Образование #Статьи

4 июля, 2025

Былое: как Корнея Чуковского исключили из гимназии за чужой дневник / Skillbox Media

На примере этой истории видно, насколько несправедливыми бывали наказания и какой культ отметок царил в дореволюционных гимназиях.

Содержание:

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO

Узнать больше

На этой неделе Зюзя столкнулся с проблемой: он получил две единицы по предметам, которые он не запомнил. Эти оценки были внесены в его школьный дневник классным руководителем Флеровым. Зюзе необходимо было показать дневник отцу для получения подписи. Однако, его отец, владелец ресторана у Воронцовского сада, угрожал ему физическим наказанием за первую низкую оценку. В поисках решения, Зюзя, следуя совету своего друга Тюнтина, решил подправить оценки в дневнике, заменив обе единицы на четвёрки. Это было достаточно просто, и отец Козельского, не заметив подмены, с радостью подписал фальшивые четвёрки.

Зюзя оказался неопытным жуликом. Когда ему потребовалось преобразовать четвёрки «назад» в единицы для классного наставника, он неумело стер дополнительные черточки перочинным ножом. В результате появились две дырки вместо ожидаемого результата.

Изображение: Андрей Попов, «Школьный учитель», 1854 г. / Государственная Третьяковская галерея

Что делать, если наставник заметит серьезные ошибки? В таком случае Зюзе лучше не возвращаться домой. Ей необходимо избавиться от улик.

Вечером, по совету Тюнтина, Зюзя решил навсегда похоронить свои плохие оценки в глубокой могиле, откуда они не смогут воскреснуть. Он незаметно пробрался в гимназический сад, выкопал небольшую яму под акацией, так как почва была жесткой и каменистой, и закопал там свой многострадальный дневник. Зюзя был уверен, что, если он заявит о пропаже дневника, ему немедленно выдадут новый, без плохих оценок и замечаний. Тогда он сможет начать новую жизнь, полную светлых перспектив и возможностей.

Единственным свидетелем этих тайных похорон дневника был пёс по кличке Эсхил, представитель породы ньюфаундленд. Эсхил принадлежал Шестиглазому, который каждое воскресенье совершал прогулки с ним по приморской аллее, держа незажжённую сигару во рту. Добрые, человечьи глаза Эсхила смотрели на Зюзю с искренним братским сочувствием.

Этот ласковый пес, который так приветливо вилял своим добрым хвостом, предал Зюзю, проявив себя как последний подлец.

Как только Зюзина работа была завершена, она покинула место с чувством удовлетворения. В это время собака, проявив свою природу, разрыла могильную насыпь и достала похороненный под ней дневник. Не осознавая всей серьезности своего поступка, она с радостью побежала к Шестиглазому, радостно помахивая хвостом, и положила находку к его ногам. Теперь дневник оказался в руках Шестиглазого, покрытый землёй, измятый и порванный. Шестиглазый с иронией махал им перед носом Козельского, угрожая ему суровыми последствиями, вплоть до каторги в Сибири.

Корней Чуковский в произведении «Серебряный герб» создает уникальную атмосферу, полную волшебства и приключений. Сюжет погружает читателя в мир фантазий, где основная тематика касается силы и значения герба как символа. В этом произведении автор мастерски передает идеи о мужестве, чести и важных моральных ценностях. Чуковский использует яркие образы и выразительные метафоры, чтобы подчеркнуть важность идентичности и принадлежности. «Серебряный герб» не только увлекательное чтение, но и глубокая аллегория на тему поисков своего места в мире. Это произведение продолжает вдохновлять читателей, поднимая вопросы о личной ответственности и стремлении к справедливости.

Контекст

Николай Корнейчуков, впоследствии ставший известным советским и российским детским писателем Корнеем Чуковским, учился в одесской гимназии в конце 1880-х и начале 1890-х годов. Обучение в гимназии было платным и требовало значительных усилий от его матери. Она была крестьянкой по происхождению и самостоятельно воспитывала двоих детей, работая прачкой и мечтая обеспечить им лучшее будущее. Однако, несмотря на её старания, Николаю не удалось завершить обучение: после пятого класса его отчислили. Этот ранний опыт, возможно, повлиял на его творчество и стремление к литературной деятельности в будущем.

Изображение: Public Domain

Автобиографическая повесть Корнея Чуковского «Серебряный герб» подробно описывает важные события его жизни. В ней ключевую роль играет персонаж по прозвищу Шестиглазый, который является директором гимназии. Это прозвище он получил за свою привычку носить пенсне поверх обычных очков. В повести также фигурируют Зюзя и Тюнтин, одноклассники Чуковского, которые вносят свой вклад в его школьные воспоминания. «Серебряный герб» не только рассказывает о детских годах автора, но и отражает атмосферу того времени, помогая понять влияние, оказавшееся на формирование его личности и творчества.

Зюзя провёл два дня подряд по четыре часа в карцере из-за инцидента с дневником. Тюнтин, который подговорил Зюзю исправить оценки, остался безнаказанным. В то же время Корнейчукова-Чуковского исключили из гимназии, обвинив его в подстрекательстве к «преступлению». Чуковский утверждал, что ситуация с дневником стала лишь предлогом, а истинной причиной его исключения было низкое социальное происхождение. Эта история поднимает важные вопросы о справедливости и предвзятости в образовательной системе.

Страх Зюзи перед наказанием за плохую отметку стал первопричиной событий, описанных в этой повести. Действие происходит в последние годы двадцатого века, когда активно обсуждались проблемы школьной оценки. Критики образовательной системы, обвиняя её в формализме и схоластичности, утверждали, что обучение сводится к борьбе за баллы. Учителя и родители вместо реальных знаний требуют от гимназистов лишь высоких цифр в дневниках. Педагог Владимир Стоюнин отмечал: «Для жизни гимназиями давалось много ненужных знаний, для университетов слишком мало, а в результате и там, и там обучались люди с недостаточным развитием. Преподаватели гимназий занялись борьбой с учениками за баллы; баллопромышленничество поглощало всю их деятельность». Это выражение «баллопромышленничество» подчеркивает, что образовательная система превратилась в индустрию, производящую баллы, и намекает на коррупционные практики, когда учителя могли вымогать деньги за высокие оценки. Таким образом, проблема оценки в образовании требует более глубокого анализа и переосмысления подходов к обучению, чтобы избежать превращения знаний в формальный балл.

Изучайте дополнительные материалы:

Дурные баллы негативно влияют на развитие учащихся. Конструктивная критика и поддержка важнее, чем система оценок. Циолковский подчеркивал, что образование должно способствовать развитию творческого мышления, а не лишь запоминанию информации. Отметки могут подавлять инициативу и мотивацию, что противоречит истинной цели обучения. Важно переосмыслить подход к оцениванию и создать среду, в которой каждый ученик сможет проявить свои способности.

Иван Митрофаныч утверждает, что Шестиглазый является самым безжалостным и смелым хабарником, а также самым известным в городе. Когда жители хотят осудить крупного взяточника, они говорят: «Он дерёт, как Бургмейстер». По словам Митрофаныча, у Шестиглазого налажена успешная торговля отметками. У него даже имеется своя шкала цен: за тройку — определённая сумма, за четвёрку — дороже, а за пятёрку — цена ещё выше. Особенно активно эта схема работает в последние месяцы учебного года, когда подводятся итоги. Чуковский описывает эту ситуацию в своей работе «Серебряный герб», подчеркивая, как коррупция проникает в образовательную систему.

Пятибалльная система, использовавшаяся в дореволюционных гимназиях, имела свои особенности по сравнению с современной. Тройка считалась вполне удовлетворительной оценкой, тогда как двойка указывала на то, что ученик проявил некоторые усилия, но не смог достичь необходимого уровня из-за недостатка усердия или природных способностей. Важно отметить, что итоговые двойки по ряду предметов не препятствовали выпускникам гимназий в получении аттестата и поступлении в университет. Наиболее низкой оценкой считалась единица, а также двойка, полученная по таким предметам, как Закон Божий, российская словесность, латинский и греческий языки, арифметика и алгебра. Эти предметы имели особую значимость, и оценка по ним могла существенно повлиять на дальнейшее образование ученика.

В повести Чуковского представлен уникальный пример «баллопромышленничества», придуманный его одноклассником, финансовым гением Аристидом Окуджаллой. Окуджалла разработал оригинальную систему страховки для своих друзей от плохих отметок. Перед каждым важным уроком желающие могли внести по «пятаку» в общую кассу. Если страхуемого не вызывали к доске, его «пятак» оставался у него. В случае неудачи, когда ученик получал двойку или единицу, ему выплачивалось «страховое возмещение» в виде нескольких «пятаков» из кассы. Если же ученик получал удовлетворительную оценку, его монета оставалась в кассе, вероятно, до следующего урока с риском. Окуджалла также удерживал небольшой процент от собранных средств. Его бизнес процветал, поскольку физические наказания за плохие оценки были обычным делом, а выигранные деньги хоть немного помогали смягчить последствия неудач в учебе.

Чуковский утверждал, что директор гимназии, исключая несколько невинных детей, руководствовался так называемым «циркуляром о кухаркиных детях». Этот документ, принятый в 1887 году министром просвещения графом Деляновым, рекомендовал не принимать в гимназии детей таких социальных категорий, как кучеры, лакеи, повара, прачки и мелкие лавочники, за исключением тех, кто проявляет выдающиеся способности. У Чуковского и его исключённых друзей было простое происхождение, в то время как главный герой этой истории — Зюзя — был сыном директора ресторана, а Тюнтин — сыном подполковника. Данная ситуация поднимает важные вопросы о социальной справедливости и доступе к образованию в России того времени.

Отчисление Корнея Чуковского из гимназии, безусловно, вызывает вопросы о его справедливости, а трактовка событий той эпохи также не лишена сомнений. Циркуляр Делянова, вызвавший резкую критику среди современников, применялся не во всех учебных заведениях. После 1897 года, хотя документ официально не был отменён, его действие фактически прекратилось, как отмечает историк И. В. Зубков. Учитывая, что Чуковский, родившийся в 1882 году, поступил в гимназию в период действия циркуляра, можно сделать вывод, что запрет на приём «простолюдинов» соблюдался не строго. Это говорит о том, что необходимость отчислять таких учеников не была очевидной. Вероятно, причина отчисления Чуковского заключалась не только в циркуляре, но и в его собственных проказах, о которых он упоминает в своей повести, что добавляет глубину к пониманию его личности и обстоятельств того времени.

«Серебряный герб» впервые был опубликован в 1938 году, в период масштабных репрессий, что придаёт особое значение контексту его появления. В это время Корней Чуковский, вероятно, стремился подчеркнуть классовую дискриминацию, существовавшую в его дореволюционной жизни. Создание корректной биографии в тех условиях стало вопросом выживания и сохранения собственного имени в истории.

Групповой снимок учащихся мужской гимназии, 1899 г.Фото: de Jongh Fréres / МАММ / МДФ / История России в фотографиях

Исключение из гимназии не оказало негативного влияния на биографию Чуковского, а наоборот, способствовало формированию его уникальной личности. Оказавшись без учебы, он стал помощником маляра. Однако прежде чем приступить к работе, каждое утро он рисовал на крышах английские слова мелом, изучая их по купленному за небольшую сумму самоучителю. Это стремление к знаниям и самосовершенствованию стало важной частью его пути к успеху и развитию как писателя и личности.

Увлечение английским языком открыло для Корнея Чуковского двери в мир литературы. В возрасте 23 лет он стал лондонским корреспондентом газеты «Одесские новости», что стало отправной точкой для его карьеры переводчика и писателя. В 1907 году он выпустил свои первые переводы произведений Уолта Уитмена, что привлекло внимание к его таланту и обеспечило ему признание в литературных кругах.

Посетите наш раздел с дополнительной информацией.

  • История первой двойки маленького гимназиста
  • Лев Толстой — о неправильной школе
  • Как Чехов сдавал выпускные экзамены в гимназии
  • 10 фактов о дореволюционной школе

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать подробнее