Былое: как студент Герцен выгнал из университета неугодного профессора / Skillbox Media
Отрывок из «Былого и дум» о скандальном эпизоде из студенческой жизни первой половины XIX века.
Содержание:
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать большеПрофессор Малов, обладая глупостью, грубостью и отсутствием образования, преподавал на политическом факультете. Студенты открыто презирали его, часто насмехаясь над ним.
Попечитель однажды задал студенту в политической аудитории вопрос: «Сколько профессоров работает в вашем отделении?»
Студент ответил: «Без Малова девять.»
Профессор, которого следовало исключить, чтобы осталось девять, стал всё чаще проявлять дерзость по отношению к студентам. В ответ на это студенты решили изгнать его из аудитории. Объединившись, они отправили двух парламентёров с просьбой о помощи, приглашая меня прийти с подкреплением. Я незамедлительно собрал группу и объявил о намерении противостоять Малову. Несколько человек откликнулись на мой призыв, и мы направились в политическую аудиторию, где Малов уже находился и заметил наше прибытие.
У студентов на лицах читался страх, вызванный ожиданием грубых замечаний со стороны преподавателя. Однако этот страх вскоре исчез. Аудитория, переполненная студентами, была напряженной и издавала глухой, сдавленный гул. Преподаватель Малов сделал какое-то замечание, после чего в классе началось шарканье.
Малов заметил, что студенты выражают свои мысли так же, как лошади — с помощью своих ног. Он, вероятно, представлял себе, что лошади мыслят в ритме галопа и рыси. В аудитории разразился хаос: свист, шиканье и крики «Вон его, вон его, pereat». Малов, ставший бледным как полотно, попытался успокоить толпу, но его усилия оказались тщетными. Студенты вскочили на лавки, и вскоре он тихо покинул кафедру, сжимаясь от напряжения, и направился к выходу. Аудитория следовала за ним, провожая его до дверей университета и оставляя его калоши позади. Этот момент стал знаковым: на улице ситуация приобрела совершенно иное значение. Однако, похоже, есть молодые люди в возрасте 17-18 лет, которые не задумываются о таких вещах.
Университетский совет оказался в сложной ситуации и убедил попечителя завершить дело, чтобы избежать дальнейших проблем. Это было разумное решение. Иначе, вполне вероятно, государь мог бы направить флигель-адъютанта, который развернул бы это дело в настоящий заговор, восстание или бунт, что привело бы к строгим наказаниям, включая каторжные работы, а государь мог бы лишь смиловаться и отправить виновных на военную службу. Убедившись, что наказание за проступок состоялось и нравственность восторжествовала, государь решил ограничиться утверждением воли студентов и отстранением профессора. Мы проводили Малова до университетских ворот, а он сам вышел за пределы. Vae victis с Николаем; однако на этот раз нам не следует возлагать вину на него.
А. И. Герцен в своем произведении «Былое и думы» глубоко анализирует социальные и политические реалии своего времени. Он исследует судьбы людей, их стремления и разочарования, отражая дух эпохи. Герцен подчеркивает важность личного опыта и исторической памяти, что делает его работы актуальными и в современном контексте. Высокая философская и социальная значимость текста позволяет читателю задуматься о вечных вопросах свободы, справедливости и человеческого достоинства. «Былое и думы» является не только автобиографическим произведением, но и ярким отображением общественных изменений, которые продолжают волновать умы и сердца людей. Этот труд служит важным источником для изучения истории и культуры России, открывая новые горизонты для понимания прошлого и настоящего.
Контекст
Александр Иванович Герцен в 1829 году поступил на физико-математический факультет Московского университета в возрасте 17 лет. В этот период он начал активно интересоваться идеями общественных свобод. Вокруг него и его друга Николая Огарёва образовался кружок студентов, которые стремились к социальным преобразованиям. Это время совпало с началом правления Николая I, который, помня о восстании декабристов, усилил репрессии и контроль за студенчеством. Университет, по мнению императора, был «рассадником разврата», что подчеркивало напряжённую атмосферу в образовательных учреждениях того времени. Интересы Герцена и его единомышленников стали основой для дальнейших размышлений о необходимости реформ и изменений в обществе.
В 1831 году Герцен стал одним из основателей маловской истории, о которой говорится в приведённом отрывке. Эта эпоха оказала значительное влияние на развитие русской литературы и общественной мысли, отражая политические и социальные перемены того времени. Герцен, как видный мыслитель и писатель, сыграл ключевую роль в формировании новых идей, которые впоследствии вдохновили целые поколения. Маловская история стала важным этапом в осмыслении исторического пути России и в поисках путей к изменениям в обществе.
Михаил Яковлевич Малов — профессор Московского университета, специалист в области права и истории российского законодательства. Он получил известность среди студентов как строгий и требовательный преподаватель, что сделало его фигуру противоречивой и привлекло к нему внимание.
После того как студенты публично изгнали Малова с лекции, попечитель университета убедил его уйти в отставку. Эта ситуация стала одной из первых значимых побед нового студенческого движения, которое начало формироваться в университете. Студенческое движение, стремясь к переменам и улучшению учебного процесса, получило мощный импульс от этого инцидента, который стал символом борьбы за права студентов.
Зачинщики бунта против неприемлемого профессора понесли лёгкое наказание: Герцен и несколько его соратников провели неделю в университетском карцере. Университетское руководство имело право наказывать студентов за нарушение правил и проступки, совершённые вне вуза, применяя такие меры, как арест. Исключение из университета считалось ещё более суровым наказанием.
Читать также:
В Российской империи студенты обязаны были соблюдать ряд правил, регулирующих их поведение и учебный процесс. Основные требования касались дисциплины, посещаемости занятий и уважения к преподавательскому составу. Контроль за соблюдением этих правил осуществляли университетские власти, деканы и преподаватели, а также специальные студенческие комитеты. Нарушение установленных норм могло привести к дисциплинарным мерам, вплоть до отчисления. Важную роль в поддержании порядка играли также учебные уставы, которые определяли не только правила поведения, но и академические обязанности студентов. Подобные меры способствовали формированию ответственного отношения студентов к учебе и развитию академической среды в вузах Российской империи.
Карцер располагался на территории университета, в подвале. Согласно правилам того времени, срок заключения в карцере не превышал двух недель.
Герцен вспоминает, что в карцере он и его товарищи не испытывали серьезных страданий. Несмотря на указание содержать их на хлебе и воде, охранник передавал им по ночам сыр, дичь, сигары и вино с ликером. «Солдат сердился и ворчал, но все же брал двугривенные и приносил запасы». Иногда к ночным пирушкам присоединялись друзья с воли благодаря содействию охранника, а днем арестанты позволяли себе отдохнуть.
Герцен проявил стойкость, отказавшись покидать карцер, когда инспектор предложил освободить его на несколько дней раньше, чем его сокамерников. Этот поступок подчеркивает его принципиальность и решимость в условиях тягот заключения.
Это предложение показалось мне оскорбительным, и я обратился к инспектору с просьбой остаться. Он отступил на шаг, взглянул на меня с тем грозным и грациозным выражением, с которым в балетах цари и герои демонстрируют гнев, и, произнеся: «Сидите, пожалуй», вышел. За эту последнюю выходку я получил больше упреков дома, чем за всю свою историю.
Инцидент с профессором значительно повысил популярность Герцена в университете. После этого события он пользовался огромной симпатией среди студентов. Сначала его считали хорошим студентом, а после инцидента с маловской историей он стал не только хорошим студентом, но и приобрел репутацию выдающегося ученика во всех аспектах учебного процесса. Этот случай стал важным моментом в его академической карьере, укрепив его позиции среди сокурсников и преподавателей.
В студенческие годы великий Лобачевский также испытал на себе наказание в карцере, но за совершенно другие проступки. Он был наказан за запуск ракеты во дворе университета в рамках пиротехнического эксперимента, а также за участие в маскарадах, что было запрещено для студентов. Этот эпизод из его жизни подчеркивает его неординарный подход к обучению и стремление к экспериментам, что впоследствии отразилось на его научной карьере.
Переделанный текст:
Рекомендуем ознакомиться с другими материалами на нашем сайте. Мы предлагаем широкий выбор информации, которая поможет вам глубже понять интересующие вас темы. Не упустите возможность расширить свои знания и найти полезные советы. Наш контент регулярно обновляется, чтобы предоставить вам самые актуальные и полезные данные.
- Какие правила обязаны были соблюдать студенты Российской империи
- Герцен: «Дело университета — возбудить вопросы, научить спрашивать»
- Когда и как появились первые университеты в Европе и в России
- Былое: как студенты-народники 150 лет назад тайные школы открывали
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее