Былое: «Неприлично помочь человеку в его законном стремлении учиться!» / Skillbox Media
Отрывок из дневника основательницы школы для малограмотных взрослых. Вот как к таким учителям относились в обществе XIX века.
Содержание:
Курс с трудоустройством: «Профессия Методист с нуля до PRO»
Узнать большеВ данном случае можно отметить, что существует еще один предрассудок, который проявляется наряду с первым. Вчера я услышала это в разговоре одного, на первый взгляд, порядочного человека. Он задавал вопросы о школе и с примечательной улыбкой заметил, что, вероятно, мужская школа более интересна, чем женская, и именно поэтому вы сделали свой выбор в её пользу.
Учительница планировала проводить частные уроки в школе, однако столкнулась с препятствием со стороны семьи. Ей не разрешили заниматься этим, аргументируя своё решение тем, что это неуместно из-за возраста ученика. Такие условности и нормы поведения вызывают недоумение: разве не прилично помочь человеку в его стремлении к обучению? Наша общество часто пренебрегает важностью образования и порой осуждает тех, кто стремится поделиться своими знаниями. Уверена, что подобные предвзятости только укрепляют негативное восприятие и мешают развитию конструктивного диалога о важности обучения и наставничества.
Меня не так сильно волнуют мнения, как обидно за тех, кто способен видеть только негатив. Репутация школы для меня имеет большое значение, поэтому я должна быть крайне осторожна в своих высказываниях о ней. Любая информация может быть интерпретирована в отрицательном свете. Если бы эти люди, которые так легко осуждают, смогли увидеть искренние и добрые отношения между нами и старшими учениками, их мнение могло бы измениться. Они могли бы оценить ту серьёзность, доверие и деликатность, которые мы испытываем друг к другу. Возможно, это заставило бы их задуматься о своих собственных предвзятых взглядах. Тем не менее, мы должны быть готовы к критике и привыкнуть к тому, что такие «шипы» будут появляться на нашем пути.
Эмилия Кислинская-Вахтерова в своем произведении «Дневник учительницы воскресной школы и другие произведения» (издательство Common place, 2020) делится уникальным опытом преподавания и воспитания детей. Автор раскрывает важность духовного и морального воспитания в воскресной школе, отражая свои наблюдения и размышления о роли учителя в жизни ребенка. Текст содержит ценные советы и методики, которые помогут педагогам и родителям лучше понять потребности детей и создать комфортную образовательную среду. Произведение будет интересно не только специалистам в области образования, но и всем, кто стремится к гармоничному развитию подрастающего поколения.
Контекст
Эмилия Орестовна Кислинская-Вахтерова, автор мемуаров, в 1889 году основала в Тамбове бесплатную воскресную школу для мужчин. Эти учебные заведения возникли в рамках народнического движения, целью которого было обеспечение простых людей базовым образованием. Создание таких школ способствовало повышению уровня грамотности и расширению возможностей для социального и культурного развития населения.
В этих учебных заведениях преподаватели работали безвозмездно, что можно отнести к современному волонтёрству. Однако процесс получения разрешения от властей на открытие каждой такой школы был крайне сложным. Чиновники опасались, что учащиеся не только овладеют грамотностью, но и могут быть подвержены влиянию либеральных идей.
В «благородном» обществе, как демонстрирует данный отрывок, отношение к увлеченным учителям было сложным и противоречивым. Это объясняет, почему многие из них не задерживались в таких учебных заведениях надолго.
Школа была создана в первую очередь для неграмотных и малограмотных взрослых, но на самом деле её состав оказался весьма разнообразным. Как вспоминала Эмилия Орестовна, большинство учеников находились в возрасте 10-14 лет. Кроме того, в классе учились несколько подростков 16-18 лет, а также несколько человек в возрасте 20 и 28 лет. Уровень подготовки учащихся варьировался. Среди более зрелых учеников выделялся Шитиков, бывший солдат, который также стремился повысить свою грамотность.
Солдат Шитиков — интересная личность, о которой писала Кислинская-Вахтерова. Ему 28 лет, он женат и имеет детей. В настоящее время он работает писарем в интендантстве. Шитиков самостоятельно научился читать и писать, а также получал уроки арифметики от семинариста. Теперь он стремится подготовиться к экзамену на первый классный чин. На занятиях он проявляет необыкновенное внимание и серьезность. Сегодня он попросил меня задавать ему домашние задания и был очень рад, когда ему предложили дополнительные занятия в свободное время, например, во время пения, в котором он не принимает участия.
В возрасте 28 лет Эмилия Орестовна была на одном уровне с её старшими учениками. Она оставалась незамужней, но вскоре сочетала свою судьбу с Василием Порфирьевичем Вахтеровым, который также был педагогом и активным деятелем в сфере народного образования.
Дополнительную информацию о данной школе вы можете найти в нашем предыдущем материале. Полную версию мемуаров Кислинской-Вахтеровой можно прочитать как в печатном виде, так и на сайте «Прожито».
Читайте также:
- «Педагогия была для меня забавой». Как Циолковский стал учителем
- Сколько зарабатывали и как жили учителя в Российской империи
- Водовозова — о том, как учились и сдавали экзамены в Смольном
- Лев Толстой — о неправильной школе