизонты для педагогов и студентов, позволяя строить более эффективные и продуктивные отношения в образовательном процессе.
Эти методы способствуют развитию критического мышления у учащихся и активному участию в дискуссиях. Они помогают осознать структуру собственных убеждений и предложить альтернативные взгляды на обсуждаемые темы. Такой подход не только углубляет понимание предмета, но и развивает навыки анализа и аргументации.
Ученики должны активно учиться друг у друга и оказывать помощь в решении задач. Роль учителя заключается в том, чтобы быть фасилитатором или провокатором, а не всезнающим авторитетом. Оптимально, если учитель станет соучеником, постепенно передавая лидерство группе учащихся. Это подход подчеркивает важность совместного обучения и сотрудничества в образовательном процессе.
Преобразующее обучение, по мнению социологов, представляет собой не просто дополнение к образовательному процессу, а является его основой. Основной целью такого обучения является развитие самостоятельного мышления у взрослого человека. Для достижения этой цели важно научить его формулировать и критически обсуждать свои ценности, убеждения и цели. Это позволяет избежать слепого следования чужим идеям и помогает принимать осознанные решения, основанные на личных убеждениях и целях. Преобразующее обучение способствует более глубокому пониманию себя и окружающего мира, что в свою очередь ведет к более эффективному и осознанному обучению.
Мезиров выделяет три ключевых условия, способствующих развитию самостоятельного мышления. Эти условия играют важную роль в формировании критического подхода к обучению и помогают людям принимать осознанные решения. Первое условие связано с созданием безопасной и поддерживающей среды, где каждый может свободно выражать свои мысли и идеи. Второе условие касается активного участия в процессе обучения, что позволяет углубить понимание и развить аналитические способности. Третье условие заключается в необходимости рефлексии, которая помогает осмысленно оценивать полученные знания и опыт. Соблюдение этих условий способствует не только развитию самостоятельного мышления, но и улучшению качества образования в целом.
- Критическое мышление.
- Способность распознавать мыслительные паттерны.
- Готовность участвовать в дискурсе.
Где и как применять преобразующее обучение
Теория Джека Мезирова находит широкое применение в корпоративном обучении, как отмечают эксперты образовательной компании Valamis. Она может быть использована для улучшения процесса обучения сотрудников и повышения их вовлеченности. Например, принципы теории могут помочь в создании адаптивных учебных программ, которые учитывают индивидуальные потребности и предпочтения работников. Также они способствуют формированию эффективных групповых взаимодействий, что в свою очередь улучшает командную работу и сотрудничество. Кроме того, применение теории Мезирова может повысить качество обратной связи между тренерами и участниками обучения, что является ключевым элементом успешного освоения новых знаний и навыков.
- Наблюдение за работой специалистов. Тактика, которая по-английски называется job shadowing (можно перевести как «дублирование на рабочем месте»), заключается в том, что сотрудник наблюдает за коллегой на должности, которую хочет в дальнейшем занять сам, и перенимает его опыт. Она позволяет ученику проверить свои представления о желаемой должности на практике.
- Решение гипотетических проблем. Ещё один пример преобразующего обучения — критическое обсуждение проблемных ситуаций и поиск выхода из них — так, будто проблемы реальны.
- Сотрудничество с другими отделами. Такое взаимодействие поможет взглянуть на проблемы, с которыми сталкивается компания, с точки зрения сотрудников разных департаментов.
Развивайте кросс-дисциплинарность для повышения эффективности и инновационности вашего бизнеса. Кросс-дисциплинарность позволяет объединять знания из разных областей, что способствует генерации новых идей и решений. Для успешного внедрения кросс-дисциплинарного подхода важно создавать условия для взаимодействия специалистов с различным опытом и взглядами. Это может включать в себя совместные проекты, семинары и тренинги, которые помогут командам обмениваться опытом и находить нестандартные решения. Инвестируйте в развитие кросс-дисциплинарных навыков, чтобы обеспечить устойчивый рост и конкурентоспособность вашей компании.
Революционная теория или красивая метафора: развитие и критика учения Мезирова
Теория Мезирова активно обсуждается в научном сообществе. В 1993 году Кэролин Кларк, исследователь в области образования взрослых из Техасского аграрно-технического университета, предложила выделить три ключевых направления в литературе, посвященной преобразующему обучению. Эти направления позволяют глубже понять механизмы, с помощью которых происходит изменение восприятия и осознания у обучающихся. Исследования в данной области подчеркивают важность контекста, в котором осуществляется обучение, а также значимость личного опыта и критического осмысления. Такой подход способствует более эффективному усвоению знаний и развитию навыков, необходимых для адаптации к современным вызовам.
- теория Мезирова, которую она обозначила как теорию перспективной трансформации;
- критическая педагогика бразильского учителя и теоретика педагогики Паулу Фрейре, в работах которого Мезиров черпал вдохновение;
- работы Лорана Далоза о трансформации взрослых в процессе формального образования.
В 1998 году Джон Диркс, исследователь непрерывного образования из Университета штата Мичиган, расширил существующую классификацию, введя четвёртое направление — трансформацию взрослых как индивидуацию, опираясь на концепции Карла Юнга. Это направление акцентирует внимание на глубинных личных изменениях и внутреннем развитии, что является важным аспектом в образовательных процессах для взрослых. Индивидуация предполагает не только получение новых знаний, но и осознанное развитие личности, что способствует более эффективному обучению и самосовершенствованию.
Мезиров неоднократно пересматривал свою теорию, включая терминологию. В начале своей работы он использовал понятие «смысловая перспектива» (англ. meaning perspective) вместо термина «система координат» (англ. frame of reference). Социолог трактовал смысловую перспективу как совокупность смысловых схем (англ. meaning scheme), каждая из которых включает в себя набор концепций, суждений и чувств. Мезиров считал, что через призму этих смысловых схем люди интерпретируют различные феномены и события. Такой подход подчеркивает важность индивидуального восприятия и контекста в процессе понимания окружающей действительности.
Пересмотр учения был вызван, в том числе, критикой, которую оно получило. Эта критика способствовала необходимости обновления и уточнения основных положений учения, что важно для его дальнейшего развития и применения.
В 1997 году Эдвард Тейлор из Антиохийского университета в Сиэтле провел критический анализ теории Мезирова, исследуя возможность существования эмпирических данных, способных подтвердить или опровергнуть ее положения. Хотя Тейлор обнаружил некоторые доказательства, он также указал на недостатки в теории. В частности, он затронул вопрос, почему определенные дезориентирующие дилеммы инициируют процесс личностной трансформации, в то время как другие этого не делают. Тейлор интересовался факторами, способствующими запуску этого процесса, а также теми, которые могут ему воспрепятствовать. Дополнительно он исследовал результаты трансформирующего обучения и изменения в мировосприятии. На многие из этих вопросов однозначные ответы так и не были найдены, что подчеркивает необходимость дальнейшего исследования в данной области.
В 2012 году австралийский исследователь Майкл Ньюман поставил под сомнение концепцию преобразующего обучения как отдельного вида обучения. Критика Ньюмана касалась не только самой теории, но и терминологии, предложенной Мезировым. Профессор Падуанского университета Кьяра Биасин в своей статье отмечает, что Ньюман предложил заменить прилагательное «преобразующий» на «хороший», поскольку это лучше отражает реальные результаты моделей обучения, ориентированных на самоанализ, рефлексию и открытость взрослых обучающихся. Таким образом, по мнению Биасин, преобразующее обучение можно трактовать не как строго определенную теорию, а как конструкцию, которая объясняет возникший образовательный феномен в виде изменений, происходящих в процессе обучения.
В 2013 году австралийские учёные Питер Хоуи и Ричард Багналл опровергли статус преобразующего обучения как полноценной теории. Они утверждают, что данное понятие является лишь привлекательной метафорой. Исследователи подчеркивают неясность термина «преобразующий» и ссылаются на мнение Стивена Брукфилда, который отмечает, что это слово часто применяется ко всем изменениям, происходящим с учениками, независимо от их значимости. Таким образом, критика концепции преобразующего обучения поднимает важные вопросы о его реальной эффективности и применимости в образовательной практике.
Австралийские исследователи отмечают, что подтвердить или опровергнуть достоверность теории преобразующего обучения сложно. Ссылаясь на Эдварда Тейлора, они подчеркивают недостаток исследований, которые бы убедительно показывали влияние преобразующего обучения на учебные результаты. Кроме того, авторы указывают на сложности количественной оценки этой теории, что затрудняет сопоставление результатов различных исследований, касающихся её эффективности. Необходимы дополнительные исследования, чтобы более точно оценить реальное воздействие преобразующего обучения на образовательные процессы и результаты студентов.
Исследователи в области образования из Южной Кореи в своей статье 2017 года отмечают, что теория Мезирова обладает значительной объяснительной силой. Она позволяет глубже понять процессы, связанные с обучением взрослых, а также механизмы личностных изменений. Теория предлагает четкую отправную точку для анализа человеческого обучения, обозначая дезориентирующую дилемму, и определяет конечный результат этого процесса — совершение действия.
Исследователи отмечают, что теория Мезирова часто интерпретируется неправильно, особенно в Корее. Это связано с тем, что восприятие данного учения формируется под влиянием местных культурных традиций, в частности, конфуцианского подхода к обучению. Чжао Юнь Ван, исследователь из Университета Торонто, объясняет, что этико-философское учение Конфуция, получившее распространение в Китае, Корее, Японии и Вьетнаме, оказало значительное влияние на образовательные практики. Основы обучения по Конфуцию включают усердие и покорность, в то время как в теории Мезирова предполагается равенство между учителем и учеником. Это различие подчеркивает важность понимания контекста при изучении и применении теории Мезирова, что может способствовать более эффективному обучению в современных образовательных системах.
В своем обзоре эволюции преобразующего обучения Эндрю Китченхам отмечает, что теория Мезирова, как и многие другие значимые теории, подвергалась критике, проверкам и пересмотрам. Увлечение данной темой привело к организации семи международных конференций, а также к публикации десятков книг и сотен научных статей, включая 150 докторских диссертаций. Китченхам подчеркивает, что теория преобразующего обучения претерпела значительные изменения и была дополнена новыми концепциями в процессе обсуждения и исследования, что, безусловно, продолжит оказывать влияние на практику обучения взрослых в различных областях знаний.
Дебаты вокруг преобразующего обучения продолжают вызывать интерес в академическом сообществе. Тем не менее, идеи Мезирова находят активное применение и развитие на практике по всему миру. Использование этих концепций способствует не только улучшению образовательных процессов, но и формированию критического мышления у студентов, что становится особенно важным в современном мире.
Изучите также:
- Что такое состояние потока и как использовать его в обучении
- Вверх тормашками: что такое перевёрнутое обучение
- Как работает феномено-ориентированное обучение
- Конструктивизм в обучении: что это за подход
Методист образовательных программ
Вы с нуля пройдёте полный цикл создания образовательного продукта. Научитесь проектировать учебные программы для онлайн- и офлайн-курсов. Станете универсальным специалистом — сможете запустить свой проект или устроиться методистом в крупную компанию.
Узнать подробнее