Корп обучение #Статьи

3 июля, 2025

Смешанное обучение сотрудников: как сочетать очные тренинги и онлайн‑форматы / Skillbox Media

Проектировать подобные программы затратно и непросто, однако в некоторых случаях результат себя полностью окупает.

Содержание:

Александр Овчаров

Основатель компании «Курсорика», эксперт в разработке обучающего контента и онлайн-курсов, методолог и автор Telegram-канала eLearning school, предлагает уникальные решения для создания качественного образовательного материала. С помощью передовых методов и технологий, мы помогаем обучающим организациям и индивидуальным преподавателям разрабатывать эффективные курсы, которые способствуют глубокому усвоению знаний и навыков. Присоединяйтесь к нашему сообществу и оставайтесь в курсе последних тенденций в сфере eLearning.

Статья основана на вебинаре «Смешанное обучение: создайте своё уникальное сочетание», проведённом компанией «e-Learning Мастер». Вебинар охватывает ключевые аспекты смешанного обучения, включая методики, подходы и преимущества, которые могут быть применены для создания уникальных образовательных программ. Участники получили ценные рекомендации по интеграции традиционных и цифровых методов обучения, что позволяет повысить эффективность учебного процесса. Смешанное обучение становится всё более актуальным в современных образовательных учреждениях и корпоративном обучении, предоставляя возможность адаптировать обучение под потребности обучающихся и использовать различные форматы контента.

Смешанное обучение — это метод, который объединяет различные форматы очного и дистанционного обучения. Он предполагает взаимодействие между учащимися, преподавателями и учебными материалами, что позволяет создать более гибкую и эффективную образовательную среду. Такой подход способствует улучшению усвоения знаний и повышению вовлеченности студентов, благодаря сочетанию традиционных и современных методов обучения.

В смешанном обучении выделяются три основных компонента: преподаватель, учащиеся и компьютер, который используется для электронного обучения. В дальнейшем будем рассматривать только компьютер для упрощения изложения. Смешанное обучение эффективно сочетает традиционные методы преподавания с современными технологиями, что позволяет обеспечить более гибкий и персонализированный подход к обучению. Этот формат способствует активному вовлечению студентов и улучшает усвоение материала благодаря разнообразным методам взаимодействия.

Существует три основных формата смешанного обучения, на основе которых строится данный метод.

Первый тип обучения — это «человек → человек», что подразумевает непосредственное взаимодействие между преподавателем и учащимся. В контексте корпоративного обучения это может быть реализовано через традиционные очные тренинги или наставничество, где тренер осуществляет индивидуальное взаимодействие с отдельным сотрудником. Такой формат обучения способствует более глубокому пониманию материала, улучшает коммуникацию и позволяет адаптировать процесс обучения под конкретные потребности каждого ученика.

Второй тип взаимодействия — это «человек → компьютер → человек». В этом формате преподаватель и студент общаются в режиме реального времени, но в онлайн-пространстве. Такие занятия включают в себя видеоконференции, вебинары и другие формы дистанционного обучения, что позволяет эффективно передавать знания и взаимодействовать, находясь на расстоянии. Этот метод стал популярным благодаря своей доступности и возможности охватывать широкую аудиторию.

Третий подход в обучении — «человек → компьютер». В этом формате учащийся взаимодействует исключительно с техническими средствами. Например, он может проходить асинхронные электронные курсы, просматривать видеоролики или читать текстовые материалы. Такой метод обучения позволяет студентам гибко управлять своим временем и темпом усвоения материала, что способствует более глубокому пониманию изучаемых тем. Использование технологий в образовании открывает новые горизонты и возможности для саморазвития.

Смешанное обучение представляет собой модель образовательного процесса, в которой сочетаются традиционные очные занятия с дистанционными форматами. Это может быть как синхронное взаимодействие, например, видеозанятия в реальном времени, так и асинхронное, такое как онлайн-курсы и материалы для самостоятельного изучения. Такая структура позволяет максимально эффективно использовать ресурсы и методы обучения, обеспечивая гибкость и доступность образовательного процесса для студентов. Смешанное обучение способствует более глубокому усвоению материала и развитию навыков, необходимых для успешной профессиональной деятельности.

Конечно, я готов помочь с редактированием текста. Пожалуйста, предоставьте сам текст, который вы хотите изменить.

Даже самый качественно разработанный дистанционный курс не способен полностью заменить традиционное обучение. В синхронном онлайн-формате взаимодействие между преподавателем и студентом ограничено техническими возможностями. В классе преподаватель может легко отслеживать эмоции и невербальные реакции студентов, что в онлайн-формате становится значительно сложнее. При асинхронном обучении, где студент взаимодействует преимущественно с компьютером, эта проблема только усугубляется, поскольку отсутствует возможность мгновенной обратной связи и эмоционального контакта. Таким образом, несмотря на преимущества дистанционного обучения, важно учитывать ограничения, связанные с отсутствием непосредственного взаимодействия.

Очное обучение имеет свои недостатки, которые стоит учитывать. Одним из основных является сложность масштабирования такого формата, что ограничивает количество студентов, которые могут одновременно получать знания. Преподавателю приходится находить баланс между различными уровнями подготовки учащихся. Это затрудняет объяснение сложных тем для тех, кто отстает, в то время как более продвинутые студенты могут нуждаться в новых знаниях и материалах. Таким образом, данная форма обучения может не всегда эффективно удовлетворять потребности всех участников учебного процесса.

Смешанная модель обучения объединяет преимущества традиционного очного обучения и современных дистанционных методов. Она обеспечивает гибкость в образовательном процессе, позволяя студентам получать знания как в классе, так и онлайн. Это сочетание форматов способствует более глубокому усвоению материала и адаптации учебного процесса под индивидуальные потребности учащихся.

Смешанная модель обучения обладает шестью ключевыми преимуществами по сравнению с традиционным очным и дистанционным обучением. Во-первых, она обеспечивает гибкость, позволяя студентам выбирать удобное время и место для обучения. Во-вторых, смешанная модель сочетает в себе лучшие практики обоих методов, что способствует более глубокому пониманию материала. В-третьих, она способствует развитию самостоятельности у студентов, поскольку они имеют возможность самостоятельно управлять своим временем. В-четвертых, смешанное обучение способствует лучшему взаимодействию между преподавателями и учащимися, благодаря сочетанию онлайн- и офлайн-форматов. В-пятых, такая модель позволяет использовать разнообразные образовательные технологии и ресурсы, что делает процесс обучения более увлекательным и эффективным. Наконец, в-шестых, смешанная модель обучения часто оказывается более экономически выгодной как для учебных заведений, так и для студентов.

  • Подача теории в удобном электронном формате. Можно использовать любые способы эффективной передачи информации — от текстовых инструкций и видеороликов до интерактивных форматов. И конечно, для достижения образовательных целей стоит комбинировать разные форматы в одном смешанном курсе. Это позволяет учащимся ознакомиться с теорией в удобное для них время и в комфортном темпе.
  • Очное взаимодействие с экспертами и преподавателями. Сочетание «теория в электронном формате + очные практические занятия» очень полезно в корпоративном обучении — оно позволяет оптимизировать временные затраты эксперта и учащихся. Самостоятельно изучив теорию в электронном формате, сотрудники смогут попрактиковаться и разобрать сложные вопросы на очном занятии с преподавателем или тренером.
  • Быстрая и качественная обратная связь. В смешанном обучении довольно просто организовать систему обратной связи. Во-первых, реакцию сотрудников на обучение можно отслеживать на очных занятиях и тренингах. Во-вторых, в этом полезны чаты для учащихся, где можно регулярно проводить короткие опросы — да и просто мониторить, что участники обсуждают и чем делятся.
Фото: fizkes / Shutterstock
  • Возможность группового взаимодействия. В смешанной модели групповое взаимодействие может происходить как на очных тренингах, так и на синхронных онлайн-занятиях (например, когда участники выполняют групповые задания в отдельных онлайн-комнатах). Эти виды тоже можно сочетать. Скажем, сотрудники, работающие удалённо из разных городов, знакомятся на очном тренинге, а потом продолжают обмениваться знаниями и опытом в общем чате.
  • Использование любых доступных ресурсов и инструментов, как внутренних, так и внешних. Помимо основной образовательной программы, можно включать в обучение любые мероприятия, давать учащимся ссылки на книги, ролики, подкасты — что угодно. Это помогает более гибко отвечать на запросы каждого сотрудника.
  • Максимальная ориентированность на практику. Грамотно выстроенная программа смешанного обучения позволяет сделать так, чтобы сотрудники сразу же могли применить в своей работе полученные знания и навыки. Например, самостоятельно изучив алгоритм какого-то рабочего процесса, учащийся может тут же приступить к соответствующей задаче под руководством наставника.

Смешанная модель обучения предоставляет множество возможностей, однако её применение не всегда оправдано. Существует четыре ситуации, в которых смешанное обучение действительно может быть эффективным и приносить значительные результаты.

  • Целевая аудитория не подвержена текучке. Разработка смешанной программы обучения требует больших затрат. Временных — со стороны T&D‑специалистов, методистов и экспертов внутри компании. И материальных — на разработку электронных курсов и сопутствующих материалов, оплату труда внешних преподавателей и экспертов. Если сотрудники, которых необходимо обучить, не задерживаются на рабочем месте, то эти затраты вряд ли окупятся. При этом смешанная модель хорошо показывает себя, например, при обучении руководителей — они могут изучить какие-то темы в электронном формате, а потом общаться и обмениваться опытом очно.
  • Нужно оптимизировать ресурсы на обучение. Причём эта причина может быть весома и в том случае, когда есть текучесть. Например, строительная компания набирает инженеров для проверки коммуникаций в новых домах. Перед тем как новые сотрудники приступят к работе, они проходят обучение у главного инженера, а затем — итоговое тестирование. Но у главного инженера много других задач, к тому же не все из новичков в итоге успешно проходят тестирование. Получается напрасная трата ресурсов руководителя на обучение тех, кто в итоге не задерживается на работе. Чтобы оптимизировать процессы, можно применить программу в формате «перевёрнутое обучение». Новички будут проходить электронный курс со всей необходимой информацией и в конце сдавать тест. И только те, кто успешно завершит этот этап, перейдут к очному обучению у главного инженера.
  • Без очного контакта с экспертом тему обучения раскрыть не получится. Это ситуация, когда обучение подразумевает глубокую проработку каких-либо навыков. Например, это могут быть навыки переговоров или работы со сложным оборудованием. Электронные курсы и тренажёры могут познакомить учащихся с темой и обучить основам, но реальная практика всё равно необходима.
  • Учащимся необходима дополнительная мотивация. Нередко бывает, что участникам обучения очень нужен преподаватель или эксперт, который «проведёт за руку», зарядит и вдохновит, погрузит в тему, сможет ответить на вопросы в очном взаимодействии. Без этого обычный электронный курс может оказаться не очень эффективным, поэтому нужно ввести ещё и живое взаимодействие.

Начать следует с определения цели обучения. Вопрос «Чему должен научиться сотрудник?» является ключевым, независимо от формата обучения — смешанного, очного или дистанционного. Важно четко сформулировать конкретные знания и навыки, которые должен освоить сотрудник в процессе обучения. Это позволит создать эффективную программу, соответствующую потребностям как работника, так и организации, и обеспечит достижение поставленных целей.

После этого необходимо определить последовательность, в которой учащийся будет осваивать знания и навыки, а также способы практического применения изученного материала.

Фото: Hryshchyshen Serhii / Shutterstock

Разделив цель обучения на конкретные задачи, можно перейти к выбору форматов обучения и методам доставки информации. В контексте смешанного обучения важно учитывать, что способы передачи информации могут быть как очными, так и дистанционными, а также синхронными или асинхронными. Правильный выбор формата обучения способствует эффективному усвоению материала и повышению вовлеченности обучающихся.

Для глубокого понимания сложных тем, которые могут вызывать множество вопросов, лучше всего подходят очные или синхронные онлайн-занятия. В таких форматах тренер или преподаватель может в режиме реального времени объяснять материал и отвечать на возникающие вопросы. Если же тема не требует такой интенсивной проработки, но нуждается в внимательном осмыслении, онлайн-формат для самостоятельного изучения будет более подходящим. Такой подход позволяет учащимся изучать материал в комфортной обстановке и в удобном темпе. Эффективность обучения часто повышается при использовании комбинированных форматов, что особенно актуально для тем, связанных с межличностными коммуникациями.

Электронные курсы в рамках корпоративного обучения выполняют важную роль как в предтренинговой подготовке, так и в посттренинговом сопровождении. Они обеспечивают сотрудников необходимыми знаниями и навыками до начала основного обучения, а также помогают закрепить и развить полученные знания после тренинга. Эти курсы способствуют более эффективному усвоению материала и повышают общую продуктивность сотрудников.

Электронный курс на начальном этапе программы предшествует очной части обучения. В основном, он посвящен изучению теоретических основ, которые затем применяются на практике, как это происходит в случае со строительной компанией.

Вторая ситуация заключается в том, что основной материал предоставляется в формате очного обучения или синхронного онлайн-взаимодействия с преподавателем, а электронный курс служит его дополнением. Он выполняет роль инструкции к определённым действиям, содержит краткое изложение ключевых идей и предоставляет информацию по смежным темам, полезным для учащихся. Выбор формата зависит от целей обучения, характеристик целевой аудитории и доступных ресурсов.

После выбора форматов для различных компонентов программы необходимо определить конкретные методы и средства обучения. Существует множество вариантов, включая лонгриды, чек-листы, видеоматериалы, подкасты, вебинары, мастер-классы, онлайн-тренажёры, деловые игры, а также взаимодействие с наставником и применение проектных и кейс-методов. Правильный выбор этих инструментов позволит эффективно достигать образовательных целей и улучшить восприятие материала.

Широкий выбор методов, средств и инструментов обучения является ключевой характеристикой смешанной модели. Важно использовать внутренние ресурсы, такие как корпоративная база знаний и чаты для обратной связи и поддержки. Также целесообразно включать внешние ресурсы, предоставляя учащимся ссылки на курсы, вебинары на сторонних платформах, профессиональные сообщества и YouTube-каналы. Это разнообразие способствует более эффективному обучению и развитию навыков, позволяя адаптировать процесс под индивидуальные потребности студентов.

Фото: Hryshchyshen Serhii / Shutterstock

Физические рабочие тетради и памятки демонстрируют высокую эффективность в обучении. Во время очных занятий и при прохождении электронных курсов учащиеся могут делать заметки, что способствует лучшему усвоению материала. Личные записи становятся полезным инструментом для повторения и поиска необходимой информации в курсе, что значительно повышает качество учебного процесса.

При выборе инструментов и методов обучения важно избегать искушения включать слишком много элементов сразу, особенно если вы разрабатываете свою первую смешанную программу. Это может привести к созданию хаотичной, сложной и труднопонимаемой структуры. Рекомендуется опираться на решения, которые уже хорошо известны вашим сотрудникам. Это поможет обеспечить более эффективное усвоение материала и повысит уровень вовлеченности участников в процесс обучения.

При разработке программы в смешанном обучении важно учесть несколько ключевых моментов, чтобы избежать серьезных ошибок и не упустить важные аспекты. Для этого следует придерживаться четырех основных шагов. Эти шаги помогут организовать процесс таким образом, чтобы программа была эффективной и соответствовала современным требованиям образовательного процесса. Правильное планирование, выбор подходящих технологий, создание качественного контента и постоянная обратная связь с участниками обучения — все это играет решающую роль в успешной реализации программы смешанного обучения.

Создайте таблицу, в которой подробно и последовательно перечислены все этапы и модули обучения. Важно указать условия открытия каждого модуля, а также результаты обучения, которые будут достигнуты на каждом этапе. Это будет представлять собой SJM — карту пути студента, в которой детально рассматриваются все точки взаимодействия учащегося с образовательной программой. Такой подход позволит улучшить понимание процесса обучения и повысить его эффективность для студентов.

Определение порядка взаимодействия с экспертами является ключевым этапом в организации образовательных программ. Важно заранее установить, как тренеры и преподаватели будут реализовывать свои курсы. Необходимо решить, кто будет разрабатывать презентации для занятий и проверять выполненные задания. Также стоит обсудить, каким образом эксперты будут предоставлять обратную связь учащимся и кто окажет поддержку преподавателям при проведении вебинаров. Все эти рабочие процессы должны быть тщательно продуманы и согласованы с преподавателями и экспертами, чтобы избежать ситуации, когда обратная связь для студентов отсутствует, или задания остаются непроверенными, поскольку каждый считает, что это обязанность другого. Заблаговременное планирование поможет обеспечить качественное обучение и повысить удовлетворенность учащихся.

Определение порядка взаимодействия с учащимися является важным аспектом образовательного процесса. Необходимо тщательно продумать, как поддерживать контакт с участниками обучения. Важно определить формат, в котором они будут предоставлять и получать обратную связь. Следует решить, к кому учащиеся смогут обращаться с вопросами, и рассмотреть возможность создания отдельных чатов для каждого потока. Это поможет обеспечить эффективное взаимодействие и повысить качество обучения.

При разработке учебной программы важно создать четкие инструкции для учащихся и тренеров. Специалист по обучению, глубоко погружаясь в материал, может считать, что все аспекты ясны: модули, последовательность их прохождения, моменты тестирования и сбора обратной связи. Однако для других участников эти детали могут быть не столь очевидны. Поэтому необходимо подготовить отдельные памятки, которые подробно объяснят структуру программы, что ожидает участников на каждом этапе и какие действия требуется выполнить в конкретные моменты. Такие инструкции помогут улучшить понимание и усвоение материала, сделают процесс обучения более эффективным и структурированным.

После выполнения этих четырёх шагов можно перейти к запуску программы. Важно информировать сотрудников о начале проекта, назначить обучение, планировать мероприятия, которые будут включены в курс, а также организовать другие связанные активности. Это позволит обеспечить успешное внедрение программы и повысить её эффективность.