Корп обучение #Статьи

3 июля, 2025

Как развить кросс-дисциплинарность

Развитие кросс-дисциплинарности в Беларуси: подходы и кейсы.

Курс с трудоустройством: «Профессия Методист с нуля до PRO»

Узнать больше

Почему кросс-дисциплинарность важна для Беларуси

В современном белорусском бизнесе и образовательной среде все более востребованными становятся специалисты широкого профиля, способные к многогранному анализу рабочих задач и нахождению нестандартных решений. Кросс-дисциплинарность — это не просто модный тренд, а необходимость, обусловленная быстро меняющимися условиями рынка труда и технологизацией всех сфер экономики. Как отмечают эксперты, кросс-дисциплинарность входит в число ключевых навыков, которые будут востребованы на рынке труда в ближайшие годы.

Для Беларуси, с ее сильными традициями в образовании и развитым ИТ-сектором, развитие кросс-дисциплинарных компетенций становится стратегическим ресурсом конкурентоспособности. Это подтверждается опытом таких компаний, как ОАО «Белорусский межбанковский расчетный центр», который предоставляет своим сотрудникам возможность участия в кросс-функциональных проектах как часть программы обучения и развития.

Ключевые преимущества кросс-дисциплинарного подхода:

  • Повышение эффективности команд: способность специалистов из разных областей находить общий язык и понимать взаимосвязи ускоряет решение сложных задач.
  • Инновационный потенциал: на стыке дисциплин часто рождаются прорывные идеи и продукты, что особенно актуально для белорусского ИТ-сектора.
  • Адаптивность к изменениям: сотрудники с широким кругозором быстрее адаптируются к изменениям рынка и технологий.
  • Конкурентоспособность выпускников: студенты, получившие междисциплинарное образование, более востребованы на рынке труда.
Фото: wavebreakmedia / Shutterstock

Образовательные инициативы для развития кросс-дисциплинарности

Многопрофильный бакалавриат

Одним из перспективных направлений для белорусской системы образования может стать развитие моделей многопрофильного бакалавриата по аналогии с программой Liberal Arts РАНХиГС в России. Суть такого подхода — предоставление студентам возможности получать одновременно несколько специализаций из разных профессиональных сфер. Например, сочетание менеджмента с современной культурой или информационных технологий с экономикой.

По словам Натальи Красовской, заместителя декана факультета Liberal Arts РАНХиГС, основная цель такой программы — преадаптивность, то есть подготовка людей к постоянно меняющимся условиям на рынке труда. «Даже в рамках самых продуманных учебных планов трудно предугадать, какие навыки будут востребованы через четыре, пять или шесть лет. Поэтому ключевым принципом нашей программы является преадаптивность», — отмечает эксперт.

Для белорусских вузов такая модель могла бы стать ответом на вызовы времени, особенно учитывая, что многие абитуриенты в 17 лет не готовы осознанно выбрать одну профессию на всю жизнь. Многопрофильность позволяет не только получить разнообразные знания, но и развить гибкие навыки (soft skills), необходимые для успешной карьеры.

Актуальные форматы обучения:

  • Комбинированные образовательные программы, позволяющие получать квалификации из разных сфер одновременно.
  • Проектное обучение, в рамках которого студенты решают реальные задачи на стыке дисциплин.
  • Интеграция онлайн-курсов из разных предметных областей в основные образовательные программы.

Сотрудничество вузов и бизнеса в Беларуси

Развитие кросс-дисциплинарности требует тесной интеграции между образовательными учреждениями и бизнес-средой. Как показывает опыт российских университетов, такое сотрудничество может быть организовано через основные образовательные программы и дополнительные образовательные мероприятия.

В Беларуси уже существуют успешные примеры такого взаимодействия. К примеру, в ИТ-секторе давно налажены связи между компаниями и вузами: действуют базовые кафедры, проводятся совместные хакатоны и проектные интенсивы. Однако для системного развития кросс-дисциплинарности этих усилий недостаточно.

Перспективные направления сотрудничества:

  • Создание междисциплинарных лабораторий при вузах с участием компаний-партнеров, где студенты могли бы работать над реальными проектами, требующими знаний из разных областей.
  • Разработка кросс-функциональных модулей в образовательные программы, когда специалисты из компаний читают лекции или проводят практические занятия по своему направлению.
  • Организация «деятельностных проб» — краткосрочных погружений в разные профессиональные сферы, позволяющих студентам на практике понять специфику работы и применить знания из разных дисциплин.

Как отмечает Александра Козулина, проректор по внешним связям и молодежной политике Омского государственного технического университета, «основная задача индустриального партнера заключается в предоставлении реальных кейсов, которые позволяют командам работать над актуальными производственными задачами». Решение таких задач требует кросс-функционального взаимодействия, что подчеркивает важность сотрудничества между различными специалистами.

Для белорусского контекста особенно актуально развитие подобных форм сотрудничества в традиционных отраслях промышленности, которые находятся в процессе цифровой трансформации и остро нуждаются в специалистах, сочетающих инженерные и IT-компетенции.

Фото: Ivan Samkov / Pexels

Развитие кросс-дисциплинарности на рабочем месте

Для компаний Беларуси развитие кросс-дисциплинарных навыков у сотрудников — это не просто вложение в человеческий капитал, а необходимое условие сохранения конкурентоспособности. Как показывает практика, современные лидеры должны обладать глубокими знаниями в области цифровых технологий, финансов, эффективных коммуникаций, стратегического планирования и принятия решений.

Одним из эффективных подходов является модель T-shaped специалиста — профессионала, обладающего широкими знаниями в нескольких областях и глубокими навыками в одной конкретной сфере. Такой подход делает сотрудников ценными для команд, так как они могут эффективно работать на пересечении различных дисциплин.

Практические шаги для белорусских компаний:

  • Внедрение кросс-функциональных проектов, в которых сотрудники из разных отделов совместно решают задачи, требующие разнообразных компетенций.
  • Создание программ ротации, позволяющих сотрудникам временно работать в других отделах и приобретать новые навыки.
  • Организация внутренних образовательных программ, направленных на развитие знаний в смежных областях (например, курсы по экономике для инженеров или по цифровым технологиям для гуманитариев).
  • Поощрение менторства и обмена знаниями между специалистами из разных сфер.

Ярким примером такого подхода в Беларуси является опыт ОАО «Белорусский межбанковский расчетный центр», который предлагает сотрудникам участие в кросс-функциональных проектах и обеспечивает обучение и развитие персонала за счет компании. Это позволяет не только повышать квалификацию сотрудников, но и создавать условия для естественного обмена знаниями и опытом между специалистами разных направлений.

Фото: ThisIsEngineering / Pexels

Кросс-дисциплинарность как личный выбор

Несмотря на очевидные преимущества кросс-дисциплинарного подхода, важно признать: не каждый специалист хочет и должен становиться кросс-дисциплинарным. Некоторые люди проявляют наибольшую эффективность в роли узких специалистов, глубоко погружаясь в одну предметную область.

Как отмечает Ася Соскова, эксперт в области профессионального самоопределения, организационного развития и управления талантами, «идеальный сценарий для организаций — это предоставление разнообразных возможностей для роста». Сотрудникам с предрасположенностью к кросс-дисциплинарности следует предложить варианты для широкого развития, в то время как профессионалы, предпочитающие углубленное изучение своей специальности, могут сосредоточиться на углублении своих знаний и навыков.

Как поддержать разных специалистов:

  • Создавать индивидуальные траектории развития с учетом склонностей и способностей каждого сотрудника.
  • Ценить вклад как универсалов, так и узких специалистов, формируя сбалансированные команды.
  • Развивать культуру непрерывного обучения в организации, поощряя любые формы профессионального развития.
  • Объяснять практическую пользу расширения компетенций, связывая ее с личными и профессиональными целями сотрудников.

Для мотивации сотрудников, не стремящихся к междисциплинарности, можно использовать подход, описанный в исследовательском проекте «Мысли широко»: предоставить возможность освоить языки различных дисциплин, взаимодействуя с ними уважительно и с интересом. Такой подход позволяет показать «моноспециалистам» глубину и богатство других областей знаний, продемонстрировав, сколько нового и интересного они могут узнать.

Фото: Pressmaster / Shutterstock

Заключение

Развитие кросс-дисциплинарности в Беларуси — это комплексная задача, требующая совместных усилий образовательных учреждений, бизнеса и самих специалистов. Как показывает международный и постепенно формирующийся местный опыт, наиболее успешными оказываются подходы, сочетающие:

  • Обновление образовательных программ в сторону большей гибкости и многопрофильности.
  • Углубление сотрудничества между вузами и компаниями-работодателями.
  • Создание возможностей для непрерывного междисциплинарного обучения на рабочем месте.
  • Уважение к индивидуальным траекториям профессионального развития.

Для Беларуси с ее сильным образовательным потенциалом и динамично развивающимся ИТ-сектором кросс-дисциплинарность может стать ключевым конкурентным преимуществом на мировом рынке. Однако для этого необходимо системное видение и готовность к экспериментам в образовании и корпоративной практике.

Как отмечал российский ученый-биолог А. А. Оскольский, «любая серьезная междисциплинарная новация требует от ученых безупречного уровня квалификации в их собственных дисциплинах». Этот принцип справедлив и для белорусского контекста: кросс-дисциплинарность — это не противоположность специализации, а ее естественное развитие и обогащение.