Образование #Статьи

29 июля, 2025

Что такое SEL: модное слово или серьёзная новая концепция в образовании? / Skillbox Media

Разбираемся с технологией развития гибких навыков учащихся.

Научитесь: Онлайн-репетитор

Узнать больше

Эмоциональное воспитание имеет глубокие корни, о его значении говорили ещё древние философы. В современном мире эта тема приобрела особую актуальность. Аббревиатура SEL, обозначающая социально-эмоциональное обучение, появилась в 1990-х годах, но в России она стала популярной лишь недавно. В данной статье мы подробно рассмотрим, что такое SEL и как оно влияет на развитие личности.

Что такое SEL

С английского языка термин SEL переводится как социально-эмоциональное обучение (social emotional learning). Хотя у данного подхода нет единого и четкого определения, можно выделить три ключевые цели. Во-первых, SEL направлено на развитие эмоциональной грамотности, что помогает людям лучше управлять своими эмоциями. Во-вторых, оно способствует формированию социальных навыков, необходимых для успешного взаимодействия с окружающими. В-третьих, программа социально-эмоционального обучения помогает укрепить личные качества, такие как уверенность в себе и способность к саморефлексии. Внедрение SEL в образовательные учреждения и повседневную жизнь способствует гармоничному развитию личности и улучшает качество межличностных отношений.

  • развивать эмоциональный интеллект обучающихся;
  • создавать эмоционально комфортную среду, в которой ученик чувствует, что его ценят и он может проявить себя как личность;
  • вдохновлять и мотивировать на обучение с помощью эмоций.

SEL (социально-эмоциональное обучение) представляет собой технологию обучения, а не отдельную учебную дисциплину. Его не следует рассматривать как отдельный предмет, такой как психология или обществознание. Социально-эмоциональное обучение интегрируется в общий учебный план, и ключевая задача учителей заключается в установлении прочной связи с учениками. Это позволяет спроектировать уроки таким образом, чтобы занятия были более персонализированными и способствовали развитию социальных и эмоциональных навыков у студентов. Эффективное внедрение SEL в образовательный процесс может значительно повысить уровень вовлеченности учеников и их эмоционального благополучия.

Главная миссия SEL заключается в создании позитивной социально-эмоциональной среды для учеников. Она направлена на развитие навыков осознания и управления своими эмоциями, а также на эффективное взаимодействие с окружающими. SEL помогает детям научиться строить здоровые отношения, справляться с трудностями и развивать эмоциональную грамотность, что способствует их общему благополучию и успешной адаптации в обществе.

Читайте также:

Образование в античную эпоху представляет собой важный аспект развития человеческой культуры и науки. В Древней Греции образование было сосредоточено на подготовке граждан для участия в жизни полиса. Оно включало в себя изучение философии, риторики, математики и физики. Основное внимание уделялось развитию критического мышления и ораторских навыков.

В Древнем Риме образование также играло значительную роль, хотя римская система была более практической и направленной на подготовку к государственной службе. Римляне заимствовали многие аспекты греческого образования, но акцентировали внимание на праве, истории и военной стратегии. Важным элементом римского образования стало изучение латинского языка и литературы.

Несмотря на различия в подходах, античное образование закладывало основы для дальнейшего развития учебных систем в средние века и в новое время. Оно способствовало формированию интеллектуальных традиций, которые до сих пор влияют на современное образование. Понимание античного образования важно для осознания его вклада в развитие мировой культуры и науки.

Как и когда появился этот подход

SEL (Social and Emotional Learning) начало развиваться в США в конце 1960-х годов. В это время детский психолог Джеймс Комер вместе с коллегами из Йельского детского учебного центра внедрил программу Comer School Development, созданную для двух наиболее неблагополучных школ в Нью-Хейвене. Эта программа стала основой для дальнейшего развития концепции социального и эмоционального обучения, направленного на улучшение образовательного процесса и поддержку эмоционального благополучия учащихся.

Программа Комера была направлена на создание комфортной образовательной среды в школах, в которой ученики чувствовали себя ценными и любимыми. Основное внимание уделялось решению проблем через диалог и эмпатию, а не через строгие методы преподавания. В инициативе активно участвовали родители, школьные психологи и медицинские работники. К 1980-м годам результаты этой программы проявились в повышении успеваемости школ выше среднего уровня, а проблемы с поведением и прогулами практически исчезли. Эффективность программы Комера подчеркивает важность комплексного подхода к образованию, где все участники процесса работают в единой команде для достижения лучшего результата.

Идеи для школ, функционирующих в сложных условиях

Работа школ в сложных условиях требует креативных подходов и инновационных решений. Вот пять идей, которые могут помочь образовательным учреждениям справиться с вызовами и обеспечить качественное обучение.

Первое, что стоит рассмотреть, это внедрение дистанционных технологий. Онлайн-обучение позволяет учителям продолжать занятия, даже когда традиционные методы недоступны. Использование образовательных платформ и видеозвонков помогает поддерживать связь между учащимися и педагогами.

Второе — создание учебных программ, адаптированных к местным условиям. Это может включать использование местных ресурсов, которые помогут учителям интегрировать практические задания в учебный процесс. Например, использование природных ресурсов или культурных особенностей региона.

Третье — организация сообществ поддержки для родителей и учеников. Это может быть как онлайн-группа, так и регулярные встречи, на которых обсуждаются возникающие проблемы и находящиеся в трудных условиях. Обмен опытом и поддержка друг друга могут значительно улучшить атмосферу в школе.

Четвертое — внедрение программ ментального здоровья. В условиях стресса и неопределенности важно заботиться о психоэмоциональном состоянии учащихся и педагогов. Регулярные занятия по саморазвитию и психологической поддержке могут помочь создать более здоровую образовательную среду.

Наконец, стоит обратить внимание на партнерство с местными сообществами и организациями. Сотрудничество с НКО, бизнесом и государственными структурами может обеспечить школе ресурсы и поддержку, необходимые для решения текущих проблем.

Эти подходы помогут школам, работающим в сложных условиях, не только выжить, но и развиваться, обеспечивая качественное образование для всех учеников.

Успех программы Комера привлек внимание специалистов в области образования. В 1980-х годах был запущен проект W. T. Grant Consortium при поддержке фонда Уильяма Т. Гранта. Эксперты этого проекта разработали структуру внедрения социально-эмоционального обучения, которая стала основой для формирования ключевых компетенций у обучающихся. Важнейшие навыки, которые могут быть развиты в процессе такого обучения, включают умение определять, оценивать и контролировать свои эмоции, а также эмпатию и толерантное отношение к окружающим. Таким образом, социально-эмоциональное обучение способствует не только личностному росту ученика, но и созданию гармоничной образовательной среды.

В 1990-х годах социально-эмоциональное обучение обрело широкую популярность. В 1994 году была основана организация CASEL (Collaborative to Advance Social and Emotional Learning), которая сегодня является официальным представителем концепции SEL. В том же году Институт Фетцера провел первую конференцию CASEL, на которой собрались учителя и исследователи, занимающиеся вопросами насилия и употребления наркотиков в американских школах. Эти события стали важной вехой в развитии методов обучения, направленных на улучшение эмоционального и социального благополучия учащихся.

Настоящий бум интереса к эмоциональному интеллекту в психологии и педагогике начался благодаря американскому психологу Дэниелю Гоулману. В своих книгах 1990-х годов он задавался вопросом, почему люди со средним уровнем IQ достигают больших успехов по сравнению с теми, кто демонстрирует высокие академические результаты. Эта дискуссия привлекла внимание не только к работам Гоулмана, но и к концепции социально-эмоционального обучения, подчеркивающей важность развития эмоциональных навыков для достижения успеха в различных сферах жизни. Эмоциональный интеллект стал ключевым понятием, способствующим пониманию взаимодействия между эмоциями и поведением, что имеет значительное значение как в образовании, так и в личной жизни.

В последующие десятилетия психолог активно подчеркивал значимость эмоционального интеллекта, вовлекая в обсуждение все больше специалистов из сферы образования. Несмотря на существующий скептицизм и критику, многие образовательные учреждения начали внедрять программы социально-эмоционального обучения (SEL), стремясь повысить социальные и эмоциональные навыки своих учеников. Эти эксперименты стали важным шагом к созданию более гармоничной образовательной среды, способствующей всестороннему развитию личности.

В конце 2010-х годов тема эмоционального интеллекта и социально-эмоционального обучения (SEL) начала активно обсуждаться в России. В 2018 году Институт управления образованием РАО совместно с Департаментом психологии НИУ ВШЭ провёл семинар, на котором учёные акцентировали внимание на значимости SEL и анализировали российский опыт, а также трудности, с которыми сталкиваются педагоги при внедрении этого подхода в свою практику. В 2020 году группа зарубежных исследователей представила метаанализ результатов практики SEL, который подтверждает, что обучающиеся с высоким уровнем эмоционального интеллекта достигают лучших академических успехов. Это подчеркивает важность интеграции эмоционального интеллекта в образовательный процесс для повышения качества обучения и развития учащихся.

Источник: cfchildren.org. Инфографика: Майя Мальгина / Skillbox Media

Почему о SEL сейчас заговорили особенно активно

Пандемия значительно усугубила проблемы, связанные с нехваткой социально-эмоционального обучения. Ученики и учителя по всему миру столкнулись с высоким уровнем стресса во время локдаунов. Для многих педагогов дистанционное обучение стало настоящим вызовом: помимо технических трудностей, они испытывали сложности с контролем за учениками в онлайн-формате. Учащиеся, в свою очередь, отмечали, что обучение на расстоянии стало настоящим испытанием для их психологического состояния. Эти обстоятельства подчеркивают важность социально-эмоционального обучения, которое стало критически необходимым в современных условиях.

Популяризация социально-эмоционального обучения (SEL) во многом обусловлена увеличением спроса на soft skills. Согласно отчёту Всемирного экономического форума за 2020 год, к 2025 году особенно востребованными будут навыки, такие как критическое мышление, креативность, эмоциональный интеллект, лидерство и способность к быстрому обучению. Эти изменения связаны с новыми подходами к командной работе, которые требуют от специалистов не только технических знаний, но и умения эффективно взаимодействовать с другими. Развитие этих навыков становится ключевым фактором успеха в современном мире.

Рынок труда активно меняется под влиянием трендов дауншифтинга и удаленной работы. Поколение Z, или зумеры, все чаще предпочитает сохранять свое психическое и физическое здоровье, отказываясь от высоких карьерных нагрузок. В современных условиях работодателям необходимо адаптироваться к новым реалиям, осознавая, что сотрудники не намерены жертвовать своим благополучием ради карьерного роста. В этой связи менеджерам становится крайне важным устанавливать крепкие личные контакты с подчиненными, что способствует созданию здоровой и продуктивной рабочей атмосферы.

Читайте также:

Обучение студентов и сотрудников командным навыкам является важной частью их профессионального и личностного развития. Эффективные командные навыки способствуют лучшему взаимодействию в коллективе, повышают продуктивность и создают положительную атмосферу на рабочем месте.

Первый шаг в обучении командным навыкам – это формирование понимания значения командной работы. Важно объяснить, как сотрудничество влияет на достижение общих целей и успех проекта. Далее, следует разработать программу, включающую практические занятия и тренинги, которые помогут развить такие навыки, как коммуникация, разрешение конфликтов, лидерство и распределение ролей.

Использование ролевых игр и симуляций может значительно улучшить процесс обучения. Эти методы позволяют участникам погрузиться в реальные сценарии, где они могут отрабатывать свои навыки в безопасной среде. Также полезно организовывать групповые проекты, которые требуют совместной работы и обмена идеями.

Регулярная обратная связь является ключевым элементом в обучении. Студенты и сотрудники должны получать конструктивные комментарии о своей работе в команде, чтобы осознать свои сильные и слабые стороны. Кроме того, важно поощрять саморефлексию, чтобы участники могли анализировать свои действия и улучшать подходы к сотрудничеству.

Для успешного обучения командным навыкам необходимо создать поддерживающую атмосферу, где каждый участник чувствует себя ценным и услышанным. Это поможет укрепить доверие внутри команды и повысить её общую эффективность.

В заключение, обучение командным навыкам – это инвестиция в развитие как студентов, так и сотрудников. Эти навыки являются основой для успешного функционирования любой команды и способствуют достижению общих целей.

Как работает SEL

Организация CASEL определяет пять ключевых компетенций, которые необходимо развивать у учеников в рамках социально-эмоционального обучения. Эти компетенции включают самосознание, управление эмоциями, социальное сознание, навыки отношений и принятие решений. Развитие этих навыков способствует формированию эмоционально устойчивых и социально ответственных личностей. Социально-эмоциональное обучение играет важную роль в образовательном процессе, помогая детям лучше понимать свои эмоции и взаимодействовать с окружающими. Поддержка этих компетенций в школе способствует созданию позитивной атмосферы, что в свою очередь улучшает академическую успеваемость и общее благополучие учеников.

  • Самосознание. Способность понимать и анализировать собственные эмоции, мысли и ценности, а также то, как они влияют на поведение в различных контекстах.
  • Самоконтроль. Способность контролировать эмоции и мысли в разных ситуациях, а также умение управлять ими, чтобы достичь поставленных целей.
  • Социальная осведомлённость. Способность понять другого человека и проявлять к нему эмпатию, даже если ваши взгляды, культура и воспитание совершенно отличаются друг от друга.
  • Отношения с другими людьми. Способность установить и сохранять тесный, здоровый контакт с людьми.
  • Ответственное принятие решений. Способность принимать конструктивные решения и вести себя соответствующим образом в разных ситуациях.
Ключевые социально-эмоциональные компетенции согласно CASEL. Источник: casel.org. Инфографика: Майя Мальгина / Skillbox Media

CASEL предоставляет ценные рекомендации по формированию системы ценностей и интеграции социально-эмоционального обучения (SEL) в образовательный процесс. Вкратце, основные советы заключаются в следующих ключевых шагах:

  • Создать специальную SEL-команду.
  • Эта команда должна составить план внедрения SEL, а также систему ценностей школы на основе опросов учеников, их родителей, педагогов и всего сообщества. При этом фундаментальный вопрос — какой должна быть школа, чтобы ученик хотел стать её частью.
  • Затем SEL-специалистам необходимо подобрать проверенную методику либо предложить собственные идеи, которые будут отвечать ценностям школы.
  • После этого изменения должны коснуться всего образовательного учреждения — например, для начала школа решила проводить в пятницу классные часы, на которых ученики делятся впечатлениями о прошедшей неделе.
  • Мониторить ситуацию в дальнейшем — оценивать эффективность, изменять и дополнять какие-то подходы, если они не работают.

Все эти рекомендации требуют дополнительных финансовых вложений, времени и специализированного обучения персонала. Кроме того, существующие фреймворки не предоставляют готовых шаблонов, которые учителя могли бы применять на своих уроках. Поскольку основное внимание уделяется развитию софт-скиллов и установлению прочного личного контакта с учениками, технология изначально накладывает на педагогов высокие требования к гибкости, креативности и эмпатии. Важно учитывать, что успешная реализация данных рекомендаций напрямую зависит от готовности учителей адаптироваться к новым условиям и применять инновационные подходы в обучении.

На практике различные учителя и образовательные учреждения адаптируют эту систему по-своему. Некоторые школы полностью пересматривают свою организацию работы, нанимая квалифицированных психологов и активно вовлекая родителей в образовательный процесс, что способствует более эффективному домашнему воспитанию. Другие учреждения изменяют атмосферу в классах, создавая антистресс-уголки для улучшения психологического комфорта учащихся. Такой подход помогает повысить качество образования и способствует развитию гармоничной образовательной среды.

Антистресс-уголок. Фото: Dariusz Jarzabek / Shutterstock

Некоторые учителя предпочитают интегрировать социально-эмоциональное обучение (SEL) непосредственно в учебный процесс. Для этого они используют игровые задания, часто делят класс на группы или пары, что способствует развитию навыков командной работы. Также они применяют короткие разминки, общаясь с учениками на отвлечённые темы или играя с ними. Такой подход помогает создать более комфортную и поддерживающую атмосферу в классе, что положительно сказывается на обучении и взаимодействии между учениками.

Американский учитель Барри Уайт разработал уникальный подход к приветствию своих учеников, внедрив индивидуальные стили рукопожатия. По его словам, этот метод не только способствует укреплению отношений с детьми и повышению уровня доверия, но и заряжает их положительной энергией на протяжении всего урока. Такой подход помогает создать более комфортную атмосферу в классе и повышает мотивацию учеников, что в свою очередь улучшает учебный процесс.

SEL (Social and Emotional Learning) гармонично интегрируется в гуманитарные дисциплины. На уроках литературы и истории можно увеличить объем рефлексивных сочинений и проводить имитацию исторических событий или сцен из художественных произведений. Это поможет учащимся развивать эмоциональный интеллект, критическое мышление и способность к сотрудничеству, что является важными навыками в современном обществе. Внедрение SEL в учебный процесс способствует более глубокому пониманию материалов и формированию личностных качеств, необходимых для успешной жизни и карьеры.

Обратная связь от обучающихся является важной практикой в образовательном процессе. Многие учителя рекомендуют своим ученикам вести дневники, где они могут делиться своими эмоциями и мнениями о прошедших уроках. Хотя в теории можно проводить небольшие устные опросы, на практике это требует больше времени, и интровертные ученики могут испытывать дискомфорт. Ведение дневников обеспечивает более комфортную и вдумчивую возможность для каждого ученика выразить свои мысли, что способствует улучшению образовательного процесса и повышению вовлеченности.

Переделанный текст:

Изучите дополнительные материалы:

Интервью с сторонником человекоориентированной школы

В данном интервью мы рассматриваем взгляды и идеи сторонника человекоориентированной школы, которая акцентирует внимание на важности человеческих факторов в образовательном процессе. Человекоориентированная школа основывается на принципах уважения, поддержки и индивидуального подхода к каждому ученику. Мы обсудим, как эти принципы влияют на обучение и развитие учеников, а также какую роль играют учителя и родители в создании комфортной образовательной среды. Важно понять, как человекоориентированный подход может изменить традиционные методы преподавания и способствовать более успешному усвоению знаний. В ходе обсуждения мы также затронем примеры успешных практик, которые демонстрируют эффективность данного подхода в разных образовательных учреждениях.

Очередной модный тренд или необходимая технология?

Одной из основных причин критики социально-эмоционального обучения (SEL) является недостаток конкретных методик и четких подходов к преподаванию, что затрудняет объективную оценку конечных результатов. Без глубокого анализа можно заметить, что многие лозунги SEL напоминают общепринятые истины о важности заботы о студентах и необходимости уделять больше внимания их эмоциональному состоянию.

В интернете представлено множество рекомендаций по созданию эффективных SEL-уроков, а также статей, описывающих, как методика SEL помогает учителям раскрыть свой творческий потенциал. Однако критики утверждают, что недостаток контроля в технологии SEL может негативно сказаться на образовательной системе. Неопределенность концепций позволяет их различную интерпретацию, что, в свою очередь, может привести к использованию SEL как инструмента идеологических манипуляций. Важно разработать четкие рамки и стандарты для применения SEL, чтобы обеспечить его эффективность и защитить образовательный процесс от потенциальных злоупотреблений.

В начале 2020 года, во время обсуждения проекта SEL в штате Айдахо, один из членов комитета по образованию палаты представителей сделал аналогию между контролем эмоций и «настройкой» поведения с антиутопией Олдоса Хаксли «О дивный новый мир». Некоторые участники обсуждения высказали мнение о том, что социально-эмоциональное воспитание должно быть задачей родителей, а не образовательной системы.

Существует множество вопросов, на которые у SEL пока нет однозначных ответов. Наиболее актуальными из них являются:

  • Какие ценности должны прививать педагоги: прогрессивные или традиционные, и почему не наоборот?
  • Как измерять результаты?
  • Насколько искренними будут эмоции, если человек их постоянно использует для достижения своих целей?
  • Что есть комфортная социально-эмоциональная среда и одинакова ли она для всех?
  • Можно ли вообще разработать и структурировать однозначную SEL-программу?

Подход к социально-эмоциональному обучению (SEL) пока неэффективен для подростков. Несмотря на то что цель SEL выглядит вдохновляюще, сторонникам этой методики предстоит долгий путь, чтобы справиться с возникающими вопросами и проблемами. Необходимы дополнительные исследования и адаптация подходов, чтобы лучше соответствовать потребностям молодежи и эффективно внедрять социально-эмоциональное обучение в их жизнь.

На сегодняшний день подход социально-эмоционального обучения (SEL) еще не достиг необходимой структуры для широкомасштабного внедрения в образовательные учреждения. Тем не менее, технологии побуждают образовательный сектор активнее обсуждать развитие гибких навыков и вдохновляют учителей-энтузиастов на эксперименты в данной области. Учитывая, что современное общество всё чаще использует гаджеты и предпочитает онлайн-взаимодействие, навыки коммуникации и управления эмоциями становятся столь же значимыми, как компьютерная и финансовая грамотность. Важно, чтобы образовательные программы интегрировали SEL, что поможет учащимся адаптироваться к быстро меняющемуся миру и эффективно взаимодействовать в различных жизненных ситуациях.

Переделанный текст:

Обязательно ознакомьтесь с дополнительной информацией:

  • Как оценить успехи учеников: непривычные способы
  • Школа без желания — это школа насилия
  • Как современные подходы ставят ученика в центр обучения
  • Что представляет собой теория социального научения

Онлайн-репетитор

Неважно, что вы преподаёте, — английский, кроссфит, йогу, вокал или кулинарное искусство. Всё, чему раньше вы учили в школах, студиях и офисах, теперь можно преподавать онлайн. Продвигайте свои знания и навыки и зарабатывайте из любой точки мира.

Узнать подробнее