6 признаков идеального слушателя, который дойдёт до конца онлайн-курса / Skillbox Media
На основе разных исследований разбираемся, какими особенностями отличаются те, кто попадает в заветный процент доходимости.
Содержание:
Курс с трудоустройством: «Профессия Методист с нуля до PRO»
Узнать большеДоходимость до конца, или Completion Rate (COR), является ключевой метрикой и значительной проблемой для массовых открытых онлайн-курсов (МООК). Даже у самых успешных курсов процент слушателей, завершивших обучение, остается низким, обычно колеблясь от 5 до 15 процентов. Однако если сертификат за курс является платным, этот показатель может увеличиться: среди тех, кто инвестирует в сертификаты онлайн-курсов Гарварда, отсеивание достигает 50% или меньше.
Основное внимание в научных публикациях, посвященных обучению, уделяется удручающе низкому уровню завершения курсов выпускниками и слушателями. Исследования показывают, что существует множество факторов, способствующих отбору, и среди них не только лень или прокрастинация. Причины могут варьироваться от недостатка мотивации и поддержки до проблем с организацией времени и социальными факторами. Понимание этих причин имеет ключевое значение для разработки эффективных стратегий, направленных на повышение уровня завершения курсов и улучшение образовательного процесса.
В 2014 году исследователи из Университета Уорик в Великобритании выявили основные причины, по которым многие студенты прекращают обучение на онлайн-курсах. Эти причины можно разделить на две группы: факторы, связанные с качеством самого курса, и личные особенности участников. Понимание этих факторов может помочь как разработчикам курсов, так и учащимся повысить эффективность онлайн-обучения и минимизировать вероятность преждевременного завершения курса.
Типичные причины, по которым студенты не завершают курс, могут быть разнообразными. Одной из основных причин является недостаток мотивации. Часто учащиеся теряют интерес к материалу или не видят его практической ценности. Также значительную роль играет нехватка времени. Многие студенты совмещают обучение с работой или другими обязанностями, что может затруднять выполнение заданий и участие в занятиях.
Другой важной причиной является сложность учебного материала. Если курс слишком сложен или не соответствует уровню подготовки студента, это может привести к разочарованию и желанию прекратить обучение. Нехватка поддержки со стороны преподавателей или однокурсников также может оказать негативное влияние. Учащиеся, которые не получают своевременной обратной связи или помощи, могут чувствовать себя изолированными и безнадежными.
Кроме того, финансовые трудности могут стать серьезным препятствием, мешающим завершению курса. Студенты, испытывающие финансовые затруднения, могут быть вынуждены прекратить обучение. Важно учитывать и личные обстоятельства, такие как здоровье или семейные проблемы, которые могут отвлекать от учебного процесса.
Для повышения вероятности завершения курса необходимо учитывать эти аспекты и создавать поддерживающую учебную среду, где студенты смогут получать необходимую помощь и мотивацию для достижения своих целей.
- нехватка времени на занятия;
- сложность курса и недостаточная поддержка от преподавателей и организаторов;
- отсутствие необходимых цифровых навыков;
- низкое качество учебных материалов и форумов;
- неоправданно завышенные ожидания от курса;
- невозможность «догнать» курс для тех, кто поздно приступил к нему;
- нежелание оценивать чужие работы или представлять свои для их оценки сокурсниками.
Существует еще один подход: некоторые слушатели не планируют завершать курс полностью. Некоторые записываются исключительно для доступа к материалам по конкретным темам, в то время как другие делают это просто для удовольствия.
Студенты, завершающие обучение на МООК (массовых открытых онлайн-курсах), также вызывают интерес у исследователей. Существует множество исследований, направленных на выяснение отличий между теми, кто успешно завершает курсы, и теми, кто не доводит обучение до конца.
Признаки тех, кто доходит до конца курса
Ключевая характеристика студента, который успешно завершает курс, заключается в его активности. Он регулярно изучает материалы курса, выполняет домашние задания и проверяет работы других студентов. Многочисленные научные исследования подтверждают, что высокая степень вовлеченности в учебный процесс положительно сказывается на успехе и завершении курса. Активное участие в обучении способствует не только усвоению информации, но и формированию навыков, необходимых для достижения конечной цели.
Исследуем менее очевидные аспекты. Чем же слушатели, успешно завершившие МООК, отличаются от тех, кто не закончил курс?
Исследование, проведенное учеными из Университета Эксетера в Великобритании, сосредоточилось на сравнении результатов двух категорий слушателей на восьми курсах, размещенных на платформе FutureLearn, в 2018 году. Участников делили по уровню их активности в взаимодействии: общительные и необщительные. Здесь речь идет не о типах личности, таких как экстраверты и интроверты, а о простом поведенческом признаке — готовности вступать в взаимодействие с другими участниками на образовательной платформе.
К общительным участникам отнесли всех, кто оставил хотя бы один комментарий на учебном форуме в течение всего курса. Необщительными были признаны те, кто не сделал ни одного комментария. При этом тема сообщения не играла значительной роли: даже слушатели, которые никогда не обсуждали содержание курса, но хотя бы раз упомянули о технической проблеме, были отнесены к группе общительных.
Исследователи провели сравнение учебных результатов общительных и необщительных участников.
Количество общительных участников составило всего одну одиннадцатую от числа «молчунов».
Общительные участники успешно преодолевают больше этапов на каждом курсе. Коммуникация и взаимодействие с другими студентами способствуют лучшему усвоению материала и повышают шансы на успешное завершение обучения. Активное участие в обсуждениях и групповых заданиях позволяет укрепить знания и навыки, что является ключевым фактором для достижения высоких результатов на курсах.
Курс «Изменение климата: решения» показал, что активные участники, оставляющие комментарии, успешно завершили его в среднем на 70%, тогда как те, кто не проявлял активности, завершили курс лишь на 32%. Это свидетельствует о том, что не все, кто не комментирует, являются «мёртвыми душами», которые полностью игнорируют материал. Однако среди них может быть больше людей с низким уровнем вовлечённости в процесс обучения.
Общение способствует повышению мотивации участников. Осознание того, что однокурсники сталкиваются с аналогичными трудностями и успешно преодолевают их, вдохновляет продолжать обучение. Исследования, проведенные учеными из Университета Эксетера, показывают, что внедрение небольших совместных активностей на начальных этапах МООК может значительно улучшить взаимодействие между участниками и создать благоприятную атмосферу для работы.
Исследования показывают, что общение на форумах МООК имеет значительное влияние на успешность обучения. В 2017 году группа ученых из США и Румынии провела анализ комментариев участников, используя методы обработки естественного языка. Результаты исследования подтвердили, что студенты, активно вовлеченные в обсуждения и чьи комментарии соответствуют стилю общения в данной теме, с большей вероятностью завершают курс и получают сертификаты. Это подчеркивает важность взаимодействия с сокурсниками и активного участия в учебном процессе на платформах МООК.
Общительность на онлайн-платформах, независимо от темы обсуждений, является индикатором вовлеченности участников. Однако, когда общение сосредоточено на тематике курса, это свидетельствует о высокой степени вовлеченности. Студенты, активно участвующие в обсуждениях, связных с содержанием обучения, с большей вероятностью завершат курс. Вовлеченность студентов играет важную роль в успешности их обучения и повышает шансы на достижение поставленных целей.
Слушатели онлайн-курсов преследуют различные цели. Некоторые из них изначально не планируют проходить курс полностью и интересуются лишь одной конкретной темой. Существуют также различия среди тех, кто намерен завершить обучение: для одних получение сертификата является важным шагом для улучшения портфолио, в то время как другие не придают этому формальному результату такого значения.
Стремление получить сертификат значительно повышает вероятность успешного завершения курса. Сертификат не только служит подтверждением приобретенных знаний и навыков, но и может стать важным фактором при трудоустройстве. Участие в курсах с сертификацией мотивирует студентов глубже погружаться в материал и активно участвовать в учебном процессе. Это стремление к достижению результата способствует лучшему усвоению информации и развитию профессиональных компетенций.
Условия предоставления сертификата, будь то платно или бесплатно, имеют значение. Существуют различные мнения по этому вопросу. Некоторые эксперты считают, что стоимость сертификата может влиять на его восприятие и ценность. Бесплатные сертификаты могут восприниматься как менее авторитетные, в то время как платные варианты обычно ассоциируются с более высоким уровнем подготовки и профессионализма. Однако, важно учитывать и другие факторы, такие как качество программы и репутация организации, выдавшей сертификат. В конечном итоге, выбор между платным и бесплатным сертификатом зависит от целей и потребностей конкретного человека.
Обзор 236 массовых открытых онлайн-курсов (МООК) Гарвардского университета и Массачусетского технологического института, проведенный в 2016 году, выявил интересные статистические данные. Всего лишь 7,7% участников, претендующих на бесплатный сертификат, получили его. В то же время среди слушателей, оплативших сертификат, процент завершения курса составил 60%. Эти результаты подчеркивают важность финансового вложения в обучение и его влияние на мотивацию студентов.
Результаты данного исследования противоречат предыдущим выводам. В 2017 году учёные из Университета Северного Иллинойса и Стамбульского университета провели опрос среди 779 участников онлайн-курсов по всему миру. В ходе исследования респондентов спрашивали о их намерениях получить платный или бесплатный сертификат при начале последнего онлайн-курса, а также о том, удалось ли им успешно завершить этот курс.
Анализ показал, что стремление получить бесплатный сертификат повышает вероятность завершения курса в 2,38 раза, тогда как желание подписаться на платный сертификат увеличивает шансы на окончание курса в 2,79 раза. Это свидетельствует о том, что наличие финансового аспекта действительно влияет на уровень завершения курсов, хотя и незначительно.
Исследование, проведенное в 2019 году учеными из Массачусетского технологического института, предоставило более объективные данные о связи между получением сертификатов и завершением курсов массовых открытых онлайн-курсов (МООК). Анализ данных нескольких курсов на платформе edX показал, что, хотя сертификаты чаще всего являются платными, существует возможность их бесплатного получения в рамках маркетинговых акций или через поддержку работодателей. Эти результаты подчеркивают важность сертификатов как мотивационного инструмента для студентов, стремящихся завершить курсы и повысить свои навыки.
На высоком уровне ценового сегмента, где стоимость сертификата составляет 3 900 долларов США, наблюдается интересная тенденция: студенты, которые самостоятельно финансировали свое обучение, завершали курс в 77% случаев, в то время как среди тех, кто получал финансирование от работодателя, этот показатель составил 50%. Несмотря на то что 50% завершивших курс — это достаточно высокий процент для онлайн-обучения, исследователи отмечают, что студенты, имеющие возможность получить сертификат без оплаты, воспринимали это как уникальную возможность и стремились максимально использовать свой шанс.
Исследования показали, что в некоторых случаях пользователи могли участвовать в курсах без подписки на платный или бесплатный сертификат, просто слушая лекции. Однако те участники, которые выбрали этот вариант, оказались менее активными и реже завершали обучение по сравнению с теми, кто получал сертификаты. Это подчеркивает важность мотивации, которую предоставляет наличие сертификата, способствуя более высокому уровню вовлеченности и успешности среди обучающихся.
В 2018 году исследователи из Университета Техаса в Остине провели опрос среди 15 тысяч пользователей платформы edX с целью выявления факторов, влияющих на активность и завершение онлайн-курсов. Участников опрашивали о возрасте, поле, уровне образования и целях обучения. Результаты опроса были объединены с данными о прогрессе участников в курсах. Вместо традиционного показателя доходимости исследователи оценили количество учебных материалов и заданий, к которым участники приступили, что позволяло более точно измерить их активность. Эти исследования подчеркивают важность понимания факторов, влияющих на успешность онлайн-обучения, что может помочь в разработке более эффективных образовательных программ.
Большинство респондентов проходили курсы по гуманитарным дисциплинам, в то время как треть из них обучалась по естественно-научным направлениям. Результаты исследования показали разнообразие в успеваемости и восприятии материала в зависимости от области изучения.
Анализ данных из таблицы показывает, что на гуманитарных курсах исследователи обнаружили последовательные и логичные результаты.
Активное продвижение на гуманитарных курсах ориентировано на слушателей, которые уже имеют базовые знания в данной области и стремятся углубить свои знания. Такие участники проявляют интерес к предмету и готовы к более глубокому изучению тем, что способствует их развитию и расширению кругозора.
Результаты исследования по естественно-научным курсам показали неоднозначные выводы. Авторы исследования отметили, что успехи студентов в естественно-научных МООК зависят не только от их предварительных знаний. Вопрос остается открытым: действительно ли опыт слушателя в данной теме влияет на его успехи, или же новички могут достигать таких же результатов?
Естественно-научные курсы требуют от слушателей наличия предварительных знаний, что существенно влияет на их успешность. Это подтверждает исследование, проведенное образовательным отделом Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики. В рамках данного исследования были проанализированы данные о десяти тысячах участников онлайн-курса, посвященного экзопланетам. Результаты показали, что уровень предварительной подготовки слушателей непосредственно связан с их успехами в изучении сложных научных тем.
Перед началом курса все участники прошли тестирование, направленное на оценку их знаний об экзопланетах и астрономии в целом. Также они ответили на вопросы о своих мотивах для участия в обучении. По завершении курса результаты тестирования были сопоставлены с данными о посещаемости и успехах слушателей. Это позволило выявить связь между мотивацией и уровнем освоения материала, что может быть полезно для дальнейшего улучшения образовательного процесса.
Исследования показали, что студенты, имеющие предварительные знания в астрономии, покидают курс реже, чем новички в этой области. Это не связано с уровнем формального образования; следовательно, ключевым фактором является интерес к теме. Магистр астрофизики имеет такую же вероятность успешно завершить курс, как и вчерашний школьник, который давно увлекается астрономией на любительском уровне. Интерес к астрономии играет важную роль в мотивации и успехе студентов в изучении этой науки.
В ходе исследования была выявлена важная закономерность: участники, показавшие низкие результаты на предварительном тесте, чаще прекращали обучение по сравнению с другими. Низкий балл свидетельствует о наличии у участника значительных заблуждений в теме курса, что может негативно сказаться на его мотивации и восприятии материала. Таким образом, предварительное тестирование может служить индикатором готовности к обучению и выявлять области, требующие дополнительного внимания.
Участнику, не обладающему необходимыми знаниями, трудно осознать проблемы, о которых говорят преподаватели. Если у слушателя отсутствуют базовые знания в астрофизике, ему сложно оценить уровень сложности изучения удалённых экзопланет. Это может привести к недопониманию материалов курса и затруднениям в усвоении информации. Для успешного освоения тематики астрофизики важно иметь прочную основу знаний, что позволит глубже понять сложные концепции и их значение в современном научном мире.
Эти две закономерности подчеркивают, что наличие личного интереса к теме и базовые знания в данной области способствуют успешному завершению онлайн-курсов. В то же время, люди, которые записываются на курс исключительно из любопытства к новой теме, имеют больше шансов прекратить обучение. Это подчеркивает важность предварительной подготовки и мотивации для достижения успеха в онлайн-образовании.
Исследователи из Мексики и Испании установили связь между уровнем цифровой грамотности и успешностью завершения курсов. Их работа подчеркивает важность навыков работы с цифровыми технологиями для достижения образовательных целей. Чем выше уровень цифровой грамотности у студентов, тем выше вероятность того, что они смогут успешно завершить обучение. Это открытие акцентирует внимание на необходимости развития цифровых навыков в образовательных системах, что может значительно повысить эффективность обучения и удовлетворенность студентов.
Исследование цифровой грамотности было проведено учеными с помощью опроса. Участники, проходившие 12 различных курсов по энергетике, оценивали свои навыки в использовании интернета и специфичных цифровых инструментов. Они также определяли свою способность успешно завершить курс на онлайн-платформе, находить необходимую информацию и использовать социальные сети в процессе обучения. Результаты этого опроса предоставляют ценную информацию о уровне цифровых компетенций среди слушателей курсов и могут быть полезны для дальнейшего развития образовательных программ в области энергетики.
Исследование показало, что участники, оценивающие свою цифровую грамотность как высокую, с большей вероятностью завершают курс. В то же время, группа слушателей старшего возраста, отмечающая недостаток навыков в поиске информации и онлайн-коммуникации, демонстрировала наименьший уровень завершения обучения. Авторы исследования предполагают, что курсы, насыщенные интерактивными элементами, требуют более развитых навыков цифровой грамотности. Просмотр видеолекций является простой задачей, однако выполнение групповых заданий требует использования различных инструментов для коммуникации, обмена материалами и совместной работы. Это подчеркивает важность развития цифровых навыков для успешного участия в образовательных программах.
Обучение на открытых онлайн-курсах (МООК) требует от студентов высокой степени самостоятельности. Исследовательница из Высшей школы экономики Ксения Вилкова отмечает, что успешное завершение курса во многом зависит от уровня саморегуляции обучающегося. Саморегулируемое обучение включает в себя умение планировать свое время, устанавливать цели и оценивать собственные достижения, что является ключевым фактором для успешного освоения материала в формате онлайн. Таким образом, готовность к саморегулируемому обучению значительно влияет на эффективность образовательного процесса в рамках онлайн-курсов.
В исследовании 2019 года были проанализированы данные более чем 2 800 участников 24 онлайн-курсов Высшей школы экономики (ВШЭ). Все респонденты заполнили опросник, предназначенный для оценки их навыков саморегулируемого обучения. На начальном этапе образовательного процесса — подготовительном — важно наличие следующих навыков:
- способность ставить себе чёткие цели в изучении курса (целеполагание);
- убеждённость в своей способности влиять на события и добиваться результата (самоэффективность);
- ощущение ценности обучения — проще говоря, причина, по которой человек идёт на курс.
Для достижения успеха на следующих этапах саморегулируемого обучения критически важны четкие стратегии решения задач, активный поиск помощи при возникновении трудностей и объективная оценка своей работы. Эффективное применение данных методов способствует повышению уровня самосознания и улучшению учебных результатов.
Результаты проведенного опроса были сопоставлены с прогрессом участников в онлайн-курсах. Как и ожидалось, уровень завершения курсов оказался низким и составил в среднем 8%. Для более глубокого анализа слушателей оценивали не только по этому показателю, но и по количеству баллов, которые они получали на еженедельных квизах. Если участник накапливал хотя бы 60 баллов из 100, это считалось успешным окончанием курса в рамках данного исследования.
Исследование показало, что количество пройденных квизов и завершение курса связано только с навыками, развитыми на первой стадии саморегулируемого обучения — подготовительной. Это подчеркивает важность этой начальной фазы в процессе освоения новых знаний и умений.
Участники опроса, продемонстрировавшие высокие показатели целеполагания и самоэффективности, а также рассматривающие обучение как важную ценность, с большей вероятностью завершали курс на уровне не менее 60%.
Навыки, полученные на следующих этапах, не имели явной связи с результатами, набранными на квизах, и не зависели от полного завершения курса.
Исследования, проведенные в Хьюстонском университете США, выявили значительные различия между студентами, успешно завершившими курсы МООК, и теми, кто не смог довести обучение до конца. Основным показателем, отличающим успешных студентов, стали более высокие баллы по критерию целеполагания. Эти результаты подчеркивают важность целеустремленности в процессе онлайн-обучения и могут служить основой для дальнейших исследований в области эффективности образовательных программ.