Былое: «Дети соседей остались безграмотными, потому что не могли одолеть эту премудрость» / Skillbox Media
Отрывок из мемуаров о том, как в XIX веке детей учили читать и писать поразительным для нас способом.
Содержание:
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать большеНа следующий день няня попросила Нюту начать занятия со мной и ежедневно проходить несколько букв и слогов. Она хотела присутствовать при обучении, чтобы понять, как правильно обучать ребенка. Няня также обратилась к матушке с просьбой каждый вечер уделять мне хотя бы десять минут для проверки усвоенного материала. Это помогло бы мне лучше справляться с обучением и закреплять полученные знания.
Каждое утро моя няня приводила меня к сестре, внимательно следя за каждым словом и замечанием учительницы. Несмотря на то что она, вероятно, предпочла бы дать мне немного времени для отдыха после занятий, её присутствие в течение полутора часов было постоянным. В этот период она накапливала множество дел по хозяйству. Как только мои занятия с сестрой заканчивались, ей приходилось срочно решать различные вопросы — выдавать провизию или выполнять поручения. Однако, завершив свои дела, она вновь садила меня за книгу, обеспечивая продолжение моего обучения.
Хотя в то время, когда меня обучали грамоте, звуковой метод ещё не использовался, я не проходила традиционное обучение, которое имело место раньше, с использованием „аз, буки, веди, глаголь“. Вместо этого мне просто называли буквы, но при этом заставляли разбирать сложные слоги. Азбука, по которой меня обучали, представляла собой набор из четырех-пяти согласных, собранных вокруг гласной в самых необычных сочетаниях, таких как „мргвы, ткпру, ждрву“ и подобные. Разбирать и произносить эти абсурдные сочетания было настоящей пыткой, и пот тек ручьями, когда я завершала чтение страниц с такими языколомными слогами. Если бы не моё стремление угодить няне, я, вероятно, осталась бы на этом этапе, как и многие дети из соседних семей, которые не смогли преодолеть эту сложность и остались безграмотными. Няня внимательно ждала возвращения матери и сразу же уводила меня к ней для проверки. Однако, поскольку я почти наизусть запомнила слоги и быстро их читала, матушка всегда отпускала меня с добрым словом.
После занятий няня иногда сразу начинала делиться своими мыслями. Она обсуждала разные аспекты воспитания и обучения детей, делая акцент на важности индивидуального подхода. Няня делилась своими наблюдениями о том, как каждый ребенок воспринимает знания по-своему, и как важно создать комфортную атмосферу для их развития. Её рассуждения помогали родителям понять, что воспитание — это не только обязанности, но и увлекательный процесс, требующий терпения и внимания к деталям.
Учить ребёнка читать — задача не из простых. Почему же необходимо усложнять процесс, используя трудные слова? Можно было бы просто создать простые слова, такие как «книга» или «стол». Если бы ребёнок начал с лёгких слов, он быстрее освоил бы чтение и с удовольствием погрузился в мир книг. Простота в обучении может значительно облегчить путь к грамотности и развить интерес к чтению.
— Дорогая моя, тот, кто пишет книгу, умнее нас с тобой, — ответила матушка, не догадываясь, что няня с её природным чутьём и здравым смыслом была ближе к пониманию правильного метода начального обучения, чем она, женщина с более или менее образованным фоном.
После того как я с трудом завершила изучение невыносимого для меня букваря, началось мое обучение письму, а для чтения мне предоставили «Священную историю» Анны Зонтаг. Это было настоящим блаженством! Преодолев несколько первых страниц, я начала читать довольно бегло. Няня восторженно реагировала на мой прогресс. В нашем доме почти не было книг для детей, и в то время их в целом было крайне мало, поэтому мне каждый день необходимо было прочитать один рассказ из Анны Зонтаг и несколько страниц из произведений Пушкина. Я читала всё строго по порядку: будь то лирическое стихотворение, поэма, роман или повесть. С каждым днем уроки приносили мне всё больше радости, и вскоре моя мать сообщила сестре, что ей больше не нужно контролировать мое чтение. Мне разрешили брать любые книги, которые были у нас дома. Однако, кроме произведений Пушкина и Анны Зонтаг, в нашем арсенале находились книги на польском и французском языках, которые я не могла понять. Тем не менее, я много раз перечитывала Пушкина и заучивала наизусть его стихотворения.
На заре жизни — это работа Е. Н. Водовозовой, изданная в двух томах в 2018 году в Москве издательством Книговек. Книга исследует ключевые этапы возникновения жизни на Земле, рассматривая научные теории и открытия, которые помогли понять, как зародились первые живые организмы. Автор подробно анализирует биохимические процессы, влияние окружающей среды и эволюционные изменения, которые способствовали развитию жизни. Это издание станет полезным как для студентов, так и для всех интересующихся вопросами происхождения жизни и ее эволюцией.
Контекст
Елизавета Водовозова (1844–1923) делится своими воспоминаниями о домашнем образовании, которое она получила в разорившейся дворянской семье. Из-за финансовых трудностей семье не удалось пригласить гувернантку, и в таких условиях матери часто обучали детей основам грамоты, счета и иногда французскому языку, если сами владели этими знаниями. В случае Елизаветы её старшая сестра взяла на себя роль учительницы, пока их мать была занята восстановлением запущенного хозяйства в убыточном имении. Это подчеркивает, как важна была роль семейного образования в условиях кризиса, а также необходимость передачи знаний в рамках семьи.
Странный метод обучения чтению, описанный в этом отрывке, не является результатом дилетантского подхода к педагогике. Если бы маленькую Лизу обучала профессиональная гувернантка, процесс обучения проходил бы аналогичным образом. В случае, если бы ее обучал священник или дьячок, как это часто происходило в то время, ей пришлось бы осваивать более сложные церковные тексты. Этот подход к обучению чтению подчеркивает важность контекста и уровня подготовки педагога, что напрямую влияет на качество усвоения материала.
Процесс обучения чтению для детей может быть крайне сложным, особенно когда учитывать дореформенную орфографию, которая была значительно сложнее современной. Сложные буквы, такие как «яти», «фиты» и «ижицы», а также труднопроизносимый твердый знак в конце слов усложняли восприятие текста. В результате многие дети сталкивались с трудностями и оставались неграмотными. Для того чтобы преодолеть эти трудности, необходимо было проявить истинное упорство и терпение.
В истории российского образования есть важное событие, связанное с развитием детского чтения. Первые адаптированные буквари и книги для самостоятельного чтения детей появились в России во второй половине XIX века. Это стало возможным благодаря усилиям Константина Ушинского и Льва Толстого. Ушинский, известный педагог, разработал звуковой метод обучения, который предполагает, что детей сначала учат различать буквы и звуки, а затем складывать их в слоги и слова. Лев Толстой также внедрял свои педагогические идеи в рамках школы, основанной в Ясной Поляне. Оба автора создали специальные книги для детей: Ушинский написал «Детский мир. Хрестоматия», а Толстой — свою «Азбуку». Эти произведения сыграли ключевую роль в формировании основ детского чтения в России и продолжают оставаться актуальными до сих пор.
Чтение является важной частью нашей жизни, позволяя нам получать новые знания и развивать мышление. Книги, статьи и блоги открывают двери к новым идеям и помогают углубить понимание различных тем. Чтение не только развлекает, но и способствует личностному росту, улучшает словарный запас и навыки письма. В современном мире, где информация доступна в любом формате, важно находить время для чтения, чтобы оставаться в курсе событий и расширять кругозор. Не упускайте возможность обогащать свою жизнь с помощью литературы и статей на интересующие вас темы.
Лев Толстой о духе образования и своих педагогических ошибках
Лев Толстой, великий русский писатель и мыслитель, уделял значительное внимание вопросам образования и воспитания. В своих произведениях он анализировал не только литературные темы, но и педагогические аспекты, рассматривая дух школы, ее цели и методы. Толстой подчеркивал важность индивидуального подхода к каждому ученику, считая, что истинное образование должно быть основано на свободе и внутреннем желании учиться.
Он критиковал традиционные методы обучения, основанные на запоминании и механическом обучении, призывая к более гуманному и осмысленному подходу. Толстой делился своими педагогическими ошибками, которые стали уроками на пути к созданию более эффективной образовательной среды. Его взгляды остаются актуальными и сегодня, побуждая педагогов пересматривать методы преподавания и стремиться к созданию вдохновляющего и поддерживающего учебного пространства для студентов.
Таким образом, наследие Толстого в области образования продолжает оказывать влияние на современные подходы к обучению, вдохновляя новое поколение педагогов на поиск более человечных и эффективных методов.
В двухтомнике «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», опубликованном в 1868 и 1869 годах, Ушинский открыл своим коллегам-учителям очевидные с современной точки зрения факты: дети физиологически не способны продолжительное время заниматься одним и тем же монотонным делом, и ожидать от них этого нецелесообразно. Учебный процесс для детей должен быть наглядным и интерактивным, что способствует более эффективному усвоению знаний.
Елизавета Водовозова получила образование в традиционном стиле. На момент публикации книги Ушинского «Человек как предмет воспитания» ей было около 24-25 лет. В этот период она уже работала учительницей и трудилась над своей педагогической книгой «Умственное развитие детей от первого появления сознания до восьмилетнего возраста», выпущенной в 1871 году. Водовозова пришла в профессию во многом благодаря Ушинскому, у которого имела возможность учиться в Смольном институте благородных девиц. Именно в тот краткий период, когда он исполнял обязанности инспектора, он открыл дополнительный старший педагогический класс, в котором Елизавета стала одной из первых учениц. Позже она вышла замуж за Василия Водовозова, своего коллегу и соратника Ушинского, который также был приверженцем новаторских педагогических идей, ставших впоследствии классическими.
Елизавета Водовозова, опираясь на свой опыт обучения грамоте, акцентировала внимание на важности развития родной речи у детей. Она предложила использовать народные песни и сказки в процессе обучения чтению, так как эти тексты легко воспринимаются детьми. Водовозова выпустила сборник народных песен и написала несколько рассказов для детей, что способствовало улучшению их навыков чтения и восприятия языка.
Читайте также:
- Елизавета Водовозова — о том, как учились и сдавали экзамены в Смольном институте
- Елизавета Водовозова — о том, как в Смольный институт пришёл Ушинский
- 10 фактов о школах в дореволюционной России
- Ян Амос Коменский: кратко о педагогической концепции
- Мария Монтессори: кратко о её педагогическом подходе, судьбе и славе
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее