Андрагогика: почему взрослых нужно обучать иначе, чем детей / Skillbox Media
Как особенности восприятия зрелых людей влияют на процесс обучения и какие барьеры мешают им достигать результатов.
Содержание:
Курс с трудоустройством: «Профессия Методист с нуля до PRO»
Узнать большеКто изобрёл андрагогику
Андрагогика — это наука, посвященная обучению взрослых. Этот термин, в отличие от педагогики, был введен немецким учителем Александром Каппом в 1833 году, однако сам подход был разработан позже. Основателем андрагогики считается американский педагог Малкольм Ноулз, который изложил свои идеи о методах обучения взрослых в книге «Взрослый ученик» (The Adult Learner). Первое издание этой книги вышло в 1973 году и с тех пор многократно переиздавалось, что свидетельствует о её актуальности и значимости в области образования для взрослых. Андрагогика акцентирует внимание на потребностях и особенностях зрелых учеников, предлагая подходы, которые учитывают их жизненный опыт и мотивацию к обучению.
В своей работе «Взрослый ученик» Ноулз представляет обзор различных теорий обучения и преподавания, а также исследователей, которые способствовали развитию андрагогики. В числе упомянутых педагогов выделяется американский теоретик образования Эдуард Линдеман, автор книги «Значение образования взрослых» (The Meaning of Adult Education). Его исследования и идеи оказали значительное влияние на понимание особенностей обучения взрослых и стали основой для дальнейших разработок в области андрагогики.
Чем андрагогика отличается от педагогики
Ноулз выделил ключевые факторы, которые необходимо учитывать в процессе преподавания. Он описал основные характеристики, присущие детям-ученикам, и противопоставил их особенностям обучающихся взрослых. Понимание этих различий может значительно повысить эффективность образовательного процесса и адаптировать методы преподавания под конкретные группы учащихся.
Ноулз утверждает, что ученики воспринимают знания исключительно как инструменты для выполнения учебных заданий и достижения высоких оценок. При этом они не осознают, как эти знания будут применяться в реальной жизни. Такое отношение к обучению ограничивает их понимание ценности образования и его роли в будущем. Важно развивать у детей осознание того, что знания могут служить основой для решения жизненных задач и достижения личных целей.
Взрослые ученики не начинают изучение новых тем, пока не осознают их значимость и пользу для себя. Понимание целей и мотивов обучения является ключевым фактором для эффективного усвоения материала.
Первая задача педагога, работающего со взрослыми, заключается в том, чтобы донести до них ценность обучения. Важно продемонстрировать, как образование может повысить продуктивность на работе и улучшить качество жизни. Эффективным подходом будет создание экспериментальных условий, в которых учащиеся смогут на собственном опыте ощутить последствия нехватки знаний, которые преподаватель готов им предоставить. Такое вовлечение поможет мотивировать студентов к обучению и осознанию важности постоянного развития.
Традиционный педагог, согласно Ноулзу, рассматривает детей как зависимых от него, что со временем формирует у учеников осознание своей подчиненности учителю. Однако по мере взросления дети начинают проявлять все большую самостоятельность и независимость. Важно учитывать этот переход в образовательном процессе, чтобы поддерживать и развивать инициативу и критическое мышление у учеников. Поддержка самостоятельности способствует формированию уверенных и ответственных личностей, готовых к самостоятельному принятию решений и решению задач в будущем.
Взрослый человек осознаёт свою ответственность за принятые решения и управление своей жизнью. Каждый выбор, который он делает, влияет на его будущее и формирует личный опыт. Это понимание позволяет взрослым более осознанно подходить к различным аспектам жизни, включая карьеру, отношения и личное развитие. Ответственность за свою жизнь становится основой для достижения целей и преодоления трудностей.
Зрелое самосознание формирует у людей потребность в уважении их независимости. Однако, когда взрослый человек сталкивается с необходимостью освоить что-то новое, он может вспомнить о своей детской зависимости. В таких ситуациях, по утверждению Ноулза, он может бездействовать, ожидая, что его обучат.
Ошибочно полагать, что взрослый ученик, как и в детстве, должен быть послушным. Это представление вступает в конфликт с текущим самосознанием зрелого человека. В результате дискомфорта многие просто прекращают обучение. Ноулз подчеркивает, что преподаватель, стремящийся к просвещению взрослых, должен помочь им преодолеть стереотип о зависимом ученике. Вместо этого необходимо предложить модель, в которой ученик самостоятельно выбирает направление своего обучения. Такой подход способствует более эффективному и осознанному процессу обучения, позволяя взрослым участникам брать на себя ответственность за свое развитие и принимать активное участие в образовательном процессе.
Традиционный педагог игнорирует личный опыт учеников как основу для обучения. Важным для него является его собственный опыт или опыт автора учебника. Таким образом, основное внимание уделяется лекциям и литературе, отобранной преподавателем, а не предпочтениям и интересам студентов. Это подход ограничивает активное участие учеников в образовательном процессе и не учитывает их уникальные знания и навыки.
В андрагогике опыт учеников рассматривается с другой перспективы. Это подход, в котором акцентируется внимание на жизненном опыте и навыках взрослых обучающихся. В отличие от традиционной педагогики, андрагогика учитывает уникальные особенности каждого ученика, его мотивацию и потребности. Таким образом, обучение становится более персонализированным и эффективным, что способствует лучшему усвоению материала и развитию критического мышления. Важно учитывать, что взрослые обучающиеся часто имеют богатый опыт и знания, которые могут быть использованы в процессе обучения, что делает их активными участниками образовательного процесса.
Взрослые люди обладают более продолжительным жизненным опытом по сравнению со школьниками, что делает их восприятие и понимание мира более разнообразным. Каждый взрослый человек имеет уникальный путь, формируя свои индивидуальные взгляды и подходы. Важно, чтобы образовательные программы для взрослых способствовали раскрытию их индивидуальности и использованию личного опыта в процессе обучения. Это позволит не только углубить знания, но и сделать обучение более эффективным и значимым.
Групповые обсуждения, разбор кейсов и решение проблем являются важными активностями, которые позволяют взрослым ученикам выразить свою точку зрения. Эти формы взаимодействия способствуют взаимному обучению и обмену опытом, что делает процесс обучения более эффективным. Участие в таких мероприятиях помогает развивать критическое мышление и навыки сотрудничества, что является ключевым аспектом успешного обучения взрослых.
У большого опыта есть и свои недостатки. С возрастом у человека формируются нездоровые ментальные привычки и предрассудки. Преподавателю важно обратить внимание учеников на эти аспекты и помочь им открыться новым идеям. Для этого могут быть полезны следующие практики:
- Прояснение ценностей. Человек ранжирует различные ценности (здоровье, семья, свобода, познание и так далее) с 1-го по 10-е место согласно своим приоритетам. Далее он отвечает себе на вопросы, живёт ли он в соответствии с этими ценностями; если нет, то почему; как может изменить ситуацию к лучшему.
- Тренировка восприимчивости. Это психологическая техника, направленная на развитие положительной групповой динамики и взаимного доверия. Она заключается в групповом обсуждении различных тем в безопасной атмосфере, в которой участники могут свободно выражать себя и общаться с другими, а затем анализировать свои реакции.
Ноулз утверждает, что дети готовы к систематическому обучению только в том случае, если они уверены, что это поможет им успешно справляться с контрольными заданиями и повышать свои оценки. Это подчеркивает важность связи между учебным процессом и результатами. Преподаватели должны учитывать мотивацию учеников и предлагать им знания, которые будут непосредственно полезны для достижения их целей в учебе.
Взрослые стремятся изучать знания и навыки, которые помогут им эффективно решать реальные жизненные проблемы и задачи. Это желание учиться и развиваться способствует личностному росту и повышению качества жизни. Обучение для взрослых становится важным инструментом для достижения успеха в различных сферах, таких как карьера, отношения и личные интересы.
Для повышения готовности взрослых к обучению необходимо предлагать им образовательные задачи, соответствующие их текущим способностям и уровню развития. В англоязычной психологии и педагогике такие задачи именуются развивающими. Согласно мнению Ноулза, одной из ключевых задач для взрослого ученика является развитие диалектического мышления, что подразумевает осознание сложности и противоречивости окружающего мира. Это способствует более глубокому пониманию предмета и формирует навыки критического мышления, что в свою очередь улучшает процесс обучения и делает его более эффективным.
При традиционном подходе к обучению акцент делается на изучение отдельных дисциплин, таких как геометрия или русская литература XX века. В этом контексте учащиеся воспринимают образование как процесс получения знаний, связанных с конкретным предметом. Однако такой подход может ограничивать понимание взаимосвязей между различными областями знаний и не всегда способствует развитию критического мышления и творческих способностей. Для более эффективного образовательного процесса важно интегрировать различные предметы и показывать, как они взаимосвязаны, что позволяет детям не только углубить свои знания, но и развить навыки, необходимые для решения комплексных задач в реальной жизни.
В андрагогике обучение направлено на решение реальных задач, что позволяет ученикам эффективно справляться с проблемами в повседневной жизни. При таком подходе новые знания и навыки усваиваются значительно лучше, когда они представлены в контексте актуальных жизненных ситуаций. Это делает процесс обучения более релевантным и практичным, что способствует глубокому пониманию материала и его применению в реальных условиях.
Ноулз подчеркивает важность контекста, приводя пример борьбы с неграмотностью среди взрослых в США. На протяжении многих лет проводились курсы по чтению, письму и арифметике, однако многие участники не имели достаточной мотивации для завершения обучения. Это подчеркивает необходимость создания мотивационной среды и учета личных обстоятельств обучаемых для повышения эффективности образовательных программ.
Исследования показали, что неудачи в обучении часто связаны с тем, что неграмотным людям преподавали чтение и письмо с использованием слов, далеких от их реального словарного запаса. Математические задачи не учитывали практические ситуации, с которыми взрослые сталкиваются в повседневной жизни, например, в магазинах или банках. Однако, когда разработчики курсов адаптировали задания к реальным жизненным условиям обучающихся, результаты значительно улучшились. Это подчеркивает важность практического подхода в обучении, который обеспечивает соответствие учебного материала реальным потребностям и ситуациям.
Мотивация учеников в школьном возрасте часто зависит от внешних факторов. К ним относятся оценки, одобрение или неодобрение со стороны учителей, а также давление со стороны родителей. Внешняя мотивация играет значительную роль в учебном процессе, так как многие дети стремятся соответствовать ожиданиям окружающих. Однако важно понимать, что такая мотивация может быть непостоянной. Для достижения устойчивых результатов в обучении необходимо развивать внутреннюю мотивацию, основанную на интересе к предмету и желании учиться. Это поможет детям не только успешно справляться с учебными заданиями, но и формировать положительное отношение к знаниям в будущем.
Взрослые также подвержены внешним стимулам, таким как повышение по службе или увеличение зарплаты. Однако, по мнению Ноулза, внутренние факторы мотивации оказывают более значительное влияние на зрелых людей. Важно понимать, что внутренние побуждения, такие как стремление к самосовершенствованию и личностному росту, играют ключевую роль в мотивации взрослых. Это подчеркивает необходимость создания условий, способствующих развитию внутренней мотивации, что может привести к более высоким результатам как в профессиональной деятельности, так и в личной жизни.
Взрослый человек может оценивать свою жизнь не только через призму высокой зарплаты, но и через удовлетворение от работы и самоуважение. Эти факторы играют ключевую роль в формировании общего уровня счастья и благополучия. Удовлетворение от работы способствует повышению мотивации и продуктивности, а самоуважение укрепляет уверенность в себе и своих способностях. Поэтому важно находить баланс между финансовым вознаграждением и эмоциональным комфортом на рабочем месте.
Ноулз ссылается на исследование канадского педагога Аллена Тафа, проведенное в 1970-х годах, которое выявило, что взрослые изначально мотивированы к обучению и саморазвитию. Однако на их пути часто возникают препятствия, такие как отсутствие возможностей и ресурсов, нехватка времени, а также учебные программы, которые не учитывают особенности обучения взрослых. Эти факторы могут приводить к негативному восприятию взрослыми себя в роли учеников. Следовательно, взрослые обладают начальной мотивацией, и задача преподавателя заключается в устранении барьеров, мешающих их обучению. Оптимизация образовательного процесса для взрослых может значительно повысить их вовлеченность и успешность в обучении.
Как работа Ноулза повлияла на современную андрагогику
Ноулз стал пионером в области науки об образовании, проложив новый путь в педагогической теории. На протяжении всей своей жизни он продолжал развивать и совершенствовать свою теорию, многократно обновляя ключевые идеи в книге «Взрослый ученик» и публикуя новые исследовательские работы, которые оказали значительное влияние на современное образовательное пространство.
Идеи американского педагога Малколма Ноулза стали основой для исследований многих ученых в области взрослого обучения. Например, Джек Мезиров разработал критическую теорию обучения взрослых, а Феликс Адам и Джордж Эйкер сосредоточились на изучении физиологических и психологических факторов, влияющих на обучение. Джон Хеншке предложил тест, который помогает преподавателям, работающим со зрелыми учащимися, улучшить свои образовательные практики. При этом работы самого Ноулза остаются актуальными: его книги продолжают переиздаваться, обеспечивая новые поколения андрагогов и всех, кто интересуется образованием взрослых, ценными знаниями и методами.
Узнайте больше об образовании, подписавшись на наш телеграм-канал. Мы публикуем интересные и актуальные материалы, которые помогут вам быть в курсе образовательных трендов и новостей. Присоединяйтесь к нашей аудитории и расширяйте свои знания.
Читать также:
- 6 книг о том, как учить взрослых
- Как современные подходы ставят студента в центр процесса
- Конструктивизм в обучении: что это за подход
- 30 правил психологии обучения, которые хорошо бы знать учителю
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки разработки учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее