Что может быть альтернативой традиционным письменным студенческим работам? / Skillbox Media
Есть вариант, который предполагает полную свободу творчества и выражения результата.
Содержание:
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать большеПоявление ChatGPT и аналогичных ИИ-ботов вызвало у преподавателей по всему миру вопрос о том, как учить студентов эффективно формулировать свои идеи и выводы на письме. В условиях, когда стандартные сочинения могут быть легко сгенерированы искусственным интеллектом, возникает необходимость пересмотреть подходы к обучению. В этом контексте педдизайнер Тоня Хоу привлекла внимание к технике, разработанной десять лет назад и успешно применяемой в различных вузах, называемой unessay — «не‑эссе». Этот подход будет полезен не только тем, кто беспокоится о будущем письменных работ в эпоху ИИ, но и всем, кто стремится к более креативным и нестандартным заданиям. Использование unessay может способствовать развитию критического мышления и творческих навыков студентов, позволяя им выходить за рамки традиционных форматов и находить новые способы выражения своих мыслей.
Что это за «не-эссе» и кто его придумал
Идея внедрения концепции «не-эссе» для студентов была предложена Дэниэлу Полу О’Доннеллу, профессору Университета Летсбриджа в Канаде. В 2012 году он впервые описал эту методику на своём блоге, предвосхитив появление чат-ботов, которые сегодня могут генерировать сочинения для учащихся. Эта инновационная подход к обучению позволяет студентам развивать критическое мышление и творческие навыки, выходя за рамки традиционных заданий.
Преподаватель отметил, что жанр эссе изначально подразумевал эксперименты, ведь его название переводится как «попытка». Однако с увеличением его применения в образовательном процессе эссе стало подвержено формализации. В результате свободное выражение мыслей уступило место строгим правилам, и эссе стало, по выражению О’Доннелла, «монстром из правил». Это изменение значительно повлияло на восприятие эссе как жанра, который должен поощрять креативность и индивидуальность, но в итоге стал ограничивать их.
Согласитесь, аналогичное можно сказать о современных школьных сочинениях, рефератах и курсовых работах. Эти задания часто оказываются чрезмерно формализованными, что снижает их творческий потенциал и индивидуальный подход.
«Не-эссе» О’Доннелл представляет собой метод, направленный на исправление недостатков традиционного подхода к обучению письму. В этом задании студентам предлагают оставить в стороне все принятые правила написания эссе, усвоенные в процессе обучения. Вместо этого акцент делается на выбор увлекательной и значимой для них темы, которую нужно раскрыть в свободной форме. Студенты могут использовать любой объем текста, последовательность и средства выражения, что позволяет проявить индивидуальность и креативность в написании. Такой подход способствует развитию навыков письма и позволяет углубить понимание своих интересов.
Возникает важный вопрос: каким образом оценивать свободное творчество студентов? И действительно ли такое задание будет полезным? Существует вероятность, что студенты могут не проявить должной инициативы и просто сдадут текст, созданный с помощью искусственного интеллекта. Однако ответ на эту озабоченность заключается в подходе к оценке — именно в этом кроется ключ к успешному выполнению задания. Эффективная оценка должна учитывать оригинальность, креативность и индивидуальный стиль каждого студента, что позволит не только выявить уровень их понимания темы, но и вдохновить на развитие навыков самостоятельного мышления и самовыражения.
Как работать с «не-эссе»
О’Доннелл предложил студентам задание в следующем формате:
- Они сами выбирают тему, лишь бы она была связана с предметом курса или модуля.
- Для выполнения задания они могут использовать любые источники (и даже «Википедию») в любых количествах — а могут не использовать никаких.
- Как презентовать работу — студенты тоже решают сами, они ограничены только своей креативностью. «Если вы хотите кого-то процитировать, вы можете делать это как угодно. Если вы хотите использовать в тексте списки, используйте списки. Если вы хотите писать от первого лица, пишите от первого лица. Если вы хотите показать вашу работу как видео, покажите как видео. Используйте сленг. Или не используйте. <…> Важнее всего, чтобы формат и презентация, которую вы используете, помогала, а не мешала объяснению вашей темы».
- Два главных требования к работе: она должна быть убедительной и эффективной.
О’Доннелл глубоко анализирует последний пункт, приводя убедительные критерии. Он подчеркивает, что работа должна быть интересной и насыщенной, что зависит от выбранной темы и подхода к ней. Важно, чтобы читатели или зрители не испытывали ощущения, что автор что-то упустил. Также критерием является правдивость материала. Эффективность преподавания включает в себя качество презентации, соответствие теме и привлекательность, что подразумевает способность автора убедить аудиторию и вызвать доверие.
Некоторые преподаватели адаптировали оригинальное задание, предлагая студентам свои версии. Профессор Университета Калгари Майкл Уллиот, один из первых, кто поддержал эту инициативу, ввел критерий оценки, акцентируя внимание на качестве «использования письменных свидетельств». Он призывал студентов осознанно подходить к процессу цитирования и пересказа, а также задумываться о том, когда и почему они обращаются к оригинальным источникам.
Некоторые преподаватели, такие как профессор Эмили Сюзанн Кларк из Университета Гонзаго, разработали собственные критерии оценки «не-эссе». Первое, что она требует от студентов, — это согласование и обсуждение темы работы. Второе — четкое определение критериев, влияющих на финальную оценку. Например, для получения оценки «отлично» работа должна отличаться высоким уровнем креативности, ясной идеей и, что особенно важно, четким объяснением автора о том, как его итоговая работа связана с выбранной темой. Если же студент не может ясно донести суть своей работы и она не отличается оригинальностью, то его оценка, скорее всего, не превысит тройку.
Как вообще обойтись без письменной работы
Изучение гуманитарного курса не всегда подразумевает написание письменной работы. Альтернативным вариантом может стать проект, включая групповые работы, результаты которых могут быть представлены в разнообразных форматах. Такой подход позволяет студентам проявить креативность и глубже понять изучаемый материал.
Преподаватель истории в Университете Томаса Мора, Джоди Н. Мадер, предложила студентам уникальный проект в рамках курса «Древние цивилизации». В небольшой группе, состоящей из студентов с различным уровнем подготовки, но с высокой мотивацией, учащиеся заранее разрабатывали концепцию своих «не-эссе». Они обсуждали темы и определяли основные направления работы, при этом преподаватель подчеркивала важность соответствия проектов интересам и возможностям студентов. К каждому «не-эссе» студенты также должны были приложить краткую рефлексивную заметку и библиографический список. Критерии оценки своих проектов они разрабатывали самостоятельно, получая при этом поддержку от преподавателя. Такой подход способствовал развитию критического мышления и креативности у студентов, а также позволил глубже понять материал курса.
Проект «не-эссе» оказался впечатляющим. Один из студентов, имеющий обширную коллекцию кукол, разработал «римские костюмы» для иллюстрации различных социальных классов женщин. Другой студент, увлеченный Пуническими войнами, создал настольную игру в стиле «Монополии», посвященную этому историческому событию. Ещё один участник проекта представил игру о древних империях, вдохновленную классической игрой «Риск». Несколько студентов, интересующихся онлайн-играми, воссоздали знаменитые сцены сражений, таких как битва в Тевтобургском лесу, демонстрируя свои навыки перед однокурсниками. В числе других работ выделялись египетское погребение с мумией и канопами, буклет о греческой архитектуре, книга для детей о римском императоре Нероне и виртуальная постройка в Sims, напоминающая дом греческих богов. Проект продемонстрировал творческий подход студентов к изучению истории, объединяя искусство, игру и образовательные элементы.
Широкие возможности для творчества без ограничений могут вдохновить учащихся и привести к выдающимся результатам. Ярким примером этого являются работы студентов курса «Технология текста» в Северо-Восточном университете в Бостоне (США). Их электронные проекты демонстрируют высокий уровень креативности и оригинальности. Вы можете ознакомиться с этими работами, перейдя по ссылке.
Тоня Хоу в начале статьи предлагает рассмотреть альтернативные способы выражения мыслей, такие как эссе в формате инфографики, подкастов или цифровых историй в социальных сетях. Эти форматы позволяют донести информацию более эффективно и привлекательно, сочетая визуальные и аудиовизуальные элементы. Использование таких методов может значительно увеличить вовлеченность аудитории и улучшить восприятие материала. Инфографика позволяет наглядно представить данные, подкасты предлагают возможность слушать контент в любое время, а цифровые истории в социальных сетях создают интерактивный опыт. Рассмотрение этих форматов может обогатить ваше выражение и привлечь новую аудиторию.
Зачем это вообще нужно
В то время как искусственный интеллект выполняет дипломные работы для студентов, эксперты предлагают переосмыслить подход к домашним заданиям и выпускным проектам. Безусловно, автоматизированные тексты не могут полностью заменить выпускные сочинения или курсовые работы. Тем не менее, такие проекты не могут быть написаны с помощью ChatGPT, хотя он может предложить идеи и вдохновение. Более того, подобные задания подходят для различных дисциплин — от литературы и истории до физической антропологии и медицины, и могут быть полезны не только в университетах, но и в школе.
Тоня Хоу подчеркивает, что технологии постоянно эволюционируют, и именно поэтому важно адаптироваться к ним. Педагоги уже располагают инструментами, которые позволяют не только принимать новые технологии, но и активно их использовать в образовательном процессе. Это открывает новые возможности для обучения и взаимодействия с учащимися.
Создатель концепции «не-эссе» представил ряд аргументов, подчеркивающих его преимущества для студентов. Прежде всего, «не-эссе» представляет собой более сложное задание по сравнению с традиционными эссе. Оно требует от студентов принятия самостоятельных решений относительно тематики и подхода к обсуждению. Это возвращает нас к изначальному смыслу эссе, как формы исследовательской работы. Если рассматривать «не-эссе» в контексте курсовой работы, то оно превращается в полноценное исследование, а не просто в сборник цитат. Во-вторых, выполнение «не-эссе» значительно улучшает навыки написания стандартных эссе. Студенты учатся формулировать темы, анализировать интересующие их вопросы и находить аргументы, что позволяет им убедительно представлять свои идеи и увлекать читателей.
Важно отметить, что вы можете создать истинно аутентичное эссе, которое отражает экспериментальный и личный характер этого жанра. Преподаватели, имея возможность выбора, с большим интересом прочитают именно такие работы. Это подчеркивает значимость индивидуального подхода и оригинальности в написании эссе, что делает ваш текст более привлекательным для читателя.
Читайте также:
- Зачем преподаватели задают студентам-гуманитариям разработку игр
- Зачем в качестве домашки преподаватель просит придумать мемы
- Необычная практика: как в образовании используют эффект IKEA
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее