Образование #Статьи

7 июля, 2025

Былое: князь Оболенский — о самом лёгком факультете университетов царской России / Skillbox Media

А также о том, по каким вообще принципам выпускники гимназий выбирали направление обучения в университете.

Содержание:

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO

Узнать больше

Из 22 моих гимназических товарищей, окончивших гимназию вместе со мной, лишь один поступил в Императорский лицей по карьерным причинам. Один товарищ, проявлявший с детства выдающиеся математические способности, выбрал математический факультет. Остальные двадцать человек распределились следующим образом: двенадцать поступили на юридический факультет, а восемь — на естественный.

На юридический факультет, как правило, поступали менее успешные ученики, которые не проявляли серьезных умственных интересов. В то время как на естественный факультет шли лучшие ученики, составлявшие более интеллигентную часть нашего класса и входившие в круг моих ближайших друзей. Это разделение между юристами и естественниками объяснялось тем, что юридический факультет считался самым простым. Можно было не заниматься учебой целый год, а весной, при наличии средних способностей, подготовиться и успешно сдать экзамены. Кроме того, этот факультет давал необходимые знания для карьеры в области администрирования и юриспруденции, что привлекало молодых людей без определенных научных интересов. Исключение составляли лишь те, кто выбирал юридические науки по истинному призванию.

Санкт-Петербургский императорский университетФото: Л. В. Шашкин, 1900–1914 гг. / Товарищество «Голике и Вильборг» / Государственный музей истории Санкт-Петербурга

Многие мои товарищи, поступившие на естественный факультет, вряд ли сделали осознанный выбор специальности. Это стало очевидно позже, когда выяснилось, что лишь двое из нас применили свои знания в области естественных наук в профессиональной жизни. Остальные шесть оказались заняты в сферах, не имеющих никакого отношения к полученной специальности.

Оболенский В. А. в своих воспоминаниях «Моя жизнь и мои современники» описывает ключевые моменты своей жизни и встречи с выдающимися личностями XX века. Книга охватывает период с 1869 по 1920 год и является ценным источником информации о социально-культурных изменениях того времени. Воспоминания обогащены яркими деталями, которые помогают восстановить атмосферу эпохи. Издание выпущено в двух томах и доступно в издательствах «Кучково поле» и «Ретроспектива». Это важное произведение для тех, кто интересуется историей России и жизнью ее выдающихся представителей.

Контекст

Воспоминания князя Владимира Андреевича Оболенского (1869–1950) представляют собой ценный исторический источник. Он был не только общественным и политическим деятелем, но и депутатом первой Государственной думы Российской империи, а также членом партии кадетов. Эти записи отражают его взгляды на важные события своего времени и дают уникальную перспективу на политическую жизнь России начала XX века. Князь Оболенский оставил глубокий след в истории страны, и его воспоминания продолжают быть актуальными для изучения социально-политического контекста того периода.

С 1887 по 1891 год он обучался на естественно-научном факультете Санкт-Петербургского императорского университета.

В дореволюционных университетах выбор факультетов был ограниченным. Это сказывалось на образовательных возможностях студентов, поскольку они не могли получить широкий спектр знаний и специальностей. Факультеты, как правило, были сосредоточены на классических дисциплинах, таких как право, медицина и философия. Такие условия формировали определенные рамки для академического роста и профессиональной подготовки будущих специалистов. Ограниченное количество факультетов также влияло на развитие науки и образования в стране, создавая дефицит квалифицированных кадров в различных сферах.

  • историко-филологический;
  • юридический;
  • физико-математический (естественно-научный, кстати, формально считался его частью);
  • медицинский;
  • восточных языков (он был далеко не везде).

Экономический факультет как самостоятельная единица не существовал до начала XX века. Изучение экономики велось в рамках других дисциплин, в частности на юридическом факультете. Первый полноценный экономический факультет был основан в 1902 году в Санкт-Петербургском политехническом институте. В то время инженерные науки также не имели отдельного преподавания в университетах. Создание экономического факультета стало важным шагом в развитии высшего образования в России, способствуя более глубокому изучению экономических процессов и подготовке специалистов в этой области.

Система высших учебных заведений делится на два основных типа: классические университеты и специализированные институты. Специализированные учебные заведения предлагают прикладные профессиональные знания и навыки. Например, будущие педагоги, инженеры и агрономы обучаются именно в институтах. В то время как университетское образование рассматривается как основа для научной деятельности и необходимый шаг для поступления на государственную гражданскую службу, особенно для выпускников юридических факультетов. Кроме того, наличие высшего образования стало стандартом для молодых людей из семей с высоким социальным статусом.

Представители знати в основном предпочитали военные училища и академии вместо университетов, поскольку армейская карьера традиционно считалась более престижной в их кругу. Например, Императорский Царскосельский лицей, куда поступил один из одноклассников Оболенского, принимал исключительно дворян. Это учебное заведение считалось фактически школой государственных наук, готовя будущих чиновников высшего ранга. Таким образом, выбор образовательного учреждения напрямую зависел от социального статуса и карьерных амбиций представителей знати.

Пушкин держит экзамен в Императорском Царскосельском лицееИзображение: И. Е. Репин, «А. С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года», 1911 г. / Всероссийский музей А. С. Пушкина

В университетах историко-филологические факультеты пользовались наименьшим спросом. Это связано с тем, что карьерные перспективы, которые они предлагали, были ограничены, в основном сосредотачиваясь на должностях преподавателей в вузах или гимназиях.

Наиболее популярными и многочисленными факультетами той эпохи были медицинский и юридический. Медицинский факультет привлекал студентов благодаря гарантии стабильной профессии, а юридический — из-за обстоятельств, описанных князем Оболенским. Эти направления образования обеспечивали востребованные навыки и открывали широкие возможности для карьерного роста.

Юридическое образование в России стало одним из самых популярных направлений, однако оно нередко не соответствовало интересам и склонностям абитуриентов. Это подтверждается тем, что многие известные личности, добившиеся успеха в совершенно других сферах, либо окончили юридические факультеты, либо обучались на них, но вскоре бросили. Среди таких людей можно отметить известных писателей Александра Островского и Льва Толстого, который, кстати, был сильно разочарован университетским образованием. Также к числу таких личностей относятся драматург Евгений Шварц, писатель Михаил Зощенко, художники Николай Рерих, Сергей Дягилев, Михаил Врубель, Василий Кандинский, Александр Бенуа и Игорь Грабарь, а также оперный певец Леонид Собинов. Эти примеры подчеркивают, что юридическое образование не всегда становится залогом успешной карьеры, и многие люди находят свое призвание в других областях.

Что касается математического и естественно-научного направлений, то в первую очередь на них ориентировались люди с соответствующими способностями. Естественные науки, такие как химия, ботаника, зоология, анатомия и минералогия, привлекали внимание романтиков, интеллектуалов и «хипстеров» второй половины XIX века. В тот период естественные науки стали популярными, подобно тому, как в начале XXI века стали востребованными психология и дизайн. Интеллектуальная молодежь активно интересовалась естественно-научными лекциями, которые проводились даже в домашних условиях, включая демонстрации с препарированием животных и человеческих органов. Это свидетельствует о глубоком увлечении науки и стремлении к познанию окружающего мира.

Владимир Оболенский, завершив обучение на факультете естественных наук, также поступил на юридический факультет, несмотря на свои критические отзывы о нем. Его студенческие годы совпали с периодом активных общественных движений, что привлекло молодого князя, как и многих его сверстников, к политике и идеям государственных реформ. Оболенский стремился работать в земствах — органах местного самоуправления, чтобы улучшить жизнь обычных людей. Для достижения этой цели ему были необходимы знания о государственном устройстве и экономике, которые предоставлял юридический факультет. Особенно актуальной стала политическая экономия, которая быстро завоевала популярность среди молодежи, соперничая с традиционно изучаемыми науками, такими как химия, биология и минералогия.

Новая волна интереса к политической экономии оказала значительное влияние на распределение студентов по факультетам, отмечал Оболенский. Увлечение изучением политической экономии привело к увеличению числа студентов на юридическом факультете, где оказалось больше представителей левой идеологии, которые ранее предпочитали поступать на естественные факультеты. Это изменение в образовательных предпочтениях подчеркивает растущий интерес молодежи к социальным и экономическим вопросам, а также к правовым аспектам, связанным с ними.

Изучайте также:

  • Былое: как учили и экзаменовали студентов 130 лет назад
  • Когда и как появились первые университеты в Европе и России
  • Какие правила обязаны были соблюдать студенты Российской империи
  • Как поступали в университеты царской России

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать подробнее