Что такое третичное образование / Skillbox Media
И правда ли, что по доле людей, имеющих такое образование, Россия опережает большинство стран мира.
Содержание:
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать большеВ крупных исследованиях, касающихся образования, особенно на международном уровне, наряду с известными типами образования, такими как общее среднее, среднее специальное и высшее, используется термин «третичное образование». Этот термин обозначает уровень образования, который включает в себя как высшее образование, так и профессиональное образование, получаемое после завершения среднего образования. Третичное образование играет ключевую роль в подготовке квалифицированных специалистов и способствует развитию экономики и общества в целом. Понимание и правильное использование термина «третичное образование» важно для анализа образовательных систем и их эффективности в разных странах.
Третичное образование — это профессиональное образование, но не всякое
Представлено определение из Международной стандартной классификации образования (МСКО). Для получения более подробной информации о классификации различных видов образования рекомендуем ознакомиться с нашей статьей.
Третичное образование охватывает как академическое, так и углубленное профессиональное обучение. В эту категорию входят короткие циклы третичного образования, программы бакалавриата, магистратуры и докторантуры (или их эквиваленты). Для поступления на эти образовательные программы требуется наличие полного среднего образования. Третичное образование играет ключевую роль в подготовке специалистов, обеспечивая качественное обучение и необходимые навыки для успешной карьеры. Важно отметить, что доступ к программам третьего уровня имеет значительное значение для личностного и профессионального роста студентов, а также для развития экономики в целом.
Цифра «три» в названии уровня образования происходит из классификации, принятой в Международной стандартной классификации образования (МСОК). Начальное образование обозначается как primary, что переводится как первоначальное или первичное. Следующим уровнем является secondary, который чаще всего называют средним образованием, охватывающим среднюю школу. Третий уровень, обозначаемый как tertiary, относится к третичному образованию и включает в себя программы более глубокого обучения и специализации. Согласно МСОК, третичное образование делится на четыре уровня (с пятого по восьмой), каждый из которых отличается по степени сложности и специализации.
Международная стандартная классификация образования (МСКО) была разработана ЮНЕСКО в 1970-х годах как инструмент для сопоставления образовательных систем различных стран, которые могут существенно отличаться друг от друга. Эта классификация включает разветвлённую систему уровней и кодов, что позволяет собирать, сравнивать и обобщать статистические данные из национальных систем образования. Благодаря МСКО можно делать выводы о глобальных изменениях в уровне образованности, анализируя тенденции и выявляя сильные и слабые стороны образовательных систем в разных странах.
В настоящее время применяется третья версия Международной системы классификации образования (МСКО), утвержденная в 2011 году. Эта система используется не только в рамках ЮНЕСКО, но и в других международных исследованиях, позволяя проводить сопоставительные оценки. Например, все данные о уровне образования в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в ежегодных отчетах основаны на МСКО. Применение этой системы способствует унификации образовательных стандартов и облегчает анализ образовательных систем в разных странах.
Какие уровни образования в России относят к третичным
Все российские образовательные программы, которые превышают уровень средней школы, относятся к третичному образованию. Однако существуют некоторые особенности, которые стоит учитывать. Третичное образование в России включает в себя высшее образование, а также программы колледжей и техникумов. Эти образовательные учреждения предоставляют разнообразные направления подготовки, что позволяет студентам выбрать наиболее подходящий путь для своей карьеры. Важно понимать, что каждая из этих программ имеет свои уникальные требования и специфику обучения, что влияет на выбор будущей профессии.
Классификация среднего профессионального образования (СПО) в России представляет собой сложную задачу. Это связано с тем, что поступление в колледж возможно как после 11-го класса, так и после 9-го. В зависимости от этого, образовательные программы СПО могут быть отнесены к различным уровням по шкале МСКО. Такой подход требует внимательного анализа и понимания структуры образовательных программ, чтобы корректно оценить их соответствие международным стандартам.
Если выпускник поступает в колледж на основе основного общего образования, он сначала проходит подготовку на уровне старшей ступени средней школы, что не является третичным образованием. Однако обучение после 11-го класса уже однозначно классифицируется как третичное образование.
В России программы среднего профессионального образования (СПО) подразделяются на две основные категории. Первая категория включает подготовку квалифицированных рабочих и служащих, в то время как вторая сосредоточена на подготовке специалистов среднего звена. Программы первой категории обычно соответствуют третьему или четвертому уровням Международной стандартизации квалификаций (МСКО) и воспринимаются как вторая ступень среднего образования. Третичное образование охватывает исключительно программы подготовки специалистов среднего звена.
В статистических сборниках НИУ ВШЭ, таких как «Индикаторы образования» и «Образование в цифрах», при проведении международных сопоставлений к третичному образованию в России относятся определённые уровни. Это включает в себя как образовательные программы высшего образования, так и профессиональные образовательные организации, предлагающие квалификации, сопоставимые с международными стандартами. Важно учитывать, что такие сопоставления позволяют более точно анализировать состояние и развитие системы образования в России в контексте глобальных трендов и стандартов.
- программы подготовки специалистов среднего звена;
- программы бакалавриата, специалитета, магистратуры;
- программы аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки;
- дополнительное профессиональное образование на базе этих программ.
Докторантура, представляющая собой процесс подготовки к защите диссертации на степень доктора наук, не входит в общую систему образования. Это этап, который требует глубокой научной работы и высокой степени специализации, но не формализован в рамках стандартных образовательных программ.
Сколько в России людей с третичным образованием
В глобальном масштабе наблюдается устойчивый рост доли населения с высшим образованием, что особенно заметно среди молодежи. Согласно данным ОЭСР, в 2019 году в странах-участниках организации среди людей в возрасте 25–34 лет количество обладателей высшего образования увеличилось в полтора раза по сравнению с 2000 годом. Этот тренд свидетельствует о crescente значимости образования в современном обществе и его влиянии на профессиональные возможности и карьерный рост молодых людей.
Согласно данным, Россия занимает одно из лидирующих мест в мире по охвату образовательными программами третьего уровня. В 2015 году, по результатам микропереписи населения, 34,5% граждан в возрасте от 25 до 64 лет получили образование 5-го уровня МСКО, а 30,2% — 6–8-го уровня. Это означает, что в совокупности 64,7% трудоспособного населения страны обладали профессиональным образованием, относящимся к терции. На 2020 год среди стран ОЭСР и БРИКС не было ни одной, где этот показатель превышал российские данные.
Россия отстает от многих развитых стран, таких как Великобритания, США, Япония и Республика Корея, по доле населения с высшим образованием. С учетом растущей популярности среднего профессионального образования, маловероятно, что этот разрыв сократится в ближайшие годы. Анализируя текущие тенденции, можно предположить, что система образования в России нуждается в реформировании для повышения качества и доступности высшего образования, что позволит улучшить конкурентоспособность на международной арене.
Изучайте также:
- Цитата недели об особенностях спроса на высшее образование в России
- 5 важных фактов о среднем профессиональном образовании в России
- Нужен ли сейчас диплом о высшем образовании для успешной карьеры?
- Минобрнауки готовится ввести новую систему высшего образования в 2024 году
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее