Образование #Статьи

4 июля, 2025

Былое: «Учись хорошо, а то съем», или Первый день Паустовского в гимназии / Skillbox Media

Первые детские впечатления были ужасны, но во взрослом возрасте писатель вспоминал свою школу с теплотой. Кстати, его однокашником был Булгаков.

Содержание:

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO

Узнать больше

Я покинул дом вместе с мамой. На протяжении всего пути я постоянно оборачивался, словно меня уводили навсегда из знакомого места.

Мы жили на Никольско-Ботанической улице, которая славится своей тишиной и тенистыми аллеями. Вокруг нашего дома росли величественные каштаны, задумчиво теряющие свои сухие пятипалые листья. Это был солнечный день, насыщенный глубоким синим цветом, теплый, но с прохладной тенью — типичный осенний день в Киеве. Бабушка стояла у окна и постоянно кивала мне, пока мы не свернули на Тарасовскую улицу. Мама шла молча, погруженная в свои мысли.

Когда мы подошли к Николаевскому скверу, и я увидел желтое здание гимназии сквозь зелень, у меня выступили слезы. Я осознал, что детство закончилось, и теперь меня ждет труд, который будет долгим и тяжелым, отличным от тех спокойных дней, что я провел дома. Этот момент стал для меня символом перехода к взрослой жизни, где будет много испытаний и обязанностей.

Я остановился, прижался к матери и заплакал, так что мой ранец за спиной подпрыгивал и стучал, словно интересуясь, что произошло с его маленьким хозяином. Мама сняла с меня фуражку и вытерла слёзы своим платком, пропитанным приятным ароматом.

«Перестань», — произнесла она. — «Ты не представляешь, как мне тяжело. Но это необходимо».

Эти два слова, произнесенные мамой: «Так надо», вошли в мое сознание с невероятной силой. Они стали для меня символом необходимости и ответственности. Важность этих слов невозможно переоценить, ведь они напоминают о том, что в жизни бывают моменты, когда необходимо действовать, несмотря на сомнения или трудности. Фраза «Так надо» стала для меня своего рода жизненным принципом, подчеркивающим важность выполнения обязательств и принятия решений, даже если они кажутся сложными. Эти слова вдохновляют и побуждают к действию, формируя внутреннюю силу и уверенность в своих поступках.

С возрастом я все чаще сталкивался с мнением взрослых, что нужно жить «так, как надо», а не так, как хочется. Это утверждение вызывало у меня внутренний конфликт, и я задавался вопросом, действительно ли человек лишен права жить по своим желаниям, следуя только ожиданиям окружающих. В ответ на мои сомнения взрослые советовали не рассуждать о том, что мне неведомо.

Константин Паустовский в детствеФото: Музей К. Г. Паустовского

Мама однажды упрекнула отца: «Это всё твое анархическое воспитание!» Отец, обняв меня, прижал мою голову к своему белому жилету и с улыбкой сказал:

В этом доме нас, Костик, не понимают.

Когда я успокоился и прекратил плакать, мы с мамой вошли в здание гимназии. Широкая чугунная лестница, от磨анных каблуками до блеска, вела вверх, где слышался грозный гул, напоминающий жужжание пчелиного роя. Это место было наполнено волнением и ожиданием, атмосфера предстоявших уроков заставляла сердце биться быстрее. Каждый шаг по лестнице приближала к новому этапу в жизни, полному знаний и открытий.

Не бойся, — произнесла мама. — Это значительное изменение.

Мы поднялись по лестнице, и в этот момент мама впервые не держала меня за руку. Сверху стремительно спускались двое старшеклассников, которые учтиво уступили нам дорогу. Один из них, проходя мимо, произнес что-то в мой адрес.

Привели еще одного несчастного кишонка.

Я оказался в беспокойном и уязвимом обществе приготовишек, или, как нас пренебрежительно называли старшие гимназисты, в обществе кишат. Это прозвище возникло из-за нашей маленькой и подвижной натуры — мы юрко перемещались и путались под ногами старших во время перемен.

Мы с мамой прошли через белый актовый зал, украшенный портретами императоров. Особенно запомнился Александр Первый, который прижимал к бедру зелёную треуголку. Рыжеватые баки выделялись на фоне его кошачьего лица, и он не вызвал у меня симпатии, несмотря на то, что за его спиной скакали кавалеристы с плюмажами, создавая атмосферу исторической эпохи.

Мы прошли через зал и направились в кабинет инспектора Бодянского, который был полным мужчиной в форменном сюртуке, напоминающем дамский капот.

Бодянский положил свою пухлую руку мне на голову и, задумавшись, начал говорить.

Учись старательно, иначе могу тебя наказать.

Мама с натянутой улыбкой смотрела на происходящее. Бодянский вызвал сторожа Казимира и поручил ему отвести меня в подготовительный класс.

Мама кивнула, и Казимир, крепко сжав моё плечо, повёл меня по длинным коридорам. Его хватка была настолько сильной, что создавала впечатление, будто он опасается, что я сбегу к маме.

В классах проходили уроки, а в коридоре царила тишина. Эта тишина особенно контрастировала с шумом, который царил во время большой перемены. Остатки перемены напоминали о себе лишь легкой пылью, которая танцевала в солнечных лучах, проникающих из сада. Это был знаменитый сад киевской Первой гимназии — исторический парк, занимающий целый квартал в центре города.

Первая киевская гимназия. Почтовая открытка начала XX векаФото: Wikimedia Commons

Я посмотрел в окно на сад и вновь ощутил прилив грусти. В солнечных лучах выделялись каштаны, а подсыхающие бледно-лиловые листья тополей слегка колыхались на ветру. Этот пейзаж пробуждает во мне глубокие чувства и напоминает о быстротечности времени.

С детства я испытывал любовь к садам и деревьям. Я никогда не ломал ветки и не трогал птичьи гнёзда. Возможно, это было связано с тем, что моя бабушка Викентия Ивановна часто повторяла: «Мир невероятно прекрасен, и человек должен жить в нём и трудиться, как в большом саду». Эти слова стали для меня важным жизненным ориентиром, вдохновляя бережно относиться к природе и ценить её красоту.

Казимир заметил, что я вот-вот заплачу. Он достал из заднего кармана своего старого, но аккуратно ухоженного сюртука липкую конфету «зубровку» и произнес с характерным польским акцентом.

Попробуй этот цукерок на следующем перерыве.

Я тихо поблагодарил его и взял конфету. В первые дни в гимназии я говорил шёпотом и боялся поднять голову. Всё вокруг угнетало меня: бородатые преподаватели в синих сюртуках, старинные своды, эхо в бесконечных коридорах и, конечно, директор Бессмертный — элегантный пожилой мужчина с золотой бородкой, облачённый в новый форменный фрак. Атмосфера учебного заведения казалась мне давящей, а каждое слово, произнесённое в классе, звучало как вызов.

Он был добрым и мудрым человеком, однако его личность внушала страх.

Константин Паустовский в своем произведении «Далёкие годы» глубоко исследует тему жизни и человеческих отношений. Автор погружает читателя в атмосферу прошедших лет, создавая яркие образы и эмоциональные сцены. Повесть подчеркивает важность воспоминаний, которые формируют наше восприятие мира и влияют на выбор в будущем.

Паустовский мастерски передает детали быта и природы, что позволяет читателю не только понять, но и ощутить дух времени. Он описывает, как прошлое влияет на настоящее, и как опыт поколений передается через человеческие истории.

Эта повесть является не только художественным произведением, но и философским размышлением о времени, памяти и идентичности. «Далёкие годы» остаются актуальными и сегодня, напоминая нам о ценности жизненного опыта и необходимости помнить свои корни.

Контекст

Слёзы маленького Константина Паустовского, будущего знаменитого писателя (1892–1968), были вызваны поступлением в подготовительный класс престижной Первой классической киевской гимназии в начале 1900-х годов. В то время отношение к детям в таких учебных заведениях было весьма строгим. Гимназисты должны были соблюдать множество правил, и адаптация к такой атмосфере после дружелюбной и заботливой семейной среды была непростой задачей для ребёнка. Кроме того, Константину было сложно найти своё место в детском коллективе, что добавляло ему стресса и неуверенности. Это событие стало важным этапом в его жизни, оказавшим влияние на его дальнейшее творчество и восприятие окружающего мира.

В произведениях Паустовского описываются реалии школьной жизни, где старшеклассники издевались над младшими учениками. Они часто использовали силу, чтобы удерживать «кишат» во время звонков на уроки, что приводило к опозданиям и наказаниям от учителей. Насилие воспринималось как часть нормальной жизни, особенно в условиях постоянных конфликтов между различными отделениями школы. Одно из отделений считалось «аристократическим», поскольку в нем учились дети генералов, помещиков и чиновников, тогда как другое — «демократическим», куда попадали отпрыски разночинцев и интеллигенции. Паустовский относился к «демократическому» отделению, и среди его одноклассников был Михаил Булгаков. По словам Паустовского, в схватках между этими двумя группами Булгаков всегда оказывался в числе победителей.

Гимназист Михаил БулгаковФото: Wikimedia Commons

Паустовский, хотя и не стремился участвовать в драках, не был изгоем. В гимназии он сумел адаптироваться и по окончании учебы вспоминал её с теплотой. Он отмечал, что многие его одноклассники впоследствии стали известными деятелями искусства. Среди них не только Булгаков, но и такие личности, как драматург Борис Ромашов, режиссёр Иван Берсенев, который в разные годы возглавлял Первую студию МХТ и Театр имени Ленинского комсомола в Москве, а также певец Александр Вертинский. Эти связи подчеркивают важность гимназического образования и его влияние на становление творческих личностей.

Нашему выпуску повезло с учителями гуманитарных дисциплин, таких как русская словесность, история и психология. Почти все остальные преподаватели были чиновниками или имели эксцентричные черты, о чем свидетельствуют их прозвища: «Навуходоносор», «Шпонька», «Маслобой», «Печенег». Несмотря на это, мы увлеченно изучали литературу, проводя больше времени за чтением книг, чем за подготовкой к урокам. Это увлечение литературой стало важной частью нашего образования и формирования личности.

После окончания гимназии Константин Паустовский продолжил свое образование на естественно-историческом факультете Киевского университета, а затем перевёлся на юридический факультет Московского университета. Это подчеркивает важность качественного школьного образования, так как для поступления в университет в то время требовалось успешно сдать экзамены за курс классической мужской гимназии. Высокие требования к знаниям способствовали формированию у студентов серьезного подхода к учебе и развитию критического мышления.

Переделанный текст:

Изучите также дополнительные материалы:

Задолго до введения ЕГЭ: как проходили экзамены для поступления в университеты царской России

Экзамены для поступления в университеты царской России имели свои особенности и традиции, отличающиеся от современных практик. Система экзаменов формировалась в конце XIX — начале XX века и включала в себя как устные, так и письменные испытания. Кандидаты на поступление должны были продемонстрировать свои знания по основным предметам, таким как математика, физика, история и языки.

Подготовка к экзаменам была длительным и серьезным процессом. Абитуриенты часто посещали специальные подготовительные курсы или занимались с частными преподавателями. Важно было не только освоить учебный материал, но и развить навыки публичного выступления, так как устные экзамены требовали уверенности и умения аргументировать свои ответы.

Экзамены проводились в жесткой конкурентной атмосфере, так как количество мест в университетах было ограничено. Высокие баллы на экзаменах открывали двери к получению высшего образования, что в свою очередь влияло на будущую карьеру и социальный статус. Поэтому многие студенты стремились не только к получению знаний, но и к успешной сдаче экзаменов.

Система экзаменов в царской России стала основой для последующих образовательных реформ. Несмотря на все изменения, стремление к знаниям и высокие требования к абитуриентам остаются неизменными и по сей день.

Учёба в гимназии была для будущего писателя Константина Паустовского непростой. Когда он учился в шестом классе, его отец оставил семью с долгами и уехал в другой город, ostensibly чтобы заработать деньги. Однако вскоре стало очевидно, что у него появились «другие интересы», и он просто сбежал. Эти события не только принесли горечь разлуки, но и привели к унижениям, связанным с бедностью. Мать Паустовского была вынуждена просить руководство гимназии о бесплатном обучении для своих сыновей, включая Костю и его двух братьев. Мальчик испытывал стыд из-за этой ситуации.

Костя вскоре оказался вдали от своей семьи: чтобы избежать нищеты, его отправили в Брянск, где он жил под опекой дяди. В этом городе он начал обучение в местной гимназии, но не смог адаптироваться и мечтал вернуться в Киев.

Я решил написать письмо своему наставнику, латинисту Субочу. В этом письме я откровенно поделился своими переживаниями и событиями, которые произошли в моей жизни. Я спросил его о возможности возвращения. Вскоре последовал ответ.

С нового учебного года, начиная с осени, вы будете зачислены обратно в Первую гимназию, в мой класс, и освобождены от платы за обучение. Я также смогу предложить вам несколько достойных уроков, что позволит вам вести самостоятельную жизнь, хоть и скромно, и не быть обузой для других. Не стоит огорчаться из-за пережитых трудностей — времена меняются, и мы меняемся вместе с ними. Надеюсь, что эти изменения приведут нас к лучшему.

В своём произведении «Далёкие годы» Паустовский описывает момент, когда он осознаёт свою независимость и ответственность за собственную жизнь. Читая это как деловое письмо, он испытывает чувство сжатия в горле от осознания перемен. Ласковый тон письма подчеркивает, что теперь ему предстоит самостоятельно взять на себя инициативу, не полагаясь на помощь других. Это важный шаг к построению своей жизни и судьбы, который открывает новые горизонты и возможности.

Гимназист Константин Паустовский (крайний слева) с друзьямиФото: Wikimedia Commons

Вернувшись, юный Костя начал совмещать учёбу в гимназии с работой репетитором. Несмотря на такую нагрузку, он погрузился в творчество. В своей автобиографии Паустовский упоминал, что первый рассказ написал, находясь в последнем классе, и этот рассказ был опубликован в литературном журнале. Аналогичные трудности и стремление к самостоятельному заработку испытывал и в гимназические годы Антон Чехов.

Тревожные предчувствия первого дня гимназической жизни Кости Паустовского оказались правдивыми. В действительности, школьные годы стали для него переломным моментом, после которого прежняя беззаботность навсегда ушла из его жизни. Этот опыт изменил его восприятие и отношение к окружающему миру, формируя личность и определяя будущее.

Первая классическая киевская гимназия, несмотря на свои недостатки, в конечном итоге стала вторым домом для будущего писателя. Здесь его приняли как родного человека и оказали необходимую поддержку, что способствовало его становлению и развитию.

Чтобы улучшить содержание и соответствие SEO, можно использовать следующий текст:

Читайте также полезные статьи и материалы, которые помогут вам расширить свои знания и навыки. Здесь вы найдете актуальные темы и советы, которые будут полезны как новичкам, так и опытным специалистам. Не пропустите возможность ознакомиться с нашим контентом, чтобы быть в курсе последних тенденций и рекомендаций в вашей области.

  • Былое: о дедовщине в институтах благородных девиц
  • 10 фактов о школах в дореволюционной России
  • Как Корнея Чуковского исключили из гимназии за чужой дневник
  • Былое: история первой двойки маленького гимназиста

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать подробнее