Корп обучение #Статьи

20 июня, 2025

Рефлексия в обучении: зачем она нужна и как её организовать / Skillbox Media

Это полезный, но недооценённый инструмент в обучении. Причём недооценённый как со стороны учащихся, так и зачастую со стороны организаторов обучения.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO

Узнать больше

В чём цель рефлексии

«Мы не учим, чтобы получить знания, но учим, чтобы развить умение размышлять», — говорил философ и педагог Джон Дьюи. Эта идея подчеркивает важность рефлексии — процесса анализа своих действий, мыслей, эмоций и результатов. Рефлексия помогает учащимся осмыслить свой образовательный опыт, оценить собственный прогресс, а также выявить факторы, которые способствуют или препятствуют обучению. Кроме того, она позволяет лучше понять, как строятся отношения с другими учащимися, что также имеет большое значение для личностного и социального развития. Эффективная рефлексия способствует глубокому обучению и формированию устойчивых навыков, необходимых для успешной учебной деятельности.

Почему это важно

Рефлексия играет важную роль в образовательном процессе, выполняя множество функций. Она способствует углублению понимания изучаемого материала, помогает студентам осмысливать свои достижения и выявлять области для улучшения. Рефлексия также способствует развитию критического мышления, позволяя обучающимся анализировать свои действия и принимать обоснованные решения. Кроме того, она укрепляет связь между теорией и практикой, обеспечивая более глубокое усвоение знаний. Важно интегрировать рефлексию в учебный процесс, чтобы максимально эффективно использовать ее потенциал для повышения качества образования.

  • Погружение в материал. Размышления помогают ученикам связать новые знания с тем, что они уже знают. Когда они анализируют то, что изучили, им легче применять это на практике.
  • Понимание своего обучения. Рефлексия развивает навыки метапознания — понимание того, как они учатся. Это включает осознание собственных стилей обучения и сильных и слабых сторон. Ученики, которые могут задумываться о своих действиях, лучше контролируют процесс обучения.
  • Критическое мышление. Когда ученики анализируют свои поступки и мнения, они лучше оценивают информацию, строят аргументы и принимают обоснованные решения.
  • Увлечение и мотивация. Регулярная рефлексия помогает учащимся оставаться вовлечёнными и мотивированными, поскольку они видят плоды своих усилий и могут отслеживать свой прогресс. Осознание собственных успехов создаёт положительный эффект и желание учиться дальше (это, кстати, подтверждается научными исследованиями).
  • Навыки самооценки. Рефлексия помогает ученикам развивать умение оценивать себя и регулировать собственное обучение. Эти навыки особенно важны в быстро меняющемся мире, где постоянное образование и адаптация становятся жизненно необходимыми. Умение самооценки позволяет ученикам более осознанно выбирать пути дальнейшего образования и карьеры.

Рефлексия является важным инструментом для методистов, тренеров, продюсеров и преподавателей, которые участвуют в разработке и улучшении образовательных программ. Анализ результатов рефлексии студентов предоставляет ценную информацию о восприятии учебного процесса. Это, в свою очередь, открывает возможности для внедрения значительных улучшений в образовательные практики и методы. Эффективное использование рефлексии позволяет повысить качество обучения и удовлетворенность учащихся, что делает её незаменимым элементом в образовательной среде.

Какой бывает рефлексия

Рефлексию можно условно разделить на две основные категории в зависимости от ее цели. Первая категория включает рефлексию, направленную на самоанализ и понимание собственных мыслей, чувств и действий. Эта форма рефлексии помогает выявить сильные и слабые стороны, а также лучше понять свои мотивации и реакции в различных ситуациях. Вторая категория охватывает рефлексию, ориентированную на анализ внешних факторов, таких как взаимодействие с окружающими и влияние среды на поведение. Данная форма рефлексии способствует улучшению межличностных отношений и помогает адаптироваться к изменяющимся условиям. Каждая из этих категорий играет важную роль в личностном и профессиональном развитии.

  • Рефлексия эмоционального состояния.

Это инструмент для оценки настроя и мотивации обучающихся. Его можно применять как в конце обучения, так и на различных его этапах. Например, можно провести анализ эмоционального состояния в начале тренинга и в конце, чтобы выявить изменения, происходящие с участниками, и оценить влияние тренинга на их мотивацию. Таким образом, мы получаем своеобразное сравнение «до/после». Если материал курса или тренинга сложный и существует риск снижения вовлечённости учащихся, рефлексия может стать ценным источником информации для вас и возможностью для обучающихся выразить свои мысли и чувства.

Фото: Studio Romantic / Shutterstock

Часто в процессе обучения у участников наблюдается снижение мотивации. В такие моменты особенно важно поддержать их: напомнить о причинах, по которым они начали обучение, о целях, которые они ставили перед собой, и предложить возможность скорректировать эти цели, если они стали неактуальными. Без четко определенных целей может возникнуть прокрастинация. В этом контексте полезно поделиться рекомендациями по поддержанию мотивации в обучении, чтобы облегчить дальнейший путь к успеху.

  • Рефлексия восприятия учебного материала.

Для эффективной рефлексии целесообразно использовать вопросы, такие как «Чему ты научился?», «Что оказалось для тебя полезным?», «С какими трудностями ты столкнулся?». Эти вопросы помогут углубить понимание опыта и улучшить качество обратной связи.

Рефлексия является важным инструментом как для учащихся, так и для методистов или тренеров. Она позволяет студентам осознать свое состояние и переживания, а также дает возможность специалистам получить обратную связь о настроении и успехах учащихся. Понимание того, что радует, а что вызывает трудности, позволяет выявить сложные моменты в обучении и адаптировать материал под потребности студентов. Эта информация способствует улучшению качества образовательного процесса, оптимизации мотивационных стратегий и повышению общего пользовательского опыта. Рефлексия помогает создать более эффективную учебную среду, где учитываются интересы и потребности каждого учащегося.

При организации рефлексии для учеников необходимо учитывать, что упражнения должны быть тесно связаны с контекстом обучения, образовательными результатами и мотивационной стратегией. Без этой связи рефлексия теряет свою ценность и становится бесполезной. Важно продумывать формат и содержание рефлексии таким образом, чтобы они способствовали глубокому осмыслению и анализу полученных знаний. Эффективная рефлексия поможет учащимся лучше понять свои успехи и области для улучшения, что в конечном итоге повысит их мотивацию и результаты обучения.

Форматы проведения рефлексии

В своей практике я сталкивалась с разнообразными форматами рефлексии. В этом тексте представлена небольшая подборка методов, которые я применяю. Рефлексия является важным инструментом для анализа и улучшения профессиональной деятельности, позволяя глубже понять свои действия и их последствия. Эти методы помогают не только в личном развитии, но и в повышении эффективности работы.

Синхронный формат рефлексии подразумевает проведение анализа образовательного опыта во время вебинара или тренинга. Рефлексия может быть как групповой, так и индивидуальной. Обычно ее проводят в конце мероприятия. Однако если тайминг сбивается, рефлексия может быть сокращена или вовсе отменена, что мешает участникам глубоко проанализировать полученные знания. Чтобы избежать этого, важно изначально выделить достаточное время для рефлексии. Чем более сложным является задание, тем больше времени необходимо отвести. Также целесообразно подготовить альтернативное асинхронное упражнение, которое можно включить в форму обратной связи, чтобы участники имели возможность продолжить размышления после завершения мероприятия.

Представляю несколько примеров упражнений, которые помогут улучшить физическую форму и повысить общую выносливость. Эти упражнения подходят для людей с разным уровнем подготовки и могут быть легко интегрированы в ежедневные тренировки.

Первое упражнение — это приседания, которые развивают мышцы ног и ягодиц. Правильная техника выполнения приседаний способствует укреплению мышц и улучшению координации движений.

Второе упражнение — отжимания, которые отлично тренируют грудные, плечевые и трицепсные мышцы. Регулярное выполнение отжиманий способствует увеличению силы верхней части тела.

Третье упражнение — планка, которая помогает укрепить мышцы кора и улучшить осанку. Удерживание планки на протяжении определенного времени развивает выносливость и стабилизирует позвоночник.

Четвертое упражнение — выпады, которые помогают укрепить ноги и ягодицы, а также развивают баланс и координацию.

Эти упражнения можно выполнять как в домашних условиях, так и в спортзале, что делает их универсальными для всех желающих улучшить свою физическую форму. Регулярная практика этих упражнений не только способствует улучшению физического состояния, но и повышает общее самочувствие.

Процесс обучения оставил у меня множество сильных эмоций и впечатлений. Я ощутил как радость от новых знаний, так и легкое волнение перед сложными задачами. Каждый урок открывал передо мной новые горизонты, позволяя углубляться в интересующие темы. Я с удовольствием замечал, как постепенно повышается уровень моих знаний и навыков. Сложные моменты порой вызывали неудовлетворение, но я понимал, что это часть пути к успеху. В итоге, процесс обучения стал для меня не просто обязанностью, а увлекательным путешествием, которое вдохновляет меня на дальнейшее развитие.

Упражнение «Что я знаю и что хочу узнать?» направлено на осознание собственных достижений и выявление областей для дальнейшего изучения. Это практическое задание помогает лучше понять свои сильные стороны и определить направления, в которых требуется развитие. Чтобы провести это упражнение, начните с составления списка своих знаний и навыков, а затем подумайте о темах или областях, которые вас интересуют и в которых вы хотите углубить свои знания. Этот процесс не только способствует личностному росту, но и помогает улучшить профессиональные навыки, что особенно важно в условиях быстро меняющегося мира.

  • Разделите страницу на две колонки.
  • В первой колонке напишите «Что я знаю» и перечислите основные концепции или навыки, которые вы усвоили.
  • Во второй колонке напишите «Что я хочу узнать» и сформулируйте вопросы или темы, которые вам интересны и которые вы хотели бы изучить далее.

«Карты чувств» — это упражнение, сосредоточенное на осознании и анализе эмоций. Оно полезно как для учащихся, так и для тренеров, проводящих обучение. Данная методика помогает выявить, какие эмоции были вызваны в процессе обучения. Если преобладают негативные эмоции, это служит сигналом для поиска путей улучшения программы или подхода к обучению. Использование «Карт чувств» способствует созданию более комфортной и продуктивной образовательной среды.

  • Нарисуйте круг на листе бумаги и разделите его на сектора, как диаграмму.
  • В каждом секторе напишите свои чувства и эмоции, которые возникли в процессе обучения (например, радость, путаницу, разочарование и так далее).
  • В конце описания уточните, что именно вызвало эти эмоции и как они повлияли на ваше обучение.
Изображение: Катя Павловская / Skillbox Media

Инсайт — это важное упражнение, позволяющее проанализировать индивидуальный стиль обучения. Оно помогает выявить эффективные методы и стратегии, а также определить те подходы, которые не приносят результатов. Полученные инсайты станут полезными при выборе формата обучения, так как учащиеся смогут осознанно подойти к выбору методов, соответствующих их предпочтениям и потребностям. Таким образом, анализ собственного стиля обучения способствует более продуктивному и целенаправленному процессу обучения.

Для правильного выполнения этого упражнения следуйте указанным рекомендациям. Сначала займитесь разминкой, чтобы подготовить мышцы и суставы. Найдите удобное и безопасное место, где вы сможете сосредоточиться на технике выполнения. Обратите внимание на свою позу: спина должна быть прямой, а плечи расслабленными. Постепенно увеличивайте нагрузку, соблюдая правильную технику. Не забывайте контролировать дыхание: вдох выполняйте при подготовительном движении, а выдох — во время основной нагрузки. Регулярность занятий поможет улучшить результаты и укрепить мышцы. Обязательно прислушивайтесь к своему организму: если почувствуете дискомфорт или боль, сделайте перерыв и оцените свои ощущения.

  • Вспомните один или несколько моментов в процессе обучения, когда вам открылось что-то важное или вы достигли значительного понимания.
  • Запишите эти моменты, указывая, что именно вы узнали и как это изменило ваше восприятие предмета или подход к обучению.
  • Подумайте, какие факторы способствовали этому (например, занятие, обсуждение с однокурсниками, личный опыт).

При асинхронном обучении студенты занимаются рефлексией самостоятельно, без непосредственного участия в занятии. Для асинхронной рефлексии можно применять те же методы, что и в синхронном формате, однако существует проблема контроля выполнения заданий. Как правило, без контроля лишь небольшая часть студентов выполнит эти задания. Чтобы повысить уровень выполнения, рекомендуется просить студентов отправлять результаты своей рефлексии куратору. Однако не все студенты готовы делиться личными мыслями с незнакомыми людьми, что также снижает процент выполнения заданий. Таким образом, для повышения эффективности асинхронной рефлексии важно разработать подходы, которые будут способствовать открытости и доверию между студентами и кураторами.

На различных курсах предлагаются компромиссные решения, такие как возможность проставления галочки о выполнении задания или выполнение заданий по желанию. Это позволяет студентам гибко подходить к учебному процессу и управлять своим временем. Такой подход может повысить мотивацию студентов и создать более комфортные условия для обучения.

Рефлексия может быть организована не только через упражнения, но и с помощью ведения дневника или рабочей тетради. Важно заранее подготовить вопросы, на которые учащиеся должны будут ответить. Например, такие вопросы могут помочь глубже понять процесс обучения и развить критическое мышление.

  • Дата. Укажите дату, когда вы делаете эту запись.
  • Тема. Определите тему или предмет, который вы изучали.

Вопросы для размышления играют важную роль в процессе самоанализа и принятия решений. Они помогают углубить понимание своих мыслей и чувств, а также способствуют более осознанному подходу к жизни. Размышления над вопросами стимулируют креативность, способствуют развитию критического мышления и помогают выявить ключевые аспекты, требующие внимания. Задавая себе вопросы, мы можем лучше понять свои цели, приоритеты и ценности, что в конечном итоге ведет к более гармоничной жизни. Важно не только задавать вопросы, но и уделять время для их осмысления, чтобы извлечь максимальную пользу из процесса размышлений.

  • Что я узнал? Запишите ключевые знания или навыки, которые вы получили в ходе обучения.
  • Что вызвало трудности? Отметьте любые аспекты, которые были сложными или непонятными, и подумайте, почему это произошло.
  • Как я могу применить это знание? Укажите конкретные способы, как вы намереваетесь использовать полученные знания в будущем.

Как быть с тем, что учащиеся не хотят рефлексировать

Рефлексия играет важную роль в процессе обучения, однако многие студенты пренебрегают этим этапом или полностью его игнорируют. Существует несколько причин такого поведения. Некоторые из них находятся в нашей власти, другие — нет.

На что можно оказать влияние:

Существует множество факторов, на которые можно воздействовать для достижения желаемых результатов. Важно понимать, что влияние может касаться как личной жизни, так и профессиональной сферы. Например, в бизнесе можно улучшить качество обслуживания клиентов, оптимизировать процессы и повысить эффективность команды. В личной жизни стоит сосредоточиться на развитии навыков общения, управлении временем и формировании здоровых привычек.

Кроме того, на окружающую среду также можно оказать влияние через выбор устойчивых практик и поддержание экологически чистого образа жизни. Важно осознавать, что наши действия могут иметь значительное воздействие на мир вокруг нас, и стремиться к позитивным изменениям.

Понимание того, на что мы можем повлиять, позволяет нам более осознанно подходить к жизни, делая выбор, который будет способствовать нашему развитию и благополучию.

  • Непонимание ценности рефлексии. Скорее всего, студенты просто не понимают, для чего им тратить время на такие упражнения. Кто-то впервые сталкивается с таким форматом, а незнакомое всегда пугает. Кто-то видит в этом пустую трату времени, потому что не знает, зачем ему это, как пользоваться результатами рефлексии. Чтобы создать ценность, важно пояснить пользу этого упражнения для учащихся. Причём сделать это необходимо не один раз, а несколько и периодически повторять.

На что нельзя повлиять:

Существуют факторы, которые находятся вне нашего контроля. Например, погодные условия, глобальные экономические изменения и действия других людей. Эти аспекты могут оказывать значительное влияние на нашу жизнь и бизнес, но мы не можем их изменить. Вместо этого, важно сосредоточиться на том, что мы можем контролировать: свои действия, решения и реакции на возникающие обстоятельства. Принятие этого факта помогает снизить уровень стресса и улучшить качество жизни, позволяя направить усилия на достижение собственных целей и адаптацию к изменениям.

  • Нехватка времени. Управление временем в обучении, тем более асинхронном — ответственность самого учащегося. У нас нет возможности его контролировать, поэтому чаще всего рефлексия остается последним приоритетом и не выполняется.
  • Внутренние убеждения. У некоторых есть твёрдая установка, что это пустая трата времени и странные, подозрительно похожие на психологические, вопросы. Эти убеждения могут быть уже укоренившимися, поэтому даже пояснение ценности рефлексии не будет воспринято всерьёз. Так бывает. Вы не можете сделать так, чтобы все учились одинаково. Чтобы вам, как разработчику обучения, не впасть от этого в уныние, важно помнить, что ответственность за результат обучения несёте не только вы, но и сам учащийся, он тоже за это отвечает. Поэтому, если он не готов использовать инструменты, которые вы ему предложили, чтобы повысить эффективность его обучения, это его выбор, а не ваша вина.

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать подробнее