5 привычных явлений, которые, скорее всего, исчезнут из процесса обучения / Skillbox Media
Так считают представители EdTech-рынка.
Содержание:
Научитесь: Продюсер онлайн-курсов с нуля до PRO
Узнать большеНа конференции «Больше чем обучение: новые приоритеты в меняющемся мире», организованной в октябре «СберУниверситетом», участникам сессии, посвящённой EdTech-продуктам, предложили обсудить устаревшие элементы в образовательном процессе. Участники высказали свои мнения о том, какие практики, по их мнению, исчезнут из обучения, особенно в контексте взрослого образования. Это обсуждение подчеркивает необходимость адаптации образовательных методов к современным требованиям и технологиям, что является важным шагом для повышения эффективности обучения.
Представляем вам тщательно подобранную коллекцию.
Занятия по 45 минут
Нина Яныкина, управляющий партнёр группы компаний «Деловой альянс», утверждает, что взрослые люди не способны воспринимать информацию на протяжении длительного времени. Поэтому формат 45-минутных занятий, вероятно, станет устаревшим. Она отмечает, что даже при высоком уровне интереса внимание человека начинает ослабевать уже через 20 минут, и он может отвлекаться на свой телефон. Это подчеркивает необходимость адаптации образовательных форматов к современным реалиям, чтобы сохранить концентрацию и эффективность обучения.
Хронология
Наталья Царевская-Дякина, генеральный директор EdTech-акселератора Ed2 и руководитель направления EdTech в фонде «Сколково», уверена, что традиционная хронология учебного года, начинающегося 1 сентября и заканчивающегося 31 мая, отходит в прошлое. Это связано с изменением ожиданий обучающихся, которые стремятся получать результаты от обучения немедленно. Современные студенты и профессионалы не готовы долго ждать начала программы или получения итоговых оценок, поэтому образовательные форматы должны адаптироваться к новым требованиям времени и обеспечивать мгновенные выгоды от обучения.
Линейность
Наталья Царевская-Дякина предполагает, что линейный подход к обучению постепенно уйдёт в прошлое, уступив место модульным и интегрированным формам образования. Она отмечает, что современный запрос на образовательные услуги изменился: люди хотят выбирать, чему и где учиться. Например, навыки программирования доступны во многих учебных заведениях, но подготовка лидеров требует более специализированного подхода. Это приводит к тому, что обучающиеся начинают самостоятельно формировать своё уникальное образовательное направление, объединяя различные содержательные модули, предоставляемые различными учреждениями. Такой подход позволяет адаптировать обучение под личные интересы и профессиональные цели, что делает процесс образования более гибким и актуальным.
Групповое обучение
Дарья Рыжкова, основательница исследовательского агентства Smart Ranking, считает, что групповая форма обучения устарела. В современном образовательном процессе акцент следует делать на индивидуальном подходе, который позволяет каждому обучающемуся развиваться в своем собственном темпе, не подстраиваясь под коллектив. По ее мнению, могут сохраняться чаты единомышленников, где участники смогут обмениваться мнениями и совместно работать над интересующими их проектами. Однако это не должно происходить в рамках основного процесса обучения. Индивидуализация образования способствует более глубокому усвоению материала и повышает мотивацию студентов.
Сергей Ершов, CPO и главный владелец продукта Edutoria, предсказал тренд на персонализированное образование, отмечая отход от традиционного формата, где один преподаватель говорит, а группа студентов пассивно слушает. В условиях современных образовательных технологий все больше учебных заведений и платформ стремятся адаптировать учебный процесс под индивидуальные потребности каждого студента. Это позволяет повысить эффективность обучения и сделать его более увлекательным. Персонализированное образование открывает новые возможности для развития навыков и компетенций, соответствующих требованиям рынка труда.
Пассивное обучение
Сергей Ершов полагает, что парадигма «Сиди, мы тебя сейчас научим» станет частью прошлого. В будущем каждый человек будет активным и полноценным участником своего процесса обучения. Это изменение существенно трансформирует подход к обучению и сделает его более индивидуализированным и интерактивным. Участие обучающегося в собственном процессе образования повысит его мотивацию и эффективность усвоения материала.
А что не исчезнет?
Офлайн-обучение, которому ранее предсказывали упадок из-за стремительного развития цифровых технологий, продолжит существовать. Это мнение озвучила Наталья Журавлёва, старший управляющий директор Центра индустрии образования «Сбера», в ходе обсуждения данной темы. После резкого перехода на онлайн-форматы в условиях пандемии, офлайн-обучение вновь стало популярным и востребованным, обретя новые преимущества и уникальный опыт. На сегодняшний день сочетание онлайн и офлайн форматов предоставляет учащимся гибкость и разнообразие, что делает обучение более эффективным и адаптивным к потребностям каждого студента.
Обратите внимание на интересные материалы:
- Офлайн-лекции в университетах: атавизм или незаменимый формат?
- Скевоморфизм в онлайн-образовании: как он может менять обучение к худшему
- «Раньше было лучше»: как ностальгия мифологизирует образование прошлого
Продюсер онлайн-курсов с нуля до PRO
Вы научитесь запускать прибыльные курсы и вебинары с минимальными вложениями. Поймёте, как вывести в плюс существующие EdTech-проекты и зарабатывать на онлайн-обучении.
Узнать подробнее