Что такое конструкт в психометрике / Skillbox Media
Он понадобится, если вы хотите измерить, как в процессе образования меняются личностные характеристики, навыки или, например, мотивация.
Содержание:
- Что психологи и психометрики называют конструктом?
- Что психологи и психометрики называют конструктом?
- Какие бывают конструкты?
- Какие бывают конструкты?
- Откуда психометрики знают, какие именно составляющие входят в тот или иной сложный конструкт?
- Откуда психометрики знают, какие именно составляющие входят в тот или иной сложный конструкт?
- Какие конструкты самые важные для исследований образования?
- Какие конструкты самые важные для исследований образования?
- С чего начинается измерение конструкта?
- С чего начинается измерение конструкта?
- Как исследователи понимают, по каким показателям оценивать конструкт?
- Как исследователи понимают, по каким показателям оценивать конструкт?
- Зачем нужны разные тесты с отличающимися наборами индикаторов для одних и тех же конструктов?
- Зачем нужны разные тесты с отличающимися наборами индикаторов для одних и тех же конструктов?
- Как подбирают инструменты измерения конструктов? Что это обычно — анкета, тест?
- Как подбирают инструменты измерения конструктов? Что это обычно — анкета, тест?
- Есть ли какие-то преимущества у цифровых инструментов измерения перед «обычными»?
- Есть ли какие-то преимущества у цифровых инструментов измерения перед «обычными»?
- Какие конструкты самые трудные для измерения?
- Какие конструкты самые трудные для измерения?
- А какие качества в образовании уже научились надёжно измерять?
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать большеКритическое мышление, цифровая грамотность и вовлечённость в обучение являются важными концепциями в области психометрики, которая занимается измерением различных качеств человека. Эти понятия относятся к теоретическим или латентным конструкциям, которые помогают оценивать и анализировать когнитивные и поведенческие аспекты личности. Развитие этих навыков имеет первостепенное значение для успешной адаптации в современном мире, что делает их важными объектами исследования в образовательных и психологических науках.
Термин, о котором идет речь, подразумевает совокупность знаний и навыков, которые можно применять на практике. Важно не только теоретически понимать его суть, но и уметь разрабатывать и проводить тесты и опросники, основанные на этом понимании. В данной статье мы рассмотрим, как переводить теоретические концепции в практические инструменты, которые помогут эффективно собирать и анализировать данные. Мы предложим пошаговые рекомендации и примеры, чтобы вы смогли легко внедрить эти методы в свою практику.
Мы получили помощь от профессионалов, которые помогли нам разобраться в сложных вопросах. Их опыт и знания стали для нас ценным ресурсом. Благодаря их поддержке мы смогли преодолеть трудности и найти эффективные решения. Мы благодарны за предоставленные рекомендации и советы, которые значительно упростили наш процесс работы.
Кандидат наук в области образования, академический руководитель магистерской программы «Обучение и оценивание как наука», а также научный сотрудник Центра психометрики и измерений в образовании при Институте образования НИУ ВШЭ. Специализируется на методах оценки и анализа образовательных процессов, что способствует улучшению качества образования.
Что психологи и психометрики называют конструктом?
Конструкт представляет собой любую ненаблюдаемую характеристику индивидуумов или групп людей, которая не может быть непосредственно увидена, ощупана или измерена с помощью линейки. Например, понятие «хорошее настроение» является конструкцией. Если данное состояние становится объектом нашего исследования, оно трансформируется в конструкт, позволяя исследовать его влияние и проявления. Такие ненаблюдаемые характеристики играют ключевую роль в социальных науках и психологии, так как помогают понять внутренние процессы, эмоциональные состояния и поведенческие тенденции.
Конструкт представляет собой важный элемент в научных исследованиях. Прежде всего, его определение должно основываться на теоретических основах, что подразумевает наличие одной или нескольких научных теорий, которые поддерживают данную характеристику. Это позволяет обеспечить научную обоснованность и надежность конструируемых понятий, что играет важную роль в проведении исследований и интерпретации полученных данных.
Важно подчеркнуть, что теория — это не абстрактное понятие или просто идеи великих мыслителей. Речь идет о подтвержденных данных концепциях, которые объясняют причины определенного поведения людей или природу различий между ними. Теория основывается на фактах и исследованиях, что делает её важным инструментом для понимания человеческой психологии и социологии.
Для исследования конструкта необходимо его измерение, что требует использования наблюдаемых индикаторов. Например, настроение как абстрактное понятие невозможно измерить напрямую, однако можно наблюдать за выражениями лица человека, такими как улыбка. Улыбка в данном случае станет одним из ключевых индикаторов настроения.
Что психологи и психометрики называют конструктом?
Конструкт — это характеристика человека или группы людей, которая не поддается прямому наблюдению. Это то, что невозможно увидеть, потрогать или измерить с помощью линейки. Например, «хорошее настроение» является конструктом, если оно является объектом нашего исследования. Понимание таких конструкций важно для анализа психологических и социальных явлений, так как они помогают нам интерпретировать внутренние состояния и качества людей, которые не могут быть выражены в материальной форме.
Существует два основных аспекта. Во-первых, конструкт должен быть определен теоретически, что означает, что любое определение данной характеристики должно опираться на одну или несколько научных теорий. Это обеспечивает научную обоснованность и валидность конструкта, что важно для его применения в исследовательской практике и практической деятельности.
Теория — это не просто абстрактная концепция или идеи известных философов. Это подтверждённое данными понимание причин человеческого поведения и природы различий между людьми. Теории формируются на основе наблюдений и исследований, что позволяет глубже понять, почему люди действуют определённым образом и какие факторы влияют на их поведение.
Для исследования конструкта необходимо провести его измерение, что требует наличия наблюдаемых индикаторов. Например, настроение невозможно измерить напрямую, но можно использовать косвенные признаки, такие как улыбка человека. Улыбка в этом случае служит важным индикатором настроения.
Какие бывают конструкты?
Конструкт является важным понятием не только в психологии, но и во всех социальных науках. Почти все объекты исследования в этих областях представляют собой конструкты. Конструкты можно классифицировать на простые и сложные. Простые конструкты характеризуются базовыми характеристиками, тогда как сложные включают множество взаимосвязей и аспектов, что делает их более многогранными и трудными для анализа. Понимание конструкций и их классификация играют ключевую роль в исследованиях социальных явлений.
Простой конструкт представляет собой односложное понятие. Например, стаж работы может быть рассмотрен как конструкт, поскольку оценить его визуально невозможно. Для получения информации о стаже работы необходимо задать соответствующий вопрос. Определение конструкта является достаточно простым, и для его понимания достаточно задать всего один вопрос.
Сложные конструкты состоят из нескольких компонентов. Например, учебная мотивация делится на внутреннюю и внешнюю. Для полноценной оценки такого сложного конструкта недостаточно задать лишь один вопрос. Необходим комплексный подход, который учитывает различные аспекты и факторы, влияющие на мотивацию. Это позволит получить более точные и полные результаты анализа.
К числу сложных конструктов относятся критическое мышление и социально-эмоциональные навыки. Теории, касающиеся критического мышления, подчеркивают, что это многогранный конструкт, включающий такие компоненты, как умение искать и анализировать информацию, а также способность делать обоснованные выводы. Развитие критического мышления играет ключевую роль в обучении и личностном росте, так как оно способствует более глубокому пониманию окружающего мира и улучшает навыки решения проблем. Социально-эмоциональные навыки также важны, так как они помогают взаимодействовать с другими людьми, управлять своими эмоциями и строить здоровые отношения. Совокупность этих навыков является основой для успешного жизненного пути и профессиональной деятельности.
Цифровая грамотность охватывает множество аспектов, включая вычислительную грамотность, коммуникационную грамотность в цифровой среде, а также цифровую безопасность и техническую грамотность. Эти составляющие являются ключевыми для эффективного взаимодействия с современными технологиями и информацией. Понимание и владение этими навыками помогает пользователям безопасно и продуктивно использовать цифровые ресурсы, что становится все более важным в нашем технологически ориентированном обществе.
Конструкты способны отражать не только личные качества, но и особенности окружающей среды. К примеру, можно оценить комфортность рабочей обстановки или определить, является ли культура коллективистской или индивидуалистической. Это понимание помогает лучше адаптировать рабочие процессы и улучшить взаимодействие в коллективе, что в конечном итоге способствует повышению эффективности и удовлетворенности сотрудников.
Какие бывают конструкты?
Конструкт — это термин, который широко применяется не только в психологии, но и в других социальных науках. Все объекты, которые исследуются в этих областях, можно рассматривать как конструкты. Их принято классифицировать на простые и сложные. Простые конструкты могут быть легко измерены и описаны, в то время как сложные конструкты требуют более глубокого анализа и понимания, поскольку они включают в себя множество взаимосвязанных элементов. Правильное понимание и использование концепции конструкта является важным аспектом в социальных исследованиях, так как это позволяет более точно интерпретировать данные и выявлять закономерности в поведении и взаимодействии людей.
Конструкт представляет собой односоставное понятие. Например, стаж работы также можно рассматривать как конструкт. Его невозможно оценить визуально, поэтому необходимо задать человеку соответствующий вопрос. Поскольку определение конструкта является достаточно простым, достаточно всего одного вопроса для его уточнения.
Сложные конструкты представляют собой комбинацию нескольких элементов. Например, учебная мотивация делится на внутреннюю и внешнюю. Для полноценной оценки такого сложного конструкта недостаточно задать всего один вопрос. Необходимо учитывать множество факторов и использовать разнообразные методы оценки, чтобы получить полное представление о мотивации. Это позволит глубже понять, что движет учащимися и как можно улучшить процесс обучения.
Критическое мышление и социально-эмоциональные навыки являются примерами сложных конструкций. Теории, касающиеся критического мышления, подчеркивают его составной характер. В этот конструкт входят такие важные компоненты, как способность к поиску и анализу информации, а также умение делать обоснованные выводы. Развитие критического мышления помогает людям более эффективно оценивать информацию и принимать взвешенные решения в различных жизненных ситуациях. Социально-эмоциональные навыки, в свою очередь, способствуют лучшему взаимодействию с окружающими и пониманию их эмоций, что также является важным аспектом в процессе обучения и личностного роста.
Цифровая грамотность охватывает несколько ключевых аспектов, включая вычислительную грамотность, навыки коммуникации в цифровой среде, знание основ цифровой безопасности и техническую грамотность. Эти компоненты играют важную роль в современном мире, где умение эффективно использовать цифровые технологии становится необходимостью. Углубленное понимание этих аспектов позволяет пользователям не только безопасно взаимодействовать с информацией, но и развивать профессиональные навыки, необходимые для успешной работы в цифровой экономике.
Конструкты способны отражать не только индивидуальные качества личности, но и особенности окружающей среды. Например, можно оценить комфортность рабочего пространства или определить характер культуры: является ли она коллективистской или индивидуалистической. Эти аспекты играют важную роль в формировании взаимодействия между людьми и их восприятия окружающей действительности.
Откуда психометрики знают, какие именно составляющие входят в тот или иной сложный конструкт?
Понимание структуры конкретного конструкта формируется на основе предшествующих исследований. Например, конструкт социально-эмоциональных навыков можно определить через модель «большой пятёрки», включающую такие черты, как сознательность, экстраверсия, открытость новому опыту, нейротизм и доброжелательность. Эти характеристики играют ключевую роль в понимании и оценке социально-эмоциональных навыков, что, в свою очередь, может способствовать развитию программ и стратегий для их улучшения.
Эта модель продолжила исследования, направленные на описание личности через словесные характеристики, существующие в языке. Первым, кто занялся изучением личностных черт, был американский психолог Гордон Олпорт. В 1960-х годах с использованием метода факторного анализа были объединены все характеристики личности в группы, известные как факторы. Эти исследования стали основой для дальнейшего понимания структуры личности и способствовали развитию психологической науки. Факторный анализ позволил систематизировать и упорядочить личностные черты, что сделало возможным более глубокое изучение индивидуальных различий и их влияния на поведение.
Финальное и наиболее общепринятое описание «Большой пятёрки» принадлежит Льюису Р. Голдбергу, который в 1992 году представил пятифакторную модель личности. Эта модель, основанная на обширных эмпирических данных, была подтверждена на различных выборках, охватывающих разные культуры и возрастные группы, и продемонстрировала высокую валидность. Пятифакторная модель включает такие параметры, как открытость опыту, добросовестность, экстровертированность, согласие и нейротизм, что позволяет глубже понять индивидуальные различия в личности и предсказать поведение человека в различных ситуациях.
Откуда психометрики знают, какие именно составляющие входят в тот или иной сложный конструкт?
Понимание структуры конкретного конструкта формируется на основе предыдущих исследований. Например, социально-эмоциональные навыки можно определить через модель «большой пятёрки», которая включает пять ключевых личностных характеристик: сознательность, экстраверсию, открытость новому опыту, нейротизм и доброжелательность. Эти аспекты помогают глубже понять, как личности взаимодействуют с окружающим миром и друг с другом, что важно для развития эффективных методов обучения и воспитания.
Эта модель продолжила исследования, направленные на описание личности через словесные характеристики, существующие в языке. Первым, кто провел такие исследования личностных черт, был американский психолог Гордон Олпорт. В 1960-х годах с использованием метода факторного анализа характеристики личности были систематизированы и сгруппированы в факторы. Эти исследования стали основой для дальнейшего изучения личности и ее измерения, что позволило глубже понять различные аспекты человеческого поведения и взаимодействия.
Финальное и наиболее авторитетное описание «Большой пятёрки» принадлежит Льюису Р. Голдбергу. В 1992 году он представил устойчивую пятифакторную модель личности, которая получила широкое эмпирическое подтверждение на выборках из различных культур и возрастных групп. Эта модель продемонстрировала высокую валидность и стала основой для дальнейших исследований в области психологии личности.
Какие конструкты самые важные для исследований образования?
Существуют четыре основные группы конструктов. Первая группа включает предметные компетентности, которые связаны с владением знаниями в различных учебных дисциплинах. Это не только результаты обучения по конкретным предметам, но и более обобщенные характеристики, такие как продолжительность обучения в годах.
Вторая категория включает универсальные компетенции, такие как критическое мышление, креативность, способность к сотрудничеству, саморегуляция и ряд других навыков. Эти компетенции являются важными для современного образования и профессиональной деятельности, способствуя развитию личности и улучшению взаимодействия в команде. Улучшение этих навыков помогает адаптироваться к изменяющимся условиям и эффективно решать сложные задачи.
Третья группа характеристик включает в себя личностные качества, которые могут быть охарактеризованы с помощью модели «большой пятёрки». Эта модель выделяет пять ключевых аспектов личности: открытость опыту, добросовестность, экстраверсию, согласие и невротизм. Каждый из этих аспектов играет важную роль в формировании поведения и взаимодействия человека с окружающим миром. Понимание личностных характеристик позволяет глубже осознать мотивацию и реакцию индивидов в различных ситуациях, что может быть полезным как в личной жизни, так и в профессиональной деятельности.
Четвёртая группа включает характеристики, которые в последние годы стали предметом активного исследования в области образования. К ним относятся субъектность обучающегося, его самостоятельность, агентность и проактивность. Эти аспекты играют ключевую роль в формировании образовательного процесса и способствуют развитию активной позиции студентов в обучении. Сосредоточение на этих характеристиках позволяет улучшить качество образования и подготовить студентов к успешной жизни в современном мире.
Какие конструкты самые важные для исследований образования?
Существует четыре основные группы конструктов. Первая группа включает предметные компетентности, которые связаны с знаниями в конкретных областях. Это не только образовательные достижения в отдельных предметах, но и более обширные характеристики, такие как количество лет обучения и уровень усвоения материала. Важно учитывать, что предметные компетентности формируют базу для дальнейшего развития и интеграции знаний в междисциплинарные области.
Второй тип компетенций включает универсальные навыки, такие как критическое мышление, креативность, сотрудничество и саморегуляция. Эти навыки являются основой для успешного взаимодействия в различных сферах жизни и работы. Развитие универсальных компетенций способствует повышению адаптивности и эффективности в быстро меняющемся мире.
Третья группа включает личностные характеристики, которые можно проанализировать через призму модели «большой пятёрки». Эта модель охватывает пять ключевых черт личности: открытость к опыту, добросовестность, экстраверсию, согласие и нейротизм. Изучение этих характеристик помогает глубже понять индивидуальные различия между людьми и их поведение в различных ситуациях. Анализ личностных черт важен не только для психологии, но и для практических применений в таких областях, как управление персоналом, маркетинг и личностное развитие. Понимание своей личности и особенностей других людей позволяет улучшить взаимодействие и наладить более эффективные коммуникации.
Четвёртая группа характеристик включает в себя аспекты, которые в последнее время стали важными для исследований в области образования. К ним относятся субъектность обучающегося, его самостоятельность, агентность и проактивность. Эти качества способствуют более глубокому вовлечению студентов в учебный процесс и повышают их способность к самостоятельному обучению. Развитие этих характеристик позволяет обучающимся не только активно участвовать в образовательном процессе, но и эффективно применять полученные знания на практике.
С чего начинается измерение конструкта?
Любое исследование и измерение начинается с четкой постановки цели. Осознание того, зачем необходим инструмент или исследование, напрямую влияет на выбор соответствующей теории. Определившись с целями, можно на основе существующих теорий установить, какие конкретные параметры необходимо измерять. Это позволит не только структурировать процесс исследования, но и повысить его эффективность, обеспечив более точные и релевантные результаты. Правильная формулировка целей исследования является ключевым шагом к успешному выполнению научной работы.
Обращение к теории является ключевым аспектом в научных исследованиях. Некоторые учёные выражают скептицизм по поводу использования цифровых следов для изучения человеческого поведения. Основная причина этого сомнения заключается в том, что цифровые данные часто не подкреплены теоретической основой. Без надёжной теории интерпретации таких данных становятся субъективными и могут привести к ошибочным выводам. Поэтому важно интегрировать теоретические модели в анализ цифровых следов, чтобы обеспечить более точные и обоснованные результаты исследований.
Студенты, обучающиеся дистанционно, нередко останавливают видеолекции. На первый взгляд, это может быть связано с тем, что они записывают важную информацию или обдумывают материал. Однако такая интерпретация может быть не совсем точной. Возможно, причины кроются в частых отвлечениях или проблемах с интернет-соединением. Чтобы дать обоснованные объяснения такому поведению, необходимо провести исследование опыта онлайн-обучения. Это поможет выявить основные факторы, влияющие на учебный процесс, и разработать теоретические модели, объясняющие поведение студентов во время дистанционного обучения.
С чего начинается измерение конструкта?
Любое исследование и измерение начинается с четкой постановки цели. Определение целей и понимание, зачем необходим инструмент или исследование, напрямую влияет на выбор теории. Осознав цели, можно эффективно использовать существующие теории для определения того, что именно подлежит измерению. Это подход позволяет сосредоточиться на ключевых аспектах исследования и добиться более точных и значимых результатов.
Обращение к теории играет ключевую роль в научных исследованиях. Некоторые ученые высказывают скептицизм относительно использования цифровых следов в изучении человека. Основная причина этого недоверия заключается в отсутствии теоретической основы для анализа цифровых данных. Без такой теории интерпретации данных становятся субъективными и подвержены искажениям. Это подчеркивает важность теоретического фундамента для объективного и достоверного анализа в сфере цифровых исследований.
Студенты, обучающиеся дистанционно, часто останавливают видеолекции. Одной из возможных причин может быть желание записать и осмыслить материал. Однако это предположение можно оспорить, поскольку у студентов могут возникать отвлекающие факторы или проблемы с интернет-соединением. Для того чтобы понять это поведение, необходимо провести исследование опыта онлайн-обучения. На основе полученных данных можно сформулировать теоретические объяснения, которые помогут лучше понять, как студенты взаимодействуют с образовательным контентом в формате дистанционного обучения.
Как исследователи понимают, по каким показателям оценивать конструкт?
Операционализация конструкта представляет собой процесс, в ходе которого теоретическое определение преобразуется в набор наблюдаемых операций или индикаторов. Этот процесс важен для измерения понятий, которые нельзя напрямую наблюдать. Например, креативность человека не может быть зафиксирована в явном виде, поэтому необходимо определить, в каких конкретных действиях она может проявляться. Эти действия станут индикаторами, позволяющими оценить уровень креативности. Такой подход обеспечивает более точное и объективное измерение сложных психологических конструкций и способствует глубинному пониманию исследуемых явлений.
При операционализации часто проводится повторный анализ научной литературы. Если в предыдущих исследованиях уже описан интересующий конструкт, вполне вероятно, что там также представлены данные о его проявлениях. Однако иногда теоретические конструкции могут быть противоречивыми или не соответствовать конкретным условиям, что требует разработки собственной операционализации. Это позволяет более точно адаптировать подход к исследованию и обеспечить надежность полученных результатов.
Сложность оценки одного и того же конструкта заключается в том, что его можно измерять с помощью различных наборов индикаторов, которые зависят от теории и целей оценки. Например, в стандартном тесте креативности Торренса участникам предлагают придумать как можно больше вариантов использования одного предмета. Однако существуют и альтернативные методы измерения креативности, такие как задание собрать изображение несуществующего животного из различных элементов. Оба метода являются эффективными для оценки креативности, хотя операционализация конструкта в каждом из них отличается.
Как исследователи понимают, по каким показателям оценивать конструкт?
Операционализация конструкта представляет собой процесс перевода теоретического определения в конкретный набор операций и индикаторов, которые можно наблюдать. Поскольку креативность человека нельзя измерить напрямую, необходимо определить, в каких наблюдаемых действиях она может проявляться. Эти действия и станут индикаторами креативности. Процесс операционализации позволяет исследователям и практикам более точно оценивать абстрактные концепты, делая их доступными для анализа и интерпретации. Правильная операционализация играет ключевую роль в исследованиях, так как она обеспечивает надежность и валидность получаемых данных.
Для операционализации часто требуется повторный анализ научной литературы. Если в предыдущих исследованиях уже описан интересующий вас конструк, то, скорее всего, там содержатся данные о его проявлениях. Однако теоретические подходы могут быть противоречивыми или не соответствовать вашим требованиям. В таких случаях необходимо разработать собственную операционализацию. Это позволяет создать более точные и релевантные инструменты для исследования, учитывая специфические аспекты и контекст вашего проекта.
Сложность в измерении конструкта заключается в том, что его можно оценивать с помощью различных наборов индикаторов, что зависит как от теоретической основы, так и от целей оценки. Например, в стандартном тесте креативности Торренса участникам предлагается придумать как можно больше вариантов использования одного и того же предмета. Однако существуют и другие методы оценки креативности. Например, в одном из исследований участникам предлагается создать изображение несуществующего животного, используя разные элементы. Оба подхода эффективно измеряют креативность, но операционализация конструкта в каждом случае осуществляется по-разному. Это подчеркивает важность выбора правильных индикаторов для адекватной оценки креативных способностей.
Зачем нужны разные тесты с отличающимися наборами индикаторов для одних и тех же конструктов?
В социальных науках изучаются разнообразные понятия, такие как характеристики, навыки и способности. В зависимости от целей исследования можно анализировать различные аспекты одного и того же конструкта, что позволяет глубже понять его природу и влияние на индивидуальное и социальное поведение. Понимание этих аспектов важно для разработки эффективных методов обучения и повышения квалификации, а также для формирования стратегий в сфере управления человеческими ресурсами.
Цель исследования учитывает особенности выбранной выборки. Например, для различных возрастных групп, даже в рамках одной теории, необходимо подбирать разные индикаторы для одного и того же конструкта. Индикаторы критического мышления у студентов вузов и младших школьников существенно различаются. Это подчеркивает важность адаптации методологии исследования к конкретной аудитории, чтобы получить более точные и релевантные результаты.
Зачем нужны разные тесты с отличающимися наборами индикаторов для одних и тех же конструктов?
В социальных науках анализируются разнообразные понятия, такие как характеристики, навыки и способности. В зависимости от целей исследования можно рассматривать различные аспекты одного и того же конструкта, что позволяет глубже понять социальные явления и поведение людей. Такой подход способствует более полному пониманию взаимодействия индивидуальных и социальных факторов, что является ключевым для качественного анализа в области социальных наук.
Цель исследования учитывает специфические характеристики выбранной выборки. Например, для различных возрастных групп, даже в рамках одной теории, необходимо подбирать разные индикаторы для одного и того же конструкта. Индикаторы критического мышления у студентов вузов и младших школьников имеют свои отличия, что требует индивидуального подхода к их разработке и применению. Это позволяет более точно оценить уровень критического мышления в зависимости от возраста и образовательного контекста.
Как подбирают инструменты измерения конструктов? Что это обычно — анкета, тест?
Выбор инструмента для исследования зависит от характера конструкта и целей исследования. Например, при измерении социально-эмоциональных навыков более эффективно использовать сценарные методики, а не стандартные опросники. Сценарные методики представляют собой текстовые тесты, в которых участникам необходимо предложить варианты поведения в различных ситуациях, а не просто отвечать на вопросы о себе. Такой подход позволяет более точно оценить навыки и реакции испытуемого, что делает его более подходящим для исследования в данной области.
В опросах о себе люди часто склонны давать социально желательные ответы или придерживаться одного стиля, например, соглашаясь с большинством утверждений или выбирая крайние варианты. В сценарных заданиях участникам предлагают истории о других людях, что позволяет избежать искажения ответов. Сложность восприятия утверждений в таких заданиях способствует более объективным ответам, поскольку респонденты не могут опираться на собственные социальные ожидания и стереотипы. Это делает сценарные задания более надежным инструментом для получения честной информации и анализа поведения.
В образовательных исследованиях используются более сложные и интересные форматы тестирования, помимо традиционных опросников. Эти методы направлены на повышение мотивации участников, которые часто не понимают, зачем им необходимо заполнять тесты. Сценарные и игровые задания могут быть привлекательными и увлекательными, что делает процесс участия в исследовании более привлекательным. Применение таких форматов помогает не только повысить вовлеченность, но и улучшить качество собираемой информации.
Стандартный опросник может оказаться неэффективным из-за возраста респондентов. В настоящее время в Институте образования ВШЭ разрабатывается сценарная методика для оценки социально-эмоциональных навыков у первоклассников. Этот инструмент представляет собой комикс или мультфильм, где история Narrated с помощью голоса и иллюстраций. Ребёнок должен ответить на вопросы о том, схожи ли его действия в школе с поведением персонажей из истории. Такой подход позволяет более точно оценить навыки детей, так как он учитывает их возрастные особенности и интересы.
Картинки играют важную роль в процессе обучения детей, так как помогают удерживать внимание и лучше воспринимать информацию. Без визуальных материалов детям сложно сосредоточиться на больших объемах текста и сделать обоснованные выводы. Кроме того, уровень рефлексии у детей ещё не развит до такой степени, чтобы они могли осознанно анализировать своё поведение и выражать согласие или несогласие с утверждениями традиционного опросника. Визуальные элементы помогают детям легче осваивать материал и формировать свои собственные мнения.
Как подбирают инструменты измерения конструктов? Что это обычно — анкета, тест?
Выбор исследовательского инструмента напрямую зависит от характера конструкта и целей исследования. Например, в оценке социально-эмоциональных навыков более эффективными являются сценарные методики, а не традиционные опросники. Сценарные методики представляют собой текстовые тесты, в которых участник не просто отвечает на вопросы о себе, а предлагает варианты своего поведения в различных ситуациях. Такой подход позволяет глубже понять эмоциональные и социальные реакции испытуемого, что делает результаты более информативными и применимыми в практике.
В опросах о себе люди часто отвечают с учетом социальных норм, что приводит к искажению результатов. Они могут склоняться к социально желательным ответам или придерживаться единого стиля, например, соглашаясь с большинством утверждений или выбирая крайние варианты. В отличие от этого, сценарные задания предлагают респондента истории о других, что позволяет снизить влияние социального одобрения на ответы. Утверждения в таких заданиях не так очевидны, что способствует более искренним и разнообразным ответам.
В области образовательных исследований используются более сложные и интересные формы тестирования, чем стандартные опросники. Эти методы направлены на повышение мотивации участников, так как порой им неясно, зачем необходимо проходить тест. Сценарные и игровые задания могут оказаться увлекательными и привлекательными, что способствует более активному участию в исследовании. Использование таких форматов не только делает процесс более интерактивным, но и улучшает качество получаемых данных.
Стандартные опросники могут оказаться неэффективными из-за возрастной категории респондентов. В настоящее время в Институте образования ВШЭ мы разрабатываем сценарную методику для оценки социально-эмоциональных навыков у первоклассников. Этот инструмент представлен в виде комикса или мультфильма, где история озвучивается и сопровождается яркими иллюстрациями. Ребёнок отвечает на вопросы, сравнивая своё поведение в школе с поведением персонажей из истории. Такой подход позволяет лучше понять эмоциональное состояние и социальные навыки детей, учитывая их возрастные особенности.
Картинки играют важную роль в процессе обучения детей. С одной стороны, они помогают удерживать внимание и упрощают восприятие информации, что позволяет детям делать выводы. С другой стороны, уровень рефлексии у детей все еще находится на низком уровне, и им сложно осознать свое поведение и сформулировать согласие или несогласие с утверждениями классических опросников. Поэтому визуальные элементы становятся необходимым инструментом для эффективного обучения и развития критического мышления у детей.
Есть ли какие-то преимущества у цифровых инструментов измерения перед «обычными»?
Цифровые инструменты предоставляют значительные преимущества в анализе поведения пользователей. Ранее приходилось лишь предполагать, как люди воспринимают экран, но современные технологии позволяют отслеживать движения курсора, глаз и другие аспекты взаимодействия. Эти данные представляют собой объективную информацию, которую можно записывать и количественно оценивать, что способствует более глубокому пониманию пользовательского опыта и оптимизации интерфейсов.
Если полученные цифровые данные не связаны с определенной теорией, их интерпретация становится невозможной. Например, мы узнали, что ребенок при решении задач обращает внимание сначала на левый верхний угол экрана, а затем на правый нижний. Но что это значит? Ключевым моментом является то, что технологии должны интегрироваться с теорией для полноценного анализа и понимания данных.
Есть ли какие-то преимущества у цифровых инструментов измерения перед «обычными»?
Цифровые инструменты предлагают значительное преимущество в анализе пользовательского поведения, позволяя собирать множество индикаторов. Ранее предположения о восприятии экрана основывались на догадках, но сейчас есть возможность отслеживать не только движения курсора, но и взгляда пользователя. Эта объективная информация может быть зафиксирована и количественно оценена, что позволяет более точно понимать взаимодействие пользователей с контентом. Использование таких данных помогает улучшить пользовательский опыт и повысить эффективность интерфейсов.
Повторю: без теоретической основы интерпретировать полученные цифровые данные невозможно. Например, мы узнали, что ребёнок, решая задачу, сначала обращает внимание на левый верхний угол экрана, а затем на правый нижний. Но что это нам даёт? Ключевым моментом является то, что технологии должны быть неразрывно связаны с теорией для получения полноценного понимания и анализа.
Какие конструкты самые трудные для измерения?
Измерить явление, для которого отсутствует четкая теория, весьма сложно. В таких случаях создание набора взаимосвязанных индикаторов становится затруднительным. Без основательной теоретической базы трудно определить, какие показатели будут актуальны и как они могут быть связаны друг с другом. Это затрудняет анализ и интерпретацию данных, что в свою очередь влияет на принятие обоснованных решений.
Самостоятельность и агентность представляют собой актуальные темы для исследования, и их изучение является относительно новым направлением в науке. Существует множество различных теорий, касающихся этих понятий, однако на данный момент не существует общепризнанной основы, на которой можно было бы создать эффективные инструменты для их анализа. Это открывает возможности для дальнейших исследований и разработок в данной области, что может привести к более глубокому пониманию этих понятий и их влияния на личность и общество в целом.
Универсальные компетентности и метапредметные навыки в образовании представляют собой относительно новое направление, в котором отсутствуют устоявшиеся модели измерения. На сегодняшний день нет четко разработанных моделей этих компетенций. В основном, их заимствуют из других областей, таких как экономика и организационная психология, с целью адаптации к образовательному контексту. Это создает значительные возможности для разработки новых моделей и инструментов, которые могут улучшить процесс обучения и оценки навыков.
Какие конструкты самые трудные для измерения?
Измерение явлений, для которых отсутствует хорошо разработанная теория, представляет собой значительную трудность. В таких условиях становится сложно создать набор взаимосвязанных индикаторов, способных эффективно отражать исследуемые аспекты.
Самостоятельность и агентность являются важными концепциями, которые активно изучаются в современных исследованиях. Это направление всё ещё находится на стадии формирования, и хотя существует множество различных теорий, пока не выработана общепризнанная модель, позволяющая создать универсальный инструмент для их оценки и применения. Исследование этих понятий открывает новые горизонты в понимании человеческого поведения и взаимодействия в различных сферах жизни.
Универсальные компетентности и метапредметные навыки в образовании представляют собой новое направление, которое характеризуется отсутствием устоявшихся моделей измерения. В настоящее время не разработаны четкие модели этих компетенций, и зачастую они заимствуются из других сфер, таких как экономика и организационная психология, с последующей адаптацией к образовательному контексту. Это открывает широкий простор для совершенствования как моделей, так и инструментов оценки, что особенно важно для повышения эффективности образовательного процесса и соответствия современным требованиям рынка труда.
А какие качества в образовании уже научились надёжно измерять?
Академические достижения и предметные знания являются важными аспектами образовательного процесса. Традиции их измерения имеют долгую историю, и на сегодняшний день разработаны достаточно качественные методы оценки. Тем не менее, с развитием технологий возникают новые стимулы для усовершенствования существующих инструментов оценки. Это позволяет не только повысить точность измерений, но и адаптировать их к современным требованиям образовательной среды. Инновационные подходы в оценке знаний могут существенно повлиять на качество образования и подготовку специалистов в различных областях.
Узнайте больше о современном образовании в нашем телеграм-канале. Присоединяйтесь к нам и оставайтесь в курсе актуальных новостей и трендов в сфере образования.
Чтение является важным аспектом развития и образования. Оно не только позволяет получать новые знания, но и способствует улучшению навыков критического мышления. Книги, статьи и другие виды литературы могут расширить кругозор и углубить понимание различных тем. Важно выбирать качественные источники информации и регулярно уделять время чтению. Это поможет оставаться в курсе последних тенденций и открывать новые горизонты. Не забывайте, что чтение – это не только полезно, но и увлекательно.
- Психометрика: что это такое и зачем она нужна образованию
- Разработка учебных тестов: инструкция, как это сделать
- Почему нельзя просто взять и перевести на русский хороший иностранный тест
- Что такое проактивность и можно ли ей научиться
- Зачем преподавателям анализ данных о студентах
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее