Корп обучение #Статьи

20 июня, 2025

Принципы мультимедийного обучения, которые помогают создавать цифровой учебный контент / Skillbox Media

Эти принципы Майера относятся к базовым знаниям по педагогическому дизайну, их стоит знать всем проектировщикам онлайн-обучения.

Курс с трудоустройством: «Профессия Методист с нуля до PRO»

Узнать больше

На чём основаны принципы мультимедийного обучения

Теория мультимедийного обучения основывается на ряде других теорий, которые углубляют понимание процесса восприятия и усвоения информации. Эта теория выделяет важность комбинирования различных форматов представления данных, таких как текст, изображения и аудио, чтобы повысить эффективность обучения. Взаимодействие этих элементов способствует лучшему запоминанию и пониманию материала. Расширение контекста мультимедийного обучения через интеграцию когнитивных и конструктивистских подходов позволяет создать более глубокую и многогранную образовательную среду, в которой учащиеся могут развивать навыки критического мышления и анализа.

  • когнитивной нагрузки (её суть в том, что важно не перегрузить рабочую, то есть оперативную память учащегося переизбытком информации, иначе человек мало что запомнит из новой информации);
  • двойного кодирования (а её суть в том, что для лучшего понимания и запоминания вербальную информацию стоит ещё и визуализировать, то есть использовать сразу два «кода» для её донесения до учащихся — слова и визуальные образы).

Сначала в теории мультимедийного обучения было 12 принципов. Однако после публикации первого издания книги «Мультимедийное обучение» (Multimedia Learning) работа над данной теорией не прекратилась. В последующих изданиях Ричард Майер и его команда добавили три новых принципа, в результате чего общее количество принципов увеличилось до 15.

Михаил Осипов объясняет, что принципы можно условно разделить на две категории: принципы организации контента и принципы передачи знаний. В этой статье мы подробно рассмотрим каждую из категорий. Некоторые из принципов будут проиллюстрированы примерами, созданными Михаилом Осиповым и командой компании Елены Тихомировой eLearning center, что позволит лучше понять их применение на практике.

Принципы организации контента

В данный блок включены девять принципов, описывающих, как эффективно сочетать различные форматы контента и обеспечивать правильное оформление. Несмотря на то что эти принципы сегодня применяются широко, стоит отметить, что Ричард Майер разработал их первоначально для оформления мультимедийных слайдов в асинхронных онлайн-курсах, которые просматриваются в записи. Эти принципы помогают создавать более эффективные и понятные обучающие материалы, способствующие лучшему восприятию информации.

Наиболее эффективно демонстрировать примеры применения принципов на слайдах учебных презентаций. При использовании этих принципов в других мультимедийных учебных материалах необходимо критически оценить, насколько каждый конкретный принцип соответствует вашим образовательным целям. Такой подход поможет оптимизировать процесс обучения и сделать его более результативным.

Люди усваивают информацию более эффективно, когда учебные материалы сосредоточены исключительно на теме. Избавление от лишнего текста, не относящегося к обучению, а также ненужных изображений и звуков способствует лучшему пониманию и запоминанию материала. Четкость и простота в подаче информации играют ключевую роль в процессе обучения, позволяя учащимся сосредоточиться на главном и избегать отвлечений. Оптимизация учебных материалов с учетом этих принципов может значительно повысить их эффективность и усваиваемость.

Согласно принципу согласованности, в учебные материалы следует включать только те элементы, которые способствуют достижению образовательных целей. Избыточные детали и отвлекающие факторы должны быть исключены, так как они могут создать ненужную когнитивную нагрузку и отвлечь внимание учащихся от учебных задач. Это важно для повышения эффективности обучения и улучшения усвоения информации. Правильная организация контента позволяет сосредоточиться на ключевых аспектах и способствует более глубокому пониманию материала.

При добавлении иллюстраций в презентацию важно учитывать их полезность для восприятия материала. Задайте себе вопросы: «Способствуют ли они лучшему пониманию темы? Являются ли они функциональными или служат лишь для оформления?» Если у вас нет уверенности в их необходимости или вы осознаете, что изображение не добавляет учебной ценности, лучше отказаться от его использования. Эффективная презентация фокусируется на содержании, и каждая иллюстрация должна быть обоснованной и целесообразной.

Аналогично стоит подойти к графике, сложным эстетическим элементам и ненужным звуковым эффектам. Это также касается текста — проведите анализ на наличие избыточных деталей, которые не влияют на понимание основного смысла, или интересных, но бесполезных элементов. Лучше убрать всё, что отвлекает и не служит цели.

Пример оформления слайдов без учёта и с учётом принципа согласованности. На левом слайде лишние элементы: маркированные списки (с разными значками-маркерами) и иллюстрации, которые могут отвлекать внимание от ключевой информации. На правом слайде показана только ключевая информация по теме: использовать его можно при условии, если спикер или преподаватель поясняет каждый пункт или же предлагает дополнительное описаниеИзображение: курс Михаила Осипова по созданию учебных презентаций «3 элемента» / Skillbox Media

Исследования показывают, что люди усваивают информацию быстрее и более эффективно, когда материал организован и выделены ключевые моменты. Упрощение структуры текста и использование визуальных сигналов, таких как заголовки и выделения, способствует лучшему восприятию и запоминанию. Четкая организация и акцент на главных идеях помогают читателю легче ориентироваться в содержании и извлекать важную информацию. Таким образом, грамотно структурированный материал не только облегчает процесс обучения, но и значительно повышает его эффективность.

На экране или слайде необходимо четко обозначить для учащихся, на что следует обратить внимание в первую очередь. Это можно сделать с помощью стрелок, указывающих на ключевые тезисы, а также выделяя основную мысль другим шрифтом или цветом. В устном объяснении акценты можно расставить с помощью пауз, интонации или акцентирования слов, например, фразой: «Запомните этот факт, мы к нему ещё вернёмся!». Такой подход способствует лучшему усвоению материала и помогает ученикам сосредоточиться на важной информации.

Пример оформления слайда с учётом принципа сигнализации из курса Skillbox «Веб-дизайн с нуля до PRO»Изображение: Skillbox

Исследования показывают, что люди лучше усваивают информацию, когда она воздействует на две модальности — зрительную и слуховую. Вербальная информация запоминается более эффективно, если сопровождается визуальными образами, такими как картинки или анимации. Это подтверждает важность использования мультимедийных материалов в обучении и презентациях, поскольку сочетание текстов и изображений способствует улучшению понимания и запоминания информации. Использование таких подходов в образовательных и рекламных целях может значительно повысить эффективность передачи знаний и привлечения внимания аудитории.

Теория двойного кодирования утверждает, что информация, представленная одновременно в визуальном и аудиальном формате, способствует лучшему запоминанию и не перегружает рабочую память. Этот подход наиболее эффективно работает с образами, так как визуальная информация усваивается легче, чем текстовая. Для оптимального усвоения учебного материала рекомендуется сочетать устные объяснения с визуальными элементами, такими как иллюстрации, инфографика, фотографии и анимация. Это позволяет создать более полное восприятие информации и улучшить процесс обучения.

Важно помнить, что под иллюстрациями подразумеваются не просто любые изображения, а те, которые имеют учебное значение и способствуют усвоению материала. Использование таких иллюстраций поможет создать согласованное восприятие информации и улучшить образовательный процесс. Неэффективные изображения без учебного смысла могут только отвлекать и запутывать, поэтому их следует избегать.

Исследования демонстрируют, что пользователи, проходившие электронные курсы с анимацией и последовательным устным объяснением, успешно усваивают материал лучше, чем те, кто обучался с помощью анимации без устного сопровождения и текстовых материалов для чтения. Это подчеркивает важность интеграции аудиовизуального контента в образовательные платформы для повышения эффективности обучения.

Исследования показывают, что люди более эффективно воспринимают информацию, когда она представлена в формате сочетания визуальных элементов и устного объяснения. Такой подход значительно улучшает усвоение материала по сравнению с традиционными методами, где используются визуализация, устные объяснения и текст. Оптимальное сочетание визуальных и устных форматов способствует лучшему пониманию и запоминанию информации, что делает его эффективным инструментом в образовательных и профессиональных процессах.

Не следует повторять одну и ту же информацию на презентации в текстовом, графическом и звуковом формате одновременно. Это приводит к избыточности, особенно в случае текста. Согласно принципу модальности, наиболее эффективным способом передачи информации является сочетание устного объяснения и визуальных элементов. Такой подход позволяет лучше усваивать и запоминать материал, поскольку он активирует разные каналы восприятия.

Чтение текста и прослушивание аудио не всегда удачно сочетаются, поскольку при чтении многие люди проговаривают текст про себя. Это приводит к тому, что задействуются как зрительный, так и слуховой каналы восприятия. Устное объяснение, звучащее за кадром, создает дополнительную нагрузку на слуховой канал, что может затруднить процесс восприятия информации. Читая, человек может двигаться быстрее, чем говорит закадровый спикер, и в результате внутренний голос и голос спикера начинают конфликтовать. Это может снижать эффективность обучения и восприятия информации.

Хотя текст на экране не стоит полностью исключать, его объем следует минимизировать, особенно когда основная информация представлена в аудиоформате. Оптимальным решением будет кратко излагать ключевые тезисы и перечень источников. Это поможет сосредоточить внимание зрителей на аудиосообщении, сохраняя при этом доступность важной информации.

Пример оформления слайда без учёта (слева) и с учётом (справа) принципа избыточности. Текст на слайде слева избыточен, если преподаватель комментирует карту вслухИзображение: курс Михаила Осипова по созданию учебных презентаций «3 элемента» / Skillbox Media
Пример оформления слайда с учётом и без учёта принципа избыточности. Текст, который выделен на первом слайде красным цветом, избыточен. Это выводы, которые следуют из диаграммы справа, и их лучше произнести голосом, чтобы слушатель одновременно мог изучать диаграммуИзображение: eLearning center / Skillbox Media

Исследования показывают, что люди воспринимают информацию эффективнее, когда она представлена с использованием как слов, так и изображений. Этот подход способствует лучшему пониманию и запоминанию материала. Комбинирование текстового и визуального контента активирует различные области мозга, что помогает усваивать информацию быстрее и глубже. Визуальные элементы, такие как графики, диаграммы и изображения, подчеркивают ключевые моменты и делают обучение более интерактивным. Таким образом, использование слов и изображений в образовательном процессе значительно повышает его эффективность.

Исследования показывают, что эффективное усвоение учебной информации достигается при сочетании устного объяснения и визуального сопровождения. Когда используется текстовое объяснение, его обязательно стоит дополнить иллюстрациями. Это связано с теорией двойного кодирования, которая утверждает, что информация воспринимается лучше, когда она представлена в нескольких форматах. Таким образом, использование графических элементов и изображений помогает улучшить понимание и запоминание материала, что делает обучение более продуктивным.

Важно, чтобы изображения в контенте служили не только эстетической цели, но и эффективно передавали смысл, дополняя текстовую информацию. Визуальные элементы помогают учащимся лучше воспринимать и усваивать новый материал, создавая ментальные модели, которые облегчают запоминание. Правильно подобранные картинки способствуют более глубокому пониманию темы и делают обучение более эффективным.

Пример оформления слайда с учётом и без учёта принципа мультимедийности. На первом варианте — только текст и случайная картинка, на втором добавлена картинка, образно иллюстрирующая содержание текстаИзображение: eLearning center / Skillbox Media

Исследования показывают, что учащиеся более эффективно усваивают информацию, когда иллюстрации и соответствующие им подписи находятся рядом друг с другом. Такое соседство визуальных элементов и текстового контента помогает улучшить понимание и запоминание материала. Правильное размещение изображений и подписей способствует созданию связей между ними, что, в свою очередь, усиливает образовательный процесс. Таким образом, для повышения качества обучения важно учитывать расположение иллюстраций и их описаний в учебных материалах.

Сосредоточение иллюстрации и подписи на одном слайде упрощает восприятие информации. Когда изображение и его описание находятся рядом, зрителям не нужно прилагать дополнительные усилия для связи между ними. Такое предсказуемое размещение способствует снижению когнитивной нагрузки, что делает информацию более доступной и понятной. Правильное расположение элементов на слайде улучшает восприятие и помогает лучше усваивать представленный материал.

Принцип расположения взаимосвязанных элементов рядом актуален не только для изображений и их подписей, но и для других связанных компонентов. Например, задания и инструкции по их выполнению, а также вопросы и ответы должны находиться в непосредственной близости друг к другу. Это улучшает восприятие информации и способствует более эффективному взаимодействию пользователя с контентом. Правильное размещение элементов помогает создать логичную структуру и облегчает поиск необходимой информации.

Примеры слайдов с неправильным и правильным применением принципа пространственной связи. На первом слайде подписи расположены далеко от элементов, к которым они относятся, поэтому человеку потребуются дополнительные усилия, чтобы их соотнести. На втором слайде верное расположение, более удобное для читателей или зрителейИзображение: курс Михаила Осипова по созданию учебных презентаций «3 элемента» / Skillbox Media

Учащиеся эффективнее усваивают материал, когда иллюстрация и устное пояснение подаются одновременно, а не поочередно. Синхронное представление информации способствует более глубокому пониманию и запоминанию, так как визуальные и аудиовизуальные элементы взаимодействуют, усиливая восприятие. Это подход особенно важен в образовательном процессе, где сочетание различных методов обучения позволяет создать более динамичную и продуктивную атмосферу для студентов. Использование синхронных иллюстраций и объяснений может значительно повысить качество обучения и улучшить результаты усвоения материала.

Во время урока физики учитель, демонстрируя эксперимент, зачастую комментирует происходящее в реальном времени. Этот принцип также актуален для онлайн-курсов. Одновременное использование визуальных и аудиовосприятий способствует лучшему усвоению материала, так как информация подается вербально и образно. Если же информация сначала изложена, а затем показана (или наоборот), это может негативно сказаться на качестве ментальной обработки новой информации у студентов. Таким образом, интеграция комментариев и демонстрации является ключевым аспектом эффективного обучения как в классе, так и в онлайн-формате.

Исследования показывают, что люди эффективнее усваивают информацию, когда мультимедийные сообщения разделены на небольшие сегменты или блоки. Каждый блок должен быть адаптирован к оптимальному темпу восприятия, что позволяет улучшить понимание и запоминание материала. Вместо восприятия большого объема информации в одном непрерывном потоке, разбивка на части способствует более глубокому анализу и усвоению данных. Такой подход к представлению информации делает её более доступной и удобной для восприятия, что особенно важно в условиях современного информационного общества.

Разделение учебного контента на короткие и четкие блоки является важной стратегией. Это позволяет уменьшить когнитивную нагрузку на слушателей и значительно облегчить процесс запоминания информации. Такой подход помогает лучше усваивать знания, так как учащиеся могут сосредоточиться на каждом элементе, не перегружая свой разум. Эффективное структурирование материала способствует повышению активности и вовлеченности аудитории, что в свою очередь ведет к более глубокому пониманию предмета.

Важно предоставить обучающимся возможность управлять темпом занятий, особенно в асинхронном формате. Это можно реализовать с помощью регулятора скорости и кнопки «далее», позволяющей переходить к следующему слайду или разделу. Исследования Ричарда Майера показали, что студенты, имеющие возможность самостоятельно контролировать темп обучения, демонстрируют лучшие результаты в тестах на запоминание. Такой подход способствует более эффективному усвоению материала и повышает уровень вовлеченности обучающихся.

Пример оформления слайда с учётом и без учёта принципа сегментации. На первом слайде содержание первого раздела курса представлено без разбивки на сегменты (подтемы). На втором слайде — разбито на маленькие подтемыИзображение: eLearning center / Skillbox Media

Исследования показывают, что усвоение информации из мультимедийных сообщений значительно улучшается, когда аудитория знакома с терминами и понятиями, упоминаемыми в контенте. Это связано с тем, что предшествующее знание создает основу для лучшего понимания и интерпретации представленных данных. Когда люди обладают необходимой терминологией, они легче воспринимают и анализируют информацию, что способствует более глубокому пониманию темы. Таким образом, для повышения эффективности мультимедийных материалов важно предварительно ознакомить зрителей с ключевыми понятиями и терминами.

Принцип предварительной подготовки заключается в том, что учащиеся должны получить основные знания и глоссарий перед тем, как углубиться в тему, особенно если они являются новичками и в ней много специфических терминов. Это поможет создать прочную основу для дальнейшего изучения. Чтобы эффективно подготовить учащихся, рекомендуется предоставить им четкие инструкции и материалы, которые помогут разобраться в ключевых понятиях. Таким образом, они смогут лучше ориентироваться в теме и быстрее усвоить материал.

  • составить вводное руководство или провести вводный урок по базовым понятиям тематики курса;
  • дать в начале определения терминов (глоссарий).
Пример проявления принципа предварительной подготовки: слайд с глоссарием из курса Skillbox «Веб-дизайн с нуля до PRO»Иллюстрация: Skillbox

К чему сводится суть всех принципов организации контента

Елена Тихомирова подчеркивает важность правильного сочетания различных медийных элементов в проектировании по Майеру. Основная идея заключается в гармоничном взаимодействии звука и текста, изображений и текста, а также в сочетании всех трех компонентов: картинки, текста и звука. Это сочетание способствует более эффективному восприятию информации и улучшает обучающий процесс. Правильное использование медийных средств позволяет создать более насыщенные и запоминающиеся образовательные материалы.

Важно отметить, что ключевым аспектом является не количество иллюстраций, аудиообъяснений и текста в курсе, а именно их синхронное сочетание. Эффективное обучение достигается, когда текст и изображения отображаются одновременно, аудиообъяснение сопровождает визуальный контент, или все элементы взаимодействуют друг с другом. Такой подход способствует лучшему усвоению материала и повышает уровень вовлеченности учащихся. Синергия этих компонентов создает более глубокое понимание и делает процесс обучения более увлекательным и продуктивным.

Существует три основных способа передачи информации в онлайн-курсе. Первым из них является видеоконтент, который позволяет обучающимся визуально воспринимать материал, а также обеспечивает возможность демонстрации сложных тем. Вторым способом является текстовый контент, который включает статьи, учебные материалы и задания, способствующие глубокому пониманию учебного материала. Третьим распространенным средством является интерактивный контент, такой как тесты и викторины, который помогает закрепить знания и повысить вовлеченность студентов. Эти три метода эффективно дополняют друг друга, создавая полноценную и увлекательную образовательную среду в онлайн-курсах.

  • визуальные изображения (иллюстрации, графики, анимация);
  • аудиозапись с устным объяснением темы;
  • текстовое объяснение.

Согласно теории Майера, для эффективной подачи новой информации оптимально использовать комбинацию двух форматов, а не ограничиваться одним или всеми тремя одновременно. Синхронное сочетание вербальной и визуальной подачи информации значительно облегчает её восприятие и способствует лучшему запоминанию. Это позволяет создать более полное и структурированное представление о материале, что особенно важно в образовательных и обучающих контекстах. Правильная комбинация форматов помогает активировать различные каналы восприятия, что, в свою очередь, улучшает понимание и усвоение информации.

  • При этом идеальный вариант — сочетать визуальную подачу с аудиозаписью (то есть изображения — с синхронным устным объяснением).
  • Сочетать текстовые объяснения с изображениями тоже допустимо, но этот вариант работает хуже.
  • А вот синхронно сочетать текстовые объяснения с аудиозаписью (устным объяснением) не стоит, этот вариант наименее эффективен. Проще говоря, не надо проговаривать то, что и так написано на презентации.

Вторая ключевая идея принципов мультимедийного обучения заключается в том, что все элементы должны быть организованы таким образом, чтобы минимизировать когнитивную нагрузку на учащегося. Это означает, что информация должна быть представлена логично, взаимосвязанно и лаконично, без избыточных деталей, чтобы обеспечить комфортное восприятие. Ричард Майер подробно объясняет, что подразумевается под терминами «логично» и «удобно», акцентируя внимание на важности правильной структуры и оформления учебного материала для повышения его эффективности.

Принципы передачи знаний

В данный блок входят шесть основных принципов, которые следует учитывать при разработке материалов как в синхронном, так и в асинхронном формате. Эти принципы применимы не только к слайдам презентаций, но и к более современным технологиям. Важно отметить, что темпы обновления технологий значительно опережают процесс накопления экспериментальной базы по ним.

Люди усваивают информацию более эффективно, когда она представлена в разговорном стиле. Такой подход делает материал более доступным и понятным, что способствует лучшему пониманию и запоминанию. Использование живого и естественного языка помогает установить связь с аудиторией, что в свою очередь повышает интерес к теме. Разговорный стиль позволяет избегать сложных терминов и формальностей, что делает информацию более привлекательной и легкой для восприятия. В результате, читатели или слушатели могут быстрее уловить суть материала и применить полученные знания на практике.

Канцеляризмы и профессиональная терминология затрудняют восприятие информации, увеличивая когнитивную нагрузку. Человеку приходится «переводить» сложные формулировки на более понятный язык. Поэтому объяснение темы должно быть выполнено простым и доступным стилем. Использование ясного и разговорного языка способствует лучшему пониманию и усвоению информации, делая ее более доступной для широкой аудитории.

Непринуждённый тон общения преподавателя формирует у каждого ученика ощущение индивидуального подхода. Это способствует повышению мотивации и внимательности к материалу, поскольку учащиеся чувствуют, что информация адресована именно им. Таким образом, создание комфортной атмосферы в процессе обучения положительно влияет на восприятие и усвоение знаний.

Михаил Осипов в своем комментарии для Skillbox Media объясняет, что данный принцип применяется ко всем формам коммуникации с учащимися. Это касается не только преподавателей, но и менторов, кураторов и всех, кто взаимодействует со студентами. Такой подход обеспечивает более эффективное и продуктивное общение, способствуя лучшему пониманию и усвоению материала.

Исследования показывают, что люди лучше воспринимают информацию, когда она озвучена человеческим голосом, а не синтезированным. Человеческий голос вызывает больше доверия и эмоциональной связи, что способствует лучшему запоминанию и пониманию материала. Использование естественного звучания в аудиоконтенте может значительно повысить его эффективность. Это открывает новые возможности для обучения и коммуникации, поскольку пользователи становятся более вовлечёнными и заинтересованными. Важно учитывать этот аспект при создании аудиоматериалов и выбирать подходящие технологии для их озвучивания.

Живой человеческий голос способен более точно передавать эмоции и смысл информации по сравнению с компьютерной имитацией. В первую очередь на ум приходит искусственный голос, который часто используют блогеры в TikTok. Михаил Осипов, комментируя этот аспект для Skillbox Media, ссылается на исследования Ричарда Майера, согласно которым даже голос, созданный искусственным интеллектом и максимально приближенный к человеческому, воспринимается хуже, чем настоящий голос человека. Это подчеркивает важность живого общения в контексте передачи информации и взаимодействия с аудиторией.

Исследования показывают, что для эффективного усвоения информации не требуется наличие изображения преподавателя на экране. Важно, чтобы обучающий контент был структурирован и представлен в понятной форме. Аудиовизуальные элементы, такие как графики, диаграммы и текстовые пояснения, могут значительно повысить уровень восприятия материала. Использование разнообразных методов обучения, включая текстовые описания и визуальные подсказки, позволяет сосредоточиться на содержании, а не на внешнем виде преподавателя. Это подход способствует более глубокому пониманию и запоминанию информации. Таким образом, эффективное обучение возможно без визуального присутствия преподавателя, что открывает новые возможности для дистанционного образования и самоподготовки.

Ричард Майер советует избегать использования «говорящей головы» в асинхронных курсах. Вместо этого он рекомендует использовать презентации, содержащие иллюстрации и текст. Такой подход позволяет лучше удерживать внимание обучаемых и способствует более эффективному восприятию информации. Визуальные элементы, поддерживающие текст, помогают создать более интерактивное и запоминающееся обучение, что в итоге может привести к лучшим результатам для студентов.

Образ спикера необходим для создания доверия и авторитета среди аудитории. Он позволяет установить эмоциональную связь с слушателями, что способствует лучшему восприятию информации. Правильный имидж помогает подчеркнуть профессионализм и компетентность, а также привлекает внимание к представляемым идеям и материалам. Формирование образа спикера включает в себя не только внешний вид, но и манеру общения, уровень подготовки и способность адаптироваться к интересам аудитории. Эффективный образ спикера может значительно повысить качество презентации и ее восприятие.

  • продемонстрировать участие преподавателя в создании курса;
  • донести личную позицию преподавателя по теме урока;
  • пересказать материал словами самого преподавателя;
  • сделать эмоциональный акцент.

Читать также:

Существует несколько мнений о том, должен ли преподаватель появляться в кадре во время видеолекции. Некоторые считают, что визуальное присутствие преподавателя способствует лучшему восприятию материала и создает более личное взаимодействие с аудиторией. Другие же утверждают, что основное внимание должно быть сосредоточено на содержании лекции, а не на личности лектора. Важно учитывать, что выбор зависит от темы урока, целевой аудитории и формата подачи информации. Преподаватели могут экспериментировать с различными подходами, чтобы определить, что лучше всего работает в их конкретном случае.

Люди более эффективно усваивают информацию, когда экранные персонажи используют человекоподобные жесты, движения и мимику, а также устанавливают зрительный контакт. Эти элементы взаимодействия создают более естественные условия для восприятия и повышают уровень вовлеченности аудитории. Эмпатия и связь с персонажами способствуют лучшему пониманию представляемого материала. Использование таких приемов в образовательных и развлекательных видеоматериалах может значительно улучшить результаты обучения и восприятия информации.

В настоящее время рисованные и анимированные персонажи становятся все более популярными в образовательных курсах. Исследования показывают, что наделение персонажей человеческими чертами, такими как мимика и выражение эмоций, значительно повышает уровень вовлеченности и удержания внимания учеников. Использование таких персонажей не только делает обучение более интересным, но и способствует лучшему усвоению материала.

В работе онлайн-преподавателей мимика и невербальные сигналы играют ключевую роль в общении с учениками. Эти элементы помогают создать более эффективное взаимодействие и установить доверительные отношения. Преподаватели, которые умеют использовать невербальные коммуникации, могут лучше донести свои мысли и идеи, а также поддерживать интерес и внимание слушателей. В условиях онлайн-обучения важно учитывать, как визуальные аспекты общения могут влиять на восприятие информации и общую атмосферу занятия.

Читайте также:

Добавление интерактивности в учебный курс с помощью персонажей – это эффективный способ повысить вовлеченность студентов и улучшить процесс обучения. Персонажи могут служить проводниками в учебном материале, помогая создать эмоциональную связь и сделать обучение более интересным.

Чтобы успешно интегрировать персонажей в курс, важно учитывать их характеристики и роли. Они могут быть наставниками, которые направляют студентов, или же соперниками, создающими элементы соревнования. Такой подход не только делает уроки более увлекательными, но и способствует лучшему запоминанию информации.

Используйте диалоги и сценарии, чтобы персонажи взаимодействовали со студентами, задавая вопросы или предлагая задачи. Это позволит учащимся не просто воспринимать информацию, но и активно участвовать в процессе, что значительно увеличивает эффективность обучения.

Также стоит обратить внимание на визуальные и аудиовизуальные элементы. Анимация, графика и озвучка персонажей могут сделать уроки более динамичными и интересными. Платформы для онлайн-обучения часто предлагают инструменты для создания таких элементов, что позволяет легко интегрировать их в учебный процесс.

Таким образом, использование персонажей для добавления интерактивности в учебный курс не только улучшает восприятие материала, но и делает обучение более увлекательным и эффективным.

Виртуальная реальность с 3D-погружением не всегда обеспечивает лучшие результаты обучения по сравнению с компьютерными 2D-презентациями. Исследования показывают, что хотя 3D-визуализации могут создавать более захватывающий опыт, это не всегда приводит к более эффективному усвоению информации. Порой традиционные 2D-методы могут быть более понятными и доступными для изучения. Важно учитывать, что эффективность обучения зависит не только от формата, но и от индивидуальных предпочтений и стилей восприятия учащихся. Таким образом, для достижения наилучших результатов в образовательном процессе стоит рассматривать разнообразные подходы, включая как 2D, так и 3D-форматы.

Перед тем как приступать к разработке VR-обучения, важно выяснить, действительно ли дополнительная сенсорная нагрузка способствует улучшению результатов обучения. На практике это не всегда оказывается верным. Более того, сложные технические решения не всегда гарантируют большую эффективность по сравнению с более простыми методами. Поэтому важно тщательно анализировать потребности и цели обучения, чтобы выбрать оптимальный подход, который будет действительно эффективным.

Научные исследования подтверждают, что обучение становится более эффективным, когда студенты получают направления и поддержку при выполнении генеративных учебных задач. Подходы, основанные на наставничестве и сопровождении, помогают учащимся глубже осваивать материал, развивать критическое мышление и креативность. Направление в процессе обучения способствует более глубокому пониманию предмета, что особенно важно при решении сложных задач. Таким образом, интеграция поддержки в учебный процесс может значительно улучшить результаты обучения и подготовить студентов к реальным вызовам.

Генеративные учебные задачи направлены на то, чтобы учащиеся связывали новую информацию с уже имеющимися знаниями. К таким задачам можно отнести рефлексию, создание ментальных карт и работу в парах. Эти задания требуют активного участия студентов в учебном процессе. Успех в выполнении подобных задач достигается легче, если предоставлены четкие инструкции и поддержка преподавателя.

Пример проявления принципа активного вовлечения на учебном слайде из курса Skillbox «Веб-дизайн с нуля до PRO»: учащемуся предоставляются полезные материалы для выполнения заданияИзображение: Skillbox
Пример принципа активного вовлечёния Изображение: eLearning center

Можно ли доверять принципам Ричарда Майера?

Принципы, предложенные исследователем, могут показаться простыми и очевидными. Итальянские эксперты, изучая роль иллюстраций в обучении, провели ряд экспериментов и обнаружили, что даже те, кто не знаком с теорией Майера, интуитивно приходят к аналогичным выводам. Это подтверждает неоспоримую ценность его работы: принципы основаны на научных данных и доказательствах, что и делает их такими популярными и эффективными в образовательной практике.

Теория мультимедийного обучения, в отличие от многих популярных, но неэффективных учебных подходов, основывается на надежных научных исследованиях и обоснованиях. Ричард Майер и его команда провели свыше 200 экспериментов, чтобы проверить каждый из принципов, многократно повторяя их для повышения достоверности результатов. Эти исследования подтверждают, что мультимедийные элементы, такие как текст, изображения и аудио, могут значительно улучшить процесс обучения, способствуя лучшему усвоению информации. Разработка эффективных образовательных программ, использующих принципы мультимедийного обучения, может привести к более высоким результатам и улучшению понимания материала.

На протяжении десятилетий теорию Майера исследовали не только его последователи, но и множество других ученых, включая российских исследователей. Ярким примером является недавний мета-метаанализ, проведенный австралийскими учеными. В рамках этого исследования было проанализировано 29 систематических обзоров, которые обобщали результаты множества научных работ. В итоге, охваченные статьи включали данные о 1189 экспериментах, в которых принимали участие более 79 тысяч человек. Этот масштабный анализ подтверждает значимость и актуальность теории, открывая новые горизонты для дальнейших исследований.

Большинство принципов проектирования, основанных на теории мультимедийного обучения, имеют надежную поддержку в систематических обзорах и метаанализах. Более того, мы обнаружили подтверждение основных предпосылок когнитивной теории мультимедийного обучения: учащиеся более эффективно интегрируют информацию, когда она представлена как визуально, так и аудиально. Это возможно при условии принятия мер для снижения риска когнитивной перегрузки.

Теория мультимедийного обучения, основанная на тщательном сборе доказательств, занимает важное место в современном педагогическом дизайне. Принципы, предложенные Ричардом Майером, применяются не только для разработки слайдовых курсов и учебных материалов, но и в более широком контексте. Они служат основой для создания инструментов оценки качества визуальных материалов в учебниках и разработки цифровых библиотечных ресурсов, что делает обучение более эффективным и доступным. Внедрение этих принципов способствует улучшению восприятия информации и повышению уровня усвоения знаний учащимися.

За что критикуют принципы Майера

Несмотря на обширную доказательную базу, исследователи отмечают ряд недостатков в существующих теориях. Одним из критиков стал австралийский педагог-психолог Джон Свеллер, автор теории когнитивной нагрузки. Он поставил под сомнение основное предположение Ричарда Майера о том, что одновременное использование зрительного и слухового каналов восприятия информации способствует повышению эффективности обучения. Свеллер и его коллеги утверждают, что такая практика может снижать когнитивные ресурсы человека, что важно учитывать при разработке образовательных методик.

К числу недостатков теории исследователи относят игнорирование мотивации учащихся и их индивидуальных способностей к обработке информации. Недостаток мотивации или стресс могут существенно снижать ресурсы рабочей памяти. В то же время, элементы курсов, которые кажутся излишними с точки зрения принципа согласованности, на самом деле способствуют вовлечению учащихся и удержанию их внимания. Индивидуальные особенности также играют важную роль: некоторые студенты способны сосредоточиться на продолжительной речи преподавателя, в то время как у других фокус внимания исчезает уже через несколько минут. Это подчеркивает необходимость учитывать разнообразие учащихся для более эффективного обучения.

При использовании принципов мультимедийного обучения важно учитывать дополнительные аспекты. Эффективность обучения может значительно повыситься, если применять разнообразные методы и подходы. Важно интегрировать текст, изображения, аудио и видео, чтобы обеспечить многогранное восприятие информации. Также следует учитывать индивидуальные особенности обучаемых, чтобы адаптировать материалы к их потребностям. Практическое применение теоретических знаний, а также создание интерактивных элементов, способствующих активному вовлечению, играют ключевую роль в успешном мультимедийном обучении.

  • Чем больше опыта и знаний у слушателей, тем ниже эффективность этих принципов.

Принципы Майера ориентированы на студентов с ограниченным образовательным опытом. Михаил Осипов подчеркивает, что применение этих принципов в обучении людей с более значительным опытом приведет к меньшему эффекту. Это важно учитывать при разработке образовательных программ, чтобы адаптировать подходы к различным уровням подготовки студентов и повысить эффективность обучения.

Люди с обширным опытом обучения обладают навыками эффективного извлечения необходимой информации, включая работу с объемными и сложными текстами, а также изучение материалов, представленных в неудобном формате. Вероятно, уменьшение когнитивной нагрузки не приведет к значительному увеличению эффективности их обучения, особенно когда уровень нагрузки уже высок. Эти навыки позволяют им быстрее адаптироваться к новым знаниям и успешно применять их на практике.

  • Принципы Майера подходят не для всех.

Елена Тихомирова подчеркивает, что хотя многие принципы мультимедийного обучения имеют эмпирическую основу, их применение должно быть обусловлено образовательным контекстом. Например, принцип сегментации, который подразумевает разделение материала на более мелкие части, не даст значительного эффекта, если сам материал является простым и представлен в медленном темпе. Аналогично, принцип избыточности может быть неэффективен для слабовидящих учащихся. Это говорит о том, что применение принципов мультимедийного обучения требует учёта как индивидуальных особенностей обучающихся, так и характера самого учебного контента. Правильная адаптация этих принципов способствует более эффективному процессу обучения и повышению его качества.

  • Одних только принципов Майера недостаточно для качественного проектирования.

Описанные принципы достаточно ясны, однако не охватывают все аспекты важности визуального оформления. Например, Ричард Майер недостаточно акцентирует внимание на значении цвета, что критично для дизайна электронных учебных материалов. Неправильный выбор цветовой гаммы, например, использование салатового текста на ярко-желтом фоне, делает материал трудным для восприятия. Это также касается изображений и видео низкого качества. Поэтому важно уделять внимание визуальной аккуратности и чистоте оформления, чтобы обеспечить комфортное изучение материалов, что в свою очередь positively влияет на эффективность обучения.

Эксперты подчеркивают, что принципы Ричарда Майера являются рекомендациями, а не жесткими правилами. Хотя они могут послужить ценным ориентиром, при разработке любого курса или учебного материала основными факторами должны оставаться целевая аудитория, ожидаемые результаты обучения и доступные технические ресурсы. Учитывание этих аспектов позволит создать более эффективные и адаптированные образовательные решения, соответствующие потребностям обучающихся.

Изучите дополнительные материалы:

  • 10 ошибок дизайна, которые испортят онлайн-курс
  • Почему студентам сложно учиться онлайн и как облегчить этот процесс
  • Когнитивизм в обучении: что это за подход и чем он важен
  • Что влияет на отношение к цифровой образовательной среде?