Былое: как будущий знаменитый писатель получил кол за сочинение и стал второгодником / Skillbox Media
Но это оказалось даже к лучшему. История из воспоминаний Ивана Шмелёва о двух его гимназических учителях словесности.
Содержание:
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать большеВ первом классе гимназии меня прозвали «римским оратором» за постоянные разговоры. Эта кличка прочно закрепилась за мной на долгое время. На уроках меня часто оставляли после занятий на полчаса за чрезмерную болтовню.
Это был период, который можно назвать дописьменным в истории моего творчества. Вскоре за ним последовал и «письменный» этап, который открыл новые горизонты для моего писательства.
В третьем классе я увлекся романами Жюля Верна и написал длинное стихотворение о путешествии наших учителей на Луну на воздушном шаре, созданном из огромных штанов нашего латиниста «Бегемота». Моя поэма вызвала большой интерес и даже была прочитана восьмиклассниками. В конечном итоге она попала к инспектору. Я помню, как в пустом зале, где за окнами высился иконостас, а в углу находилась 6-я гимназия с изображением Спасителя, мне вручил строгий Баталии. Высокий, худощавый мужчина с рыжими бакенбардами тряс над моей головой тонким пальцем с острым ногтем и произносил свои слова с ужасным свистящим акцентом, словно самый холодный англичанин.
Необходимо отметить, что такое поведение, как неуважительное отношение к людям старшего поколения, включая наставников и учителей, является недопустимым. Особенно это касается нашего уважаемого Михаила Сергеевича, сына выдающегося историка. Он заслуживает уважения и почитания за свой опыт и знания. Педагогический совет принимает решение, основываясь на ценностях уважения и взаимопонимания, которые необходимо сохранять в образовательной среде.
За создание данной «поэмы» я получил значительный гонорар — на шесть часов работы в воскресенье, что стало для меня первым опытом в этой сфере.
Мои первые шаги в литературе были долгими, но именно сочинения стали для меня настоящим источником вдохновения. С пятого класса я достиг таких высот, что в одном из своих трудов о храме Христа Спасителя затронул творчество поэта Надсона. Я стремился передать те чувства духовного подъема, которые испытываешь, находясь под величественными сводами, где Саваоф парит «как в небе». В этот момент в памяти всплывают вдохновляющие строки нашего выдающегося поэта, который умел передать глубокую печаль и надежду.
Дорогой друг, мой брат, уставший и страдающий, я понимаю, что ты переживаешь непростые времена. Жизнь порой ставит перед нами тяжелые испытания, и важно помнить, что мы не одни в своих страданиях. Поддержка близких людей может стать опорой в трудный период. Давай вместе найдем пути, чтобы преодолеть сложности и восстановить силы. Помни, что каждый день — это новый шанс на улучшение и перемены. Мы способны справиться с любыми трудностями, если будем действовать вместе.
Кто бы ты ни был, не теряй уверенности в себе. Важно помнить, что каждый из нас сталкивается с трудностями и вызовами. Не позволяй негативным мыслям подавлять тебя. Поддерживай внутренний баланс и ищи вдохновение вокруг. Вера в себя и свои силы поможет преодолеть любые преграды и достичь поставленных целей. Помни, что трудности — это лишь временные препятствия на пути к успеху.
Пусть неправда и зло продолжают господствовать. В современном мире мы сталкиваемся с множеством вызовов, когда ложь и нечестность становятся обычным делом. Это вызывает недовольство и способствует распространению негативных тенденций в обществе. Необходимо осознавать, что борьба с неправдой и злом требует от нас активных действий и стремления к правде. Важно поддерживать честность и справедливость, чтобы создать гармоничное общество, свободное от негативных влияний. Только совместными усилиями мы можем противостоять злоупотреблениям и восстановить доверие между людьми.
Над очищенной слезами землёй.
Баталии вызвал меня к кафедре и, размахивая тетрадкой, начал с ярким свистом выражать свои недовольства.
— Что это такое? Не стоит читать книги, которые не входят в университетскую библиотеку! У нас есть Пушкин, Лермонтов, Державин, но вашего Надсона нет. Кто он такой? Вам дана тема о Храме Христа Спасителя, а вы приводите совершенно неуместные стихи о «страдающем брате». Это вздор! Я бы поставил вам четверку, но ставлю три с минусом. Зачем здесь какой-то «философ»? Вы даже не можете правильно написать слово «философ», ставите «в» в конце. И, кстати, это был Смайс, а не Смальс, что в переводе означает «свиное сало». Ни он, ни ваш Надсон не имеют никакого отношения к Храму Христа Спасителя. Три с минусом! Размышляйте над своим подходом.
Я открыл тетрадь и попытался отстоять свою точку зрения.
Николай Иваныч, у меня есть небольшое лирическое отступление, подобное тому, что делал Гоголь.
Николай Иваныч резко потянул носом, и его рыжие усы приподнялись, открывая зубы. Его зеленоватые, холодные глаза уставились на меня с выражением усмешки и презрения, от чего во мне все похолодело. Мы все знали, что это — его улыбка, напоминающая лисицу, перегрызающую горлышко петушку.
— Ах, вот вы как… Гоголь! Или, возможно, гоголь-моголь? Вот как… — и снова настойчиво потянул носом. — Передайте мне тетрадку…
Он перечеркнул три с минусом и нанес сокрушительный удар — колом. Я получил кол и оскорбление. С тех пор я возненавидел как Надсона, так и философию. Этот кол негативно сказался на моей пересадке и среднем балле, что привело к тому, что меня не допустили к экзаменам, и я остался на второй год. Однако я понял, что всё это обернулось к лучшему.
Я оказался под руководством удивительного словесника, Фёдора Владимировича Цветаева, который подарил мне свободу в творчестве: пиши так, как тебе хочется. Эта возможность раскрыла во мне новые грани, позволила экспериментировать с языком и формами. Я начал осознавать, что литература может быть не только средством выражения, но и площадкой для самовыражения, где каждая строка отражает индивидуальность автора. Вдохновленный его подходом, я погрузился в мир слов, открывая для себя бесконечные возможности творчества.
Я с увлечением записывал свои мысли на тему природы. Писать впечатляющие сочинения на поэтические темы, такие как «Утро в лесу», «Русская зима», «Осень по Пушкину», «Рыбалка», «Гроза в лесу», было настоящим удовольствием. Это было совсем не то, что предлагал Баталии: не «Труд и любовь к ближнему как основы нравственного совершенствования», не «Чем замечательно послание Ломоносова к Шувалову „О пользе стекла“» и не «Чем отличаются союзы от наречий». Фёдор Владимирович, медлительный и задумчивый, с легкой улыбкой, любил слово. Он мог с неподдельным интересом прочитать строки Пушкина, вызывая восторг даже у таких, как Данилка, прозванного Сатаной, который тоже начинал ощущать глубину поэзии. Природа вдохновляет и пробуждает чувства, и в этом контексте поэзия становится ключом к пониманию красоты окружающего мира.
Он оценивал мои «рассказы» на пятёрки, иногда добавляя три креста, что выглядело особенно выразительно. Указывая пальцем на мою голову, словно вбивая в сознание, он с торжеством произнес:
Мужчина, обратите внимание, некоторые люди пишут «мушчина», как, например, зрелый мужчина Шкробов. У вас есть что-то особенное, некая «шишка». Вспомните притчу о талантах.
На прощание я обменялся карточками с единственным из своих наставников. Его похороны стали для меня тяжёлым испытанием, и я не мог сдержать слёз. Он до сих пор остаётся в моём сердце.
И. С. Шмелёв в своих воспоминаниях «Как я стал писателем» делится личным опытом и размышлениями о своем пути в литературу. Он описывает, как постепенно формировалось его творческое восприятие, какие события и знакомства оказали на него влияние. Шмелёв рассказывает о своих первых произведениях, о трудностях, с которыми столкнулся на начальном этапе карьеры, и о том, как его литературный стиль развивался со временем. В его воспоминаниях можно увидеть, как важна для писателя поддержка окружающих и как значимо стремление к самовыражению. Эти воспоминания являются не только автобиографией, но и вдохновляющим источником для тех, кто ищет свой путь в литературе. Шмелёв акцентирует внимание на том, что каждый писатель проходит свой уникальный путь, и важно оставаться верным своим убеждениям и чувствам.
Контекст
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950) — выдающийся русский писатель, которому Александр Куприн присвоил титул последнего мастера, способного передать богатство, мощь и свободу русского языка. В советский период творчество Шмелёва оказалось в тени, но начиная с 1990-х годов, его произведения начали заново привлекать внимание читателей. Романы «Лето Господне», «Солнце мёртвых» и «Старый Валаам» вновь стали популярными и востребованными, что свидетельствует о возрождении интереса к его литературному наследию. Шмелёв продолжает вдохновлять современных авторов и читателей, а его работы являются важным вкладом в русскую литературу.
Шмелёв открыл для себя литературу, которая стала главной любовью и призванием его жизни, во время учебы в гимназии. Он происходил из небогатой и не слишком образованной купеческой семьи, и в его детстве было всего три книги: Евангелие, азбука и атлас по естественной истории. С поступлением в гимназию ему стала доступна литература. Начинал он с произведений Жюля Верна и Майна Рида, но вскоре открыл для себя Пушкина и Толстого, что произвело на него глубокое впечатление. Шмелёв вспоминал, как, закончив чтение «Войны и мира» в шестом классе, он впервые осознал величие и глубину литературного творчества. Он отметил, что писатель — это величайшее, что существует на земле и в людях, и испытывал благоговение перед словом «писатель».
В гимназии он начал свои первые шаги в писательстве. На начальных этапах, в младших классах, его талант проявлялся в устных рассказах — юный Ваня умело увлекал друзей своими историями, которые они с нетерпением просили повторить. Благодаря этому он заработал репутацию болтуна среди учителей, за что не раз подвергался наказаниям. Позже, когда Ваня начал писать, его популярность в гимназии возросла благодаря юмористической поэме о путешествии учителей на Луну на воздушном шаре, сделанном из необычайно больших штанов преподавателя латыни. Это произведение принесло ему не только признание, но и вдохновило других учеников на творческие эксперименты.
Юный Шмелёв, несмотря на комичность ситуации, серьёзно увлёкся писательством. Его увлечение стало настолько сильным, что он даже подумывал о том, чтобы оставить гимназию. В своей автобиографии он делится воспоминаниями об этом периоде своей жизни.
Я решил полностью посвятить себя литературе, оставив учебники в стороне и начав путь самообразования. Ночью я писал, а днём, притворяясь больным, проводил время на кровати, погружаясь в чтение. Это было состояние, далеко выходящее за рамки обычной жизни. В этот период я работал над романом, отражающим сибирскую действительность, писал стихи к тридцатилетию освобождения крестьян и создавал драму, в которой главные герои страдали от чахотки. Это продолжалось около двух недель, и в результате мне угрожали исключением из гимназии за пропуски. Учебное заведение стало мне ненавистно, и я объявил о своём решении учиться самостоятельно.
Мне пришлось подчиниться обстоятельствам, и я прекратил своё писательское занятие. Лишь в восьмом классе меня вновь захватила страсть к творчеству. Я создал рассказ на основе народной жизни под названием „У мельницы“, который был опубликован в толстом журнале „Русское обозрение“. Этот опыт стал важной вехой в моём литературном пути и вдохновил меня на дальнейшее развитие в писательстве.
Иван Шмелёв короткое время учился в 1-й московской гимназии, расположенной рядом с храмом Христа Спасителя. Эта гимназия пользовалась высокой репутацией, на одно место претендовало около 400 человек. Ваня поступил туда в возрасте 11 лет, но не смог адаптироваться. Учёба в этой школе стала для него настоящим испытанием и оставила глубокую травму на всю жизнь. Он вспоминал: «Здесь меня точно прихлопнуло. Меня подавили холод и сушь. Это самые тяжёлые годы в моей жизни — первые годы в гимназии. Трудно говорить об этом. Холодные, бездушные люди. Слёзы. Много слёз, как ночью, так и днём, много страха». Учёба давалась ему с трудом, вероятно, из-за удушающей атмосферы. Он часто получал низкие оценки, что ещё больше усугубляло его состояние.
После трех месяцев учебы мать перевела Ваню в 6-ю московскую гимназию, расположенную в здании, где сегодня находится Научная педагогическая библиотека имени К. Д. Ушинского. В новой гимназии дела мальчика значительно улучшились, он стал более активным и заинтересованным в учебе. В итоге Шмелёв почти закончил гимназию с медалью, не хватив всего полбалла для её получения. Однако в пятом классе ему пришлось остаться на второй год. Причиной этого стало неудачное выступление на уроке словесности, где учитель не оценил «авторский приём» юного писателя в сочинении о храме Христа Спасителя. Этот опыт стал важным этапом в его становлении как автора и повлиял на его дальнейшую творческую карьеру.
В данном эпизоде речь идет о Николае Ивановиче Баталии, учителе и инспекторе (фактически завуче), о котором, кроме воспоминаний Шмелёва, не сохранилось значительных следов в истории. Однако следующий преподаватель словесности, к которому попал Иван после того, как остался на второй год в пятом классе из-за строгих требований Баталии, стал значительно более известной фигурой, чем его предшественник. С этим учителем будущему писателю повезло гораздо больше, и это оказало заметное влияние на его дальнейшее развитие.
Учителем Фёдора Владимировича Цветаева был дядя выдающейся поэтессы Марины Цветаевой. Он также является родным братом Ивана Владимировича Цветаева, который известен как филолог, искусствовед и основатель Музея изящных искусств, ныне известного как Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Эта связь между выдающимися личностями подчеркивает важность семейных традиций в сфере культуры и образования.
Фёдор Владимирович посвятил свою жизнь преподаванию и стал любимым учителем для многих своих учеников, включая девушек в женской гимназии. Его внезапная и ранняя кончина в 1901 году вдохновила коллег и учащихся на издание книги воспоминаний о нём, что подтверждает его влияние и значимость в образовательной сфере. Во вступлении книги отмечается: «Его личность в течение всей его педагогической службы окружена была неизменной любовью». Иван Шмелёв, сохранивший светлую память о своём учителе до конца жизни, является ярким примером того, как глубокое воздействие учителя может оставить след в сердцах учеников.
Изучите дополнительные материалы:
- Былое: бутылка воды из реки Лимпопо и прочие приёмы учителя-оригинала
- «Летающий шар производил всеобщее оживление». Как Циолковский вёл уроки
- Как Корнея Чуковского исключили из гимназии за чужой дневник
- Былое: как Чехов сдавал выпускные экзамены в гимназии
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее