Чему нужно учить будущих предпринимателей и что мешает это делать / Skillbox Media
Эксперты обсудили, нужно ли формировать стандарт бизнес-образования и что не даёт развивать предпринимательские компетенции со школьной скамьи.
Содержание:
Научитесь: Как открыть бизнес: от идеи до реализации
Узнать большеНа рынке дополнительного образования наблюдается активный рост предпринимательских курсов, однако на уровне университетов и школ такие программы все еще встречаются довольно редко. Среди них выделяется проект Минобрнауки «Стартап как диплом», а также московский проект «Предпринимательский класс». Региональные инициативы, такие как «Лига школьного предпринимательства» в Ульяновской области и «Это бизнес, детки» в Тюменской области, также способствуют развитию предпринимательских навыков у молодежи. Эти образовательные программы помогают формировать у студентов и школьников предпринимательское мышление и навыки, необходимые для успешной реализации бизнес-идей.
Единые стандарты в области предпринимательского образования до сих пор не установлены. Это касается как федерального проекта «Стартап как диплом», в который в 2021 году вошли еще 25 регионов, так и программ MBA, которые появились в России более 20 лет назад. Нехватка стандартизации влияет на качество образования и подготовку предпринимателей, что создает дополнительные сложности для стартапов и новых бизнесов. Установление четких критериев и стандартов могло бы способствовать более эффективному обучению, повышая уровень подготовки будущих предпринимателей и улучшая их шансы на успех в конкурентной среде.
Вопрос о необходимости единого стандарта компетенций для предпринимателей остается открытым. Возможно ли установить четкие требования к навыкам, необходимым для успешной предпринимательской деятельности? Почему предпринимательским навыкам не обучаются массово школьники и студенты в нашей стране? Эти и другие актуальные темы были обсуждены экспертами на Московском международном салоне образования (ММСО). Мы предлагаем ознакомиться с ключевыми выводами спикеров. Полные записи дискуссий доступны на YouTube.
- сессия «Стандарт предпринимательского образования: от идеи до единорога»;
- сессия «Что мешает распространить предпринимательское образование?».
Чему нужно учить будущих предпринимателей
Существует множество мнений относительно необходимости единого стандарта предпринимательского образования. Елена Бондаренко, генеральный продюсер образовательных программ для предпринимателей в Московской школе управления «Сколково», утверждает, что разработка такого стандарта является нецелесообразной. Она подчеркивает, что сфера предпринимательства изменяется стремительно, особенно в условиях быстрого технологического прогресса, что делает стандарт легко устаревающим практически сразу после его публикации. Таким образом, гибкость и адаптивность образовательных программ становятся ключевыми факторами для успешного обучения предпринимателей в современном мире.
Елена рекомендует сосредоточиться на том, что именно делает предприниматель и в каком контексте он функционирует. Эксперт предлагает рассматривать навык предпринимательства через три ключевых аспекта.
- инкубация, то есть умение запускать своё дело;
- акселерация — умение развивать, масштабировать бизнес;
- трансформация — умение менять бизнес-модели.
Елена подчеркивает значимость креативного мышления для поиска успешных бизнес-идей. Она считает, что знание истории предпринимательства может быть весьма полезным. В этой связи Московская школа управления «Сколково» совместно с Arzamas запустила курс лекций «Деловые люди XIX века», который предлагает интересный взгляд на развитие бизнеса. Тем не менее, основное внимание Елена уделяет практике, считая её ключевым фактором для достижения успеха в предпринимательстве.
Ключевая компетенция предпринимателя формируется исключительно в процессе практической деятельности. Таким образом, предпринимательское образование должно основываться на принципах активного участия и практического опыта. Это подразумевает, что обучение должно быть ориентировано на реальные задачи и проекты, что позволяет развивать необходимые навыки и углублять понимание предпринимательской среды.
Чтение является важным аспектом нашей жизни, способствующим развитию навыков, расширению кругозора и получению новых знаний. Регулярное чтение книг, статей и других материалов помогает улучшить концентрацию, обогащает словарный запас и развивает критическое мышление. В современном мире доступ к информации стал проще, и каждый может найти ресурсы по интересующим его темам. Чтение также способствует лучшему пониманию окружающего мира и помогает формировать собственное мнение. Поддерживайте привычку читать, чтобы оставаться в курсе актуальных событий и развиваться как личность.
Обучение на практике действительно считается более эффективным, чем теоретическое изучение. Практический опыт позволяет закрепить полученные знания, развить необходимые навыки и лучше усвоить материал. Теория может дать базовое понимание, но именно практика помогает увидеть, как знания применяются в реальных ситуациях. Это особенно актуально в таких областях, как медицина, инженерия и искусство, где навыки и опыт играют ключевую роль в успешности. Таким образом, сочетание теории и практики обеспечивает более глубокое и полное обучение.
Андрей Андрусов, инвестиционный директор центра содействия инновациям в обществе «СОЛь», учитель проектной деятельности в «Класс-Центре» и автор книги для школьников «Твой первый бизнес», подчеркивает важность формирования стандарта предпринимательского образования через количественные показатели. Он акцентирует внимание на том, что ключевым критерием эффективности курсов и программ должно быть количество выпускников, которые действительно запустили свой бизнес и начали получать прибыль. Это подход позволяет объективно оценивать качество образовательных инициатив в сфере предпринимательства и способствует развитию более эффективных программ обучения, которые помогут будущим предпринимателям успешно реализовать свои идеи.
Эксперт полностью поддерживает мнение Елены Бондаренко о том, что ключевым аспектом обучения будущих предпринимателей является практическая деятельность. Он настоятельно рекомендует своим ученикам как можно раньше начинать реализацию собственных бизнес-проектов. Такой подход не только способствует развитию предпринимательских навыков, но и значительно мотивирует школьников к изучению новых знаний. В процессе работы над проектами у них возникают вопросы, такие как «Как установить цену на продукт?» или «Какие каналы продвижения выбрать?», которые зачастую выходят за рамки учебной программы. Это побуждает учеников самостоятельно искать ответы и углубляться в изучение предпринимательских основ. Таким образом, активная практика в бизнесе становится важным инструментом для формирования компетентных и инициативных предпринимателей.
Конечно, напишите текст, который вы хотите, чтобы я отредактировал.
Этот учебник действительно уникален. Мои ученики начинают читать его в сентябре, и многие из них завершают его сразу. Вы когда-либо встречали учащихся, которые читают учебник, например, по истории, полностью заранее, на всякий случай? Они делают это, потому что материал необходим им для конкретной практической деятельности. Я считаю, что погружение учеников в реальную жизнь и оказание поддержки в моменты столкновения с трудностями — это самый эффективный способ обучения.
Андрей Щербенок, директор и основатель Школы перспективных исследований (SAS) Тюменского государственного университета, высказал альтернативную точку зрения. Он считает, что нет никаких преград для разработки стандарта предпринимательского образования на основе компетенций. В качестве примера он ссылается на Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО) уровня 3++, которые акцентируют внимание на формировании как универсальных, так и профессиональных компетенций. Щербенок отмечает, что в этих стандартах не указаны конкретные объемы изучаемых предметов, таких как история, а акцент сделан на развитие исторического мышления. Эта позиция поднимает важный вопрос о том, каким должен быть стандарт предпринимательского образования в современных условиях.
Читайте наши другие материалы:
Навыки XXI века: упоминаются в ФГОС, но действительно ли их обучают?
Навыки XXI века становятся все более важными в современном образовательном процессе. В Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) говорится о необходимости формирования у обучающихся ключевых компетенций, необходимых для успешной адаптации в быстро меняющемся мире. Однако возникает вопрос: действительно ли образовательные учреждения внедряют эти навыки в свою практику?
Сегодня к основным навыкам XXI века относят критическое мышление, креативность, коммуникацию и сотрудничество. Эти компетенции необходимы для эффективной работы в команде, решения проблем и адаптации к новым условиям. Однако, несмотря на их значимость, многие школы и университеты сталкиваются с трудностями в их интеграции в учебный процесс.
Преподавание навыков XXI века требует изменения подхода к обучению, акцент на проектной деятельности, междисциплинарность и использование современных технологий. Важно не только упоминать эти навыки в учебных планах, но и активно развивать их через практические занятия и взаимодействие между учащимися.
Таким образом, вопрос о реальном обучении навыкам XXI века остается открытым. Необходимы усилия со стороны образовательных учреждений, педагогов и государства для того, чтобы обеспечить качественное образование, соответствующее требованиям современного мира.
Предпринимательство проявляется в различных формах, начиная от открытия небольшого кафе и заканчивая успехами таких личностей, как Илон Маск. Андрей Щербенок подчеркивает, что образование для будущих предпринимателей должно быть междисциплинарным. Это необходимо для того, чтобы студенты могли связывать различные области знаний и применять их на практике. Традиционный подход, при котором дисциплины изучаются в изоляции, не соответствует современным требованиям бизнеса и не развивает критическое мышление. Междисциплинарное образование поможет сформировать навыки, необходимые для успешной реализации бизнес-идей в сложной и динамичной среде.
Предпринимательская деятельность требует комплексного подхода и междисциплинарного мышления. Невозможно ограничиваться одной областью, будь то экономика, технологии или социология. При реализации любой идеи предприниматель сталкивается с необходимостью мыслить как экономист, финансист, психолог и технолог. Важно понимать множество аспектов, которые необходимо интегрировать в единую систему. Таким образом, междисциплинарность должна стать основой стандартов предпринимательского образования. Это позволит будущим предпринимателям развивать целостное восприятие бизнеса и эффективно решать возникающие задачи.
Андрей Щербенок не согласен с мнением экспертов, утверждающих, что лучший подход к обучению предпринимательству заключается в немедленном погружении учащегося в практическую деятельность. Он считает, что если человек начинает работать над технологическим проектом без предварительных знаний, он усваивает лишь необходимый минимум информации для решения текущих задач. Это приводит к поверхностному пониманию темы и снижает качество обучения. В этом контексте возникает важная дилемма: как обеспечить баланс между практическим опытом и теоретической подготовкой для более глубокого усвоения знаний в области предпринимательства?
С одной стороны, необходимо сразу включать людей в практическую деятельность, однако в таком случае мы рискуем получить участников, которые будут заниматься несерьезными делами. С другой стороны, существуют академики, которые глубоко погружаются в теорию, но никогда не применяют свои знания на практике. Эффективное предпринимательское образование должно находить баланс между практикой и теорией. Вопрос заключается в том, как именно достичь этого сочетания.
Читайте также:
Почему море грязное? Обучение на основе феноменов как способ решения реальных проблем
Проблема загрязнения морей и океанов становится все более актуальной. Люди часто задаются вопросом: «Почему море грязное?» Ответ на этот вопрос требует глубокого анализа и понимания различных факторов, влияющих на состояние водоемов. Обучение на основе феноменов предлагает уникальный подход к решению этой проблемы, позволяя учащимся не только понять причины загрязнения, но и разработать эффективные стратегии для его предотвращения.
В процессе обучения студенты исследуют реальные примеры загрязнения морей, изучая влияние человеческой деятельности, такой как промышленность, сельское хозяйство и туризм. Этот подход помогает сформировать у учащихся критическое мышление и навыки решения проблем, которые необходимы для разработки экологически чистых технологий и практик.
Таким образом, обучение на основе феноменов не только углубляет понимание проблемы загрязнения морей, но и вдохновляет новое поколение на активные действия по ее решению. Учащиеся становятся не просто наблюдателями, а активными участниками процесса, вносящими свой вклад в защиту водных ресурсов и сохранение экосистем.
Что мешает развивать предпринимательское образование в России
Исследование Global Entrepreneurship Monitor выявило, что Россия отстает от мировых стандартов по ряду показателей, связанных с предпринимательской средой. В частности, это касается государственной поддержки, доступности инфраструктуры, качества предпринимательского образования и наличия растущих рынков. Эти выводы озвучил Алексей Комаров, академический директор программы «Практикум по игротехнике LIVE» и директор проекта «Сколково Практикум Штаб». В рейтинге из 45 стран Россия занимает 25-е место по предпринимательскому образованию в школах и 36-е место по бизнес-программам вне школьного образования, включая высшее и дополнительное образование. Эти данные подчеркивают необходимость улучшения условий для развития предпринимательства в стране.
Спикер подчеркивает необходимость сотрудничества между государственными и частными образовательными учреждениями в области предпринимательского образования. Это объединение усилий позволит увеличить количество предпринимателей в обществе и повысить их вклад в экономику. Обучение эффективному и грамотному ведению бизнеса станет важным шагом к созданию устойчивой предпринимательской среды.
Алла Аргунова, основатель и директор частной школы «Путь к успеху», где бизнес-образование интегрировано в основную программу, отмечает, что в теоретической подготовке, развитии hard и soft skills, а также в проектной деятельности нет серьезных трудностей. Проблемы начинаются на этапе реализации бизнес-проекта, когда юные предприниматели сталкиваются с практическими вызовами. Важно обеспечить поддержку и наставничество, чтобы помочь им преодолеть эти препятствия и успешно воплотить свои идеи в жизнь.
Завершив проектный менеджмент, важно перейти к индивидуальным шагам. Ключевым аспектом является наличие сети менторов. В настоящее время у нас отсутствует экосистема, способствующая этому процессу. Если ребенок стремится к производству и созданию, ему необходима технологическая база, на которой будут реализовываться его идеи и продукты. Создание такой среды поможет развить навыки и поддержать творческие устремления молодых людей, что является важным шагом на пути к успешной реализации их потенциала.
Максим Натапов, основатель ONE! International School, считает, что не каждый детский бизнес-проект должен быть доведен до реализации. Он убежден, что не всем школьникам суждено стать предпринимателями, однако каждому из них важно развивать бизнес-мышление и уверенность в себе. Знакомство с предпринимательской культурой помогает формировать осознание того, что ошибки — это естественная часть пути, и даже после неудач можно продолжать двигаться вперед. Это понимание способствует развитию навыков, необходимых для успешной жизни и карьеры в будущем.
Переделанный текст:
Изучите также другие материалы на эту тему.
Изучение бизнеса в школе: как предпринимательница вовлекает детей в корпоративный мир
Предпринимательница, активно занимающаяся образованием, внедряет изучение бизнеса в школьную программу с целью изменить отношение молодежи к предпринимательству. Она считает, что раннее знакомство с основами бизнеса и корпоративной культуры поможет детям развить важные навыки и подготовить их к будущей профессиональной жизни.
В рамках своей инициативы она организует экскурсии для школьников в крупные компании, где дети могут увидеть, как функционирует бизнес изнутри. Это дает им возможность не только ознакомиться с профессиями, но и вдохновиться историями успеха. Предпринимательница уверена, что такая практика помогает формировать у детей предпринимательское мышление, креативность и уверенность в своих силах.
Ее программа также включает мастер-классы по основам ведения бизнеса, где ученики учатся разрабатывать идеи и реализовывать их на практике. Это позволяет им не только получить теоретические знания, но и применить их в реальных условиях, что является важным аспектом современного образования.
Таким образом, изучение бизнеса в школе не только способствует личностному развитию детей, но и формирует новое поколение предпринимателей, готовых к вызовам современного рынка.
Кнарик Арабян, соосновательница детской бизнес-школы KinderMBA, также выразила схожее мнение. Она делит бизнес-образование на две категории: развитие предпринимательского мышления у школьников и подготовку будущих предпринимателей. Второй путь, который приводит к созданию собственного бизнеса, подходит не всем, тогда как первый вариант будет полезен для каждого ребенка. Развитие предпринимательского мышления помогает детям развивать навыки критического мышления, креативности и уверенности в себе, что является важным для их будущего вне зависимости от выбранной профессии.
Предпринимательство включает в себя набор навыков, знаний и командной работы, что позволяет интегрировать все эти элементы в одном процессе. Оно требует от человека освоения как мягких навыков, так и специализированных знаний в определённой области. Создание продукта является центральным элементом предпринимательской деятельности, и этот продукт всегда относится к конкретной предметной области, в которой необходимо быть экспертом. Это может быть биология, физика, химия и другие сферы, что обеспечивает практическое применение получаемых знаний. Такой подход значительно увеличивает мотивацию к обучению, поскольку предпринимательство непосредственно связано с реальными задачами и вызовами, требующими глубокого понимания предмета.
Спикер поделилась своим опытом столкновения с трудностями при внедрении в школы программ по проектной и предпринимательской деятельности. По словам Кнарик, для успешной реализации таких инициатив необходима государственная поддержка. Школы и родители проявляют интерес к подобным проектам, однако их осуществление часто сталкивается с экономическими барьерами.
Что поможет улучшить ситуацию с бизнес-образованием
В обсуждении способов популяризации предпринимательского образования и повышения его доступности спикеры пришли к единому мнению.
Андрей Щербенок подчеркивает, что предпринимательская деятельность intrinsically нерациональна, так как она сопряжена с высокими рисками и значительными затратами личных ресурсов. По мнению эксперта, разумнее было бы выбрать профессию квалифицированного инженера, обеспечивающую стабильный доход и минимальный уровень стресса. Тем не менее, для того чтобы стать успешным предпринимателем, человеку необходимо стремление к изменениям в определенной сфере и уверенность в своих силах. Важным аспектом на этом пути является взаимодействие с людьми, увлеченными своим делом — наставниками и единомышленниками. Щербенок считает, что без активного сообщества, где осуществляется обмен опытом и знаниями, невозможно полноценно развивать предпринимательскую культуру и достигать успеха в бизнесе.
Алексей Комаров акцентировал внимание на значимости формирования сообщества и налаживания коммуникации между различными образовательными учреждениями. Он подчеркнул, что в России существует высокий уровень развития образовательных технологий, что создает основы для повышения конкурентоспособности нашего бизнес-образования на международной арене. Эффективное взаимодействие между образовательными организациями может стать ключом к успешной интеграции отечественных программ в глобальную образовательную среду.
Эксперты единодушно утверждают, что формирование предпринимательского мышления и необходимых компетенций должно начинаться с школьной скамьи. Они выделили несколько ключевых аспектов, способствующих этому процессу. Важно развивать критическое мышление, креативность и навыки работы в команде, что позволит учащимся лучше адаптироваться к быстро меняющейся бизнес-среде. Также акцентируется внимание на финансовой грамотности и умении принимать решения, что является основой для будущих успехов в предпринимательстве. Поддержка учителей и родителей в этом процессе играет значительную роль, создавая условия для формирования у детей уверенности в своих силах и стремления к самореализации.
Алла Аргунова подчеркивает важность создания фонда-инкубатора, который предоставит возможность инвесторам и бизнес-ангелам финансировать перспективные проекты молодых предпринимателей. Такой фонд станет эффективной платформой для поддержки инновационных идей и стартапов, способствуя развитию молодежного предпринимательства и стимулированию экономического роста. Инвестиции в юные таланты помогут им реализовать свои амбиции и вывести на рынок новые продукты и услуги.
Спикер подчеркнула значимость привлечения взрослых экспертов-менторов, которые могут направлять школьников и помогать им в реализации идей. В качестве примера она привела случай, когда первоклассник разработал проект кинестетик-планшета для слабовидящих, который впоследствии стал основой семейного бизнеса. Родители могут выступать в роли таких менторов, поддерживая творческие инициативы своих детей и способствуя их развитию.
Эксперты отмечают, что существует значительная нехватка сообществ предпринимателей, готовых предоставить свои производственные ресурсы для реализации идей, разработанных детьми. К примеру, школьник-предприниматель, стремящийся издать собственную книгу, может столкнуться с трудностями при поиске издательства, готового оказать поддержку в этом процессе. Создание таких сообществ способствовало бы развитию юных талантов и облегчало бы путь к реализации их креативных проектов.
Проблема подготовки учителей для ведения предпринимательских классов остается актуальной. Кнарик Арабян подчеркивает, что для успешного внедрения таких программ в школьное образование необходимо больше педагогов с соответствующими компетенциями. Андрей Андрусов считает, что подготовленный учитель может эффективно преподавать бизнес-дисциплины даже без личного опыта ведения бизнеса. Однако возникает вопрос о том, как и где обучать педагогов для преподавания этих дисциплин. Образовательные учреждения должны обратить внимание на разработку программ повышения квалификации для учителей, чтобы обеспечить качественное обучение будущих предпринимателей.
Переделайте текст, сохраняя основную тему и не добавляя лишнего. Оптимизируйте его под SEO, при этом можете немного расширить содержание. Избегайте использования смайлов и ненужных символов, а также не включайте разделы, такие как 1. 2. 3. или *. Просто предоставьте чистый текст.
Также рекомендуем ознакомиться с другими материалами.
- Как образование может изменить города и поднять экономику
- К чему приведёт кооперация государственного и частного образования
- Какой должна быть школа в цифровую эпоху
Как открыть бизнес: от идеи до реализации
Вы узнаете, как вести бизнес в России в 2024 году. Научитесь выбирать востребованные ниши, составлять финмодель и прогнозировать риски. Во время обучения запустите бизнес и начнёте зарабатывать.
Узнать подробнее