Аудиалов, визуалов и кинестетиков надо учить по-разному: правда или миф? / Skillbox Media
Кто это вообще придумал и зачем.
Содержание:
Научитесь: Методист образовательных программ
Узнать большеСогласно международному опросу, более 90% учителей убеждены, что аудиалов, визуалов и кинестетиков необходимо обучать различными методами. Однако на сегодняшний день отсутствуют убедительные доказательства, подтверждающие этот подход. Мы решили исследовать происхождение этого мифа и выяснить, почему он может быть вредным для образовательного процесса.
В данной статье вы получите информацию о том, как эффективно использовать различные методы для достижения ваших целей. Мы рассмотрим ключевые аспекты, которые помогут вам оптимизировать процесс и повысить продуктивность. Подробно разберем стратегии, которые позволят вам добиться максимальных результатов. Вы также узнаете, как избежать распространенных ошибок и использовать ресурсы наиболее рационально. Эта информация будет полезна как новичкам, так и тем, кто уже имеет опыт в данной области. Читайте дальше, чтобы узнать больше.
- откуда взялся знаменитый опросник VARK;
- какие проводились исследования по поводу деления людей на аудиалов, визуалов, вербалов и кинестетиков;
- существуют ли вообще способы улучшить понимание новой информации, которые действительно работают.
С чего всё началось
В начале девяностых годов XX века новозеландский школьный инспектор Нил Флеминг начал исследовать проблему, которая долгое время его беспокоила. Он посетил около девяти тысяч классов и заметил, что даже самые опытные и талантливые учителя иногда не могли найти подход к определенной группе учеников. В то же время, обычные педагоги порой добивались успеха, и их ученики легко усваивали новый материал. Флеминг заинтересовался, в чем заключается секрет успешного обучения и почему одни учителя эффективнее других в процессе обучения.
Размышляя над проблемой восприятия информации, он пришел к выводу, что у людей разные предпочтения в способах обучения. Если методика, применяемая учителем, не соответствует потребностям учеников, то понимание материала становится затруднительным, даже если педагог обладает высокими квалификациями. В то же время, когда используемый учителем подход оказывается эффективным для всех учащихся, они смогут усвоить информацию, даже если педагог не является выдающимся специалистом. Таким образом, успешность обучения во многом зависит от соответствия методов преподавания индивидуальным стилям восприятия информации.
Для одних людей на вопрос «Как пройти к музею?» удобнее ответить с помощью нарисованной карты, тогда как другим достаточно словесного объяснения. Учитывая эти различия, Флеминг создал опросник VARK, который расшифровывается как Visual, Aural, Read/Write и Kinesthetic, что означает «визуальное, слуховое, чтение и письмо, кинестетическое» восприятие информации. На основе полученных ответов VARK классифицирует людей на четыре группы в зависимости от предпочтительного способа восприятия информации. Этот метод помогает лучше понять, как обучать и взаимодействовать с людьми, учитывая их индивидуальные стили обучения.
- визуалы (предпочитают зрительный способ восприятия — проще говоря, любят картинки);
- аудиалы (предпочитают воспринимать информацию на слух);
- вербалы (лучше воспринимают через чтение или письмо);
- кинестетики (через тактильные ощущения, обоняние, осязание).
Вы можете самостоятельно пройти VARK-тест, который поможет определить ваш стиль обучения. Учтите, что результат может оказаться смешанным типом, известным как multimodal, что означает, что вы используете несколько стилей обучения одновременно. Такой подход позволяет глубже понять свои предпочтения и адаптировать процесс обучения под индивидуальные нужды.
У Флеминга были предшественники и последователи
Флеминг не стал первым исследователем, который стремился определить индивидуальные предпочтения в обучении. Еще в двадцатых годах XX века существовала концепция, согласно которой люди лучше запоминают информацию, используя свой предпочтительный стиль обучения. Эта идея не охватывала вербальную стратегию, предложенную Флемингом, и была обозначена аббревиатурой VAK, что расшифровывается как визуальный, слуховой и кинестетический стили обучения. Эти три категории подчеркивают, что каждый человек воспринимает и усваивает информацию по-разному, в зависимости от своих индивидуальных особенностей. Понимание этих стилей может значительно повысить эффективность образовательного процесса и помочь разработать более персонализированные подходы к обучению.
Концепция модальностей обучения была особенно активно развита Уолтером Барбом и его коллегами во второй половине ХХ века. В их исследованиях модальности обучения рассматривались как ключевые элементы, способствующие пониманию и усвоению информации. Эти исследования тесно переплетались с нейролингвистическим программированием, что позволило глубже изучить, как различные стили обучения влияют на процесс восприятия и запоминания информации.
Концепция Барба превосходит теорию Флеминга, выдвигая предположение о том, что соответствие между преподавателем и студентом с одинаковой модальностью может существенно повысить успеваемость студентов. Эта идея подчеркивает важность индивидуального подхода в обучении и необходимость учета стилей восприятия информации при выборе методов преподавания.
VARK-опросник Флеминга приобрел значительную популярность в образовательной среде. В первой половине 2006 года более 180 тысяч человек прошли этот тест. Возможно, сейчас количество пользователей снизилось или опросник стал более распространен только в США. Однако, если вы введете в поисковую систему запрос «VARK стили обучения», вы обнаружите множество статей на эту тему, включая материалы на русском языке, многие из которых были опубликованы всего два-три года назад. Авторы этих статей активно поддерживают применение метода VARK в образовательной практике, подчеркивая его преимущества для индивидуализации процесса обучения.
Ольга Казан, обозревательница The Atlantic, отмечает, что популярность концепции «стилей обучения VARK» может быть связана с движением по повышению самооценки, которое стало актуальным в девяностые годы. Основная идея этого движения заключалась в том, что каждый человек уникален, что подразумевает наличие индивидуального стиля обучения. В результате, многие стали акцентировать внимание на разнообразии методов восприятия информации, что способствовало распространению концепции VARK.
Опросники и классификация людей по типажам могут оказать значительное влияние на процесс обучения. Они помогают выявить индивидуальные особенности каждого ученика, что позволяет адаптировать образовательные подходы к их потребностям. Понимание различных типов учащихся способствует более эффективному взаимодействию между преподавателем и учениками, улучшая усвоение материала. Кроме того, такие инструменты помогают определить сильные и слабые стороны студентов, что позволяет разрабатывать персонализированные программы обучения, повышающие мотивацию и вовлеченность. В итоге, использование опросников и типологий может значительно улучшить качество образования и сделать его более доступным и эффективным для каждого ученика.
Какие есть доказательства несостоятельности теории
В 2018 году было проведено исследование, в котором учёные попросили сто студентов пройти VARK-опросник для определения их доминантного типа обучения. После этого участники получили рекомендации по стратегиям обучения, которые должны были соответствовать их индивидуальным предпочтениям. Результаты исследования предоставляют ценную информацию о том, как различные стили обучения могут влиять на успех в образовательном процессе, подчеркивая важность адаптации методов обучения к доминантным типам студентов.
Исследования показали, что студенты часто не используют тот метод обучения, который, согласно тестам, подходит им лучше всего. Более того, те, кто, основываясь на своих результатах, пытались адаптироваться к так называемому оптимальному стилю обучения, не замечали улучшения в своих академических показателях. Это свидетельствует о том, что не всегда тесты могут точно определить наиболее эффективный способ обучения для каждого индивидуального студента.
Результаты VARK-опросника показали, что большинство студентов применяют одновременно несколько стилей обучения, таких как визуальный и кинестетический. Однако ни один из этих стилей не приводит к заметным улучшениям в оценках и успеваемости. Авторы исследования подчеркивают важность экспериментов с различными методами и стилями обучения, но предупреждают, что не стоит ограничиваться только одним подходом. Это подчеркивает необходимость индивидуального подхода в образовательном процессе, который может включать разнообразные техники для достижения лучших результатов.
Кандидат наук в области экспериментальной психологии Эбби Нолл и её команда из Центрального Мичиганского университета провели исследование, которое показало, что многие люди ошибочно воспринимают себя как визуалов, аудиалов или кинестетиков. Эти заблуждения могут влиять на способы обучения и восприятия информации, что важно учитывать при разработке образовательных программ и подходов к обучению. Правильное понимание своих когнитивных стилей может помочь улучшить эффективность обучения и повысить качество усвоения материала.
Студенты, идентифицировавшие себя как «визуалы», считали, что лучше запоминают изображения, в то время как учащиеся с «вербальным» стилем утверждали аналогичное касательно слов. Однако результаты проведенного эксперимента не подтвердили их предположения о превосходстве этих стилей в запоминании информации. Это свидетельствует о том, что восприятие и запоминание информации может быть более сложным процессом, чем просто следование определенному стилю обучения.
Доминантный стиль обучения подразумевает предпочтение определенных методов восприятия информации, таких как визуальные элементы или текст. Однако это не обязательно означает, что один способ более эффективен для запоминания информации, чем другой. Знание своего стиля обучения, будь то аудиальный или визуальный, вряд ли окажет значительное влияние на практическую сторону обучения. Основное внимание следует уделять разнообразным подходам к обучению, чтобы найти наиболее эффективные методы для себя.
Бэт Роговски из университета Блумсберга и Барбара Калоун из университета Вандербильта опровергли теорию стилей обучения. Их исследования показали, что люди с «визуальными» предпочтениями демонстрируют лучшие результаты не только на заданиях с изображениями, но и на всех типах тестов. Это свидетельствует о том, что эффективность обучения не зависит от индивидуальных стилей восприятия информации.
Исследования показывают, что преподавателям стоит отказаться от адаптации уроков и заданий под различные типы студентов. Это подход может оказаться неэффективным и даже вредным для обучения. Вместо этого следует сосредоточиться на универсальных методах преподавания, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности у всех учащихся.
Разнообразие методов, объединяющих различные стили обучения, способствует тому, что студенты более эффективно осваивают учебный материал. Такой подход позволяет учитывать индивидуальные предпочтения и потребности каждого учащегося, что значительно улучшает результаты обучения. Разнообразные техники и стратегии, применяемые в образовательном процессе, помогают создать более увлекательную и продуктивную атмосферу, способствуя глубокому пониманию предмета.
А есть ли работающие способы помочь студентам учиться лучше?
Когнитивная наука уже давно занимается изучением методов обучения, что позволяет выделить множество техник, способствующих повышению эффективности обучения. Хотя ни одна из этих техник не может гарантировать стопроцентный успех каждому, многие из них неоднократно продемонстрировали свою эффективность. Изучение когнитивных процессов и механизмов восприятия информации помогает разработать стратегии, которые оптимизируют процесс обучения и делают его более продуктивным.
Студенты достигают значительных успехов, если придерживаются определенных принципов и методов обучения. Ключевыми факторами, способствующими их успеху, являются эффективное времяпрепровождение, целеустремленность, активное участие в учебном процессе и использование современных технологий. Также важно развивать навыки самоорганизации и критического мышления, что позволяет глубже осмысливать изучаемый материал. Взаимодействие с преподавателями и однокурсниками, а также участие в дополнительных мероприятиях и проектах, значительно увеличивают шансы на успешное завершение учебного заведения. Систематическое повторение и применение полученных знаний на практике способствуют закреплению материала и формированию необходимых компетенций для успешной карьеры.
- распределяют процесс обучения во времени (то есть не садятся за подготовку в последний день экзамена);
- используют концепцию активного обучения (в противовес пассивному прослушиванию и конспектированию лекций и уроков). То есть включаются в обсуждения с преподавателями и одногруппниками, ставят под сомнение услышанное, проводят мозговые штурмы и пробуют другие техники;
- учатся согласно концепции «перевёрнутого обучения», суть которой в том, что студенты сначала самостоятельно изучают основы темы по определённому плану, а потом в классе вместе с преподавателем занимаются отработкой знаний, погружаются глубже.
- подробно описывают изученный материал, чтобы самостоятельно установить значимые связи между тем, что они уже знали, и тем, что узнали только что;
- понимают, как человеческий мозг выстраивает связи и перерабатывает данные, и используют знание этих процессов, чтобы проще запоминать и усваивать информацию.
Эти техники были глубоко исследованы и доказали свою эффективность. Почему же стоит продолжать верить мифу, который неоднократно опровергался?
Научное сообщество подчеркивает, что классификация учащихся на визуалов, аудиалов и кинестетиков для оптимизации образовательного процесса не имеет научного обоснования. Исследования показывают, что эффективное обучение зависит от множества факторов, включая контекст, мотивацию и индивидуальные особенности каждого ученика. Вместо упрощенной типизации важно учитывать комплексный подход к обучению, который будет способствовать развитию всех учеников, вне зависимости от их предпочтений в восприятии информации.
В научном сообществе существует интересный челлендж: первая команда исследователей, которая сможет убедительно доказать правдивость концепции типизации людей в зависимости от их стилей обучения, получит вознаграждение в размере тысячи долларов. Инициатором этого вызова стал блогер и исследователь Уилл Тальхаймер, который определил 11 критериев для оценки результатов. Эти критерии включают детали эксперимента, минимальные требования к статистической значимости и условия для участников — ими должны быть взрослые люди, обучающиеся на рабочем месте. На данный момент приз еще не был присуждён, что подчеркивает сложность и актуальность темы исследования стилей обучения.
Концентрация внимания на материале является ключевым аспектом успешного обучения. Именно она определяет, насколько эффективно человек усваивает информацию. Стили обучения, которые применяет ученик, становятся второстепенными по сравнению с уровнем его сосредоточенности. Эффективное обучение требует не только выбора подходящих методов, но и умения поддерживать фокус на изучаемом материале. Это позволит значительно улучшить результаты и повысить качество усвоения знаний.
Мозг человека предпочитает различные способы восприятия информации. Например, для некоторых студентов использование карточек с изображениями действительно способствует лучшему запоминанию материала. Однако такие карточки не принесут пользы, если учащийся не уделяет должного внимания изучаемой теме. Более того, если подготовка карточек используется как способ отвлечься от основных задач, это только усугубит проблему прокрастинации. Эффективное обучение требует концентрации и активного участия в процессе, а не поверхностного подхода к подготовке.
Оптимальным подходом является предложение студентам разнообразных техник обучения с целью выявления наиболее эффективных для них. Такой экспериментальный метод требует как любопытства, так и терпения. Тем не менее, данный подход является более продуктивным, чем приверженность к идее, истинность которой не была подтверждена. Применение различных стратегий позволяет адаптироваться к индивидуальным потребностям студентов и повышает качество образовательного процесса.
Методист образовательных программ
Вы с нуля пройдёте полный цикл создания образовательного продукта. Научитесь проектировать учебные программы для онлайн- и офлайн-курсов. Станете универсальным специалистом — сможете запустить свой проект или устроиться методистом в крупную компанию.
Узнать подробнее