Что такое активное обучение и насколько оно эффективно / Skillbox Media
И если активное обучение лучше пассивного, то почему образование не перешло на него полностью?
Содержание:
- Что за активное обучение и чем оно отличается от пассивного
- Активное и интерактивное обучение — одно и то же?
- Каким бывает активное обучение
- Можно ли организовать активное обучение в онлайн-курсе?
- Что эффективнее — пассивное или активное обучение?
- Почему активное обучение пока не распространено повсеместно
- Почему готовить педагогов к активному обучению нужно со студенческой скамьи
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать большеВ данной статье вы познакомитесь с основными аспектами темы, которая интересует многих читателей. Мы подробно рассмотрим ключевые моменты, предоставим актуальную информацию и полезные советы. Вы сможете получить представление о предметной области и узнать, какие действия можно предпринять для достижения желаемых результатов. Эта информация будет полезна как новичкам, так и тем, кто уже имеет опыт. Оставайтесь с нами, чтобы глубже понять рассматриваемый вопрос и использовать полученные знания на практике.
- что такое активное обучение, чем оно отличается от пассивного и интерактивного;
- действительно ли активное обучение эффективнее пассивного;
- почему, несмотря на все плюсы, активное обучение не победило пассивное;
- какая связь между популяризацией активного обучения и педагогическим образованием.
Что за активное обучение и чем оно отличается от пассивного
Активное обучение представляет собой методику, при которой учащиеся участвуют в процессе обучения активным образом, проявляя продуктивные, творческие и поисковые способности. Основой активного обучения является конструктивистский подход, при котором преподаватель не просто передает знания, а создает условия для самостоятельного поиска и конструирования информации учащимися. Такой подход способствует более глубокому усвоению материала и развитию критического мышления. Активное обучение помогает формировать навыки самостоятельной работы и способствует более эффективному взаимодействию между учениками и преподавателем.
В активном обучении процесс получения знаний значительно отличается от пассивного подхода. Если в пассивном обучении информация предоставляется готовой, как бы на блюдечке, то в активном обучении студент самостоятельно исследует и находит необходимые знания. Этот процесс может происходить под руководством преподавателя и в специально созданной безопасной среде, где используются различные ресурсы и материалы. Такой подход развивает критическое мышление и способствует более глубокому усвоению информации. Активное обучение формирует у студентов навыки самостоятельного поиска и анализа данных, что является важным аспектом современного образования.
Активное обучение подразумевает, что учащийся становится активным участником образовательного процесса. В этом подходе роль учителя изменяется: он не просто передает знания, а становится наставником, консультантом и фасилитатором, поддерживающим учащихся в их поисках и исследовании информации. Это создает более вовлеченную и продуктивную учебную среду, где студенты могут развивать критическое мышление и самостоятельность.
Активное обучение включает не только процесс получения знаний, но и развитие навыков, в частности метапредметных, таких как софт-скиллы. К ним относятся умение планировать свою деятельность, работать в команде и творчески мыслить. В контексте детского образования применение активных методов обучения в школе способствует формированию у детей навыков самостоятельного обучения, которые будут востребованы на протяжении всей жизни. Эти подходы не только делают процесс обучения более увлекательным, но и закладывают основу для успешной профессиональной деятельности в будущем.
Определение термина «активное» используется для акцентирования противоположности традиционному пассивному подходу, в рамках которого знания передаются ученику в готовом виде. Активное обучение подразумевает вовлечение учащихся в процесс, стимулируя их к самостоятельному поиску информации и критическому мышлению. В отличие от пассивного обучения, где информация просто усваивается, активное обучение способствует глубокому пониманию и применению знаний на практике. Сравнение этих двух подходов иллюстрирует, как активные методы значительно повышают уровень вовлеченности и эффективности обучения.
Активное и интерактивное обучение — одно и то же?
В русскоязычной литературе различают два ключевых подхода к обучению: активные и интерактивные методы. Эти термины часто используются как синонимы, однако между ними существуют важные различия. Специалисты из ЛГУ им. А. С. Пушкина подчеркивают, что активные методы обучения предполагают участие студентов в процессе, где они активно взаимодействуют с материалом. Интерактивные методы, в свою очередь, акцентируют внимание на взаимодействии между участниками образовательного процесса, включая как преподавателей, так и студентов. Эти подходы способствуют более глубокому усвоению знаний, развитию критического мышления и навыков сотрудничества. Важно учитывать, что эффективное применение этих методов может значительно повысить качество образования и удовлетворенность учащихся.
В современной педагогической литературе, а также в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС ВО), термины «активные» и «интерактивные» методы обучения часто используются взаимозаменяемо. Это связано с тем, что многие методики могут одновременно относиться к обеим категориям. В ряде исследований методы интерактивного обучения рассматриваются как подвид активного обучения, что подчеркивает их взаимосвязь и общие цели. Активные и интерактивные методы способствуют более глубокому вовлечению студентов в учебный процесс, развитию критического мышления и улучшению результатов обучения.
Профессор Университета Аризоны и известный исследователь в области активного обучения Мишелин Чи подчеркивает, что аналогичные процессы наблюдаются и в международной практике. Для более глубокого понимания различных определений она разработала фреймворк, известный как таксономия активного обучения ICAP. В этом фреймворке акцент сделан не на методах обучения, а на различных видах учебных активностей, что позволяет более эффективно организовать процесс обучения и вовлечь студентов в активное участие.
- Интерактивные (Interactive) — учащиеся взаимодействуют друг с другом на предложенные темы, не игнорируя при этом позицию собеседника.
- Конструктивные (Constructive) — учащиеся создают что-либо на основе идей, которые находятся за пределами полученной информации (проще говоря, соединяют уже существующую и новую информацию, которую ищут самостоятельно).
- Активные (Active) — учащиеся физически выполняют какое-либо действие.
- Пассивные (Passive) — учащиеся просто воспринимают информацию.
В российской образовательной практике интерактивность чаще всего подразумевает взаимодействие между учащимися, в то время как активность относится к общению учащихся с преподавателем. Тем не менее, в ряде случаев эти термины могут использоваться как синонимы, что может вызывать путаницу. Важно четко различать эти понятия для более эффективного процесса обучения и повышения вовлеченности студентов.
Существует несколько классификаций методов активного обучения. В отечественной практике исследователи делят методы активного обучения на имитационные и неимитационные. Имитационные методы включают ролевые игры, кейс-стадии и подобные подходы, которые воспроизводят определенные виды деятельности. Неимитационные методы охватывают такие формы, как дискуссии, проектная деятельность, проведение исследований, а также написание курсовых и дипломных работ. Активное обучение способствует более глубокому усвоению материала и развитию критического мышления, что делает его важным компонентом современного образовательного процесса.
Существует множество видов разделений, которые могут быть применены в различных контекстах. Разделение может быть основой для организации информации, упрощения восприятия и повышения удобства использования. Это может включать в себя как визуальные, так и функциональные аспекты, позволяя эффективно структурировать данные. Правильное применение разделений способствует улучшению навигации и повышению пользовательского опыта. Эффективное разделение информации играет ключевую роль в создании качественного контента, что, в свою очередь, positively влияет на SEO-оптимизацию сайта.
- дискуссионные,
- игровые,
- тренинговые,
- рейтинговые.
Каким бывает активное обучение
Существует множество подходов и методик, основанных на активном обучении. Этот список не является исчерпывающим, но он иллюстрирует разнообразие стратегий, которые могут быть использованы для повышения эффективности учебного процесса. Активное обучение способствует более глубокому усвоению материала и развитию критического мышления, что делает его важным элементом современного образования.
- Проблемно-ориентированное обучение.
Суть данного подхода заключается в том, что обучение основано на задачах, максимально приближенных к реальным условиям. Учащиеся не смогут просто сидеть на задней парте, пока лектор излагает материал — они будут вынуждены активно участвовать в учебном процессе. Такой метод способствует глубокому пониманию предмета, развитию практических навыков и повышению мотивации студентов. Активное вовлечение в задачи позволяет лучше усваивать информацию и применять её на практике, что является ключевым аспектом эффективного обучения.
В нашей статье о проблемно-ориентированном обучении мы подробно рассматриваем этот подход. Он является эффективным методом, который способствует глубокому пониманию материала и развитию критического мышления. Проблемно-ориентированное обучение фокусируется на решении реальных задач, что позволяет студентам применять полученные знания на практике. Этот метод активно используется в различных образовательных учреждениях и помогает подготовить студентов к профессиональной деятельности. Ознакомьтесь с нашей статьей, чтобы узнать больше о преимуществах и методах реализации проблемно-ориентированного обучения.
- Перевёрнутое обучение.
Это эффективное сочетание пассивного и активного обучения. Ученики изучают теоретический материал самостоятельно, просматривая лекции, читая учебники и составляя конспекты. На занятиях же они активно участвуют в обсуждении изученного с преподавателем, не просто слушая, но и обсуждая поставленные вопросы. Таким образом, занятия в классе организованы с использованием активных методов обучения, что способствует более глубокому пониманию материала.
- Феномено-ориентированное обучение.
Финский образовательный подход превращает учащихся в исследователей и вовлекает их в учебный процесс. Ученики начинают с вопросов: почему все устроено именно так? Почему кофе стоит так дорого, а на светофоре приходится долго ждать зеленого света? Их задача состоит в том, чтобы не просто подготовить доклад, а глубоко изучить проблему с разных научных точек зрения и предложить собственное решение. Такой подход способствует развитию критического мышления и навыков решения проблем у учащихся, что делает образование более актуальным и продуктивным.
- EduScrum.
Методика, разработанная нидерландским педагогом Вилли Вейнандсом, сочетает в себе активное и пассивное обучение, при этом акцент делается на активной части. Педагог предоставляет ученикам необходимую теоретическую информацию, а затем организует их в команды, каждая из которых разрабатывает проект на заданную тему в течение определённого времени (четверти, триместра или семестра). Важно отметить, что контроль со стороны преподавателя и обратная связь имеют место, однако основная ответственность за процесс лежит на самих учениках. Эта методика способствует развитию самостоятельности и командного взаимодействия, что делает её эффективным инструментом в образовательном процессе.
- Peer-to-peer, или взаимное обучение.
Модель образования, при которой знания передаются не от профессионального педагога к студенту, а от равного к равному, представляет собой уникальный подход к обучению. В этом формате люди взаимно обмениваются опытом и знаниями, что способствует более глубокому усвоению материала и развитию критического мышления. Такое обучение может происходить стихийно, как в случае самообразования, или быть организованным. В последнем случае преподаватель, методист или педагогический дизайнер выступает в роли создателя и фасилитатора образовательной среды, направляя и поддерживая процесс обмена знаниями и опытом. Этот подход позволяет более эффективно адаптироваться к потребностям учащихся и создает условия для активного участия каждого в образовательном процессе.
Обычный школьный учитель способен преобразовать традиционный пассивный урок в активный и увлекательный процесс обучения. Например, в американских школах педагог использует уроки истории в формате расследований, что позволяет учащимся самостоятельно находить и анализировать информацию. В другом примере, учитель географии предлагает ученикам разработать план восстановления мира после гипотетического зомби-апокалипсиса, что побуждает их активно применять полученные знания для решения практических задач. Такие подходы не только способствуют глубокому усвоению материала, но и помогают учащимся связывать различные темы, а также восполнять пробелы в знаниях, если кто-то из них пропустил определённые занятия. Активное обучение делает процесс образования более интерактивным и значительно повышает интерес учащихся к изучаемым предметам.
Можно ли организовать активное обучение в онлайн-курсе?
Онлайн-курсы представлены в разнообразных форматах. Наиболее простым вариантом является цикл записанных лекций, который, как правило, включает тесты для проверки знаний. Однако такой формат обучения можно считать пассивным. Существует и другой подход — курсы, сосредотачивающиеся на решении конкретных задач. В этих курсах участники самостоятельно ищут и разрабатывают решения учебных проблем, что способствует активному обучению и позволяет получать практический опыт. Обычно такие курсы проводятся в синхронном формате, что способствует взаимодействию между слушателями и преподавателями. Активные онлайн-курсы становятся все более популярными благодаря своей эффективности и возможности глубокого погружения в материал.
Современные курсы, как и традиционные офлайн-программы, часто объединяют элементы пассивного и активного обучения. Например, студенты могут одновременно просматривать асинхронные лекции и работать над собственными проектами в реальном времени. Одним из эффективных способов интеграции активного обучения является использование модели разветвлённого квеста, которая позволяет учащимся самостоятельно исследовать материал и применять полученные знания на практике. Такой подход способствует более глубокому пониманию темы и развивает навыки критического мышления.
Современные программы профессионального обучения для взрослых часто основываются на модели опыта-ориентированного обучения Дэвида Колба. Суть этой модели заключается в том, что обучение представляет собой процесс преобразования опыта через цикл проб и ошибок. Такой подход к обучению является активным, и основная задача педагогического дизайнера заключается в создании условий, способствующих этому процессу. Эффективное использование данной модели позволяет взрослым учащимся не только осваивать новые навыки, но и применять их на практике, что значительно повышает качество обучения и его результаты.
Чтение является важным аспектом нашей жизни, которое способствует расширению кругозора и улучшению грамотности. Оно помогает развивать критическое мышление и аналитические навыки. Кроме того, чтение книг, статей и других материалов обогащает наш словарный запас и улучшает коммуникативные способности. Важно выбирать разнообразные источники информации, чтобы получить всестороннее представление о мире. Чтение не только полезно, но и увлекательно, позволяя путешествовать по различным мирам и эпохам через страницы литературы.
Обратите внимание на актуальные темы и новинки в литературе, чтобы оставаться в курсе современных тенденций и интересных идей. Чтение не только обогащает знания, но и способствует личностному развитию. Выделяйте время для чтения каждый день, чтобы извлекать из этого процесса максимальную пользу.
13 синхронных активностей для асинхронных онлайн-курсов
Асинхронные онлайн-курсы предоставляют студентам гибкость в обучении, однако интеграция синхронных активностей может значительно повысить вовлеченность и эффективность обучения. Синхронные активности позволяют участникам взаимодействовать друг с другом и преподавателями в реальном времени, что способствует лучшему усвоению материала. В этом контексте предлагаются 13 синхронных активностей, которые можно легко внедрить в структуру асинхронных курсов.
Виртуальные семинары и вебинары предоставляют возможность обмена знаниями в формате живого общения. Дискуссионные группы позволяют студентам обсуждать ключевые темы и делиться мнениями. Совместные проекты могут стать отличным способом для командной работы, где студенты работают над заданием в реальном времени.
Чат-сессии обеспечивают мгновенную обратную связь и поддержку, в то время как онлайн-опросы и голосования помогают вовлечь участников в обсуждение. Ролевые игры и симуляции создают интерактивную среду обучения, способствуя практическому применению знаний. Мастер-классы и практические занятия позволяют студентам получать конкретные навыки под руководством экспертов.
Круглые столы могут стать платформой для обсуждения актуальных вопросов в выбранной области, а интерактивные викторины и конкурсы делают обучение более увлекательным и соревновательным. Синхронные активности не только обогащают асинхронные курсы, но и создают сообщества единомышленников, что является важным аспектом в онлайн-обучении. Использование этих методов поможет повысить качество и привлекательность ваших онлайн-курсов.
Что эффективнее — пассивное или активное обучение?
Исследования показывают, что наиболее эффективным способом обучения является комбинирование пассивных и активных методов. На протяжении последних десятилетий ученые проводят эксперименты, чтобы определить оптимальную последовательность этих методов. Текущие результаты указывают на то, что начинать следует с пассивного обучения, а затем переходить к активным методам. Эти выводы также подтверждаются практическим опытом, применяемым в различных образовательных подходах.
Активное обучение считается более эффективным по сравнению с пассивным, особенно при наличии выбора. Это подтверждают результаты множества экспериментов и исследований, демонстрирующих, что вовлечение учащихся в процесс обучения значительно улучшает усвоение материала и способствует лучшему пониманию тем.
Метаанализ, проведённый исследователями из университетов Сиэтла, Флориды и Мэйна (США), показывает, что студенты, обучающиеся по STEM-программам, достигают более высоких учебных результатов при активном подходе к обучению. В то же время пассивное обучение значительно увеличивает риск неудач на экзаменах. Дополнительно, исследование, проведённое турецкими учёными, подтверждает, что активное обучение положительно сказывается на восприятии учебной программы учениками и оказывается более эффективным по сравнению с пассивными методами. Эти данные подчеркивают важность активного вовлечения студентов в образовательный процесс для повышения их успеваемости и удовлетворённости от обучения.
Активное обучение способствует улучшению результатов учащихся и эффективно предотвращает списывание.
На первый взгляд, если активное обучение приносит такие впечатляющие результаты, то почему бы не отказаться от пассивного обучения полностью и не сосредоточиться исключительно на активных методах?
Почему активное обучение пока не распространено повсеместно
Активное обучение действительно является эффективным методом, однако переход на него требует значительных усилий от преподавателей и студентов. Для успешной реализации этого подхода необходимы подготовка, знания и опыт, а также креативность и, самое главное, время. Организовать активное обучение в классе из десяти учеников проще, так как можно уделить каждому внимание и направить его в поисках знаний. Однако в классе из 30 человек этот процесс становится значительно более сложным и требует дополнительных стратегий и методов для эффективного взаимодействия.
В образовательных учреждениях, таких как школы и вузы, а также в рамках неформального обучения, все чаще используются элементы активного обучения в сочетании с пассивными методами. Активное обучение способствует более глубокому усвоению знаний и развитию критического мышления у студентов, что делает его важной частью современного образовательного процесса. Использование таких методов позволяет эффективно вовлекать обучающихся в процесс, повышая их мотивацию и интерес к изучаемым предметам.
Пассивное обучение подразумевает подготовку подробного плана лекций или уроков, а также проверочных материалов. Такой подход требует от преподавателя значительно меньше времени и усилий по сравнению с разработкой сложных и многосоставных занятий, ориентированных на активное участие учащихся. Пассивное обучение может быть эффективным, однако важно учитывать, что оно не всегда способствует глубокому усвоению материала.
Профессор Университета Огаста (США), доктор Сьюзан Эдвардс, провела исследование среди учителей средней школы, выявив четыре ключевых препятствия, с которыми они сталкиваются при внедрении активных методов обучения. Эти препятствия значительно влияют на эффективность образовательного процесса и требуют внимания со стороны образовательных учреждений. Понимание этих трудностей поможет разработать стратегии для их преодоления и улучшения качества обучения.
- системные — к ним относится нехватка времени на подготовку к занятию и недостаток ресурсов;
- «ученические», то есть поведение, когнитивные особенности, мотивация учеников;
- контентные — сложности с адаптацией материала и с тем, чтобы сделать его релевантным для учеников;
- учительские — страх перед изменением подхода к обучению, отсутствие идей, затраты значительно больших усилий для подготовки.
Хотя обсуждение касалось преимущественно педагогов в школах, явственно видно, что аналогичные трудности испытывают и преподаватели старшей школы, вузов, а также специалисты в области дополнительного образования. Эти образовательные работники сталкиваются с вызовами, которые требуют гибкости и инновационных подходов в обучении, что подчеркивает важность профессиональной поддержки и развития для всех уровней образования.
В процессе активного обучения возникают определенные трудности, такие как:
Сложности в восприятии новой информации могут затруднять обучение. Ученикам бывает трудно усвоить материал, особенно если он подается в сложной форме. Также недостаток мотивации может мешать активному участию в учебном процессе. Без интереса к предмету ученики могут терять концентрацию и не показывать должных результатов.
Кроме того, взаимодействие в группе может вызывать конфликты. Разные уровни подготовки и стилей обучения участников могут приводить к недопониманию и снижению общей эффективности.
Необходимо учитывать и физические аспекты активного обучения. Например, длительные занятия могут вызывать усталость, что негативно сказывается на восприятии информации.
Таким образом, хотя активное обучение имеет множество преимуществ, важно быть готовым к возможным трудностям и искать пути их преодоления.
- Нет чёткого фокуса. На стандартном занятии учитель объясняет что-то сразу всей группе. В активной среде ему приходится переключать внимание между группами учеников, вникая, что происходит в каждой из них, и вовремя направляя их (например, когда учащиеся работают над проектами).
- Много отвлекающих факторов. Работа в группах, обсуждения и другие активности стандартно создают много шума. В таких условиях может быть трудно сконцентрироваться и учащимся, и педагогу.
- Сложности с технологиями. Если на занятии нужно использовать смартфоны, ноутбуки и другие гаджеты, то преподаватель может легко растеряться — мало того, что за учениками нужно следить и со всеми общаться, так ещё и приходится разбираться с разными техническими сложностями, если для этого нет специального помощника. С распространением гибридного обучения это особенно актуально, ведь приходится использовать особые подходы к проведению таких занятий.
В различных научных исследованиях подчеркивается, что, несмотря на попытки педагогов и преподавателей внедрить активное обучение, многие из них сталкиваются с разочарованием из-за неверных представлений об этом подходе. Специалисты из Университета Джорджии (США) указывают на то, что внедрение активного обучения не приводит к мгновенным результатам, даже если на них возлагаются большие надежды. Поэтому важно подходить к процессу реализации активного обучения с осторожностью и вниманием, учитывая его особенности и требования.
Опасность обещаний, как прямых, так и непрямых, заключается в том, что активное обучение воспринимается как значительно более эффективное по сравнению с традиционными лекциями. Когда преподаватели пытаются внедрить активные методы обучения, но не достигают ожидаемых результатов, они могут вернуться к привычным методам. Это может привести к снижению доверия к ценности образовательных исследований и методов активного обучения. Эксперты подчеркивают важность осознанного подхода к внедрению новых методов, чтобы избежать разочарований и укрепить веру в их эффективность.
Онлайн-обучение требует значительных усилий для внедрения активного подхода, что делает его более сложным по сравнению с традиционным форматом. Технические сложности могут возникать при организации различных активностей в цифровом пространстве. Кроме того, методы активного обучения, такие как кейс-стадии и проектная деятельность, трудно адаптировать для асинхронных курсов. Это ограничивает возможности взаимодействия и практического применения знаний, что является важным аспектом эффективного обучения.
Почему готовить педагогов к активному обучению нужно со студенческой скамьи
Исследования, проведенные учеными из различных стран, подчеркивают важность подготовки педагогов к активному обучению на этапе высшего образования. В Турции, где после реформы образовательной системы в 2005 году акцент был сделан на активные методы обучения, специалисты решили провести опрос среди студентов педагогического факультета Университета Эрджиес. Опрос был реализован в 2014 году, что дало системе достаточное время для адаптации, а для студентов активное обучение не должно было стать полной неожиданностью. В исследовании приняли участие более 300 будущих педагогов, что подтверждает актуальность темы и необходимость дальнейшего изучения подходов к обучению в педагогических вузах.
Специалисты провели исследование, чтобы определить значение активных методов обучения для студентов. Выяснилось, что активные методы значительно влияют на процесс усвоения материала, повышая уровень вовлеченности и заинтересованности обучающихся. Студенты отмечают, что такие подходы способствуют лучшему пониманию учебного материала и развитию критического мышления. Активные методы обучения, включая обсуждения, групповые проекты и практические задания, позволяют студентам не только усваивать теорию, но и применять знания на практике, что в свою очередь укрепляет их навыки и уверенность в собственных силах.
- Активное обучение помогает будущим учителям иначе взглянуть на их работу. Оно открывает для них новые горизонты и даёт возможность лучше понять свою роль. Больше того, студенты отмечали, что для них такая учёба становится способом найти свою «профессиональную идентичность».
- Активное обучение способствует экспериментам с новыми подходами к обучению. Объяснение простое — студенты могут пробовать и сравнивать эти подходы в процессе учёбы, проверять всё на опыте и не бояться нового.
- У студентов поднимается самооценка. Активное обучение предполагает демократичную среду, поддержку однокурсников и преподавателей — всё это сказывается и на восприятии себя в процессе учёбы.
- Активное обучение превращается в совместное обучение. Плюсов в этом много: развиваются коммуникативные и командные навыки, происходит обмен опытом и знаниями и так далее.
- Активное обучение превращает студентов во «владельцев обучения». Проще говоря, каждый студент чувствует себя ответственным за свои результаты, поскольку проходит реальную практику, а не только слушает лекции. Студенты особенно ценили это, поскольку, по выражению одного из участников исследования, «нам не просто давали рыбу, а учили её ловить».
На пути к внедрению активных методов обучения возникли определенные препятствия, которые иллюстрируют основные трудности, с которыми сталкивается система образования. Эти проблемы могут включать недостаток подготовки преподавателей, нехватку ресурсов и инфраструктуры, а также сопротивление изменениям со стороны как образовательного персонала, так и студентов. Важно понимать, что успешная реализация активных методов обучения требует комплексного подхода и готовности всех участников образовательного процесса к изменениям.
- Некомпетентные преподаватели. В контексте исследования это, скорее, те, кто не хочет перестраиваться. Примечательно, какие определения давали студенты некоторым своим наставникам: «Переживает, что потеряет контроль над аудиторией», «У него неверные представления об управлении процессом (считает, что если в аудитории шумно, то это признак плохого управления)», «Фокусируется только на теории, а не практике».
- Перегруженные группы. Активное обучение хорошо работает в небольших классах, а вот «поточные лекции» на 70–100 человек куда труднее переформатировать. Студентам было нелегко как из-за физических ограничений аудитории, так и из-за сложностей в организации обсуждения.
- Мало времени и большая нагрузка. Иногда лекции казались проще и удобнее, поскольку на подготовку к активным занятиям времени мало, а освоить нужно много. Причём студенты понимали, что и преподавателям тоже не хватает времени. Это, конечно, приводило к ненужному стрессу обе стороны.
- Отсутствие ресурсов. Старые учебники и методички просто не давали новых идей, а некоторые занятия подразумевали, что студентам придётся потратить собственные средства на что-то необходимое к занятию (например, когда нужен компьютер, демонстрационные материалы и так далее).
- Пассивность самих студентов. Да, не только школьников нужно мотивировать. Студенты отмечали, что привыкли к традиционному, простому формату лекций, поэтому переход на новые формы занятий давался им нелегко. Возникали и другие препятствия — страх критики, страх публичных выступлений, то есть того, чего раньше можно было легко избежать.
- Экзаменационная система. Она в Турции построена на стандартных тестах и отметках, проще говоря — на запоминании и способности воспроизвести информацию. Зачем применять активные методы обучения даже в работе, если учеников всё равно готовить к тестам?
Исследования показывают, что подготовка учителей является критически важным фактором для успешного внедрения активного обучения. Такие методы не только способствуют лучшему усвоению образовательных практик учителями, но и значительно повышают их эффективность в обучении. Несмотря на существующие различия между теоретическими основами и реальными условиями подготовки, необходимо продолжать интеграцию активного обучения в программы педагогических вузов. Это позволит улучшить качество образования и подготовить более компетентных специалистов, способных адаптироваться к современным требованиям образовательной среды.
Узнайте больше об образовании, подписавшись на наш телеграм-канал. Здесь вы найдете актуальные новости, полезные советы и интересные материалы, которые помогут вам расширить свои знания и навыки. Не упустите возможность быть в курсе последних тенденций в сфере образования.
Читать также:
- Развенчиваем мифы об игровых практиках в образовании: интервью
- Что такое Edutainment: как соединить обучение с развлечением
- Когнитивизм в обучении: что это за подход и чем он важен
- Что такое хьютагогика и чем она полезна
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее