Образование #Статьи

8 августа, 2025

5 выводов о новом механизме целевого приёма / Skillbox Media

Подводим краткие итоги, каким получился целевой приём в вузы в 2024 году и удалось ли ему решить типичные проблемы этого способа набора.

Курс с трудоустройством: «Профессия Методист с нуля до PRO»

Узнать больше

Устаревшая система целевого набора в вузы имела значительное количество недостатков. Абитуриенты 2024 года стали первыми, кто столкнулся с новыми правилами приема на целевое обучение. Эти изменения направлены на улучшение процесса поступления и более эффективное распределение ресурсов в образовательной системе. Теперь абитуриенты имеют возможность получить более четкие условия для поступления и улучшенные перспективы трудоустройства после окончания учебы. Новые правила помогут создать более прозрачный и справедливый процесс целевого обучения, что повысит качество образования и удовлетворенность студентов.

По заявлениям представителей вузов и заказчиков целевого обучения, новый порядок вызвал недовольство у многих участников. Это может привести к изменению механизма после первой его реализации.

Процедура целевого приёма стала доступнее всем желающим

В предыдущие годы абитуриенты и их родители были вынуждены заранее искать заказчика целевого обучения, заключать с ним договор и только затем участвовать в конкурсе в вузе. В связи с этим целевой приём часто воспринимался как поступление «по знакомству»: те, кто смогли договориться с заказчиком, имели возможность участвовать в конкурсе и проходить даже с низкими баллами ЕГЭ, благодаря низкой конкуренции или её отсутствию. Ситуация меняется, и сейчас целевой приём становится более доступным и прозрачным, что позволяет большему числу студентов реализовать свои образовательные амбиции.

Процесс целевого обучения стал более прозрачным и регулируемым. Теперь предложения заказчиков публикуются на общедоступной платформе «Работа в России», что позволяет любому желающему из любого региона страны откликнуться на них. Это происходит не путем обращения напрямую к заказчику, а во время подачи заявлений и документов в вуз в ходе приемной кампании. Абитуриент указывает, что поступает по целевой квоте по конкретному предложению заказчика. Такой подход упрощает взаимодействие между обучающимися и работодателями, а также способствует более эффективному распределению ресурсов в системе образования.

На данном этапе отсутствует прямое взаимодействие между заказчиком и абитуриентами, что исключает возможность кумовства. В результате все заинтересованные кандидаты конкурируют за конкретное предложение от будущего работодателя. Это позволяет выбрать наиболее подходящего кандидата на основе баллов. После этого заказчик заключает с выбранным абитуриентом договор о целевом обучении. Такой подход выглядит логичным и справедливым, обеспечивая объективность в процессе отбора.

В июле Рособрнадзор представил статистику, которая свидетельствует о значительном интересе к платформе для целевого обучения. На данный момент 17,8 тысячи работодателей разместили свыше 76,2 тысячи вакансий, предлагая заключить 163,3 тысячи договоров на целевое обучение как по программам высшего, так и среднего профессионального образования. На 23 июля было подано 129 тысяч заявок от абитуриентов вузов, что говорит о том, что количество заявок на тот момент оказалось ниже общего числа предложений. Это может свидетельствовать о потребности в более активном продвижении программ целевого обучения среди студентов и потенциальных работодателей.

Снова был заметный недобор на целевые места

Поскольку количество поступивших заявок оказалось ниже необходимого, полностью заполнить целевую квоту не удалось.

На 19 августа вице-премьер Дмитрий Чернышенко сообщил, что в рамках целевой квоты зачислено 38,8 тысячи человек из 145 тысяч мест. Таким образом, заполнение составило всего около 27% от общего числа мест по целевой квоте. Это не означает, что целевой прием провален, так как в квоту включены места, например, в ординатуре, зачисление в которую на тот момент еще не завершилось. Однако многие места, предназначенные для целевиков, остались невостребованными и вернулись в общий конкурс. В результате на эти места начали поступать обычные абитуриенты, а не целевики. Это подчеркивает необходимость улучшения механизмов целевого набора и более эффективного использования выделенных ресурсов.

Фото: Drazen Zigic / Shutterstock

В МГТУ имени Н. Э. Баумана, согласно заявлению ректора Михаила Гордина, целевая квота была заполнена на 66%. В УрФУ, по данным приёмной комиссии, занимали лишь четверть целевых мест. Ректор Хакасского государственного университета имени Н. Ф. Катанова Татьяна Краснова в интервью отметила, что их вуз заполнил целевую квоту на 70%, добавив, что аналогичная ситуация наблюдается в большинстве университетов. Это свидетельствует о востребованности целевого обучения и важности сотрудничества вузов с промышленными предприятиями.

По информации, озвученной на правительственном совещании вице-премьером Татьяной Голиковой, заполняемость квот варьируется в зависимости от группы специальностей. В сфере здравоохранения и медицинских наук удалось достичь 72,7% заполняемости квоты, в то время как программы по сельскому хозяйству имеют значительно меньший показатель — всего 46,6%. Это свидетельствует о различиях в востребованности образовательных программ и может повлиять на дальнейшее распределение ресурсов в этих областях.

Проблема незаполненности целевой квоты остается актуальной. Ректоры вузов отмечают, что абитуриенты рассматривают целевое поступление преимущественно как запасной вариант, а не как приоритетный выбор. Введение нового порядка не привело к значительным изменениям в данной ситуации. Необходимы дополнительные меры для повышения привлекательности целевого обучения, чтобы абитуриенты воспринимали его не как альтернативу, а как основную цель.

В настоящее время интерес к целевому трудоустройству остается низким. Однако в определённых направлениях подготовки, особенно в медицинских специальностях, целевое обучение является наиболее эффективным способом получения бюджетного места, так как значительная часть таких мест выделяется именно под целевую квоту. Согласно данным Минцифры, ведущие медицинские университеты стали самыми популярными среди абитуриентов, подающих заявки на целевое обучение. Кроме того, Санкт-Петербургский государственный университет также входит в число лидеров по приему студентов с целевыми местами.

Новый порядок не привнес значительной популярности в целевое обучение, однако он значительно увеличил доступность данной программы для всех желающих. Теперь целевое обучение стало более привлекательным вариантом для тех, кто стремится получить бюджетное место в учебном заведении. Эта доступность позволяет большему числу студентов воспользоваться возможностью получить образование с государственной поддержкой.

Заказчикам не понравилось, что они никак не участвуют в выборе кандидатов

В новом порядке заказчики, такие как организации, предприятия и ведомства, лишены возможности предварительно знакомиться с кандидатами на целевое обучение до их поступления. Это изменение трудно назвать положительным. Отсутствие предварительного отбора может привести к тому, что организации не смогут выбрать наиболее подходящих кандидатов, что в конечном итоге скажется на качестве подготовки специалистов.

С одной стороны, данная мера направлена на устранение коррупционных рисков в процессе отбора. С другой стороны, это ограничивает возможности добросовестных заказчиков в выборе потенциальных сотрудников. Они не имеют шанса оценить, насколько абитуриент действительно заинтересован в предложенной работе или рассматривает её лишь как запасной вариант для поступления на бюджет. Кроме того, сами абитуриенты сталкиваются с трудностью оценки привлекательности будущей работы, так как информация в заявке на целевое обучение представлена в крайне ограниченном объёме. Это создает препятствия как для работодателей, так и для студентов, что требует пересмотра текущих подходов к процессу целевого обучения.

Ректор МГТУ имени Н. Э. Баумана Михаил Гордин справедливо отметил, что в современных условиях предприятия не могут быть уверены в том, что студент, поступивший на целевое место, останется работать у них. Часто такие студенты не имеют возможности пообщаться с заказчиком или познакомиться с самим предприятием до начала своей карьеры. Это подчеркивает важность взаимодействия между учебными заведениями и компаниями, что позволяет студентам лучше понять рынок труда и свои будущие рабочие перспективы. Установление таких связей способствует формированию более уверенного и подготовленного поколения специалистов, готовых к вызовам профессиональной среды.

Фото: VH-studio / Shutterstock

Работодатели, согласно информации от «Коммерсанта», стремятся расширить критерии подбора студентов для будущих вакансий. Они хотят учитывать не только результаты ЕГЭ, но и другие факторы, которые могут свидетельствовать о потенциале кандидата. Такой подход позволит работодателям находить более подходящих сотрудников, готовых соответствовать требованиям современного рынка труда.

То, что абитуриенты могли отозваться только на одно предложение по квоте, создало проблему

Некоторые ректоры выразили недовольство новым порядком приема, который ограничивает абитуриентов возможностью откликнуться только на одно предложение от заказчиков по целевой квоте. Это приводит к тому, что студенты конкурируют исключительно за наиболее привлекательные варианты. В результате, если они не проходят конкурс на выбранное направление, у них нет возможности подать заявки на другие целевые предложения, где они могли бы иметь шансы на поступление. Эта ситуация создает дополнительные сложности и ограничивает выбор для абитуриентов, что требует пересмотра существующих правил.

Целевая квота в вузе может быть детализирована таким образом, что для каждого заказчика целевого обучения выделяется отдельная квота. В этом случае формируется ранжированный список абитуриентов для каждой квоты, что приводит к установлению уникального проходного балла для каждой группы. Абитуриент может быть зачислен по целевой квоте только в том случае, если он попадает в число тех, кто успешно прошел отбор в рамках установленного количества договоров, указанных в предложении, на которое он подал заявку. Иными словами, поступление зависит от его успеха в этом мини-конкурсе по конкретному предложению. Подход к распределению мест в вузах по целевым квотам обеспечивает справедливость и прозрачность при зачислении студентов.

Если абитуриент не прошёл конкурсный отбор, но в вузе остались свободные места по целевой квоте на том же направлении, он не имеет права претендовать на эти места, даже если они предлагаются другими заказчиками или тем же заказчиком. Вуз также не может зачислить абитуриента на эти свободные места, даже при наличии недобора.

В итоге заказчики не смогли привлечь достаточное количество студентов, а вузы не заполнили свои квоты. Абитуриенты, стремившиеся стать целевиками, были вынуждены поступать на общих условиях.

С проходными баллами ситуация неоднозначная

Целевая квота поступления в вузы часто сталкивается с критикой из-за возможности зачисления абитуриентов с низкими баллами. Это создает риск получения образования людьми, которые не обладают достаточной подготовкой, что особенно важно для таких ответственных профессий, как врачи и инженеры. Качество образования и уровень подготовки специалистов напрямую влияют на безопасность и благополучие общества, поэтому необходимо тщательно оценивать систему целевого набора и внедрять меры, направленные на повышение требований к абитуриентам.

Неясно, удалось ли новому порядку решить проблему доступности целевого обучения для широкой аудитории. Это напрямую зависит от популярности выбранного направления. В случае целевого набора, как и в обычном, важным фактором становится не только востребованность специальности, но и привлекательность конкретных предложений о трудоустройстве. Таким образом, успешность целевого обучения будет определяться сочетанием этих факторов, что может повлиять на количество желающих подать заявки.

Абитуриенты, которые не проявляют особого интереса к радиотехнике, сталкиваются с дополнительными трудностями при поступлении на это направление из-за требования обязательной трехлетней отработки с низкой зарплатой. Это условие делает радиотехнику еще менее привлекательной для молодежи. В то же время, в ведущих медицинских вузах, которые пользуются высокой популярностью среди абитуриентов, значительная часть бюджетных мест отводится под целевую квоту. Это приводит к тому, что целевой набор становится фактически основным способом поступления для тех, кто не имеет льгот или особых прав. В результате, на целевые предложения отзываются лишь те, кто стремится попасть в этот вуз, что увеличивает конкуренцию по баллам и делает её такой же высокой, как в других престижных учебных заведениях. Таким образом, абитуриенты должны учитывать все эти аспекты при выборе направления и вуза для поступления.

В 2024 году наблюдается значительный разброс в популярности различных целевых предложений. В одних направлениях абитуриенты активно конкурировали, и туда поступили ребята с достаточно высокими баллами. В то же время по другим направлениям квоты остались незаполненными, что привело к зачислению всех желающих, включая тех, у кого низкие баллы. Это подчеркивает разнообразие в спросе на образовательные программы и важность выбора направления для будущих студентов.

Фото: Ground Picture / Shutterstock

В Московском институте физики и технологий (МИФИ) по информации телеграм-канала «Кипящий МИФИ» зачислен студент по целевой квоте с результатом 177 баллов за три экзамена. Это на 100 баллов меньше, чем средний показатель зачисленных студентов этого года. В региональных вузах ситуация еще более тревожная: телеграм-канал «Наука и университеты» сообщил о студенте, зачисленном по целевой квоте в Ростовском медицинском университете, который набрал всего 122 балла. Эти факты подчеркивают тенденцию снижения проходных баллов в некоторых высших учебных заведениях, что вызывает вопросы о качестве подготовки абитуриентов и конкурсных условиях.

На нецелевых направлениях, которые являются приоритетными для государства, но менее популярны среди абитуриентов, часто наблюдается зачисление студентов с низкими баллами. Важно для вузов максимально заполнить бюджетные места до завершения приемной кампании, поэтому учебные заведения, такие как Томский государственный университет систем радиоэлектроники и управления (ТУСУР), готовы принимать всех желающих на приоритетные направления, если они достигают хотя бы минимального порога баллов. Это позволяет вузам не только обеспечить наполнение мест, но и повысить интерес к техническим специальностям, которые имеют значительное значение для развития экономики и технологий страны.

Читайте также:

  • Изменены правила установления квоты на целевое обучение
  • Как оценить вероятность поступить на бюджетное место в конкретный вуз
  • 15% абитуриентов в ходе приёмной кампании поменяли планы на поступление
  • Самые популярные направления в 2024 году: первые итоги