Теория мультимедийного обучения Майера: что это и где применяется / Skillbox Media
Рассказываем про особый подход к созданию учебного контента для онлайн-обучения, ставший частью педагогического дизайна.
Содержание:
Научитесь: Методист образовательных программ
Узнать большеКто такой Ричард Майер, автор теории мультимедийного обучения
Ричард Майер — знаковая фигура в области психологии, профессор Университета штата Калифорния. На протяжении многих лет он исследует восприятие вербальной и визуальной информации. Его работы сосредоточены на том, как люди обрабатывают информацию, представленную словами и изображениями. Эти исследования имеют важное значение для образовательных технологий и разработки эффективных методов обучения.
Ричард Майер и его команда утверждают, что эффективный учебный контент формируется через интеграцию визуальных и вербальных элементов. Ключевым аспектом является соблюдение принципов теории когнитивной нагрузки, что подразумевает необходимость избегать перегрузки рабочей памяти обучающегося. Это позволяет оптимально усваивать новые знания. Основываясь на когнитивной теории мультимедийного обучения, важно создавать материалы, которые способствуют лучшему пониманию и запоминанию информации.
Теория Майера является итогом его длительных исследований и глубокого анализа. Она основана не только на его собственных открытиях, но и на трудах других психологов и физиологов. В частности, Майер опирался на фундаментальные идеи, такие как концепция сенсорных систем, разработанная академиком Иваном Павловым, а также на более современные теории, такие как теория двойного кодирования Аллана Пайвио. Эти взаимосвязи подчеркивают значимость междисциплинарного подхода в психологии и когнитивных науках.
Джон Майер представил свою теорию мультимедийного обучения в книге «Multimedia Learning», впервые изданной в 2001 году в Кембридже. Второе издание вышло в 2012 году, а третье — в 2020 году. На данный момент книга не переведена на русский язык. Также Майер является автором «Руководства по мультимедийному обучению» (Handbook of Multimedia Learning), которое переиздавалось дважды. В сотрудничестве с другими специалистами он написал «Электронное обучение и наука об обучении: проверенные рекомендации для потребителей и разработчиков мультимедийного обучения» (E-Learning and the Science of Instruction: Proven Guidelines for Consumers and Designers of Multimedia Learning). Эти работы подчеркивают важность эффективных подходов к обучению с использованием мультимедийных технологий и предоставляют полезные рекомендации как для учащихся, так и для разработчиков образовательных программ.
Что такое мультимедийность и как она связана с мультимодальностью
Мультимедийное обучение часто ассоциируется с мультимодальным обучением, которое можно рассматривать как его синоним. В 2023 году Институт образовательных технологий Открытого университета Великобритании выделил мультимодальную педагогику как одну из самых перспективных инноваций в сфере образования. Это подтверждает растущий интерес к интеграции различных форм медиа и методов обучения для улучшения образовательных результатов и вовлечения студентов. Мультимодальное обучение позволяет использовать текст, звук, изображения и видео, что способствует более глубокому пониманию материала и удовлетворению различных стилей обучения.
Как связаны понятия «медиа» и «модальность»? Для понимания этой связи важно рассмотреть определения этих слов. «Медиа» обозначает любые средства коммуникации, используемые для передачи информации. Английское слово media происходит от латинского medium, что переводится как «посредник». В свою очередь, мультимедийность подразумевает интеграцию различных форматов передачи информации в единое целое. Это может включать текст, изображения, звук и видео, что позволяет создавать более богатый и разнообразный контент. Таким образом, медиа и модальность взаимосвязаны, поскольку различные модальности усиливают эффект передачи информации через медиа.
Мультимедийность изначально возникла в контексте средств массовой информации, и лучше всего её суть можно понять на примере этих медиа. В прошлом существовало чёткое разделение: печатные издания предоставляли информацию в письменной форме и через изображения, радио транслировало информацию только в устной форме. С появлением телевидения зрители получили возможность воспринимать информацию одновременно через видеоряд, звуковую дорожку и текстовые бегущие строки. Таким образом, телевизионный формат объединил визуальные и вербальные средства, что значительно расширило возможности передачи информации. Мультимедийность, таким образом, стала важным элементом современного контента, позволяющим создавать более насыщенные и интерактивные истории.
С появлением интернета традиционные медиа начали переходить в электронный формат, что привело к значительному смешению различных средств передачи информации. На сайтах газет пользователи могут не только читать статьи, но и смотреть видеорепортажи, слушать подкасты и просматривать фотогалереи. При этом взаимодействие с интерактивными элементами делает контент более привлекательным и engaging. Мультимедийные материалы становятся важной частью информационного пространства, обеспечивая пользователям разнообразные способы восприятия информации.
Мультимедийность стремительно вошла во все сферы, связанные с передачей информации, включая обучение. Онлайн-курс, в котором учащийся слушает лекцию преподавателя и одновременно видит презентацию с текстовыми тезисами, статическими и анимированными изображениями, является ярким примером мультимедийного подхода в образовании. Использование мультимедийных элементов делает обучение более эффективным и увлекательным, позволяя лучше воспринимать и запоминать материал.
Модальность (от латинского modus — способ) и мультимодальность представляют собой сложные понятия, которые особенно актуальны в контексте передачи и восприятия информации. Эти термины используются в различных областях, таких как физиология, психология, лингвистика, семиотика и теория коммуникаций, каждая из которых придаёт им свои уникальные особенности. В частности, теория мультимедийного обучения опирается на понятие модальности из физиологии, что подчеркивает важность понимания различных способов передачи информации для оптимизации образовательного процесса. Мультимодальность подразумевает использование нескольких каналов восприятия, что может значительно повысить эффективность обучения и коммуникации.
Понятие модальности связано с первой сигнальной системой человека, и для его понимания важно вспомнить основы биологии. Человек получает информацию об окружающем мире через различные сенсорные системы, каждая из которых функционирует с помощью определённых органов чувств. Сигналы, которые обрабатываются конкретной сенсорной системой и преобразуются в ощущения, называются модальностями. К ним относятся зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Модальность можно охарактеризовать как физический способ восприятия информации, осуществляемый через определённые органы чувств. Понимание модальностей способствует более глубокому осознанию того, как мы воспринимаем мир.
Мультимодальность представляет собой процесс, при котором человек одновременно обрабатывает информацию из различных источников и модальностей. Это включает в себя восприятие и интерпретацию сигналов, поступающих извне, с использованием нескольких сенсорных каналов. Такой подход позволяет более полно и эффективно воспринимать окружающий мир, объединяя визуальные, аудиальные и тактильные сигналы для формирования целостного понимания ситуации. Мультимодальность играет ключевую роль в обучении и коммуникации, улучшая способность к анализу и принятию решений.
Важно отметить, что у людей, в отличие от животных, помимо первой сигнальной системы существует и вторая. Эта вторая сигнальная система, представляющая собой условно-рефлекторные связи в мозге, отвечает за наше мышление. В ней сигналами служат слова, символы и образы. Благодаря этой системе мы воспринимаем информацию, поступающую через зрение и слух, по-особенному. Сначала мы как бы «раскодируем» её, что усложняет понимание различных модальностей.
Мы рассмотрели сложные аспекты, чтобы понять, что медиа служит средством передачи информации, а модальность определяет, как человек воспринимает эту информацию. Проектировщик учебных материалов должен правильно соотносить различные средства передачи информации с соответствующими способами восприятия. Таким образом, мультимедийность и мультимодальность представляют собой две взаимосвязанные стороны одного процесса, что крайне важно для эффективного обучения и восприятия материалов.
На чём базируется теория мультимедийного обучения
Теория мультимедийного обучения основана на когнитивной нагрузке, в частности, на её концепции рабочей (оперативной) памяти. Важно отметить, что научные исследования о работе человеческой рабочей памяти постоянно развиваются, что приводит к новым открытиям и углублению нашего понимания. Эти исследования помогают определить, что способствует эффективному использованию памяти, а что, наоборот, вызывает её перегрузку. В связи с этим, теория мультимедийного обучения также эволюционирует и может быть дополнена новыми подходами и практическими рекомендациями. Не исключено, что некоторые её принципы будут пересмотрены в свете новых данных.
Теория мультимедийного обучения основывается на концепции двойного кодирования, предложенной Алланом Пайвио. В упрощенном виде она утверждает, что для лучшего понимания и запоминания вербальную информацию, представленную словами, полезно дополнить визуальными образами. Пайвио объясняет, что процесс познания включает две отдельные подсистемы: вербальную, отвечающую за обработку слов, и невербальную, которая обрабатывает неязыковые объекты, включая изображения. Это подчеркивает важность второй сигнальной системы в обучении, где сочетание слов и визуальных элементов способствует более глубокому усвоению информации.
Когда человек воспринимает слова через слух или зрение, у него формируется внутренняя репрезентация. Эта репрезентация может проявляться в виде внутренней речи, когда человек читает про себя, или в виде образов. Процесс репрезентации слов включает использование различных модальностей, таких как зрительная, слуховая и даже кинестетическая, что охватывает тактильные, вкусовые и другие ощущения. Это многогранное восприятие играет ключевую роль в понимании и интерпретации информации, позволяя людям не только осмысливать текст, но и связывать его с личными ощущениями и опытом.
Читая слово, мы можем не только произносить его про себя, но и визуализировать связанный с ним образ. Эти явления отражают особенности языка и механизмы человеческого мышления. Способность ассоциировать слова с образами играет важную роль в нашем восприятии информации и понимании языка. Это взаимодействие между словами и образами способствует более глубокому осмыслению и запоминанию материала, что особенно важно в обучении и коммуникации.
Аллан Пайвио подчеркивал, что процесс познания у человека осуществляется через интеграцию вербальной и невербальной систем. Он считал, что для повышения эффективности усвоения информации новую информацию следует представлять одновременно в словах и визуальных образах, используя оба «кода» одновременно. Это особенно важно, поскольку визуальные образы легче запоминаются, чем текстовые данные. Использование таких методов обучения может значительно улучшить процесс восприятия и усвоения информации, что делает его актуальным в образовательных контекстах.
Три главных постулата мультимедийного обучения
Согласно многочисленным исследованиям Ричарда Майера и его коллег, теория мультимодального обучения основывается на трех ключевых предположениях. Эти предположения подчеркивают важность использования различных модальностей в образовательном процессе для повышения эффективности обучения. Мультимодальное обучение включает в себя сочетание текстовой, визуальной и аудиальной информации, что способствует лучшему усвоению материала и улучшает запоминание. Понимание этих принципов позволяет разработать более эффективные учебные программы и методики, которые отвечают современным требованиям образовательной среды.
Под каналами понимаются модальности, о которых упоминалось ранее. Майер, как и автор теории двойного кодирования Пайвио, утверждает, что одновременное использование зрительного и слухового каналов не приводит к перегрузке кратковременной памяти. Напротив, это способствует лучшему запоминанию информации. Когда информация представляется в визуальном формате с последовательным устным объяснением, она воспринимается легче, и мозг эффективнее переносит её в долговременную память. Такой подход к обучению и представлению информации может значительно улучшить понимание и усвоение материала.
Майер подчеркивает, что восприятие вербальной информации, представленной в тексте, происходит не только визуально, но и слухово. Когда вы читаете эту статью, вы видите текст, но одновременно можете слышать его, если привыкли проговаривать прочитанное про себя. В этом случае ваш слуховой канал активно задействован наряду со зрительным. Поэтому важно избегать дополнительной нагрузки на слух. Таким образом, прослушивание устного объяснения эффективно сочетать с просмотром визуальных материалов, таких как изображения или анимация, но не с чтением текста. Это позволяет оптимизировать процесс восприятия информации и улучшить усвоение материала.
Мозг и кратковременная память могут обрабатывать ограниченное количество когнитивных единиц, то есть новой информации, одновременно. Например, попробуйте через несколько минут точно воспроизвести этот небольшой абзац. Это задача, требующая значительных усилий от вашего мозга.
Когда человек воспринимает новую учебную информацию, она поступает в кратковременную рабочую память. В этот момент мозг активно обрабатывает данные: он фильтрует релевантную информацию, организует её в визуальные и вербальные ментальные модели, а затем интегрирует с уже существующими знаниями в долговременной памяти. Этот процесс позволяет создать связи между новым и уже известным, что способствует более эффективному усвоению информации.
Когда человек слушает или смотрит объяснение новой темы, в его мозге происходит активный и сложный процесс обработки информации. Мультимедийные учебные материалы должны поддерживать этот процесс, а не отвлекать от него. Качественные учебные ресурсы, такие как видеоуроки и интерактивные презентации, способны значительно улучшить усвоение материала, предоставляя визуальные и аудиовизуальные стимулы, которые способствуют лучшему пониманию. Важно, чтобы мультимедийные элементы были интегрированы логично и эффективно, усиливая восприятие и запоминание информации.
Избыточная информация в образовательном контенте может негативно сказаться на процессе усвоения знаний. Например, если в презентации присутствует много ярких иллюстраций, которые не имеют отношения к теме, это отвлекает внимание. В таком случае мозг вынужден тратить больше ресурсов на фильтрацию значимой информации от несущественной. Это может привести к перегрузке кратковременной памяти, из-за чего важные данные хуже запоминаются и не интегрируются в долговременную память. Для эффективного обучения важно минимизировать отвлекающие элементы и сосредоточиться на ключевых аспектах материала.
Когнитивная теория мультимедийного обучения, разработанная Ричардом Майером, основывается на трех ключевых предположениях. Эти предположения служат основой для создания прикладных принципов, которые помогут в проектировании эффективного учебного контента. В отдельной статье мы подробно рассмотрим эти принципы, чтобы вы могли улучшить свои образовательные материалы и повысить их эффективность.
Почему теория Майера не слишком известна в России
В российских научных публикациях активно рассматривается теория мультимедийного обучения, а также её применение в различных образовательных контекстах. Например, в Тверском государственном университете принципы мультимедийного обучения, разработанные Ричардом Майером, были использованы для подбора учебных видеоматериалов в процессе обучения иностранным языкам. В Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете эти же принципы применялись при разработке уроков-презентаций по иностранному языку. Такие примеры свидетельствуют о растущем интересе к мультимедийному обучению и его эффективности в образовательной практике.
В области неформального онлайн-образования (EdTech) и корпоративного обучения теория мультимедийного обучения Майера применяется более активно, чем в традиционном учебном контенте для школ, колледжей и вузов. Например, Алина Сандарова, руководитель образовательного контента платформы Skillbox, отметила, что принципы этой теории легли в основу разработки контента для программ версий 2.0 и 3.0. Это касается различных форматов, включая лонгриды и видеоуроки. Применение принципов Майера также поддерживает E-learning Center, провайдер корпоративного обучения, о чем рассказала генеральный директор компании и автор блога «Живое обучение» Елена Тихомирова. Внедрение теории Майера способствует созданию более эффективного и привлекательного обучающего контента, что является ключевым аспектом успешного обучения в современных условиях.
Теория мультимедийного обучения еще не получила широкого применения в России, и одной из причин этого является отсутствие перевода работ Ричарда Майера на русский язык. Без доступных материалов отечественные специалисты сталкиваются с трудностями в освоении концепций, представленных в его исследованиях. Обычно о теории мультимедийного обучения узнают те, кто углубляется в педагогический дизайн, например, на курсах для методистов онлайн-обучения и в профессиональных методических сообществах. Увеличение доступности информации о мультимедийном обучении может способствовать его более активному внедрению в образовательный процесс в России.
Методист образовательных программ
Вы с нуля пройдёте полный цикл создания образовательного продукта. Научитесь проектировать учебные программы для онлайн- и офлайн-курсов. Станете универсальным специалистом — сможете запустить свой проект или устроиться методистом в крупную компанию.
Узнать подробнее