Образование #Статьи

4 июля, 2025

Былое: «Это было почти единственное средство заработка для женщины того времени» / Skillbox Media

Из воспоминаний выпускницы Смольного института благородных девиц о гувернантках и классных дамах.

Содержание:

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO

Узнать больше

Воспитание полностью находилось в руках классных руководителей, которые были нашими основными наставниками и гидами в обучении. Эти профессионалы не только передавали знания, но и формировали личностные качества учащихся, помогая развивать их потенциал.

Дочь бедных родителей, завершив обучение в институте, искала работу гувернантки, что на тот момент было одним из немногих способов заработка для женщин. Альтернативой могла стать должность учительницы в пансионе, однако количество таких учебных заведений было крайне ограничено, и они не могли вместить всех желающих.

Институт редко принимал в свои ряды молодых девушек, что заставляло их после окончания курса начинать карьеру с гувернантства. Обладая ограниченными умственными и нравственными навыками, их образование сводилось к механическому запоминанию и переписыванию материалов. Эти девушки, не имея практического опыта и педагогического такта, не могли заинтересовать детей своим обучением и не справлялись с вызовами, которые ставили перед ними избалованные помещичьие дети. Таким образом, они сталкивались с трудностями в своей профессиональной деятельности, что подчеркивает необходимость более глубокого и разностороннего образования для будущих гувернанток.

Положение гувернантки в крепостнический период было крайне тяжелым, особенно для гувернанток-институток, которые часто оказывались неподготовленными к жизни. Перемещаясь с одного места на другое и испытывая многочисленные обиды и унижения, такие девушки стремились добиться статуса классной дамы после нескольких лет работы. Однако для этого им необходимо было зарекомендовать себя перед начальством во время обучения в институте.

В процессе гувернантства молодые женщины не обновляли свои знания, а, наоборот, часто становились озлобленными и нервными, что усложняло их дальнейшую жизнь. Окруженные молодыми воспитанницами, они испытывали зависть, наблюдая за их юностью и красотой. В этом возрасте каждая из них мечтала о взаимной любви, надеясь выйти замуж за богатых и знатных мужчин, которые будут их обожать. Однако мечты многих так и не сбывались, и вместо них приходили тяжелые зависимости и неволя.

Новые классные дамы, вступая в официальные отношения с воспитанницами, все чаще становились придирчивыми и строгими. Гувернантство не давало им нужного педагогического опыта, а если бы они его и приобрели, то не смогли бы использовать в учебном заведении, где действовали свои строгие правила и традиции, полностью отличавшиеся от семейной жизни.

Фото: выпускной альбом Елизаветинского института, 1914 г. / W. Uber

Классные дамы продолжали вести свою печальную жизнь, лишённую настоящей привязанности к воспитанницам, находившимся под их опекой. Спустя несколько лет службы они стали ассоциироваться с образом «старой девы» и пришли к пониманию, что жизнь обманула их надежды. Разочарование охватило их, и они начали думать лишь о собственном покое. Именно поэтому классные дамы так строго охраняли тишину и спокойствие, не позволяя шуму даже во время игр. Многие из них, невежественные и мелочные, проявляли придирчивость, становясь настоящими «фуриями» и «ведьмами», как их порой называли. В маленьких классах они грубо толкали девочек, навязывая им строгие правила. Со старшими ученицами они вели себя иначе, но наказывали за малейшие провинности: недостаточно глубокий реверанс, смех, оборванный крючок платья, спустившийся рукав или неправильную причёску. Эти мелкие придирки могли продолжаться бесконечно, отражая их недовольство и строгость.

Водовозова Е. Н. в своих мемуарах «На заре жизни» делится уникальными воспоминаниями и жизненным опытом. Книга, состоящая из двух томов, погружает читателя в мир, наполненный яркими событиями и значимыми встречами. Автор рассказывает о своих переживаниях, важнейших моментах и влиянии окружающей действительности на формирование личности. Мемуары являются не только личным свидетельством, но и ценным источником для изучения исторического контекста, в котором жила автор. Издание выполнено на высоком уровне и будет интересно как любителям мемуарной литературы, так и исследователям, стремящимся понять тонкости человеческой судьбы.

Контекст

Елизавета Водовозова (1844–1923) оставила безжалостную характеристику классных дам, о которых знала не понаслышке. В своих мемуарах она описывает несколько совершенно неуравновешенных женщин, с которыми ей довелось столкнуться в Смольном институте благородных девиц, где она училась в детстве и юности. Воспоминания Водовозовой охватывают период 1850-х — начала 1860-х годов, так как она окончила институт в 1862 году. Её старшая сестра Александра, обладая выдающимися умственными способностями и увлечением науками, получила образование в частном пансионе и работала гувернанткой в помещичьих семьях. Этот опыт оказался для неё тяжёлым, так как она сталкивалась с унижениями и домогательствами.

Изображение: Эмилия Шанкс, «Наём гувернантки», 1913 г. / Тюменский областной музей изобразительных искусств

Сёстры Водовозовы происходили из благородной семьи, но, по меркам дворян, их род считался бедным. Это было распространённым явлением среди высшего сословия, так как не все дворяне обладали доходными имениями и крепостными. Все скромные родительские средства предназначались единственному сыну, в то время как мать с детства готовила дочерей к необходимости самостоятельно зарабатывать на жизнь, если удачный брак не сложится. В тот период единственной уважаемой для женщин профессией была педагогика. Как отмечает Водовозова в своих мемуарах, выбор этой профессии не всегда основывался на призвании, а чаще всего определялся отсутствием других возможностей. Искренне любить учительскую деятельность было трудно, учитывая жестокую систему образования и унизительное положение, в котором часто оказывались учительницы и воспитательницы. Таким образом, этот выбор можно рассматривать как вынужденный брак, который не приносил удовлетворения.

До конца XIX века возможности для женщин в педагогической сфере были ограничены. Основными направлениями их работы оставались гувернантство для детей из богатых семей и роли классных дам в институтах благородных девиц и частных пансионах для девочек. Женщины не имели права преподавать даже в начальных классах мужских гимназий, а гимназии для девочек начали открываться лишь с середины XIX века. Однако даже там женщины не могли претендовать на должности учителей-предметников из-за недостатка образования. Разнообразие дисциплин и качество их преподавания в учебных заведениях для мальчиков и девочек существенно отличались, и мечты о поступлении в университет были недоступны для девушек. Предметное учительство на долгое время оставалось прерогативой мужчин, и женщины могли лишь обучать базовым навыкам чтения и письма, а также французскому языку, хотя многие семьи предпочитали нанимать гувернанток-француженок для более престижного образования.

Читайте также:

«Выйдет замуж — и науки в сторону»: Как женщины Российской империи добивались образования и боролись за диплом

В Российской империи женщины сталкивались с многочисленными препятствиями на пути к получению образования. Общество того времени считало, что главной целью женщины должно быть замужество, а не научная деятельность или профессиональное развитие. Тем не менее, многие женщины, несмотря на социальные предрассудки, стремились получить диплом и реализовать свои амбиции.

Женские образовательные инициативы начали развиваться в конце XIX века. Появление первых женских гимназий и возможность поступления в высшие учебные заведения стали значительными шагами к равенству в образовании. Общественные организации и движения поддерживали женщин, борющихся за право на образование, что способствовало изменению общественного мнения.

Среди первых женщин-докторов, инженеров и ученых были те, кто преодолел все трудности, связанные с получением диплома, и доказал, что женщины могут успешно заниматься наукой и профессиональной деятельностью. Их успехи вдохновили будущие поколения, показывая, что образование является важным аспектом жизни любой женщины.

Таким образом, борьба женщин за диплом в Российской империи стала важной частью истории феминизма и образовательных реформ, подчеркивая значимость равных возможностей для всех.

Гувернантки в пансионах часто воспринимались как прислуга. Их работа была сложной и подчинялась строгим правилам закрытых учебных заведений. Эти классные дамы почти не покидали стены учреждений и зависели от капризов директрис. Интересно, что «настоящими» учителями в этих учебных заведениях для девиц были исключительно мужчины, а роль женщин сводилась к воспитанию и надзору. Классные дамы должны были внимательно следить за поведением своих подопечных как в течение дня, так и ночью, поскольку спальня классной дамы располагалась рядом с будуаром девочек. Однако установить тёплые и доверительные отношения с ученицами было запрещено. Как отмечала Водовозова в своих мемуарах, такая близость считалась фамильярностью, и девочки могли обращаться к своим классным дамам только с формальными просьбами, напоминающими армейские команды: «Позвольте мне отправиться в музыкальную комнату для упражнений на фортепьяно».

Несмотря на все свои недостатки, этот вариант работы рассматривался как предпочтительный по сравнению с должностью гувернантки в чужих семьях, где приходилось сталкиваться с капризами и грубостью детей и их родителей. Кроме того, работать приживалкой в состоятельных семьях также не обеспечивало должного уважения и прав. Однако пансионов и институтов было недостаточно, и количество мест для желающих трудиться в этих заведениях не удовлетворяло спрос.

Со второй половины XIX века наблюдается значительный рост числа земских школ для бедных. Это предоставило женщинам новую возможность трудоустройства — стать учительницами в таких учреждениях. Однако на практике это означало переезд в деревню и обучение крестьянских детей за крайне низкое жалование. Непопулярность этой профессии среди мужчин подтверждается тем фактом, что их привлекали к такой работе, предлагая освобождение от военной службы.

Изучите также:

«Они не могли пожениться, так как оба зарабатывали всего по 15 рублей в месяц»

Похожая ситуация с карьерными возможностями существовала не только в России, но и по всей Европе. Примером служит роман Шарлотты Бронте «Джейн Эйр», в котором автор описывает мрачную атмосферу пансиона для девочек. Шарлотта знала о чем пишет, поскольку сама с сёстрами училась в таком заведении, а затем была вынуждена работать в небольшой частной школе-пансионе для девочек. Хотя в этой школе царила теплая и непринужденная обстановка, Шарлотта в своих письмах подруге признавалась, что ненавидит свою работу. Она согласилась на эту должность как на меньшее из двух зол, предпочтя школу работе гувернантки. Причина была проста — у неё не было других способов зарабатывать на жизнь.

Шарлотта испытывала раздражение из-за своих учениц, хотя они и ощущали к ней симпатию. Она задумывалась: неужели лучшие годы её жизни пройдут в этом ненавистном рабстве, где приходится подавлять гнев, вызванный ленью, апатией и поистине ослиной глупостью этих людей? Или ей придется принуждать себя к изображению безграничного терпения, покладистости и усердия? Эти мысли отражают её внутреннюю борьбу и непринятие ситуации, в которой она оказалась.

«Если бы эти девушки знали, как я их ненавижу, они бы не стремились к моему обществу с такой настойчивостью. Глупость, рутина, учебники и уроки — что общего между этим вздором и волшебным, безмолвным миром вымысла?» — с горечью размышляла она, имея в виду под «миром вымысла» своё писательство. Этот внутренний конфликт между обыденностью и творчеством подчеркивает важность литературы как способа самовыражения и бега от реальности. В своём творчестве она искала утешение и вдохновение, которое не могла найти в повседневной жизни.

Шарлотта Бронте оказалась в числе немногих успешных писательниц, чьи романы завоевали признание и принесли финансовую независимость, освободив её от нелюбимой работы. Однако её история является редким исключением. Большинство женщин, оказавшихся в роли учительниц, были вынуждены оставаться в этой профессии на протяжении всей жизни, если не выходили замуж. В таких условиях не стоит удивляться, что некоторые преподаватели проявляли жестокость по отношению к своим ученицам. Образовательная система того времени не только ограничивала возможности женщин, но и создавала напряженную атмосферу, что нередко отражалось на их поведении.

Читайте также:

Школы в дореволюционной России представляли собой уникальный аспект образовательной системы страны. В этот период существовало несколько типов учебных заведений, включая начальные, гимназии и университеты, которые отражали социальные и культурные изменения. Образование было доступно не всем слоям населения, и его качество варьировалось в зависимости от региона и статуса учебного заведения.

Дореволюционная Россия столкнулась с множеством проблем в сфере образования, включая нехватку квалифицированных учителей и недостаточное финансирование. В то же время в стране происходили значительные реформы, направленные на улучшение образовательной системы. Упор делался на изучение классических языков, математики и естественных наук, что способствовало развитию интеллигенции.

Школы также играли важную роль в формировании гражданской ответственности и патриотизма у молодежи. Несмотря на существующие ограничения, многие студенты добивались успеха и занимали значимые позиции в обществе. Дореволюционные учебные заведения заложили основы для будущей образовательной системы России, оставив неизгладимый след в истории страны.

Елизавета Водовозова, известная своим критическим взглядом на женщин в своих мемуарах, сама стала учительницей. Это история о призвании и преданности делу. В последний год её обучения в Смольном институте инспектором был назначен Константин Ушинский. За короткое время своего пребывания он существенно улучшил организацию учебного процесса в институте. Ушинский смог пробудить у учениц интерес к серьезной учебе и ввел дополнительные старшие педагогические классы для выпускниц. Эти классы предоставили возможность стать учительницами начальных классов, что открыло новые горизонты для молодых женщин и способствовало развитию образования в России.

Елизавета Водовозова завершила обучение в учебном заведении и заинтересовалась педагогическими взглядами Ушинского, которые были довольно необычны для своего времени. Она усвоила от своего известного наставника концепцию о том, что процесс обучения и воспитания можно сделать более гуманным, учитывая естественные законы развития ребенка. Водовозова активно делилась своими идеями, публикуя просветительские книги, посвященные новым подходам в педагогике. Ее работы способствовали распространению более современных и человечных методов обучения.

Личная жизнь Елизаветы Водовозовой, в отличие от судеб многих гувернанток и классных дам, сложилась удачно. Она вышла замуж за Василия Водовозова, который также был педагогом и единомышленником Ушинского. Их союз стал примером гармонии и совместного вдохновения в педагогической деятельности.

Чтение является важной частью саморазвития и получения новых знаний. Оно позволяет расширять кругозор, улучшать словарный запас и развивать критическое мышление. Независимо от жанра, книги способны вдохновить и мотивировать на новые достижения. Важно выбирать качественный контент, который соответствует вашим интересам и потребностям.

Регулярное чтение также способствует улучшению концентрации и памяти. Исследования показывают, что погружение в текст помогает активизировать умственные процессы и повышает уровень эмпатии. Если вы хотите улучшить свои навыки чтения, попробуйте установить определенное время для чтения каждый день.

В современном мире доступ к информации стал проще, чем когда-либо. Используйте различные форматы, такие как электронные книги, аудиокниги и статьи в интернете, чтобы разнообразить свой опыт. Не забывайте делиться своими впечатлениями о прочитанном с другими, это поможет укрепить знания и получить новые перспективы.

Чтение не только развлекает, но и обогащает, делая вас более образованным и осведомленным человеком. Выбирайте книги, которые действительно интересны, и наслаждайтесь процессом.

  • Сколько зарабатывали и как жили учителя в Российской империи
  • Елизавета Водовозова — о том, как учились и сдавали экзамены в Смольном институте
  • Былое: «Чтение в институте не поощрялось»
  • Когда в российских университетах появились первые преподавательницы
  • Мария Монтессори: кратко о её педагогическом подходе, судьбе и славе

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать подробнее