Корп обучение #Статьи

3 июля, 2025

«Всё горит, и они горят»: как обучать сотрудников во время кризиса / Skillbox Media

Практики обсудили, как доказать руководству ценность обучения и улучшить психологическое состояние сотрудников в трудное для компании время.

В этой статье вы познакомитесь с основными аспектами темы, а также получите полезную информацию и рекомендации. Мы подробно рассмотрим ключевые моменты, которые помогут вам лучше понять рассматриваемый вопрос. Вы найдете практические советы и актуальные данные, которые могут оказаться полезными в вашей ситуации. Читайте далее, чтобы углубить свои знания и сделать осознанный выбор.

  • как доказать руководству важность и ценность образовательных проектов и почему тут важна уже наработанная репутация;
  • как учесть психологическое состояние сотрудников в трудное время;
  • про SJM, учебный онбординг, чаты с мемами и другие способы поощрять взаимодействие участников обучения и T&D-команды;
  • как понять истинную причину, почему сотрудники не хотят учиться.

В июле 2022 года прошел митап на тему «Как развивать сотрудников, когда учёба явно не в приоритете». Это мероприятие было организовано экспертами из LLLab, Esprezo, Pobudilnik, Ikra Group и School of Education и собрало профессионалов в области развития персонала. Спикеры обсудили актуальные вызовы, с которыми сталкиваются компании, а также инновационные форматы и методы корпоративного обучения. В рамках обсуждения особое внимание уделялось управлению качеством образования и эффективным стратегиям развития навыков сотрудников в условиях ограниченного времени на обучение.

В завершение мероприятия состоялась дискуссия на тему «Поиск новых подходов к обучению сотрудников». В этой статье представлены ключевые идеи и выводы, высказанные спикерами, которые помогут вам лучше понять современные тренды в корпоративном обучении. Участники обсудили важность адаптации образовательных программ к быстро меняющимся условиям рынка, необходимость внедрения интерактивных методов обучения и роли технологий в повышении эффективности обучения. Ознакомьтесь с основными тезисами, чтобы быть в курсе актуальных тенденций в области обучения и развития персонала.

Что делать, если обучение — вне текущих приоритетов компании

Ася Фурсова, декан School of Education в Universal University, подняла важный вопрос о том, как в кризисные времена обучение и развитие сотрудников могут оказаться на втором плане. В условиях экономических и социальных изменений компании часто вынуждены пересматривать свои приоритеты. Однако именно в такие моменты важно не забывать о ценности инвестиций в образование и профессиональный рост сотрудников. Поддержка обучения в кризис может не только сохранить мотивацию команды, но и подготовить её к будущим вызовам. Как обеспечить эффективное обучение и развитие в сложных условиях? Этот вопрос требует внимания и стратегического подхода.

Ксения Мотовилова, руководитель T&D-направления в IT-компании Voximplant, подтвердила, что многие из её коллег сталкиваются с похожими проблемами. В условиях кризиса приоритеты бизнеса действительно меняются, и акцент смещается на проекты, способные обеспечить ясную и измеримую прибыль в краткосрочной перспективе. Обучение и развитие сотрудников зачастую не отвечают этим критериям, что создает определенные трудности. Это подчеркивает необходимость пересмотра подходов к обучению, чтобы оно стало более целеустремленным и соответствовало актуальным требованиям рынка.

Ксения уверена, что в T&D-направлении в данной ситуации можно использовать два эффективных подхода. Первый из них заключается в приоритизации. Все потенциальные образовательные проекты и запросы от сотрудников на обучение оцениваются по трем основным критериям. Это позволяет сосредоточиться на наиболее значимых инициативах, которые принесут максимальную пользу как сотрудникам, так и организации в целом. Такой системный подход к оценке образовательных запросов способствует оптимизации ресурсов и повышению эффективности программ обучения, что в свою очередь может значительно улучшить результаты работы компании.

  • Влияние на бизнес в краткосрочном периоде — какую пользу компании принесёт обучение через полгода или раньше.
  • Вовлечение сотрудников из других подразделений. Иногда для разработки программы обучения требуется участие внутренних экспертов. Однако в ситуации кризиса бизнесу важно, чтобы люди работали как можно более эффективно и меньше отвлекались от своих основных обязанностей. Поэтому преимущество будет отдано проектам, которые T&D-направление сможет разработать самостоятельно.
  • Влияние на выручку. Конечно, образовательные проекты не могут сами по себе принести компании деньги. Но можно попробовать оценить их косвенное влияние на прибыль.

После оценки все проекты формируются в рейтинг. Согласно словам Ксении, это позволяет предоставить весомые аргументы для руководителей бизнеса. Выделяются программы, которые можно реализовать в текущий момент, указывая на их потенциальную пользу и влияние на прибыль. При этом не требуется отвлекать ключевых сотрудников-экспертов от основной работы, что способствует более эффективному распределению ресурсов.

Эффективность обучения в бизнесе: мнения экспертов

Измерение эффективности обучения является ключевым аспектом для успешного развития бизнеса. Эксперты подчеркивают важность оценки результатов программ обучения, чтобы определить их влияние на производительность сотрудников и общую эффективность компании. Важно установить четкие критерии для оценки, такие как улучшение навыков, повышение производительности и удовлетворенность сотрудников.

Среди методов измерения эффективности обучения выделяются анализ обратной связи, мониторинг показателей производительности до и после обучения, а также использование KPI, которые помогают отслеживать прогресс. Эксперты рекомендуют также проводить регулярные оценки и корректировки программ обучения, чтобы они соответствовали изменяющимся потребностям бизнеса и способствовали достижению стратегических целей.

Современные технологии, такие как системы управления обучением, позволяют собирать данные и анализировать результаты обучения в реальном времени. Это позволяет компаниям адаптировать свои подходы и обеспечивать более целенаправленное развитие сотрудников.

В заключение, для достижения максимальной эффективности обучения в бизнесе необходимо внедрять системный подход к его оценке и постоянно адаптировать стратегии в соответствии с потребностями компании.

Ксения обозначила второй подход как «продажу», что на самом деле подразумевает акцент на экономии ресурсов компании. В настоящее время многие ценные сотрудники рассматривают возможность смены работы, включая предложения от зарубежных компаний. Одним из способов удержания этих специалистов могут стать тимлиды, которые способны донести до своих подчинённых их ценность для компании и возможные пути профессионального роста. Для достижения этой цели необходимо обучить тимлидов навыкам эффективной обратной связи. Однако руководство компании зачастую не осознаёт важность такого обучения.

Ксения Мотовилова рекомендует в подобных ситуациях обращаться к языку цифр. Важно подсчитать количество сотрудников, которые увольняются, а также рабочие часы, которые тимлиды тратят на их замену, включая собеседования и онбординг. Необходимо также учитывать время, необходимое новому сотруднику для адаптации к рабочему процессу. Эти издержки следует выразить в денежном эквиваленте, что часто приводит к значительным суммам. Таким образом, руководство осознает, что инвестиции в обучение сотрудников могут привести к реальной выгоде и снижению затрат компании.

Как помогает репутация, которую T&D уже наработали

Анастасия Савельева, руководитель направления методологии и внутреннего обучения soft skills в «Ростелекоме», отметила, что проблема недопонимания ценности обучения со стороны бизнеса существует уже давно и остается актуальной не только в кризисные времена. В крупных организациях зачастую встречаются руководители, которые утверждают: «У нас нет времени на обучение или на обучение команды», «У нас нет бюджета на обучение» или «Предлагаемые вами навыки нам не нужны». Эта ситуация подчеркивает важность повышения осведомленности о значении обучения для достижения стратегических целей компании и развитие команды.

Анастасия считает, что основная задача T&D заключается в ответах на ключевые вопросы: «Какое обучение будет действительно необходимым и полезным?» и «Как оптимально организовать обучение с учетом формата, времени и бюджета?». Для нахождения оптимального решения, которое будет востребовано и эффективно, важно взаимодействовать с целевой аудиторией, а также проводить количественные и качественные исследования, включая сбор и анализ обратной связи. Это позволяет создать проект, который не только удовлетворяет потребности обучаемых, но и является экономически выгодным.

Изучайте также:

Развитие лидеров без отрыва от основной деятельности: пример «Газпром нефти»

Компании часто сталкиваются с вызовом подготовки лидеров, не отвлекая их от выполнения рабочих задач. Примером эффективного подхода к данному вопросу служит практика «Газпром нефти». В этой компании внедрены программы, позволяющие развивать управленческие навыки сотрудников в процессе их повседневной работы.

Ключевым элементом этих программ является интеграция обучающих модулей в рабочие процессы. Сотрудники получают возможность обучаться на практике, применяя новые знания непосредственно в своих проектах. Это не только ускоряет процесс обучения, но и повышает мотивацию, так как работники видят реальную отдачу от своих усилий.

Кроме того, «Газпром нефть» активно использует менторство, позволяя более опытным специалистам делиться знаниями с молодежью. Такой подход создает атмосферу взаимопомощи и способствует обмену опытом, что в свою очередь укрепляет командный дух.

Важно отметить, что успех этих инициатив зависит от поддержки со стороны руководства. Лидеры компании должны демонстрировать приверженность к развитию своих сотрудников, что создает позитивный пример для всей команды.

Таким образом, «Газпром нефть» показывает, что эффективное развитие лидеров возможно без значительных затрат времени и ресурсов, если обучение интегрировано в рабочий процесс и поддерживается культурой компании.

По словам спикера, значительную роль играет опыт организации обучения. Важно акцентировать внимание на уже существующих образовательных проектах, которые доказали свою эффективность и полезность для компании. Если такие проекты приносят результаты, даже в условиях кризиса руководство, скорее всего, не примет решения об их отмене. Задачей T&D-направления становится адаптация этих программ к актуальным запросам. Возможно, потребуется скорректировать направления, внедрить новые темы или форматы обучения. Это позволит не только сохранить ценность существующих инициатив, но и повысить их релевантность в меняющихся условиях рынка.

Анастасия подчеркивает, что репутация организаторов образовательных программ играет ключевую роль. Если подразделение, занимающееся обучением и развитием (T&D), зарекомендовало себя с положительной стороны, руководство будет более открыто к новым инициативам и предложениям. Начинать работу над укреплением этой репутации следует как можно раньше, чтобы увеличить шансы на успешное внедрение новых образовательных проектов и инициатив.

Столкнуться с непростой ситуацией без предварительного доверия значительно сложнее. В таких случаях требуется больше усилий для убеждения и аргументации. Однако наличие опыта и успешных проектов с клиентами создает высокий уровень доверия. Это становится ощутимым преимуществом, которое позволяет легче преодолевать трудности. Начинать работу над доверием никогда не поздно, так как это может предотвратить негативные последствия в кризисные моменты.

Как учесть психологическое состояние сотрудников

Ася Фурсова задала важный вопрос: может ли корпоративное обучение помочь сотрудникам справляться со стрессом, тревожностью, выгоранием и потерей мотивации? Ответ на этот вопрос однозначен: да, корпоративное обучение действительно может оказать значительное влияние на психоэмоциональное состояние сотрудников.

Корпоративное обучение предоставляет сотрудникам навыки и инструменты для управления стрессовыми ситуациями. Программы, направленные на развитие эмоционального интеллекта, помогают людям лучше понимать и контролировать свои эмоции, что способствует снижению уровня тревожности.

Обучение навыкам тайм-менеджмента и организации рабочего процесса способствует предотвращению выгорания, позволяя сотрудникам более эффективно распределять свое время и избегать перегрузок. Включение в программы обучения тем, связанным с командной работой и взаимопомощью, укрепляет корпоративный дух и создает поддерживающую среду, что также помогает повысить мотивацию.

Таким образом, корпоративное обучение является мощным инструментом для повышения психологической устойчивости сотрудников, что в свою очередь влияет на общую продуктивность и атмосферу в коллективе.

Анастасия Савельева подчеркивает, что корпоративное обучение может стать мощным инструментом психологической поддержки сотрудников, особенно в кризисные времена. Она отмечает, что компании должны активно заниматься этим вопросом, поскольку благополучие сотрудников напрямую влияет на их работоспособность и общую эффективность команды. Инвестиции в психологическую поддержку через обучение помогают создать здоровую атмосферу на рабочем месте, что в свою очередь способствует достижению бизнес-целей.

Анастасия привела в пример ситуацию локдауна, вызванного пандемией коронавируса. В это время сотрудникам была необходима техническая поддержка от IT-отдела для полноценной работы из дома, а также эмоциональная поддержка от руководителей, чтобы они не чувствовали себя изолированными и оторванными от команды. Как отметила Анастасия, корпоративное обучение является эффективным инструментом, который помогает руководителям развивать необходимые навыки для оказания такой поддержки. Важно, чтобы компании внедряли программы обучения, направленные на развитие как технических, так и управленческих компетенций, чтобы сотрудники могли адаптироваться к новым условиям работы и оставаться вовлеченными в процессы компании.

Переделанный текст соответствует вашим требованиям, оставаясь в рамках темы и оптимизируя его для SEO.

Читайте также:

Психологические техники для преодоления тревоги, мешающей учебе и работе

Тревога может значительно затруднять процесс обучения и выполнения рабочих задач. Существуют различные психологические техники, которые помогут справиться с этим состоянием и повысить продуктивность. Одна из эффективных методик — это осознанность, которая позволяет сосредоточиться на текущем моменте и снизить уровень тревожности. Также полезно применять дыхательные упражнения, которые помогают расслабиться и восстановить концентрацию. Важно установить режим дня и выделять время для отдыха, что способствует улучшению психоэмоционального состояния. Кроме того, ведение дневника может помочь в анализе своих мыслей и эмоций, что способствует их осознанию и контролю. Регулярные физические упражнения и здоровое питание также играют важную роль в снижении тревожности. Эти психологические техники могут стать основой для создания более комфортной и продуктивной учебной или рабочей среды.

Ксения Мотовилова отметила, что человек демонстрирует высокую продуктивность, когда осознает, что именно он делает и с какой целью. По мнению спикера, в условиях неопределенности значение этих вопросов становится особенно актуальным. Понимание задач и мотивации способствует более эффективному выполнению работы и помогает справляться со сложными ситуациями.

В кризисные времена люди часто стремятся работать больше и зарабатывать больше, чтобы обеспечить себе приемлемый уровень жизни. Однако, как показал опыт общения с сотрудниками, в такие моменты они чаще начинают задаваться экзистенциальными вопросами: «Зачем я работаю? Каков смысл моей работы? Действительно ли я необходим компании в настоящее время?» Мы находимся в процессе пересмотра подходов к этим вопросам, чтобы предложить актуальные и значимые ответы. Важно понимать, что работа не только средство заработка, но и возможность самореализации и внесения вклада в общее дело.

Ксения отмечает, что прощальные интервью с увольняющимися сотрудниками выявили, что многие из них принимают решение покинуть компанию из-за отсутствия понимания смысла и ценности своей работы. В связи с этим направление T&D (обучение и развитие) фокусируется на обучении руководителей эффективному донесению этой ценности до команд. Важно объяснять, какую пользу компания приносит рынку и как ежедневные задачи каждого сотрудника интегрированы в общую миссию организации. Это способствует повышению вовлеченности сотрудников и снижению текучести кадров.

Лилия Бикбова, совладелица агентства Esprezo и тренер по коммуникациям, подчеркнула важность осознания сотрудником своей роли в компании. Он должен не только понимать, какую пользу приносит организации, но и задаваться вопросом: «Почему я должен работать здесь?» Это подразумевает необходимость видеть возможности для личного и профессионального роста, которые компания предоставляет. Успех организации во многом зависит от вовлеченности сотрудников, и их мотивация играет ключевую роль в достижении общих целей.

Лилия отметила два ключевых аспекта, которые способствуют психологическому комфорту сотрудников. Первый из них — общение. Спикер подчеркнула, что в период коронавирусных ограничений люди ощутили нехватку личного взаимодействия. В настоящее время важно включать в программу обучения возможности для открытых разговоров, обмена опытом и обсуждения проблем с коллегами и тренерами. Это дает возможность получить поддержку и советы по решению конкретных ситуаций, что существенно улучшает атмосферу в коллективе и способствует повышению общей эффективности работы.

Читать также:

Сотрудники имеют конкретные ожидания от корпоративного обучения. Понимание этих потребностей может существенно повысить эффективность программ обучения. В первую очередь, работники хотят видеть практическую применимость знаний. Они ожидают, что обучение будет связано с их повседневной работой и поможет им решать реальные задачи.

Второй важный аспект — это возможность карьерного роста. Сотрудники стремятся к развитию своих навыков и знаний для продвижения по служебной лестнице. Они хотят, чтобы корпоративное обучение открывало новые горизонты и возможности.

Третьим инсайтом является индивидуальный подход. Работники ценят, когда обучение адаптируется под их уникальные потребности и уровень подготовки. Это помогает им лучше усваивать материал и применять его на практике.

Четвертым фактором является доступность ресурсов. Сотрудники хотят иметь возможность учиться в удобное для них время и в удобном формате. Онлайн-курсы и гибкие графики значительно повышают интерес к обучению.

Пятым важным моментом является поддержка со стороны руководства. Сотрудники ожидают, что их усилия по обучению будут замечены и оценены, что стимулирует дальнейшее развитие.

Шестым инсайтом является возможность обмена опытом с коллегами. Работники хотят делиться знаниями и получать обратную связь, что способствует созданию корпоративной культуры обучения.

Наконец, седьмым аспектом является постоянное обновление содержания. Сотрудники стремятся к актуальной информации и современным методам, чтобы оставаться конкурентоспособными в быстро меняющемся мире. Учет этих потребностей поможет повысить вовлеченность сотрудников в корпоративные тренинги и улучшить результаты обучения.

Вторым важным аспектом корпоративного обучения, способствующим снижению тревожности сотрудников, является практическая направленность образовательной программы. Лилия подчеркивает необходимость фокусироваться на реальных запросах и проблемах участников, помогая им рационально подходить к возникающим задачам и предоставляя конкретные инструменты для их решения. По словам эксперта, потребности и цели сотрудников могут изменяться в процессе обучения, поэтому рекомендуется проводить анкетирование или опросы несколько раз. Часто возникает необходимость пересмотра программы обучения и корректировки акцентов, однако, судя по отзывам, такие изменения оправданы и приводят к положительным результатам.

Как организовать социальное взаимодействие в обучении

Вопрос из зала продолжил обсуждение социальных аспектов корпоративного обучения, касаясь практических подходов, направленных на поощрение взаимодействия между участниками обучения. Важно отметить, что эффективное взаимодействие в образовательных процессах способствует не только улучшению усвоения материала, но и формированию командного духа. В рамках корпоративного обучения могут применяться различные методики, такие как групповые проекты, практические занятия и сетевые мероприятия. Эти подходы помогают создать условия для обмена опытом и знаниями, что в свою очередь влияет на общую продуктивность и мотивацию сотрудников. Кроме того, активное вовлечение участников через дискуссии и обратную связь позволяет укрепить связи внутри команды и способствует созданию положительной рабочей атмосферы.

Анастасия Савельева отметила важность онбординга в учебных программах компании «Ростелеком». Независимо от продолжительности курса, процесс онбординга обеспечивает участникам понимание структуры обучения и взаимодействия. На начальном этапе участникам объясняются ключевые аспекты, такие как организация групповой и самостоятельной работы, а также контактные лица для получения помощи и задать вопросы. Анастасия подчеркивает необходимость продумать способы коммуникации не только в рамках синхронных занятий, но и вне их. Это позволяет повысить вовлеченность участников в обучение. Если уделить недостаточно внимания коммуникационным аспектам, участникам будет сложнее адаптироваться и активно участвовать в образовательном процессе.

Лилия Бикбова советует начать с создания карты пути студента (Student Journey Map, SJM). Эта карта включает все точки взаимодействия студента с образовательной программой, что позволяет выявить ключевые моменты, где можно улучшить взаимодействие с другими участниками процесса. Анализ таких точек помогает оптимизировать образовательный опыт, предлагая различные форматы взаимодействия, что в свою очередь способствует повышению вовлеченности и удовлетворенности студентов.

Лилия предлагает два важных совета для организаторов обучения и ведущих тренингов. Во-первых, важно отмечать успехи участников, чтобы они чувствовали свою значимость и мотивацию продолжать обучение. Хвалите людей за их достижения, даже если они кажутся небольшими. Во-вторых, старайтесь приходить на занятия или подключаться к вебинарам заранее, а также задерживаться после их завершения. Это позволит участникам пообщаться с вами в неформальной обстановке, задать вопросы и обсудить интересующие их темы. Такие подходы способствуют созданию более теплой и поддерживающей атмосферы, что в свою очередь улучшает качество обучения и взаимодействия.

Важным аспектом успешной организации и разработки обучения является взаимодействие членов команды. Соосновательница компании Esprezo отметила, что её распределённой команде значительно помогают специализированные чаты для коммуникации. Одним из них является «Чатик антитревожных новостей», где участники могут делиться положительными событиями. Здесь сообщают о получении водительских прав, благодарностях от клиентов или просто о хорошем ночном сне. Лилия подчеркивает, что такой чат не только создает позитивную атмосферу, но и способствует объединению участников по интересам. Люди находят общие темы для обсуждения и начинают совместно заниматься хобби, что укрепляет командный дух и улучшает общую продуктивность.

Существует чат, который на первый взгляд может показаться бесполезным и исключительно развлекательным — это пространство для обмена мемами. Однако, помимо функции поднятия настроения и возможности выразить агрессию в юмористическом ключе, этот чат выполняет важную прикладную роль. По словам Лилии, мемы становятся эффективным инструментом для мягкого мониторинга эмоционального состояния команды. Таким образом, использование мемов в рабочей обстановке способствует не только улучшению атмосферы, но и помогает руководству лучше понимать настроение сотрудников.

Если я замечаю, что в интернете становится все больше пассивно-агрессивных мемов, я понимаю, что команда утомилась и, вероятно, существует скрытый конфликт. В таких случаях я обращаюсь к людям в личных сообщениях с вопросом о том, как у них дела. Обычно это приводит к тому, что они делятся своими переживаниями. Этот подход действительно эффективен.

Как выяснить причину, почему сотрудники не хотят учиться

В конце обсуждения один из участников задал вопрос о методах и техниках, которые помогут выяснить причины нежелания сотрудников к обучению.

Анастасия Савельева отметила, что данный вопрос требует комплексного исследования. Для получения ценной информации можно провести опрос среди сотрудников, организовать глубинные интервью и обсудить ситуацию с руководителями и работниками смежных отделов. Это позволит собрать максимум данных, из которых можно извлечь полезные инсайты. При этом, как подчеркнула Анастасия, не обязательно использовать только структурированный опрос. Достаточно провести беседы на тему обучения, интересуясь, какие форматы и методы применяются на практике. Такой подход поможет глубже понять, как сотрудники воспринимают процессы обучения и какие из них наиболее эффективны.

Лилия Бикбова отметила, что клиенты, обращающиеся в Esprezo для обучения своих команд, часто запрашивают проведение исследований с целью выявления реальных потребностей сотрудников. Она пояснила, что специалисты извне способны вызвать у работников большую открытость, чем внутренние руководители, что способствует более глубокому пониманию корневых проблем. Такой подход позволяет компании эффективно адаптировать обучающие программы и улучшить общий уровень вовлеченности и продуктивности сотрудников.

В первые минуты общения люди обычно отвечают по существу, но со временем начинают делиться своими переживаниями и проблемами, которые их волнуют. Это показывает, что многие не против учиться, но их отвлекают более насущные вопросы. Когда у человека есть серьезные проблемы, обучение отходит на второй план. В такие моменты они могут испытывать стресс и беспокойство, что мешает сосредоточиться на новых знаниях. Понимание этого процесса помогает осознать, что обучение — это не просто передача информации, а сложный процесс, зависящий от эмоционального состояния человека.

Инсайты, полученные в ходе анализа, передаются руководителям. На основе этих данных они принимают решения по выявленным проблемам. После их разрешения можно приступать к разработке обучающих программ.

Исследуйте дополнительные материалы:

  • Как измерить качество корпоративного обучения: 4 показательных кейса
  • Какие страхи испытывают взрослые во время обучения и как им помочь
  • Как создать в компании среду, вдохновляющую на обучение
  • Почему сервисы для корпобучения превращаются в «зоопарк решений»
  • Почему проваливаются программы корпоративного обучения