Корп обучение #Статьи

4 июля, 2025

SCORM: что это за формат курсов и почему он всё ещё популярен, хотя устарел / Skillbox Media

Задача SCORM — упаковать онлайн-курс так, чтобы он подошёл к любой (ну или почти к любой) LMS и им легко было пользоваться.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO

Узнать больше

SCORM, что расшифровывается как Sharable Content Object Reference Model, представляет собой международный стандарт, который определяет технические характеристики и структуру цифрового контента для онлайн-образования. Этот стандарт обеспечивает совместимость электронных курсов с различными системами управления обучением (LMS или СДО). Если курс разработан в соответствии с требованиями SCORM, он может быть легко интегрирован в разные образовательные платформы, что делает его универсальным инструментом для онлайн-обучения. Использование SCORM позволяет обеспечить эффективное управление учебным процессом и отслеживание успеваемости учащихся.

Чтобы понять принцип работы SCORM, представьте себе электрическую розетку. Независимо от того, находитесь ли вы дома, в гостях, в кафе или в поездке, вы можете подключить к ней зарядное устройство для смартфона. Вам не нужно выбирать подходящую розетку или использовать переходники. Вы просто вставляете штепсель и ждете, пока устройство зарядится. Аналогично, SCORM обеспечивает стандартизированный способ взаимодействия между образовательными курсами и Learning Management Systems (LMS), позволяя пользователям легко получать доступ к обучающим материалам без необходимости в дополнительных настройках или адаптациях.

Курс, разработанный по стандарту SCORM, обладает универсальной совместимостью, благодаря чему может быть легко интегрирован в различные платформы для дистанционного обучения (LMS). Для запуска курса достаточно просто загрузить файл в LMS, не требуя дополнительных «переходников» или сложных настроек. Это делает SCORM-курсы идеальным решением для образовательных учреждений и организаций, стремящихся эффективно управлять процессом обучения.

SCORM не является форматом учебного контента, как, например, лонгрид, слайдовый курс или видеокурс. Это формат упаковки образовательных материалов, который позволяет эффективно интегрировать и управлять контентом в системах управления обучением (LMS). Специалист по анализу рынка платформ дистанционного обучения Ростислав Полешко-Островский объяснил это на вебинаре «Дебаты: какие форматы корпоративных обучающих материалов эффективнее?», организованном проектом «HR-кухня». SCORM обеспечивает стандартизированный подход к созданию и распространению учебных материалов, что упрощает их использование в различных образовательных системах.

SCORM представляет собой «контейнер», который позволяет интегрировать различные форматы контента. Внутри этого контейнера устанавливаются правила взаимодействия между всеми его элементами. В него можно поместить практически любые материалы, начиная от простых слайдов и заканчивая интерактивными тренажерами, что делает его универсальным инструментом для обучения. Важным элементом SCORM является специальный плеер, который анализирует структуру контента и обеспечивает интерактивное взаимодействие с пользователем. Использование SCORM в образовательных платформах способствует более эффективному обучению и управлению процессом, позволяя создавать адаптивные и интерактивные учебные материалы.

SCORM отличается высокой гибкостью и универсальностью, что делает его идеальным инструментом для разработчиков, дизайнеров и администраторов. С помощью SCORM можно интегрировать контент из различных источников в один курс, комбинировать элементы из разных курсов, изменять инструменты для создания учебных материалов и загружать один и тот же курс в разные системы управления обучением (LMS) без необходимости менять структуру учебного контента. Важно отметить, что существуют различные версии SCORM. Некоторые LMS поддерживают версию 1.2, другие — SCORM 2004, но многие платформы обеспечивают совместимость с обеими версиями. Это позволяет пользователям гибко адаптировать свои курсы под разные образовательные платформы.

Где распространён стандарт SCORM и где его нет

SCORM, или Sharable Content Object Reference Model, не является универсальным стандартом для всех сегментов онлайн-обучения и поддерживается не всеми образовательными платформами. В основном его применяют при создании курсов для корпоративного обучения и в учебных заведениях, особенно в вузах. Этот стандарт позволяет эффективно управлять учебным контентом и отслеживать прогресс обучающихся, что делает его особенно популярным в данных сферах. Однако для других сегментов онлайн-обучения могут использоваться альтернативные решения, что ограничивает распространение SCORM в более широком контексте.

Кадр: фильм «Возмездие» / Warner Bros / GK Films

Лидер сообщества Digital Learning Павел Безяев объясняет, что стандарт SCORM в корпоративном обучении ценен тем, что позволяет компаниям легко переносить библиотеку курсов SCORM с одной LMS на другую. Это особенно важно в случае необходимости смены LMS. Кроме того, компании могут приобретать готовые курсы у провайдеров, созданные в соответствии с единым стандартом, и загружать их в свою LMS. Такой подход обеспечивает гибкость и удобство в управлении обучением сотрудников.

Образовательные платформы B2C и инфобизнес не проявляют интереса к универсальным стандартам форматов курсов. Глеб Михеев, технический директор Skillbox, подчеркивает, что в этой сфере индивидуальные решения более актуальны. Каждая платформа разрабатывает собственную LMS, адаптируя курсы под свои уникальные возможности и предлагая функции, которые выделяют её среди конкурентов. В инфобизнесе чаще всего используются платформы, которые совмещают функции конструктора курсов, торговой площадки и LMS. Это создает специфические технические условия, при которых перенос курсов между платформами не является необходимым. Таким образом, образовательные учреждения и компании стремятся к созданию уникального пользовательского опыта, что делает вопрос единого стандарта менее актуальным в данной области.

SCORM является устаревшим стандартом, который не всегда удовлетворяет потребности современного онлайн-обучения и обладает рядом ограничений. Среди альтернатив SCORM можно выделить форматы AICC, xAPI (ранее известный как Tin Can API) и CMI5 (Computer Managed Instruction). Формат AICC также устарел и является самым ранним стандартом электронного обучения, введённым в 1980-х годах. В отличие от него, xAPI и CMI5 представляют собой более современные решения, способные вытеснить SCORM.

xAPI предоставляет возможность интеграции симуляций и элементов виртуальной реальности, а также поддерживает экспериментальное, автономное (без интернет-соединения) и совместное обучение. CMI5, в свою очередь, сочетает преимущества xAPI и SCORM, обеспечивая совместимость курсов с различными LMS и предлагая расширенные возможности для обучения и аналитики. Таким образом, для эффективного онлайн-обучения стоит рассмотреть переход на более современные стандарты, такие как xAPI и CMI5, которые отвечают актуальным требованиям образовательного процесса.

Кадр: сериал «Детство Шелдона» / Chuck Lorre Productions / Warner Bros. Television

xAPI и CMI5 начинают набирать популярность, однако SCORM по-прежнему сохраняет свои позиции лидера в области электронного обучения. В корпоративной среде компании не спешат отказываться от SCORM из-за практических соображений: переход на новый формат может привести к потере уже созданных курсов, разработанных в SCORM. Эксперт Евгений Нагорный в вебинаре «HR-кухни» отметил, что у многих организаций имеется значительное количество контента, упакованного в SCORM, и никто не хочет рисковать его утратой. Кроме того, как подчеркнул спикер, у бизнеса зачастую отсутствуют ресурсы для перевода контента на более современные стандарты. Таким образом, SCORM продолжает оставаться актуальным решением для многих компаний, обеспечивая им доступ к имеющимся образовательным материалам и позволяя сосредоточиться на развитии без необходимости масштабных изменений.

Вероятнее всего, высшие учебные заведения продолжают использовать SCORM-формат по аналогичным причинам. SCORM обеспечивает совместимость электронных курсов с различными системами управления обучением, что облегчает процесс интеграции и использования учебных материалов. Этот формат позволяет эффективно отслеживать прогресс студентов, управлять обучением и обеспечивать доступ к качественным образовательным ресурсам. Поэтому вузы предпочитают сохранять SCORM как стандарт для разработки и распространения онлайн-курсов.

Как появился и развивался стандарт SCORM

Перед появлением стандарта SCORM существовало несколько попыток унифицировать онлайн-обучение. В 1988 году международная ассоциация специалистов по электронному обучению AICC разработала стандарт, который изначально предназначался для создания курсов для работников авиакомпаний. Однако со временем его начали применять и в других отраслях. Несмотря на это, AICC имел множество ограничений, что негативно сказалось на его популярности. В настоящее время стандарт AICC используется преимущественно теми организациями, которые уже имеют значительный объем образовательного контента в этом формате. В новых курсах данный стандарт практически не используется, а разработка AICC была прекращена.

AICC оказал значительное влияние на разработку стандарта SCORM. Создатели AICC, работая в рамках программы Advanced Distributed Learning Initiative, адаптировали некоторые спецификации и рекомендации AICC. Они доработали их и внедрили новые элементы, что в итоге привело к формированию стандарта SCORM. Этот переход стал важным шагом в эволюции систем управления обучением и обеспечил более высокие стандарты интеграции и совместимости в области электронного обучения.

Стандарт SCORM 1.0 был впервые представлен в январе 2000 года. Это была предварительная версия, которая еще не была готова к практическому использованию. Тем не менее, в ней уже были заложены основные принципы, касающиеся упаковки контента и его взаимодействия с системами управления обучением (LMS). Стандарт также предусматривал описание контента с помощью метаданных, что стало важным шагом для улучшения организации и поиска учебных материалов. Введение SCORM открыло новые горизонты в сфере электронного обучения, обеспечив совместимость и стандартизацию в области разработки образовательного контента.

После выхода стандарта SCORM 1.0 были разработаны еще три версии этого стандарта. Каждая новая версия вносила улучшения и изменения, направленные на оптимизацию процесса создания и управления электронным обучением. Эти обновления обеспечили большую совместимость, гибкость и поддержку современных технологий, что позволило разработчикам создавать более эффективные и интерактивные учебные материалы. Новые версии SCORM помогли улучшить пользовательский опыт и повысить эффективность учебных программ.

  • SCORM 1.1 появилась в 2001 году. Это была первая реализуемая версия стандарта, однако она ещё требовала проработки, поэтому не получила широкого распространения.
  • SCORM 1.2 вышла в том же году, что и версия 1.1. Этот вариант стандарта подробно описывает, как следует хранить, маркировать и открывать контент. Также он включает возможность отслеживать прогресс учащихся. Эту версию до сих пор поддерживает большинство систем управления обучением.
  • SCORM 2004 доработала уже имеющиеся функции, а также добавила новые. Среди них — возможность регулировать условия доступа к контенту (например, «студент может открыть модуль В, только если пройдёт модули A и Б»), а также отслеживать количество баллов, которые студент получил за прохождение курса и сдачу тестов. У этой версии вышло несколько редакций. Четвёртая, самая актуальная, появилась на свет в 2009 году.

Как устроены курсы в формате SCORM

Курсы в формате SCORM обладают модульной структурой, что позволяет разбивать учебный контент на отдельные элементы. Эти элементы можно легко копировать, добавлять в другие курсы, изменять их последовательность или удалять устаревшие материалы. Учащиеся имеют возможность осваивать модули в свободном или заранее установленном порядке, что обеспечивает индивидуальный подход к обучению. Они могут двигаться в своем темпе, возвращаться к сложным темам и повторно изучать их. При этом прогресс студента фиксируется, что позволяет отслеживать его достижения на протяжении всего курса. Такой подход делает обучение более гибким и эффективным.

Курсы в формате SCORM чаще всего представляют собой слайдовые материалы, напоминающие PowerPoint-презентации. Эти слайды могут включать текст, изображения, аудио и видео, а также интерактивные элементы, позволяющие пользователю взаимодействовать с контентом, например, кликать и перетаскивать элементы на экране. Однако SCORM не ограничивается только слайдовыми курсами; этот стандарт также подходит для упаковки видеокурсов и курсов-лонгридов. Использование SCORM обеспечивает универсальность и совместимость обучающих материалов с различными системами управления обучением (LMS).

Кадр: фильм «Кто там» / Black Bear Pictures / Camp Grey

Преподаватели и администраторы системы управления обучением (LMS) имеют возможность тщательно контролировать процесс взаимодействия обучающихся с курсом. Они могут отслеживать время, затраченное на прохождение курса, результаты тестирования, просмотренные видеоматериалы и общее количество набранных баллов. Это позволяет эффективно управлять учебным процессом, анализировать успехи студентов и вносить необходимые коррективы в образовательные программы. Такой подход способствует повышению качества обучения и обеспечению индивидуального подхода к каждому обучающемуся.

С технической точки зрения, курс представлен в виде архива формата ZIP, известного как SCORM-пакет. Внутри этого архива находятся все необходимые файлы, ключевым из которых является манифест. Этот документ, написанный на языке разметки XML (eXtensible Markup Language), подробно описывает содержимое пакета, включая учебные материалы, инструкции и структуру курса, а также порядок прохождения. Манифест также включает важные метаданные. В дополнение к манифесту, SCORM-пакет содержит файлы ресурсов, представляющие собой учебный контент, а также файлы схемы в форматах XSD и DTD, которые проверяют корректность структуры манифеста и его элементов. Использование SCORM-пакетов обеспечивает стандартизированный подход к созданию и распространению электронных курсов, что позволяет эффективно управлять обучением и отслеживать результаты.

После загрузки SCORM-пакета в LMS взаимодействие между курсом и платформой обучения осуществляется через API на языке JavaScript. Этот API обеспечивает учащемуся возможность запускать курс в веб-браузере, выбирать изучаемые модули и взаимодействовать с содержимым. Также он позволяет сохранять прогресс обучения, что делает процесс более удобным и эффективным. Использование SCORM-пакетов и API JavaScript значительно улучшает качество онлайн-обучения, обеспечивая seamless интеграцию и пользовательский опыт.

Надо ли уметь программировать, чтобы создать SCORM-курс?

В начале эпохи электронного обучения создание онлайн-курсов требовало навыков программирования. Однако современные технологии сделали этот процесс доступным для широкой аудитории. Сегодня можно создавать SCORM-курсы, не имея специальных знаний в области программирования, благодаря специализированным сервисам-конструкторам. Хотя большинство из них являются платными и требуют определённого времени на освоение, процесс их использования значительно проще и менее трудоёмкий по сравнению с программированием. Это позволяет преподавателям и образовательным учреждениям сосредоточиться на содержании курса, а не на технических аспектах его разработки.

Создание SCORM-курса возможно на различных образовательных платформах. К числу популярных решений относятся Articulate Storyline, Adobe Captivate, iSpring Suite и другие инструменты, которые позволяют разрабатывать интерактивные обучающие материалы. Эти платформы предлагают удобные интерфейсы и множество функций, таких как создание тестов, внедрение мультимедиа и отслеживание прогресса учащихся. Использование SCORM-стандартов обеспечивает совместимость курсов с различными системами управления обучением (LMS), что является важным аспектом для эффективного онлайн-обучения. Выбор подходящей платформы зависит от ваших потребностей и уровня подготовки в разработке образовательного контента.

  • CourseEditor предоставляет инструменты для создания лонгридов, которые можно экспортировать в популярных форматах, включая SCORM.
  • SCROLL тоже помогает собирать курсы-лонгриды из разнообразных блоков и сохранять их в пакетах SCORM 1.2 или 2004.
  • iSpring Suite устанавливается в виде надстройки к PowerPoint и позволяет создавать SCORM-курсы.
  • EdApp позволяет редактировать курсы в формате SCORM и создавать их с нуля.
  • Course Lab — конструктор для создания курсов из шаблонов-модулей, в котором также есть функции профессиональной разработки (например, настройка взаимодействия курса и LMS через JavaScript).

В конструкторах курсов разработчики имеют возможность создавать обучающие программы, используя стандартные элементы и добавляя необходимый учебный контент. После завершения работы сервис сохраняет полученный курс в формате SCORM-пакета, который легко загружать в системы управления обучением (LMS). Это упрощает процесс интеграции и обеспечивает совместимость с различными образовательными платформами.

Изучите дополнительные материалы:

Создание онлайн-курсов: обзор платформ-конструкторов для эффективной разработки

В современном мире онлайн-образование становится все более популярным, и создание собственных онлайн-курсов открывает новые возможности для обучения и развития. Для этого существует множество платформ и конструкторов, которые значительно упрощают процесс разработки курсов. В этом обзоре мы рассмотрим лучшие конструкторы, позволяющие создать качественные онлайн-курсы, адаптированные под любые потребности.

Платформы-конструкторы предлагают разнообразные инструменты для создания контента, организации учебного процесса и взаимодействия с учениками. Они позволяют легко загружать материалы, создавать тесты и отслеживать прогресс студентов. Выбор подходящего конструктора зависит от ваших целей, бюджета и уровня технических навыков. Некоторые из популярных платформ включают в себя возможности интеграции с другими сервисами, что делает процесс обучения еще более удобным.

При выборе конструктора для создания онлайн-курсов стоит обратить внимание на такие характеристики, как пользовательский интерфейс, доступные шаблоны, возможности настройки и интеграции, а также наличие поддержки и обучающих материалов. Это поможет вам не только быстро запустить курс, но и обеспечить его высокое качество и привлекательность для обучающихся.

Создание онлайн-курсов с помощью конструкторов – это отличный способ поделиться своими знаниями и навыками, а также открыть новые горизонты для обучающихся. Выбор правильной платформы станет ключевым шагом на пути к успешной реализации вашего проекта.

Какие ограничения имеет SCORM

Стандарт SCORM предлагает обширные возможности для управления обучающими материалами, но при этом имеет свои ограничения. Несмотря на его функциональность, некоторые аспекты, такие как интеграция с новыми технологиями и адаптивное обучение, остаются вне его охвата. Это необходимо учитывать при разработке образовательных программ и выборе подходящих инструментов для создания контента.

В SCORM функции отслеживания прогресса обучения ограничены, что затрудняет сбор аналитики о том, как пользователи проходят курс. Доступно отслеживание общего прогресса учащегося, а версия SCORM 2004 позволяет собирать данные о баллах, полученных на тестах. Однако для полноценного улучшения курса недостаточно просто фиксировать факт его прохождения или непрохождения. Важно также знать, сколько времени было потрачено на изучение каждого модуля, возвращался ли учащийся к отдельным материалам для повторного изучения и другие аспекты. Такой уровень детализации недоступен в SCORM, но возможен в более современных стандартах, таких как xAPI, которые предлагают расширенные возможности для анализа образовательного процесса и взаимодействия учащихся с материалом.

Для эффективного обучения требуется стабильное интернет-соединение, что является значительным ограничением для формата SCORM. Современные системы управления обучением (LMS) позволяют проходить курсы дистанционно и с мобильных устройств, предлагая специальные приложения, которые обеспечивают доступ к обучению в любых условиях. Эти приложения позволяют студентам учиться даже без подключения к интернету, сохраняя их прогресс на устройстве и загружая данные на сервер при следующем подключении. В отличие от этого, курсы в формате SCORM требуют постоянного доступа к интернету, что существенно сужает возможности студентов. Кроме того, при нестабильном соединении существует риск потери прогресса, что может негативно сказаться на учебном процессе.

Кадр: сериал «Секс в большом городе» / New Line Cinema / Cold Spring Pictures

Все SCORM-курсы функционируют в веб-браузерах, как на компьютерах, так и на смартфонах. Для обеспечения удобного прохождения курсов на небольших экранах необходимо использовать конструктор, который поддерживает разработку учебного контента для мобильных устройств. В противном случае, учитывая, что большинство уроков представляют собой слайды презентаций, текст может быть слишком мелким для комфортного чтения, а управление интерактивными элементами будет затруднено. Существует распространенное мнение, что SCORM не поддерживает мобильное обучение, что является неверным — у самого стандарта таких ограничений нет. Проблемы могут возникнуть, если презентации изначально разрабатывались для отображения на больших экранах. Для успешного внедрения SCORM-курсов в мобильное обучение важно учитывать адаптивность контента и его оптимизацию под различные устройства.

Пакеты SCORM имеют значительный размер и могут занимать много времени на загрузку в систему управления обучением (LMS), поскольку они включают все медиафайлы курса: аудио, видео и изображения. Загрузка SCORM-курсов на обучающую платформу осуществляется вручную, что требует участия специалиста. Существует риск, что администратор загрузит устаревший пакет данных, так как SCORM не предоставляет эффективной системы контроля версий. Это может привести к проблемам с доступностью актуального контента для обучающихся.

Несмотря на то, что SCORM по-прежнему удовлетворяет потребности разработчиков и пользователей обучающих курсов, его функциональности становится недостаточно. Переход к современным обучающим стандартам и внедрение технологий, таких как искусственный интеллект, виртуальная и дополненная реальность, требуют более современных инструментов, которые отсутствуют в SCORM, но присутствуют в xAPI. Поэтому ожидается, что в ближайшее время новый стандарт будет набирать популярность и постепенно заменять SCORM. Это также подтверждается отсутствием обновлений для SCORM в последние годы.

Зачем вообще разработчику курса знать про формат

Создателям онлайн-курсов необходимо иметь базовые знания о различных стандартах их разработки, а также понимать их преимущества и недостатки. Это знание особенно актуально при разработке курсов для бизнеса и образовательных учреждений, где критически важны гибкость, универсальность и экономия ресурсов. Понимание стандартов позволит создавать более эффективные и адаптивные обучающие программы, которые могут легко интегрироваться в существующие системы и отвечать потребностям целевой аудитории.

Выбор стандарта и формата электронного обучения зависит от платформы, на которой будет представлен продукт. Важно учитывать, создаёте ли вы собственную LMS или используете внешнюю онлайн-площадку, а также форматы, которые они поддерживают. Не менее значимый фактор — это устройство, с которого пользователи будут проходить обучение, уровень их технической грамотности и методы, которые оптимально подходят для решения учебной задачи. Например, для мини-курса по технике безопасности может быть вполне достаточно использования слайдов, которые хорошо поддерживаются стандартом SCORM. Однако если ваша цель — разработка VR-тренажёра для обучения специфическим хард-скиллам, стандарт SCORM не будет эффективен. Таким образом, правильный выбор формата обучения играет ключевую роль в достижении образовательных целей.

При создании авторского курса, важно заранее определить, на каких платформах вы будете его распространять. Некоторые платформы предлагают собственные инструменты для разработки курсов, однако они могут использовать нестандартизированные форматы, что ограничивает возможность экспорта готового курса на другие площадки. Важно выбирать платформы, которые совместимы с общепринятыми стандартами, такими как SCORM, CMI5 и xAPI. Курс, разработанный с использованием одного из этих стандартов, можно будет продавать на нескольких платформах, что значительно увеличит его доступность и потенциальную аудиторию. Правильный выбор платформы и стандартов позволит вам эффективно монетизировать ваш контент и расширить его охват.

При разработке курса для корпоративного обучения ключевым фактором является выбор LMS (Learning Management System) компании, для сотрудников которой предназначен данный курс. Если у организации есть собственная уникальная LMS, курсы должны быть адаптированы под внутренние спецификации, что делает общепринятые стандарты менее значимыми. В случае, если LMS поддерживает распространенные стандарты, такие как SCORM, CMI5 или xAPI, курс необходимо разрабатывать с учетом этих стандартов для обеспечения совместимости и удобства использования. Это позволит упростить процесс внедрения и повысит эффективность обучения сотрудников.

Узнайте больше о мире образования, подписавшись на наш телеграм-канал. Здесь вы найдете актуальные новости, полезные советы и интересные материалы. Не упустите возможность быть в курсе образовательных трендов и новшеств. Присоединяйтесь к нашему сообществу!

Переделанный текст:

Изучите дополнительные материалы:

  • Как создать свой курс с нуля
  • Как запустить свой онлайн-курс и не прогореть
  • Как создать качественный онлайн-курс: 6 условий

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать подробнее