7 игр, которые помогут учителю включить у детей внимание и сосредоточенность / Skillbox Media
Эти игры подойдут как для онлайн-, так и для офлайн-занятий по любым предметам и не отнимут много времени у урока.
Содержание:
Курс с трудоустройством: «Профессия Методист с нуля до PRO»
Узнать большеПредставьте ситуацию: вам необходимо представить ученикам новый материал или задачу, требующую концентрации и внимания. Однако вы замечаете, что дети расслаблены и не могут сосредоточиться. Как же помочь им настроиться на рабочий лад? Эффективным решением может стать использование подходящей игры. Игры способны не только разбудить интерес, но и активизировать умственную деятельность, что способствует более глубокому усвоению информации. Правильно подобранные игровые элементы помогут создать атмосферу, способствующую обучению, и обеспечат вовлеченность учащихся в учебный процесс.
Игры играют важную роль в жизни детей, позволяя быстро восстановить их энергию и ресурсы в случае усталости. Они помогают снять напряжение и успокоить детей, особенно после активных физических нагрузок или бурных перемен. Кроме того, игры способствуют развитию внимания и сосредоточенности, что особенно важно для успешного обучения и восприятия информации. Правильно подобранные игровые активности могут значительно улучшить эмоциональное состояние детей, создавая комфортную атмосферу для учебного процесса.
Анатолий Засоба предлагает разнообразные игры, которые активно используются в его методике обучения детей скорочтению. Эти занятия требуют значительного интеллектуального усилия, что помогает развивать не только скорость чтения, но и внимание. Игры варьируются по сложности: некоторые из них подходят для самых маленьких, а другие предназначены для подростков. Некоторые из предложенных игр оптимально подходят для онлайн-занятий, в то время как большинство можно легко адаптировать для любых форматов обучения. Они отлично подойдут как для групповых, так и для индивидуальных уроков, что делает их универсальными инструментами в обучении.
- Основатель и преподаватель онлайн-школы скорочтения для детей «Папаголик», автор методики скорочтения;
- 18 лет в педагогике;
- провёл более 1 000 часов уроков онлайн и обучил более 600 детей из 30 стран;
- активно использует игры в педагогической практике и сам придумал несколько игр;
- делится опытом онлайн-педагогики с учителями в авторских вебинарах.
Угадывание звука
Во время онлайн-занятия учитель отключает свою камеру и издает различные звуки, начиная с простых и постепенно переходя к более сложным. Задача учащихся заключается в том, чтобы угадать звук и воспроизвести его. Например, это могут быть:
- щёлканье языком («лошадка»);
- щёлканье компьютерной мышкой;
- щелчок пальцами;
- хлопок ладонями;
- хлопок ладонью по столу;
- звон ключами (с этим звуком уже всё не так однозначно, как с предыдущими, — у кого-то из детей наверняка будет предположение, что это, например, размешивание в стакане чая ложечкой).
Создание серии звуков может стать увлекательным процессом, который зависит исключительно от вашей фантазии. Важно, чтобы эти звуки были простыми для воспроизведения с использованием доступных подручных средств. Вы можете заранее записать их и использовать записи по мере необходимости. Это позволит добиться необходимого звучания и обеспечить высокое качество аудиовизуального контента.
Чтение по губам
Учитель беззвучно произносит слова, а ученики должны распознать их. Тот, кто первым правильно угадает слово, становится победителем. Это упражнение помогает развивать навыки внимательного слушания и улучшает способность к восприятию информации.
Попробуйте произносить числа для улучшения их распознавания. Дети с легкостью поймут числа от одного до десяти, однако более сложные числа, такие как «шестьдесят» и «тысяча», могут вызвать затруднения. Используйте эти примеры для тренировки навыков восприятия чисел. Это поможет детям лучше ориентироваться в числовой системе и развить их математические способности.
Эта простая игра эффективно удерживает внимание учеников на учителе и его словах. Она помогает сосредоточиться на важной информации и способствует активному восприятию учебного материала.
Рисунок по образцу
Визуальные задания на внимательность предназначены для развития наблюдательности у детей. В процессе выполнения таких заданий вы показываете детям определённый рисунок и даёте им несколько секунд для его внимательного изучения. После этого рисунок убирается, и детям предлагается быстро воспроизвести его на своих листках. Эти упражнения помогают улучшить концентрацию и тренировать память, что является важным для общего развития.
Представляем авторскую игру, разработанную Анатолием Засобой. Попросите детей нарисовать на своих листах шесть точек, расположенных произвольно. Эта игра не только развивает творческое мышление, но и способствует развитию моторики и внимательности у детей. Используя эти точки, дети могут создать различные рисунки или сюжеты, что позволит им проявить свою фантазию и креативность. Данная активность идеально подходит для занятий в школе или дома, а также для групповых мероприятий.
Предоставьте участникам заранее подготовленный образец, при этом рекомендуется подготовить несколько вариантов для проведения нескольких туров игры. Уделите десять секунд на запоминание образца.
Попросите детей за десять секунд соединить шесть точек на своих листках так же, как на вашем рисунке, и продемонстрировать результат. Не все смогут правильно воспроизвести фигуру, но это создаст атмосферу веселья и азарт для следующей попытки с другим образцом. Этот простой и увлекательный процесс помогает развивать навыки концентрации и творческого мышления у детей.
Если вы проводите онлайн-занятие, некоторые дети могут попытаться схитрить и незаметно перерисовать фигуру во время демонстрации образца. Чтобы избежать этого, попросите учеников держать обе ладошки поднятыми, пока вы показываете свой рисунок. Это поможет сосредоточить их внимание на вашем демонстрационном материале и предотвратит попытки обмануть.
Это задание не только развивает визуальную кратковременную память, но и способствует формированию ассоциативного мышления у детей. Рекомендуйте детям связывать каждую получившуюся фигуру с конкретным предметом или образом, что поможет им лучше запомнить, как соединены точки на образце. Ассоциации делают процесс запоминания более эффективным и увлекательным, что положительно сказывается на общем развитии когнитивных навыков.
Задачу можно усложнять постепенно, сокращая время запоминания до пяти, трех и, в конечном итоге, до одной секунды. Также можно увеличивать количество точек до восьми или десяти. Важно придерживаться правила: усложнение должно быть плавным, начиная с простых вариантов, которые дети смогут выполнить. Если задание будет слишком сложным, они могут быстро утратить интерес к обучению.
Предложите детям интересное задание на развитие визуального запоминания. Попросите их нарисовать четыре пустых прямоугольника, при этом количество прямоугольников можно увеличивать по мере освоения задания. Затем покажите им картинку с домино, дайте время запомнить расположение точек. После этого предложите детям воспроизвести то же самое, расставив точки в своих прямоугольниках. Это упражнение поможет улучшить память и внимание, а также развить творческое мышление.
Недавние исследования шведских учёных показали, что упражнения на визуальную кратковременную память способствуют развитию математических навыков у младшеклассников. Такие задания могут быть особенно эффективными перед уроками математики, помогая детям лучше усваивать материал и повышать их уровень успеваемости.
Графический диктант
Это задание на рисование предполагает, что образец рисунка доступен только учителю, и ученики не могут его видеть. Основная цель детей — внимательно слушать указания учителя и точно следовать его инструкциям. Такой подход развивает внимательность и навыки интерпретации, позволяя детям проявить творческий потенциал и индивидуальность в процессе рисования.
Ученикам понадобятся листочки в клеточку. Это задание поможет детям преодолеть страх перед фразой «Так, достаём листочки!», которую они связывают с неожиданными контрольными. Использование листочков в клеточку способствует лучшему восприятию материала и развивает навыки письма и решения задач.
Учитель показывает ученикам образец рисунка и указывает, где следует поставить первую точку для начала работы. Затем он начинает диктовать направление и длину линии, которую нужно провести от этой точки. Например, он может сказать: две клетки вправо, четыре клетки вверх, три клетки по диагонали. В результате у детей должен получиться рисунок, идентичный учительскому образцу. Если кто-то запутается на каком-то этапе, конечный результат может оказаться неожиданным и интересным. Это упражнение развивает навыки слушания и внимательности, а также способствует творческому подходу к выполнению заданий.
Использование готовых образцов для графического диктанта может быть полезным, поскольку в интернете доступно множество идей. Однако, гораздо эффективнее создать оригинальные материалы, которые ассоциативно связаны с темой урока. Это поможет учащимся лучше усвоить материал и развить творческие способности. Разработка уникальных заданий способствует более глубокому пониманию темы и позволяет детям проявить индивидуальность в процессе обучения.
Таблицы Шульте
Таблица Шульте представляет собой простую сетку, в ячейках которой размещены случайные цифры. Классическая версия таблицы состоит из пяти строк и пяти столбцов, где цифры от 1 до 25 расположены в хаотичном порядке. Однако существует возможность создания таблиц большего размера. Таблицы Шульте широко используются для тренировки зрительной памяти и внимания, а также в различных психологических тестах. Они помогают развивать концентрацию и способность к быстрому восприятию информации.
Таблица, разработанная немецким психиатром Вальтером Шульте в прошлом веке, изначально служила для диагностики свойств внимания. Однако специалисты быстро осознали, что она является эффективным инструментом для тренировки внимания и периферического зрения. Применение этой таблицы можно превратить в увлекательный игровой процесс, что делает её отличным вариантом для развития когнитивных навыков. Регулярные тренировки с использованием таблицы Шульте могут значительно улучшить концентрацию и увеличить скорость восприятия информации.
Учитель быстро диктует последовательные числа (один, два, три, четыре, пять и так далее), а ученики в это время ищут их в таблице. Тот, кто находит число, поднимает руку. Чтобы избежать автоматического поднятия рук, можно установить правило: при нахождении чётного числа поднимается правая рука, а при нечётном — левая. Это не только добавляет элемент игры, но и помогает детям лучше запоминать числовые последовательности.
Задача заключается в самоконтроле, чтобы не сбиться с курса и следовать темпу, установленному учителем. Это позволяет эффективно усваивать материал и поддерживать высокий уровень концентрации. Самоконтроль помогает не только в учебе, но и в других сферах жизни, способствуя достижению целей и повышению продуктивности. Важно уметь управлять своим временем и ресурсами, чтобы максимально использовать предоставленные возможности для обучения.
Учитель молчит, и каждый ученик в тишине ищет цифры по порядку, поднимая руку при каждом найденном числе. Победителем становится тот, кто первым завершит путь от 1 до 25. Эта игра способствует развитию самоконтроля, хотя дети могут пытаться обмануть систему. Однако в большинстве случаев азарт берет верх — детям интересно решить задачу и проверить свои способности.
Совет: при проведении онлайн-занятий используйте крупную таблицу Шульте на слайде презентации. Это обеспечит хорошую видимость для детей и повысит их вовлеченность в процесс. Крупный шрифт и четкая структура таблицы помогут учащимся легче ориентироваться в информации и улучшат восприятие материала.
Таблица может быть представлена в различных вариантах, но самым простым является черно-белый формат. Однако, существует и цветная версия, в которой все цифры повторяются в каждом цвете. Это усложняет задачу, так как, например, необходимо сначала пройти путь от 1 до 25 в черном цвете, а затем повторить тот же процесс в красном. Такой подход не только добавляет сложности в выполнение задания, но и делает его более увлекательным, что может быть полезно для обучения и развития навыков. Использование цветных таблиц может улучшить визуальное восприятие и помочь в запоминании чисел.
Картинки-находилки
Визуальные задания, такие как картинки-находилки, пользуются большой популярностью. Они представляют собой изображения, на которых смешаны множество однотипных предметов, например, книги, мячи, ножницы, глобусы, калькуляторы и карандаши. В рамках задания учитель предлагает учащимся в течение десяти секунд сосчитать, сколько на изображении палитр, затем глобусов, рюкзаков и так далее. Такие задания развивают внимание и концентрацию, что делает их полезными для образовательного процесса.
Постепенно увеличивайте сложность задания, уменьшая время, отведенное на поиск информации. Это поможет развить навыки быстрого анализа и принятия решений, что является важным аспектом эффективной работы. Сложные задания способствуют улучшению концентрации и повышению общей продуктивности.
Рекомендуется подобрать изображения, соответствующие тематике урока. Например, если вы проводите урок письма для начальной школы, подойдут картинки, на которых в случайном порядке изображены буквы алфавита. Дайте детям задание найти количество букв «а» (как строчных, так и заглавных), букв «б» и так далее. Такой подход не только активизирует внимание учеников, но и помогает закрепить знания о буквах в увлекательной форме.
На сайтах, посвященных родительским заботам и развивающим занятиям для детей, представлено множество примеров картинок, которые можно использовать для игры в находилки. Эти изображения легко найти через поисковые запросы «картинки-находилки» или «I spy» (в переводе с английского — «я высматриваю»). Игры с такими картинками способствуют развитию наблюдательности у детей, а также помогают улучшить их концентрацию и внимание.