Образование #Статьи

4 июля, 2025

Былое: как профессора о дровах заботились / Skillbox Media

Из дневника дореволюционного преподавателя — о том, как университеты выживали в дни распада Российской империи.

Содержание:

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO

Узнать больше

7 ноября 1915 года является значимой датой в истории. В этот день произошли важные события, которые оказали влияние на общество и политику того времени. Мировая война, бушевавшая в это время, привела к изменениям в стратегиях и альянсах стран. Важно отметить, что события 7 ноября стали поворотным моментом для многих наций, что отразилось на их дальнейших действиях. Эта дата также стала символом надежды и борьбы за свободу для многих народов. Изучение событий, связанных с 7 ноября 1915 года, помогает лучше понять контекст мировой истории и последствия, которые они имели для будущих поколений.

Суббота. После лекции состоялась беседа с И. И. Ивановым о внешней политике России в XIX веке, а затем прошло заседание Совета, на котором М. К. Любавский представил отчет о своей поездке в Петроград, связанной с проблемами поставок топлива. В ходе встречи он сообщил, что в Петрограде ему было отказано в решении всех вопросов. Гензель, помощник П. И. Новгородцева, ответственного за топливо, описал сложную ситуацию: в лесах имеется достаточное количество дров, однако их вывоз затруднен из-за отсутствия корма для лошадей — весь овес был реквизирован. В Донецком бассейне существует избыток каменного угля, но его также не удается вывозить из-за нехватки вагонов. Кроме того, отмечены случаи злоупотреблений. Слушая эти доклады, профессор Розанов выразил беспокойство, отметив, что ему становится холодно, хотя температура в зале, наполненном 51 человеком, едва достигала 12 градусов. Несмотря на все трудности, участники заседания надеются, что ситуация в конечном итоге наладится.

Иногда возникают ситуации, когда кажется, что выхода нет, но человек находит способ выбраться из трудностей. Так происходит и с Университетом. Уже приобретено шесть лошадей, и теперь Университет самостоятельно будет заниматься транспортировкой дров со станций. Вечером дома ощущалась усталость.

Богословский М. М. в своих дневниках (1913–1919) предоставляет уникальный исторический материал, который хранится в Государственном историческом музее. Эти записи являются ценным источником информации о социально-политической жизни России в начале XX века. Ответственный редактор С. О. Шмидт собрал и подготовил к публикации этот важный архивный документ, который поможет исследователям и интересующимся историей лучше понять события того времени. Издание вышло в 2011 году и продолжает быть актуальным для изучения истории России.

Контекст

Автором этих хроник является Михаил Михайлович Богословский (1867–1929), видный представитель московской школы историков и ученик знаменитого историка Василия Ключевского. С 1911 года он занимал должность заведующего кафедрой русской истории Московского университета. Дневники содержат записи, сделанные в кризисные годы, охватывающие период с июля 1915 года по ноябрь 1917 года. Эти хроники представляют собой важный источник для изучения истории России в эпоху революционных изменений, предоставляя уникальный взгляд на события того времени.

Учёный не разделял эйфории относительно революционных событий, считая их беспорядками, которые ведут к ещё большим проблемам. В его записях регулярно фиксируются различные эпизоды этих беспорядков. То из-за остановки трамваев он не может вовремя добраться до лекции, то из-за уличных волнений студенты не появляются на занятия. Тем не менее, образовательный процесс продолжался.

Фото: МАММ / МДФ / История России в фотографиях

Спустя два дня после публикации Богословского, в которой он делится трудностями вывоза дров, супруга известного историка Сергея Фёдоровича Платонова описывает аналогичную ситуацию в Петроградском университете.

Не хватает лошадей и телег для организации перевозок. Ломовики требуют 10-12 рублей за каждый воз при транспортировке от вокзала до университета. В связи с этим университет принял решение создать собственный обоз. Однако для этого необходимо собрать запасы сена и овса, что также вызывает значительные сложности.

Зимой Богословский регулярно отмечает в своём дневнике низкие температуры в аудитории: иногда в помещении не превышает 10 градусов тепла, а порой он читает лекции «при температуре Северного полюса». Холод в университете становится привычным явлением, и на занятиях присутствует всего 5-10 студентов. Профессор объясняет низкую посещаемость тем, что иногородние студенты не могут добраться до Москвы из-за высоких цен, а местные заняты различными службами в земских и городских союзах. В условиях Первой мировой войны нарастают революционные волнения, в Москве наблюдается нехватка хлеба, и у людей возникает множество других забот, мешающих учёбе. Неудивительно, что перспектива сидеть в неотапливаемом помещении при 20-25 градусах мороза за окном также влияет на желание студентов посещать занятия. Например, в день, когда, по мнению профессора, в университете «очень тепло» — +14 °C, на лекции приходит более 30 человек.

После революции проблемы с отоплением в зимний период остались актуальными. Чтобы справиться с холодом, жители использовали переносные чугунные печки на ножках, трубы которых часто выводились прямо в окно. Знаменитые буржуйки нередко топили дореволюционной мебелью, так как другого топлива не было. Например, вымышленный профессор зоологии из повести Михаила Булгакова «Роковые яйца» в 1920 году проводит лекции для восьми слушателей при отрицательных температурах. Вернувшись домой, он греется у печки, которую топят «золочёными стульями». После перенесенного воспаления легких профессор продолжает занятия «в калошах, шапке с наушниками и в кашне, выдыхая белый пар». Этот образ vividly иллюстрирует трудности, с которыми сталкивались люди в те времена, и подчеркивает важность отопления в жизни каждого человека.

Документальные хроники того времени представляют собой поистине сюрреалистичное зрелище. Согласно анонимным воспоминаниям профессора юридического факультета Харьковского университета, в аудиториях при порывах ветра поднимался дым от буржуйки, заполняя пространство. В этом дыму тускло мерцали керосиновые лампы, известные как «коптилки». Студенты, не снимая своих изношенных шуб и пальто, сидели в ожидании лекций, а валенки на ногах считались настоящей роскошью. Тот период оставил заметный след в памяти людей, отражая тяжелые условия жизни и учёбы.

Самым комфортным, вероятно, был студент, который постоянно находился рядом с буржуйкой, следя за тем, чтобы дрова не заканчивались. Но как же происходила добыча этих дров?

Читать также:

Когда-то мы полагали, что вы принадлежите к буржуазии. Однако, узнав о вашем статусе профессора, наши взгляды изменились.

Учебным заведениям пришлось самостоятельно организовывать не только транспортировку, но и заготовку древесины. Об этом упоминает харьковский профессор в своих воспоминаниях. В нескольких километрах от города университету был выделен участок леса, куда профессора отправились на вырубку. Описание этой экспедиции поражает своим трагикомизмом: ученые, не подготовленные к такой физической работе, вооружились тупыми государственными топорами. В зимних шапках, которые не могли обеспечить должного тепла, поскольку меховые были обменены на продукты питания, они, подпоясанные верёвками и цветными поясами, отправились в лес с определенной торжественностью.

Лес был окутан серебристым светом, представляя собой величественную и тихую силу. В этом молчаливом величии собралась наша профессорская группа, чтобы сразиться за тепло, которое могли подарить нам эти роскошные дубы. Мы пришли, вооруженные лишь скромными средствами, чтобы вступить в борьбу с холодом.

— Как жаль, что приходится рубить такой лес, — произнес профессор римского права, чья наука не нашла применения в социалистическом университете. У него была внушительная профессорская борода, и он обладал благородной осанкой, хотя его одеяние не соответствовало его статусу. На его почтенной бороде сверкают и играют сосульки.

Профессора и доценты не смогли справиться с дубами, и в итоге им на помощь пришли местные деревенские мужчины, обладающие необходимыми навыками и хорошими инструментами. Их помощь не была бескорыстной; они договорились делить дрова пополам, что считалось незаконной «контрреволюционной» сделкой. Важно, что университет получил необходимое топливо для своих нужд.

Чтение является важным аспектом личного развития и обогащения знаний. Оно помогает расширить кругозор, улучшить навыки и повысить уровень понимания различных тем. Регулярное чтение книг, статей и исследований способствует развитию критического мышления и аналитических способностей. В современном мире доступ к информации стал более простым благодаря интернету, что делает чтение еще более доступным и разнообразным. Используйте возможность изучать новые материалы и делиться ими с другими, чтобы повысить уровень своего образования и личностного роста.

  • Былое: как выпускница гимназии в 1918 году факультет выбирала
  • «Студенчество начала 20‑х было одним из самых светлых явлений той горестной эпохи»
  • Как революционное самолюбие послужило особой мотивацией к учёбе
  • Былое: как студент ректором стал, да не справился

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать подробнее