Что происходит в подготовке кадров для будущего / Skillbox Media
Эксперты обсудили, как меняется рынок труда и как образование пытается адаптироваться к этим изменениям.
Содержание:
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать большеРынок труда на глобальном уровне претерпевает значительные изменения под воздействием цифровых технологий. В России эти трансформации усугубляются уникальными обстоятельствами, такими как экономические санкции и отток квалифицированных кадров за границу. На круглом столе «Вы — слабое звено: как будущее меняет рынок труда» эксперты обсудили, какие навыки и знания следует развивать у будущих специалистов в современных условиях. Мероприятие было организовано АНО «Центр компетенций по глобальной ИТ-кооперации» и РЭУ им. Г. В. Плеханова. Полную запись обсуждения можно найти на RuTube, а ниже представлены основные мысли и рекомендации участников.
Сотрудничество государства, бизнеса и НКО, а также смещение фокуса EdTech
Директор по работе с органами государственной власти компании «Нетология» Валентина Куренкова провела опрос среди студентов в возрасте 18–23 лет и выяснила, что для них важнейшими ценностями являются безопасность, здоровье и семья. Это свидетельствует о том, что современная молодёжь, даже в юном возрасте, серьёзно размышляет о значимых аспектах жизни, что отличает их от предыдущих поколений. Общение с студентами показало их стремление найти ясный и доступный путь в образовании и карьере для достижения успеха. Это подчеркивает необходимость поддержки молодежи в процессе выбора, а также обучения адаптации к разнообразным условиям, поскольку в современном мире не существует универсальных решений.
В современных условиях для создания эффективных решений в сфере образования и подготовки кадров необходимо активное сотрудничество государства, бизнеса и некоммерческих организаций. Эксперты подчеркивают, что EdTech-компаниям, стремящимся сохранить свои позиции на рынке, важно адаптироваться к новым вызовам. Им следует расширять свои программы, выходя за рамки обучения только IT-специальностям и предлагая подготовку специалистов для различных отраслей промышленности. Это позволит не только удовлетворить потребности рынка труда, но и способствовать развитию экономики в целом.
Для старшеклассников и студентов Валентина Куренкова выделила четыре ключевые государственные образовательные инициативы, которые стоит учитывать: «Цифровые кафедры», «Передовые инженерные школы», «Платформа университетского технологического предпринимательства» и «Профессионалитет». Она также отметила, что бизнес, особенно в сфере IT, активно запускает множество полезных проектов как самостоятельно, так и в сотрудничестве с государственными инициативами. Эти программы и проекты создают дополнительные возможности для молодежи, способствуя углублению знаний и развитию практических навыков, что особенно важно в современных условиях.
Валентина поделилась информацией о своем новом социальном проекте для молодежи под названием «неУниверситет», который реализуется на базе фонда «Первое поколение». Это двухлетняя программа бесплатного неформального образования, охватывающая широкий спектр тем. Участники смогут изучать вопросы ведения быта, заботы о здоровье и управления личными финансами, а также получать знания в области профориентации, развития профессиональных навыков и построения карьеры. Эти важные аспекты требуют внимания и обучения, что делает проект актуальным и необходимым для молодежи.
Переделайте текст с акцентом на SEO, сохраняя основную тему и избегая добавления лишних элементов. Используйте ключевые слова и фразы, чтобы улучшить видимость в поисковых системах, при этом не изменяя смысл. Сосредоточьтесь на ясности и привлекательности текста для читателей. Читайте также:
Развитие дополнительного профессионального образования в вузах: 4 идеи
Современные образовательные учреждения стремятся к постоянному совершенствованию программ дополнительного профессионального образования. Вот четыре идеи, которые могут помочь в этом процессе.
Во-первых, необходимо внедрить практико-ориентированные курсы, которые позволят студентам и специалистам получать актуальные знания и навыки, соответствующие требованиям рынка труда. Это может включать мастер-классы, стажировки и проекты в сотрудничестве с работодателями.
Во-вторых, стоит обратить внимание на онлайн-форматы обучения. Гибкость и доступность дистанционных курсов позволяют охватить более широкую аудиторию, включая работающих специалистов. Внедрение современных технологий, таких как интерактивные платформы и вебинары, значительно улучшит качество образовательного процесса.
Третья идея заключается в создании программ, ориентированных на междисциплинарное обучение. Совмещение знаний из разных областей может способствовать развитию уникальных компетенций, что особенно важно в условиях быстро меняющегося мира.
Наконец, важно активно развивать сотрудничество с профессиональными ассоциациями и организациями. Это поможет вузам актуализировать образовательные программы, адаптируя их к потребностям отрасли и обеспечивая высокое качество подготовки специалистов.
Эти подходы могут существенно повысить качество дополнительного профессионального образования в вузах и сделать его более востребованным среди студентов и профессионалов.
EdTech как восполнение разрыва между системой образования и рынком труда
GR-директор Lerna.ru Леонид Мироненко, ранее руководитель направления развития партнёров Skillbox, подчеркнул, что вузы и EdTech-платформы не являются конкурентами в области профессионального образования, а, наоборот, дополняют друг друга. Skillbox ориентируется на развитие специфических навыков, соответствующих требованиям современного рынка труда, в то время как вузы решают более широкую задачу — предоставление студентам качественного академического образования и всестороннее развитие населения страны. Это сотрудничество позволяет создать гармоничную экосистему, где каждый участник вносит свой вклад в подготовку квалифицированных специалистов.
Леонид поддержал идеи Валентины Куренковой, подчеркивая важность сотрудничества между вузами, EdTech-компаниями и работодателями в подготовке кадров. Он отметил, что обучение хард-скиллам, то есть узкоспециализированным профессиональным навыкам, наиболее эффективно проходит у студентов с уже сформированной академической базой, полученной в вузе. В то же время EdTech-компании должны активно взаимодействовать с работодателями, чтобы разрабатывать качественные образовательные программы, ориентированные на профессиональные навыки, которые востребованы на рынке труда. Это сотрудничество обеспечит подготовку специалистов, соответствующих современным требованиям индустрии.
Разрыв между рынком труда и образовательной системой остаётся значительным. Генеральный директор платформы онлайн-обучения Uniweb, Александр Оганов, в своём выступлении акцентировал внимание на важности оценки компетенций студентов вузов. Он представил проект, направленный на выяснение соответствия этих компетенций реальным требованиям работодателей. По инициативе Правительства Москвы Uniweb провела исследование, охватившее 200 наиболее востребованных профессий. Для каждой профессии были разработаны карты компетенций с целевыми индикаторами, которые позволяют объективно оценить уровень подготовки студентов. На основе этих карт созданы контрольно-измерительные материалы, предназначенные для студентов, обучающихся по соответствующим специальностям. В 2018 году был проведён добровольный квалификационный экзамен, в котором приняли участие 25 000 студентов из 486 вузов страны. Этот проект подчеркивает необходимость сближения образования и рынка труда, что имеет критическое значение для повышения качества подготовки специалистов в условиях современного рынка.
Результаты экзаменов продемонстрировали, что лишь 10% студентов обладают компетенциями, соответствующими требованиям профессии на уровне 60% и выше. У остальных показатели оказались значительно ниже. Когда Uniweb предложила вузам конкретные меры по улучшению учебных планов для уменьшения этого разрыва между образовательными результатами и потребностями работодателей, только два университета решили воспользоваться этими рекомендациями. По наблюдениям Александра, именно этот разрыв между навыками выпускников и требованиями рынка труда сейчас заполняется профессиональным обучением на EdTech-платформах, что подчеркивает важность адаптации образовательных программ к современным требованиям.
Читать также:
Проблема квалификационной ямы является актуальной для многих профессионалов и организаций. Эта ситуация возникает, когда уровень знаний и навыков не соответствует требованиям текущей или желаемой должности, что приводит к стагнации и ощущению неуверенности в своих силах. Причинами возникновения такой ямы могут быть недостаток практического опыта, отсутствие целенаправленного обучения или неэффективные методы работы.
Для выхода из квалификационной ямы необходимо проанализировать свои навыки и определить области, требующие улучшения. Важно инвестировать время в обучение, проходить курсы и тренинги, а также искать возможности для практического применения новых знаний. Наставничество и обмен опытом с более опытными коллегами также могут значительно ускорить процесс развития.
Регулярная обратная связь и самоанализ помогут выявить слабые места и скорректировать стратегию обучения. Процесс выхода из квалификационной ямы требует времени и усилий, но с правильным подходом можно достичь значительных успехов и повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.
Привлечение девушек в IT, выбор между узкой специализацией и междисциплинарностью
Андрей Игнатьев, руководитель аналитического направления АНО «Центр компетенций по глобальной ИТ-кооперации», представил результаты исследования, проведённого центром, посвящённого подготовке молодых IT-специалистов. В ходе исследования были выявлены ключевые аспекты, влияющие на качество образования в области информационных технологий, а также определены актуальные навыки, необходимые для успешной карьеры в IT. Полученные данные помогут улучшить образовательные программы и адаптировать их к требованиям современного рынка труда.
В исследовании были выявлены ключевые проблемы отрасли, среди которых выделяется отток перспективных кадров за границу. Согласно данным, представленным ранее в этом году аналитиками рекрутингового сервиса hh.ru и консалтинговой компании «Яков и партнёры», 61% работодателей столкнулись с нехваткой IT-специалистов. Наибольшие трудности у компаний возникают при поиске сотрудников с необходимым опытом работы.
Для решения проблемы нехватки кадров в ИТ-сфере необходимо не только обучать специалистов, но и устранять гендерный разрыв в этой отрасли. Аналитики Центра компетенций по глобальной ИТ-кооперации выделили важное направление — привлечение женщин и девушек к изучению STEM-дисциплин и ИТ-профессий, которые по-прежнему считаются традиционно мужскими. Хотя формальные барьеры отсутствуют, стереотипы продолжают оказывать негативное влияние. Необходимы инициативы, направленные на преодоление этих предвзятостей и создание равных возможностей для всех. Трансформация восприятия ИТ-отрасли как доступной для женщин позволит не только увеличить число квалифицированных специалистов, но и разнообразить коллективы, что в свою очередь способствует инновациям и развитию.
Ты же пойдёшь рожать: барьеры, мешающие девушкам войти в инженерию и IT
В современном мире, где технологии стремительно развиваются, участие женщин в инженерных и IT-отраслях остаётся низким. Несмотря на наличие множества возможностей и перспектив, существует ряд барьеров, которые мешают девушкам реализовать себя в этих сферах.
Одним из основных факторов является стереотипное восприятие женской роли в обществе. Часто считается, что женщины должны сосредоточиться на семейных обязанностях, таких как материнство, что ограничивает их карьерные амбиции. Эта предвзятость формирует у девушек сомнения в своих способностях и возможностях достижения успеха в технических областях.
Кроме того, недостаток ролевых моделей и поддержки также играет значительную роль. Многие девушки не видят примеров успешных женщин-инженеров или IT-специалистов, что снижает их заинтересованность в этих профессиях. Создание эффективных программ менторства и поддержки может помочь изменить эту ситуацию.
Также стоит отметить, что учебные заведения и образовательные программы зачастую не способствуют вовлечению девушек в технические направления. Потребность в изменении подходов к обучению и создании более инклюзивной образовательной среды становится очевидной.
Таким образом, для привлечения девушек в инженерию и IT необходимо преодолеть стереотипы, обеспечить поддержку и создать благоприятные условия для их развития в этих сферах.
Андрей Игнатьев выделил две ключевые стратегии, которые помогут молодым людям успешно реализоваться в современных условиях и подготовиться к будущему. Первая стратегия заключается в развитии междисциплинарности, что включает в себя комплексный подход к решению профессиональных задач и системное мышление. Это позволяет специалистам адаптироваться к быстро меняющемуся рынку труда и эффективно взаимодействовать с представителями различных областей. Вторая стратегия предполагает углубленное изучение узкой специализации в актуальном направлении. Важно, чтобы выбранная область была передовой и востребованной, например, новые языки программирования, блокчейн-технологии, генеративный искусственный интеллект и постквантовая криптография. Эти направления обеспечивают высокий потенциал для карьерного роста и профессионального развития в условиях современного рынка.
Узнайте больше об образовании и актуальных темах в нашем телеграм-канале. Присоединяйтесь к нам и оставайтесь в курсе!
Читать также:
- Бакалавриат за 3 года: как и зачем на самом деле эту практику вводят в США
- «Нейросети помогают разрабатывать и использовать принципиально новые форматы»
- Как университетам привлекать абитуриентов
- Инвестиции в мировой EdTech выросли в третьем квартале 2023 года
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее