Былое. Князь Оболенский об экзаменах: «Это была лотерея с минимальным шансом на выигрыш» / Skillbox Media
Как петербургские студенты в конце XIX века выкручивались, чтобы сдать мстительному профессору совершенно невозможный экзамен.
Содержание:
Научитесь: Профессия Руководитель проектов в онлайн-образовании
Узнать большеМаленький старичок с желчным видом садился за кафедру и монотонным голосом начинал перечислять особенности анатомического строения различных раков, моллюсков и других представителей морской фауны, обладающих бесчисленным количеством латинских названий. Спустя десять минут лекции мысли студентов уносились далеко за пределы аудитории, а через полчаса монотонный голос преподавателя вызывал такой сон, что приходилось постоянно менять положение, чтобы не заснуть. Важно отметить, что подобные лекции, посвященные морской биологии, могут быть интересны при правильном подходе к подаче материала. Углубленное изучение анатомии морских организмов открывает новые горизонты в понимании экосистем и их значимости для планеты.
Лекции Вагнера посещали лишь студенты, выбравшие зоологию в качестве основной специальности, и то нерегулярно – обычно их было всего 2-3 человека. Преподаватель, привыкший к пустой аудитории, всё же испытывал обиду на студентов, игнорировавших его занятия. На экзаменах он проявлял беспощадность. Процесс экзамена заключался в том, что студенту необходимо было изложить материал согласно заданному билету. Это становилось настоящей сложностью, учитывая объём курса, однако некоторым удавалось запомнить его благодаря хорошей памяти. Важно отметить, что такой подход к экзаменам формировал у студентов навыки глубокого понимания предмета и умения работать с большим объёмом информации, что является необходимым в области зоологии.
В процессе экзамена Вагнер подходил к столу, где располагались баночки с заспиртованными морскими организмами, и задавал вопросы о латинских названиях. Для неспециалистов, впервые столкнувшихся с этими схожими желатинообразными медузами, актиниями и другими морскими существами, было сложно дать правильный ответ. Однако студенты нашли способ подготовиться к этому испытанию: на всех баночках были этикетки с названиями, которые закрывались бумажными козырьками. Студенты приходили в экзаменационную комнату за час до начала и, приподнимая козырьки, заучивали названия, стараясь запомнить форму банок и их расположение. Это позволяло им успешно справляться с этой частью экзамена. Подобный подход к подготовке значительно увеличивал шансы на успех и делал экзамен менее стрессовым.
Перед экзаменом мне предстояло пройти сложное испытание, которое многие не могли выдержать. На столе находились множество рисунков с анатомическими разрезами различных моллюсков. Эти рисунки были без описаний, а моллюски напоминали друг друга как близнецы. Преподаватель Вагнер тихим голосом называл название моллюска и предлагал выбрать его изображение из общей кучи. Это была настоящая лотерея с минимальными шансами на успех. Мне, к счастью, повезло: покопавшись в груде рисунков, я, к своему удивлению, смог найти именно тот, который требовался, и в итоге получил высокую оценку за экзамен.
Оболенский В. А. в своих воспоминаниях «Моя жизнь и мои современники» (1869–1920) делится уникальными моментами своей жизни и встречами с выдающимися личностями своего времени. Книга, изданная в 2017 году в Москве издательствами «Кучково поле» и «Ретроспектива», представляет собой ценный исторический источник, который позволяет читателю глубже понять культурный и социальный контекст России начала XX века. Воспоминания Оболенского не только отражают его личный опыт, но и служат важной хроникой событий, формировавших судьбы людей и страны в это непростое время. Читая эту книгу, можно ощутить атмосферу той эпохи и узнать о влиянии исторических изменений на жизни простых людей и интеллигенции.
Контекст
Это фрагмент воспоминаний князя Владимира Андреевича Оболенского (1869–1950), известного общественного и политического деятеля. В период с 1887 по 1891 год он обучался на естественно-научном факультете Санкт-Петербургского императорского университета. Химию в этот период преподавал выдающийся ученый Дмитрий Менделеев, который проводил лекции и экзамены с увлечением и оригинальностью. В то же время на факультете работали и менее харизматичные преподаватели, лекции которых были скучными и невыразительными. Оболенский с иронией называл их «усыпителями» и в своих мемуарах описал целую галерею таких профессоров. Из-за их непривлекательного стиля преподавания студенты практически не посещали их лекции, в то время как аудитории популярных лекторов были переполнены, включая студентов из других направлений обучения.
Профессор зоологии Николай Петрович Вагнер (1829–1907) был не только теоретиком, но и практическим исследователем. Он возглавлял биологическую станцию на Соловецких островах, откуда, вероятно, привозил баночки с заспиртованными морскими животными, описанные Оболенским. Однако Вагнер стал более известен благодаря своим экспериментам в области спиритизма и литературному творчеству. Как популярный детский писатель, его сравнивали с «русским Андерсеном». В этой сфере профессор проявил свои таланты гораздо ярче, чем в педагогике.
Процедура сдачи экзаменов, описанная Оболенским, действительно отражала реальность университетов царской России и не была уникальным случаем. Лев Толстой, учившийся в университете за несколько десятилетий до Оболенского, также делился схожими наблюдениями. В то же время, некоторые преподаватели, как, например, упомянутый Оболенским профессор Фандер-Флит, делали процесс сдачи экзаменов слишком простым. Оболенский отмечал, что экзамены у Фандер-Флита были легкими, так как профессор ставил хорошие оценки даже за неудачные ответы. Студенты, осознавая эту особенность, проявляли уважение к профессору, не пропуская его лекции и стараясь всегда присутствовать на занятиях, даже если приходили в небольшом количестве по «наряду». Этот контраст в подходах к экзаменационной системе подчеркивает разнообразие образовательного процесса в университетах того времени.
Надежда Платонова, супруга известного историка С. Ф. Платонова, в своих дневниках выражала недовольство по поводу низкого уровня знаний студентов на государственных экзаменах. Она отмечала, что некоторые выпускники демонстрировали совершенно неадекватные результаты, а ряд недобросовестных профессоров игнорировал эту проблему. Это явление подчеркивает важность повышения качества образования и ответственности преподавателей в учебном процессе. Платонова акцентировала внимание на необходимости улучшения образовательных стандартов, чтобы обеспечить более высокий уровень подготовки будущих специалистов.
Некоторые студенты, отвечая на вопросы, демонстрируют удивительное незнание. Один из них, например, на вопрос о главных сочинениях Спинозы, ответил, что это еврейская грамматика, и этим завершил свой ответ. Другой не смог произнести ни слова о Локке, а третий, спрашивая о причинах войны, лишь произнес: «Да разные», сопровождая ответ безразличным жестом. Тем не менее, все эти студенты успешно завершили обучение.
Интересный факт заключается в том, что когда в университетах начали допускать женщин к экзаменам, это стало настоящим испытанием для учебного процесса. Женщины, обучавшиеся на высших женских курсах или являвшиеся вольнослушательницами, проявили невероятную усердность в подготовке. Это привело к повышению стандартов знаний, что вызвало недовольство среди студентов-мужчин. Женщины значительно повысили уровень требований, что в итоге сказалось на общем качестве образования.
Читать также:
- Лев Толстой о том, что университетские лекции — не более чем «забавный обряд»
- Дмитрий Менделеев: «Массовые экзамены при обучении следует уничтожить»
- Менделеев об испытаниях на практике вместо экзаменов: «Дело лучше слова»
- Как Герцен сдавал выпускные экзамены в университете
Профессия Руководитель проектов в онлайн-образовании
Вы научитесь вести проекты, собирать команду, продюсировать курсы и строить финансовую модель. Сможете найти работу с высокой зарплатой или открыть свою онлайн-школу.
Узнать подробнее