Образование #Статьи

20 июня, 2025

6 EdTech-проектов, в которых возможности технологий восхищают / Skillbox Media

Тех, кто постоянно следит за развитием технологий в образовании, уже сложно чем-то удивить, но у этих проектов — получилось.

Научитесь: Продюсер онлайн-курсов с нуля до PRO

Узнать больше

Agora

Один из наиболее значимых подходов к повышению учебной вовлеченности заключается в теории онлайн-обучения, известной как Community of Inquiry, что переводится как «исследовательское сообщество». Эта теория подчеркивает важность взаимодействия учащегося с однокурсниками, преподавателем и учебным материалом для формирования качественного образовательного опыта. Кроме того, значительную роль играет ощущение студента в процессе обучения. Вовлеченность в учебный процесс способствует более глубокому пониманию материала, развитию критического мышления и улучшению общих результатов обучения. Использование принципов Community of Inquiry позволяет создать эффективную образовательную среду, где каждый участник получает возможность активно участвовать в обсуждениях и обмениваться идеями, что в конечном итоге приводит к более высоким достижениям.

Кадр: Tecnológico de Monterrey | Innovación Educativa / YouTube
Кадр: Tecnológico de Monterrey | Innovación Educativa / YouTube

Социальное присутствие является ключевым элементом эффективного обучения. Оно подразумевает полноценное межличностное взаимодействие и ощущение связи с реальными людьми. Когда участники онлайн-обучения взаимодействуют через аватары или пустые экраны, это негативно сказывается на их вовлечённости. Включение веб-камер может улучшить ситуацию, однако этого зачастую недостаточно для создания полноценного ощущения участия и взаимодействия.

Монтеррейский технологический институт в Мексике, один из ведущих университетов Латинской Америки, активно развивает свое онлайн-присутствие, создавая инновационные образовательные пространства. Экосистема Agora, разработанная институтом, включает три уникальные среды для дистанционного и смешанного обучения, которые способствуют качественному образовательному процессу.

Holoroom — это инновационное пространство, созданное для решения проблемы «говорящей головы» в онлайн-лекциях. Студенты находятся в аудитории, где установлен специальный экран, на который выводится голографическая 3D-проекция преподавателя в натуральную величину, что напоминает сцены из «Звёздных войн». Преподаватель в это время находится в студии, оснащённой камерами, которые снимают его с разных ракурсов. Он может видеть и слышать студентов, а также взаимодействовать с ними в реальном времени. Благодаря точной передаче движений и жестов преподавателя создаётся ощущение его физического присутствия в аудитории. Эта технология разрабатывается и тестируется институтом с 2013 года и используется не только для обучения, но и для проведения дистанционных научных конференций. Holoroom представляет собой уникальное решение, которое объединяет технологии и образование, обеспечивая высокий уровень взаимодействия между преподавателями и студентами.

Второй тип пространства предназначен для улучшения эффекта присутствия во время дистанционного взаимодействия, но уже для преподавателей. Спикер, проводящий лекцию или представляющий доклад, находится в специально оборудованном помещении с профессиональным аудио- и видеооборудованием. Одна из стен полностью занимает экраны, на которые выводится изображение с веб-камер дистанционной аудитории, презентации, онлайн-доски и других цифровых инструментов и материалов. С помощью специальной панели преподаватель может управлять тем, что видят слушатели в данный момент, что позволяет эффективно взаимодействовать с аудиторией и поддерживать высокий уровень вовлеченности. Использование данного формата способствует более качественному обучению и помогает создавать ощущение близости между преподавателем и слушателями, несмотря на физическое расстояние.

Третье пространство экосистемы Agora создано для иммерсивного обучения в области расширенной реальности (XR). С помощью мобильных устройств, очков и шлемов студенты могут использовать все доступные технологии XR. Это включает в себя дополненную реальность (AR), которая накладывает виртуальные элементы на реальный мир, а также полное погружение в виртуальную среду. Такие подходы способствуют более глубокому усвоению материала и увеличивают вовлеченность пользователей в учебный процесс.

Переделанный текст:

Читайте также:

В разделе представлена полезная информация и статьи, которые помогут вам лучше понять рассматриваемую тему. Мы собрали лучшие материалы, чтобы вы могли углубить свои знания и получить актуальные советы. Не упустите возможность ознакомиться с нашими рекомендациями и статьями, которые помогут вам в вашем поиске информации.

В британском университете преподаватели-голограммы начнут вести очные занятия. Эта инновационная технология обещает изменить образовательный процесс, предоставляя студентам уникальный опыт взаимодействия с виртуальными лекторами. Голограммы способны визуализировать учебный материал, делая его более доступным и понятным. Они могут адаптироваться к запросам студентов, отвечая на вопросы и участвуя в обсуждениях. Внедрение голографического обучения открывает новые горизонты для высшего образования, позволяя улучшить качество обучения и расширить возможности для студентов.

Zerobionic

Роботизированная рука, подключенная к ноутбуку, впечатляюще переводит записи лекций и онлайн-занятия по STEM-темам на жестовый язык для людей с нарушениями слуха. Этот инновационный подход значительно улучшает доступность образовательных материалов, позволяя неслышащим студентам полноценно участвовать в учебном процессе. Технологии, интегрированные в образовательные платформы, открывают новые горизонты для инклюзии и равенства в обучении.

Максвелл Опондо представляет свой проект на конкурсе инноваций #SUIdeasFestival в Стратморском университетеФото: Strathmore University

Сооснователь Zerobionic, кенийский инженер Максвелл Опондо, с раннего возраста проявлял интерес к робототехнике и машинному обучению. Идея его проекта возникла в 2020 году, когда он, будучи студентом Стратморского университета в Найроби, выступал перед школьниками в рамках программы «Молодые учёные Кении». В частности, Максвелла пригласили провести занятие в школе для неслышащих детей. Он заметил, что изучение STEM-дисциплин для этих детей практически невозможно из-за недостатка преподавателей, которые могли бы объяснить сложные концепции, такие как работа протоколов передачи данных, на жестовом языке. Это создает преграды для их будущей карьеры в инженерии и информационных технологиях. Проект Zerobionic направлен на решение этой проблемы и открытие новых возможностей для неслышащих учеников в сфере STEM.

Четыре года спустя после визита Максвелла Опондо, он вместе с командой студентов разработал уникальную технологию. Эта роботизированная рука не только переводит содержание онлайн-урока на жестовый язык для неслышащих учеников, но и предоставляет учителю возможность установить специальную программу на компьютер. Эта программа переводит жестовую речь ученика, что позволяет общаться не только через текстовые сообщения, но и с помощью жестового языка. Инновация значительно улучшает взаимодействие между учениками и преподавателями, открывая новые перспективы для инклюзивного образования.

MLY

Канадская компания Explorance разрабатывает технологии, которые помогают организациям принимать решения на основе данных, известного как data-driven decision-making (DDDM). В 2021 году Explorance представила продукт BlueML, который в 2023 году был ребрендирован и получил новое название MLY. Этот инструмент способствует более эффективному управлению данными и оптимизации процессов в организациях.

Кадр: Explorance / YouTube

MLY представляет собой инновационную платформу, предназначенную для университетов и бизнес-организаций. Основой платформы является технология машинного обучения, которая позволяет собирать неструктурированный фидбэк из различных источников. Это могут быть комментарии студентов в социальных сетях учебных заведений или отзывы о работодателях на внешних ресурсах. MLY не только собирает эти данные, но и анализирует их, структурируя информацию для дальнейшего использования. Такой подход существенно улучшает процесс принятия решений и помогает организациям лучше понимать потребности студентов и сотрудников.

Платформа анализирует темы и эмоциональную окраску сообщений, а также сортирует комментарии в зависимости от социально-демографических характеристик авторов. Она выявляет конкретные проблемы и определяет, требуют ли они срочного вмешательства. Однако ключевым преимуществом MLY является то, что она предоставляет рекомендации для решения выявленных проблем. Например, платформа может советовать увеличить время, отведенное студентам на выполнение домашних заданий, или чаще использовать групповые формы работы. Это делает MLY не просто инструментом анализа, а активным помощником в образовательном процессе.

Разработчики утверждают, что их платформа предоставляет руководителям высшего образования ценные инсайты о потребностях студентов. На основе этих данных они могут принимать обоснованные решения, направленные на улучшение образовательного процесса. Это, в свою очередь, способствует повышению учебной вовлечённости студентов и снижению уровня отчислений. В бизнес-сфере данная платформа помогает удерживать сотрудников, позволяя своевременно реагировать на их запросы и трудности. Также система окажется полезной в сфере корпоративного обучения. С её помощью можно выявить актуальные проблемы, с которыми сталкивается персонал, оценить эффективность обучающих программ и понять, какие аспекты требуют доработки. Такая аналитика способствует созданию более эффективной образовательной среды как в учебных заведениях, так и в компаниях.

Переделанный текст:

Обязательно ознакомьтесь с дополнительной информацией.

Аналитика данных в образовании: препятствия для внедрения в вузах

Внедрение аналитики данных в высших учебных заведениях сталкивается с рядом значительных препятствий. Прежде всего, это недостаток инфраструктуры. Многие вузы не располагают необходимыми технологиями и системами для эффективного сбора и анализа данных. Без современных инструментов сложно получить ценные инсайты, которые могли бы улучшить образовательный процесс.

Кроме того, отсутствие квалифицированных специалистов также является серьезным барьером. Многие учебные заведения не имеют в штате достаточного количества аналитиков данных, способных обрабатывать и интерпретировать информацию. Это приводит к тому, что даже при наличии данных, вузам трудно извлечь из них полезные выводы.

Еще одной преградой является культурное сопротивление. Преподаватели и административный персонал могут быть не готовы к изменениям, которые предполагает аналитика данных. Непонимание важности и преимуществ аналитики может замедлить процесс её внедрения, что в свою очередь отрицательно сказывается на качестве образования.

Важно также отметить проблемы с конфиденциальностью и защитой данных. Вузы должны обеспечить безопасность личной информации студентов и сотрудников, что требует дополнительных ресурсов и внимания. Это может стать дополнительным сдерживающим фактором для внедрения аналитических решений.

Таким образом, для успешного внедрения аналитики данных в вузах необходимо преодолеть эти препятствия. Это включает в себя инвестиции в технологии, подготовку кадров, изменение культурных установок и обеспечение безопасности данных. Только так можно будет использовать возможности аналитики данных для повышения качества образования и улучшения учебного процесса.

Cogniti

Образовательные чат-боты на основе генеративного искусственного интеллекта (ГИИ) становятся неотъемлемой частью современного обучения. Эти инструменты способны объяснять учебный материал, разрабатывать задания, отвечать на вопросы учащихся и предоставлять обратную связь. Их активно внедряют ведущие компании в сфере EdTech. Однако исследования показывают, что для достижения реального эффекта в обучении требуется тщательно продуманное проектирование и постоянный контроль со стороны специалистов. В противном случае, использование чат-ботов может привести к снижению успеваемости учащихся вместо ожидаемого повышения.

Кадр: Educational Innovation / YouTube

Команда разработчиков и преподавателей Университета Сиднея в Австралии разработала конструктор образовательных чат-ботов под названием Cogniti. Этот инструмент позволяет создавать индивидуальных ГИИ-ботов без необходимости в навыках программирования. Преподаватели могут обучать бота, загружая на платформу проверенные материалы, такие как документы, веб-страницы или видеолекции. Бот получает четкие инструкции по взаимодействию со студентами. Разработанный таким образом чат-бот не будет писать эссе за учащихся, но сможет помочь в формулировке темы и предоставить обратную связь по структуре работы. Cogniti — это эффективное решение для образовательного процесса, способствующее улучшению взаимодействия между преподавателями и студентами.

В платформе Cogniti существует возможность создания персонажей, что открывает новые горизонты для образовательного процесса. Преподавательницы Университета Сиднея разработали виртуальную учительницу «Миссис С» для курса по эрготерапии. В этом классе присутствует мальчик, который сталкивается с трудностями в письме от руки. Студенты получают задание предложить «Миссис С» рекомендации для улучшения почерка этого ученика. Важно, чтобы предложения были четкими и обоснованными, а также оценивались с точки зрения их практической реализации в обычном классе. Такой подход способствует развитию аналитического мышления и практических навыков у будущих специалистов в области эрготерапии.

Преподаватель имеет доступ к информации о запросах студентов к чат-боту и ответах, которые он предоставляет. Это дает возможность вносить изменения в инструкции бота, добавлять дополнительные материалы для улучшения качества ответов и более детально разбирать темы, вызывающие наибольшие вопросы у студентов. Такой подход способствует повышению эффективности обучения и удовлетворенности учащихся.

Переделанный текст:

Изучите также:

Персонаж-бот в обучении: 4 ключевые задачи, которые он может решить

Персонажи-боты становятся все более популярными в образовательных процессах. Они способны эффективно справляться с рядом задач, улучшая качество обучения и взаимодействия студентов. В этой статье рассмотрим четыре основные задачи, которые можно решить с помощью персонажа-бота.

Во-первых, персонажи-боты могут выступать в роли виртуальных помощников, обеспечивая студентов необходимой информацией и поддержкой. Они способны отвечать на частые вопросы, предоставлять разъяснения по учебным материалам и направлять студентов к нужным ресурсам, что значительно облегчает процесс обучения.

Во-вторых, персонажи-боты могут помочь в персонализации обучения. Они могут адаптировать материалы и задания в зависимости от уровня знаний и интересов каждого студента, что способствует более глубокому усвоению информации и повышению мотивации.

В-третьих, использование персонажа-бота может значительно улучшить взаимодействие между студентами и преподавателями. Боты могут организовывать опросы, собирать отзывы и проводить статистические анализы, что позволяет преподавателям лучше понимать потребности студентов и корректировать учебный процесс.

Наконец, персонажи-боты могут помочь в создании игрового контента и обучающих симуляций. Это делает обучение более увлекательным и интерактивным, способствует развитию критического мышления и практических навыков.

В заключение, интеграция персонажей-ботов в образовательный процесс открывает новые горизонты для решения актуальных задач, улучшая качество обучения и взаимодействия.

«Умный кампус» Гонконгского политехнического университета

Омниканальность в обучении, также известная как омни-обучение, представляет собой современную тенденцию, пришедшую в сферу образования из маркетинга. Этот подход позволяет учащимся бесшовно взаимодействовать с учебными материалами через разнообразные каналы, обеспечивая возможность получения образовательного опыта в любое время и в любом месте. Ключевую роль в реализации омниканального обучения играет развитая цифровая инфраструктура, состоящая из взаимосвязанных инструментов и платформ. Благодаря этому учащиеся могут адаптировать свое обучение под личные предпочтения и потребности, что повышает эффективность и вовлеченность в образовательный процесс. Омниканальность в обучении способствует созданию более гибкой и доступной образовательной среды, что является важным шагом к индивидуализации обучения.

Кадр: PolyU APSS / YouTube

Обучение в Гонконгском политехническом университете (PolyU) организовано по принципу междисциплинарного подхода. Здесь команда преподавателей и научных сотрудников разработала проект Smart Campus («Умный кампус»), который интегрирует современные технологии в учебный процесс. Этот проект направлен на создание инновационной образовательной среды, способствующей эффективному обучению и исследовательской деятельности студентов. Smart Campus сочетает в себе элементы устойчивого развития и интеллектуальных систем, что позволяет улучшить качество образования и повысить уровень взаимодействия между студентами и преподавателями.

Для получения доступа к образовательным ресурсам студентам не требуется заходить в систему дистанционного обучения (СДО) вуза. Основной платформой для учебной деятельности стало приложение WhatsApp. В этом приложении интегрирован виртуальный ассистент — чат-бот TIMS, который использует технологии генеративного искусственного интеллекта (ГИИ). Бот обучается на информации с сайта университета, включая конспекты и видеозаписи лекций.

TIMS готов помочь студентам в любое время суток: он может предоставить расписание занятий, поделиться новостями кафедры, разъяснить содержание домашнего задания или ответить на вопросы по материалам прошедших лекций. Кроме того, бот способен превращать учебные материалы в научно-популярные подкасты, упрощая сложные академические термины для лучшего понимания. Если функциональности чат-бота оказывается недостаточно, он может подключить студента к преподавателю в чате.

Такой подход не только упрощает доступ к информации, но и делает образовательный процесс более интерактивным и доступным для студентов.

В рамках проекта «Умный кампус» в вузе была разработана система AIReAS — инновационный инструмент на основе искусственного интеллекта, предназначенный для оценки письменных работ и предоставления персонализированного фидбэка. AIReAS использует академические рубрики, позволяя преподавателям задавать чёткие критерии и описывать уровни их достижения. После этого система анализирует, насколько результаты студентов соответствуют установленным критериям, и формулирует конструктивную обратную связь, акцентируя внимание на сильных и слабых сторонах работы. Это позволяет оптимизировать процесс обучения и повысить качество образовательного процесса, обеспечивая студентам более глубокое понимание их успехов и областей для улучшения.

В университете была значительно расширена область использования RFID-меток — радиочастотных идентификаторов, которые встраиваются в карточки и бейджи. Эти технологии активно применяются в учебных заведениях для идентификации студентов и контроля их посещаемости. В рамках концепции «умного кампуса» RFID-метки интегрированы в систему омни-обучения. Например, студент, работающий над проектом на компьютере и решивший использовать 3D-визуализацию в расширенной реальности, может перейти в специализированное помещение для XR-занятий. При входе система считывает RFID-метку студента и автоматически загружает его данные с аккаунта, позволяя продолжить работу с того места, где он остановился. Таким образом, RFID-технологии способствуют более эффективному и удобному образовательному процессу, обеспечивая seamless интеграцию различных форматов обучения.

Чтение является важным аспектом нашей жизни, которое способствует развитию мышления и расширению кругозора. Оно помогает нам узнавать новое, углублять знания и улучшать навыки. Погружение в книги, статьи и другие материалы обогащает наш внутренний мир и способствует личностному росту. Чтение не только развлекает, но и укрепляет память, улучшает концентрацию и способствует креативному мышлению. Регулярное чтение рекомендованных материалов может значительно улучшить вашу жизнь и кардинально изменить восприятие окружающего мира.

Эксперты выделили шесть основных технологий и практик, которые будут определять будущее университетов. Эти направления помогут образовательным учреждениям адаптироваться к меняющимся условиям и требованиям современного мира. Основное внимание будет уделено интеграции цифровых технологий, развитию онлайн-образования и применению инновационных методик преподавания. Кроме того, важным аспектом станет внедрение искусственного интеллекта в образовательные процессы, что позволит улучшить качество обучения и повысить доступность знаний. Также акцент будет сделан на устойчивом развитии университетов и их взаимодействии с обществом, что обеспечит более глубокую связь между теорией и практикой. В конечном итоге, эти технологии и практики помогут университетам оставаться актуальными и эффективными в условиях быстро меняющегося образовательного ландшафта.

Merlyn

Это виртуальный ассистент, разработанный с использованием генеративного искусственного интеллекта, который специально предназначен для поддержки школьных учителей в их повседневной деятельности. Его уникальность заключается в том, что он адаптирован для решения задач, возникающих на уроках, что делает его незаменимым помощником в образовательном процессе. Кроме того, ассистент оснащён функцией голосового управления, что позволяет учителям взаимодействовать с ним более эффективно и удобно.

Кадр: Merlyn for Education / YouTube

Американская IT-компания Merlyn Mind разработала помощника, который интегрируется с сервисами Google и Microsoft. Для его использования необходимо подключить USB-ресивер к компьютеру, который будет принимать сигнал от пульта для голосового ввода, а также установить специальное расширение в браузере Chrome. После этих простых шагов учитель сможет вывести изображение с компьютера на смарт-доску и начать урок. Инновационное решение значительно упрощает процесс преподавания, позволяя эффективно использовать цифровые технологии в образовательном процессе.

Merlyn — это интеллектуальный помощник, который понимает команды на естественном языке. Он способен выполнять множество задач, таких как создание скриншотов экрана, установка таймеров, открытие презентаций из облачных хранилищ, запуск видео и отправка заданий в Google Classroom. Однако возможности Merlyn не ограничиваются только организационными функциями. Он может самостоятельно находить необходимые иллюстрации и схемы для визуализации учебного материала, отвечать на вопросы и генерировать задания для проверки знаний учеников. Кроме того, Merlyn готов помочь в подготовке уроков, включая составление планов занятий и разработку критериев для оценки заданий и письменных работ. Благодаря Merlyn процесс обучения становится более эффективным и организованным.

Разработчики Merlyn акцентируют внимание на безопасности и этичности использования своей нейросети. Данная система обучается исключительно на проверенных образовательных материалах, что значительно снижает вероятность появления «галлюцинаций». Кроме того, Merlyn всегда предоставляет ссылки на источники информации, что обеспечивает прозрачность и достоверность данных. Нейросеть также строго избегает генерации контента, который может быть неуместен в образовательной среде.

Продюсер онлайн-курсов с нуля до PRO

Вы научитесь запускать прибыльные курсы и вебинары с минимальными вложениями. Поймёте, как вывести в плюс существующие EdTech-проекты и зарабатывать на онлайн-обучении.

Узнать подробнее