Чем больше у педагога в классе неуспешных, тем больше он приписывает ответственность семье / Skillbox Media
Хотя зачастую неуспешность учеников связана как раз с профессиональными дефицитами учителя, а не с какими-то другими факторами.
Содержание:
Научитесь: Методист образовательных программ
Узнать большеСпикер подчеркивает, что согласно мировым исследованиям, квалификация педагога существенно влияет на успехи его учеников и общую эффективность школы, а также на качество образования в целом. Дефицит знаний у учителей является одним из ключевых факторов, способствующих неуспешности учащихся. Поэтому, обсуждая практические задачи, связанные с образовательной неуспешностью, невозможно обойти вниманием необходимость повышения квалификации педагогов. Обучение современным методикам и технологиям работы становится важным шагом для профилактики рисков неуспешности и для повышения уровня успешности учащихся.
Таким образом, акцент на профессиональном развитии учителей не только способствует улучшению их собственных навыков, но и напрямую влияет на образовательные результаты учеников, создавая более качественную образовательную среду.
Для выявления пробелов в знаниях педагогов проводятся разнообразные исследования. В частности, опрос, осуществлённый Институтом образования НИУ ВШЭ в конце 2020 года в рамках Мониторинга экономики образования, продемонстрировал, что 25% учителей считают, что им не хватает навыков работы с учащимися, имеющими проблемы с поведением. Аналогичное количество педагогов испытывает дефицит в компетенциях, необходимых для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Эти данные подчеркивают важность профессионального развития и подготовки учителей для эффективного взаимодействия с разными категориями учащихся.
Педагоги сегодня сталкиваются с вызовами, связанными с растущим разнообразием детского контингента и его уникальными особенностями. Для успешной работы с таким разнообразием необходимы источники знаний, которые помогут учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. В настоящее время важно не только подчеркивать необходимость индивидуального подхода и дифференцированного преподавания, но и искать практические решения. Мы стремимся предложить инструменты и методики, которые помогут педагогам эффективно адаптировать образовательный процесс к потребностям всех учащихся.
В одном из исследований, представленных спикером, педагогов разделили на пять групп в зависимости от количества неуспевающих учащихся в их классах, основываясь на субъективной оценке самих учителей. Это исследование позволяет глубже понять восприятие педагогами уровня успеваемости и выявить возможные проблемы, с которыми они сталкиваются. Разделение на группы дает возможность анализировать различные подходы к обучению и поддержке учеников, а также определить, какие стратегии наиболее эффективны для повышения успеваемости. Такой подход может помочь в разработке программ поддержки для учителей и учеников, а также улучшить качество образования в целом.
- таких нет совсем;
- не более 10%;
- от 10 до 25%;
- от 25 до 50%;
- свыше 50%.
Учителей спросили о том, достаточно ли они владеют методами индивидуального обучения для детей с учебными трудностями. Результаты показали явную закономерность: чем больше в классе учеников, испытывающих трудности в обучении, тем больше педагогам не хватает соответствующих знаний. В частности, среди учителей, в классах которых менее 10% отстающих учеников, всего 7,8% признались в нехватке таких навыков. В то же время, среди педагогов, в классах которых более половины учеников имеют сложности с успеваемостью, этот показатель возрос до 19,7%. Это свидетельствует о необходимости повышения квалификации учителей в области индивидуального подхода к обучению, что позволит более эффективно справляться с проблемами неуспевающих учеников.
Исследования показывают позитивную тенденцию: учителя начали уделять больше внимания устранению дефицитов в образовательном процессе. Этот подход позволяет улучшить качество обучения и способствует развитию учащихся.
Ранее педагоги часто указывали в опросах на отсутствие возможностей для удовлетворения своих профессиональных потребностей. Однако в настоящее время такие возможности начинают появляться. Наблюдается, что учителя, работающие с большим числом неуспешных учеников, более активно участвуют в курсах повышения квалификации и профессионального развития. Это положительная тенденция, подчеркивающая важность постоянного обучения и улучшения квалификации педагогов.
Косарецкий отметил, что нельзя однозначно утверждать, что курсы обеспечивают высокое качество обучения педагогов. Однако, сам факт увеличения вовлеченности учителей в подобные программы является положительным знаком. Это свидетельствует о стремлении образовательного сообщества к самосовершенствованию и развитию профессиональных навыков. Важно продолжать поддерживать интерес педагогов к новым методам обучения, что в конечном итоге может привести к улучшению качества образования.
В то же время существуют настораживающие факторы. Спикер упомянул другое исследование — онлайн-опрос среди 2600 учителей, проведенный в апреле 2022 года в рамках I Международной ассамблеи Российской академии образования «Ученик в современном мире: формула успеха». Учителям был задан вопрос: «Испытываете ли вы профессиональные дефициты, способные привести к трудностям у ваших обучающихся?» Формулировка вопроса подчеркивает, что акцент сделан не на дефицитах, которые мешают педагогам повышать успеваемость проблемных учеников, а на тех, которые являются причиной неуспешности детей. Это поднимает важную тему о необходимости выявления и устранения профессиональных дефицитов у педагогов для улучшения образовательного процесса и повышения успешности учеников.
Косарецкий отмечает, что проблема заключается не в недостатке знаний у педагога о методах, повышающих эффективность обучения. Скорее, речь идет о том, что в его практике могут встречаться определенные подходы и методы организации учебного процесса, которые могут привести к возникновению трудностей у детей, у которых ранее таких проблем не наблюдалось.
Почти 40% респондентов сообщили о наличии профессиональных дефицитов. Это подчеркивает актуальность проблемы недостатка квалифицированных кадров в различных отраслях. Обеспечение необходимой подготовки и повышения квалификации специалистов может способствовать улучшению ситуации на рынке труда.
Существует фактор неуспешности, связанный с качеством школьного образования и взаимодействием с учителем, поясняет спикер. Этот вопрос был подробно рассмотрен на одном из семинаров с МГППУ, посвященных проблемам неуспешности. Несмотря на его значимость, такому аспекту обычно уделяется недостаточно внимания.
В наших исследованиях и опросах мы традиционно отмечаем, что дети, сталкивающиеся с трудностями, часто испытывают влияние семейных обстоятельств и условий развития. Важно предоставить педагогам необходимые инструменты для работы с такими ситуациями. Также стоит обратить внимание на значимость рефлексии в профессиональной деятельности. Педагоги должны осознавать собственный профессиональный потенциал и понимать, как их подходы и восприятие реальности могут влиять на возникновение трудностей у детей. Это знание поможет избежать рисков для благополучия и успешности ребенка.
Неуспешность учеников оказывает негативное влияние на состояние педагогов. Исследования показывают, что чем больше в классе детей, сталкивающихся с трудностями в обучении, тем сильнее проявляется профессиональное выгорание у учителей. Более 20% педагогов, работающих с классами, в которых более 50% учеников не достигают успеха, считают, что ошиблись в выборе профессии. Это указывает на значительное разочарование в своей роли и на необходимость поиска решений для улучшения образовательного процесса.
Сергей Косарецкий подчеркнул важную зависимость между количеством неуспешных учеников в классе и уровнем веры педагога в качество образования. Он отметил, что чем больше таких детей, тем меньше учитель уверяет себя в своей способности предоставить качественные знания. В результате, ответственность за качество обучения часто перекладывается на семью и внешние факторы. Это приводит к ухудшению самооценки педагога и ощущению профессиональной несостоятельности. Поддержка становится критически важной в таких условиях. Ключевым фактором успешности школьного обучения являются высокие ожидания от учеников, когда педагог верит в их потенциал. Необходимы аналогичные ожидания со стороны руководства школы и органов управления образованием, чтобы учителя могли преодолеть возникающие трудности и достичь успеха в обучении.
Переделанный текст:
Изучите также:
- Верят ли учителя в то, что от них зависят успехи учеников?
- Цитата недели: о неуспешности, которая тянется из школы в вуз и потом в работу
- Исследователи выяснили, сколько в России отличников, хорошистов и троечников
- Ректор ВШЭ назвал основной причиной бедности в РФ образовательную неуспешность
- Для большинства учителей успех коллектива важнее, чем персональные достижения
Методист образовательных программ
Вы с нуля пройдёте полный цикл создания образовательного продукта. Научитесь проектировать учебные программы для онлайн- и офлайн-курсов. Станете универсальным специалистом — сможете запустить свой проект или устроиться методистом в крупную компанию.
Узнать подробнее