Образование #Статьи

29 июля, 2025

Цифровая трансформация школ до 2030 года: стратегия Минпросвещения / Skillbox Media

В будущем нас ждут ИИ-помощники учителей, цифровые портфолио школьников и онлайн-курсы вместо учебников.

Курс с трудоустройством: «Профессия Методист с нуля до PRO»

Узнать больше

Управление образовательной системой в России осуществляется двумя министерствами, что подразумевает наличие двух стратегий цифровой трансформации. Ранее мы рассмотрели документ Министерства науки и высшего образования, а теперь обратим внимание на недавно опубликованный паспорт стратегии «Цифровая трансформация образования» от Министерства просвещения. Эта стратегия направлена на внедрение современных технологий в учебный процесс и оптимизацию образовательных услуг, что является ключевым шагом к модернизации российской системы образования в условиях цифровизации.

Образовательные ведомства подготовили два из одиннадцати документов, касающихся отраслевых стратегий цифровой трансформации. Эти стратегии были разработаны по поручению президента России и одобрены Правительством страны.

Зачем оцифровывать школы

В стратегии выделены ключевые проблемы, которые можно эффективно решить с помощью цифровой трансформации. Цифровая трансформация предоставляет новые возможности для оптимизации процессов, улучшения клиентского опыта и повышения конкурентоспособности. Применение современных технологий позволяет автоматизировать рутинные задачи, улучшить аналитические способности и обеспечить более быстрое принятие решений. В результате организации могут не только справляться с существующими вызовами, но и активно адаптироваться к изменениям на рынке, создавая устойчивое будущее для своего бизнеса.

  • Некачественный и неверифицированный образовательный контент. Бумажные учебники в школы закупает государство, и в стратегии говорится о том, что это большие затраты. В то же время в официальном федеральном перечне учебников, по мнению разработчиков стратегии, много лишнего: встречаются даже экземпляры с фейковыми информационными блоками, с помощью которых создаётся «идеологический подрыв» (цитата из паспорта стратегии). Что касается цифрового образовательного контента, то он сейчас существует на разрозненных платформах, нет единой точки сборки, где размещались бы все верифицированные властями и соответствующие стандартам учебные материалы.
Фото: ESB Professional / Shutterstock
  • Риски кражи персональных данных учителей, учеников и их родителей. Угрозу кибербезопасности создаёт всё тот же разброс цифровых систем: пользователям приходится регистрироваться на множестве разных платформ, и не все из них хорошо защищены. Кроме того, в стратегии отмечается, что возможности цифровых инструментов дискредитируют «фейковые образовательные порталы — множественные онлайн-школы».
  • Большие временные затраты педагогов на ручной ввод информации в различные системы и проблемы с качеством этих данных. «До четырёх часов в день тратят в среднем учителя на заполнение различных отчётов, большая часть которых не связана ни с учебным предметом, ни с классным руководством», — утверждается в стратегии. Ресурсов и стимулов, чтобы выверять эту информацию, у педагогов нет, интеграции между разными информационными системами — тоже. Такие данные не могут быть достойной базой для управленческих решений.
  • Ограниченность и непрозрачность «аналоговых» форматов обучения. Даже за обычный тест с выбором ответа ученик получает оценку только после того, как учитель проверит его вручную. Нагрузка на педагогов огромная, а обратную связь при этом нельзя назвать оперативной. К тому же бумажные учебные материалы сложнее адаптировать для детей, у которых есть проблемы со здоровьем. В стратегии указано ещё одно ограничение — бумажные форматы не дают учителям, родителям и самим ученикам такого количества объективных данных тестирования и результатов для наполнения портфолио, как цифровые.
  • Интернет и гаджеты для детей — средство развлечения, но не обучения. Цифровые продукты конкурируют со школой за внимание учеников, и их возможности не используются в процессе обучения. Кроме того, родители и ученики зачастую не знают, где в интернете найти полезные конкурсы, записаться на курсы, получить цифровой сертификат на дополнительное образование.

Дополнительное образование детей претерпевает значительные изменения. В современном мире, где технологии и требования к знаниям стремительно развиваются, важно адаптировать образовательные программы к новым реалиям. Родители и образовательные учреждения должны учитывать интересы и потребности детей, предлагая разнообразные курсы и тренинги. Это может включать как традиционные направления, такие как искусство и спорт, так и современные технологии, такие как программирование и робототехника. Инвестирование в дополнительное образование помогает детям развивать критическое мышление, креативность и навыки, необходимые для успешной жизни в будущей профессиональной среде. Обратите внимание на изменения в системе дополнительного образования, чтобы обеспечить вашему ребенку доступ к самым актуальным и полезным знаниям.

В свете указанных проблем, согласно стратегии, становится крайне затруднительным поддерживать работу школ в условиях форс-мажоров. Это также влияет на возможность предоставления учащимся разнообразного и проверенного цифрового контента, а также на обоснованное формирование индивидуальных образовательных траекторий и цифровых портфолио. Какие решения предлагает Минпросвещения для преодоления этих трудностей?

Какие сервисы планируется разработать

В структуре стратегии выделяется крупный межведомственный проект «Цифровая трансформация отрасли образования». Управление проектом будет осуществляться Министерством просвещения совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. За реализацию отвечает Федеральный институт цифровой трансформации в сфере образования (ФИЦТО), который подведомственен Минпросвещения. В проекте также участвуют министерства культуры и спорта, а также Рособрнадзор. В числе возможных участников указаны субъекты федерации и ИТ-компании. Согласно стратегии, финансирование проекта будет осуществляться за счёт федерального бюджета, однако конкретный объём необходимых средств не уточняется. Целью проекта является модернизация образовательной сферы с использованием цифровых технологий, что будет способствовать улучшению качества образования и доступности образовательных ресурсов.

Проект включает шесть стратегических инициатив, направленных на разработку цифровых сервисов в период с 2021 по 2030 год. Эти инициативы сосредоточены на улучшении пользовательского опыта и внедрении новых технологий, что позволит обеспечить эффективное использование цифровых ресурсов. Основная цель проекта — создание инновационных решений, способствующих развитию цифровой экономики и повышению конкурентоспособности.

Сервис «Библиотека цифрового образовательного контента» станет доступен для всех учащихся и педагогов к 2030 году. К 2024 году ожидается, что треть всех уроков будет проводиться с применением современных цифровых материалов. Ожидается, что данный сервис обеспечит реализацию образовательных программ углублённого уровня, поможет в создании индивидуальных образовательных траекторий и повысит профессиональные компетенции педагогов. В документе не упоминается судьба бумажных учебников и тетрадей, что оставляет открытым вопрос о будущем традиционных форм обучения.

Цифровой помощник ученика, согласно описанию, представляет собой рекомендательную систему, которая будет создавать персонализированные подборки учебных материалов и планы обучения на основе цифрового профиля учащегося. В этом году планируется организация выгрузки данных для создания профилей, а возможность предоставления подборок по запросу ожидается к 2024 году. К 2030 году будет представлен полноценный цифровой органайзер для планирования учебного процесса. Стратегия акцентирует внимание на саморазвитии и самообразовании учеников. В частности, учащиеся будут проходить самообследование для выявления своих интересов и склонностей, а также вести самодиагностику в процессе освоения образовательной программы. Это позволит не только индивидуализировать подход к обучению, но и повысить его эффективность, способствуя более глубокому пониманию собственного образовательного пути.

К 2023 году искусственный интеллект будет активно заниматься подбором учебного контента. Это позволит значительно упростить процесс обучения и сделать его более эффективным. ИИ сможет анализировать потребности учащихся, адаптируя материалы под их индивидуальные особенности и уровень подготовки. Таким образом, использование искусственного интеллекта в образовательных процессах откроет новые горизонты для студентов и преподавателей, обеспечивая более персонализированный подход к обучению.

Сервис «Цифровое портфолио ученика» напоминает анонсированную платформу «Мои успехи» от Рособрнадзора. С согласия родителей, он будет отслеживать образовательную траекторию и достижения учащегося. На основе данных этого сервиса можно будет подготовить пакет документов для поступления в университет или колледж. Ожидается, что эти функции станут доступны к 2024 году. К 2030 году планируется, что школьники смогут управлять своей образовательной траекторией, используя интеграцию различных сервисов и технологии искусственного интеллекта.

Министр обсудил внедрение цифрового портфолио учащихся, подчеркивая его важность для современного образования. Цифровое портфолио позволяет систематизировать достижения студентов, демонстрируя их навыки и знания. Это не только упрощает процесс оценки, но и помогает учащимся лучше подготовиться к будущей профессиональной деятельности. Внедрение таких технологий в образовательный процесс способствует развитию цифровых компетенций и повышению мотивации студентов. Цифровое портфолио станет важным инструментом для педагогов и учеников, облегчая обмен информацией и взаимодействие.

Сервис «Цифровой помощник родителей» станет эффективным каналом для взаимодействия между школами и родителями, обеспечивая мгновенный обмен сообщениями с учителями. В 2021 году планируется запуск автоматизированной записи в школы. К 2024 году родители смогут легко записывать своих детей в школы, детские сады и на программы дополнительного образования с помощью удобной системы «4 ОК», минимизируя время и усилия на поиск информации. К 2030 году сервис расширится, включив в себя олимпиады, конкурсы, соревнования, государственные экзамены и получение документов об образовании, что сделает процесс взаимодействия между родителями и образовательными учреждениями еще более простым и доступным.

Сервис «Цифровой помощник учителя» направлен на автоматизацию значительной части работы педагогов с использованием технологий искусственного интеллекта. Он включает в себя проверку домашних заданий, что позволит сократить время на оценку. Ожидается, что к 2030 году более 50% домашних заданий смогут быть проверены автоматически. Кроме того, сервис будет содействовать в планировании рабочих программ. Важной частью проекта станет система онлайн-повышения квалификации для учителей. Цифровые курсы станут доступны уже в 2021 году, а к 2024 году каждому педагогу будет предложен индивидуальный перечень необходимых программ. К 2030 году сервис будет проактивным, предугадывая потребности и запросы педагогов, что сделает процесс обучения более эффективным и адаптированным к современным требованиям.

Информационная система управления в образовательных организациях предполагает переход на безбумажные технологии к 2024 году, что позволит сократить использование бумажной документации. Ожидается, что 90% документооборота будет переведено в электронный формат. К 2030 году все управленческие решения должны основываться на анализе «Больших данных» с использованием интеллектуальных алгоритмов, как указано в стратегии. Важно отметить, что эффективность реализации стратегии будет оцениваться не по самоотчётам образовательных учреждений, а на основании данных из аналитических подсистем новых сервисов. Это обеспечит более точный и объективный мониторинг и управление образовательными процессами.

Какого результата ждут от всего этого

Основная цель заключается в обеспечении школьников по всей территории России доступом к качественному и верифицированному цифровому образовательному контенту и сопутствующим сервисам. Планируется, что все образовательные программы общего образования будут реализованы с использованием электронного обучения через единую систему Министерства просвещения, которая будет интегрирована с региональными ресурсами. Это позволит создать единое образовательное пространство, способствующее повышению качества обучения и доступности образовательных материалов для всех школьников.

Фото: Veselin Borishev / Shutterstock

Согласно стратегии, это принесет пользу всем участникам образовательного процесса. Эта система направлена на улучшение качества обучения, развитие навыков и компетенций студентов, а также на повышение эффективности работы преподавателей. В результате, все стороны, включая студентов, преподавателей и образовательные учреждения, получат преимущества от внедрения данной стратегии, что способствует созданию более эффективной и поддерживающей образовательной среды.

  • Школьники смогут использовать цифровой контент для персонализированного развития, а в определении собственной траектории им поможет ИИ.
  • У учителей станет в несколько раз меньше рутинной работы за счёт автоматизированной проверки домашних заданий, электронного расписания и документооборота, а возможностей для повышения квалификации — больше.
  • Родители улучшат контакт со школой.
  • Государство получит электронную отчётность и выйдет на новый уровень управления образовательной системой на основе объективных данных и удобных для граждан сервисов.
  • Школы смогут реализовывать индивидуальные траектории развития учащихся, применяя передовые цифровые технологии.

В образовательном сообществе документ Минпросвещения, аналогичный документу Минобрнауки, вызвал недоверие. На сегодняшний день лишь 37% российских школ имеют доступ к скоростному интернету, что означает, что большинству учебных заведений еще далеко до внедрения автоматизированных систем управления с полноценной аналитикой. Кроме того, внедрение автоматизации в образование вызывает опасения о возможной угрозе для занятости педагогов. Возникает вопрос: станет ли искусственный интеллект заменой учителям, если он сможет обеспечить персонализированное обучение, обратную связь и сбор достижений студентов? Эти опасения выражают, в частности, представители профсоюза «Учитель».

Будущее покажет, как сложатся события в области цифровизации образования. Это далеко не первые и, скорее всего, не последние инициативы в этой сфере. Важно отметить, что цифровизация образования открывает новые возможности для студентов и преподавателей, улучшая доступ к ресурсам и способствуя более интерактивному обучению. Ожидается, что с течением времени такие проекты будут развиваться и адаптироваться, что приведет к значительным изменениям в образовательном процессе.

Читайте также:

  • Почему EdTech не всегда помогает решить проблемы школ
  • Что тормозит цифровую трансформацию школ
  • Почему учителя должны стать инженерами образования
  • Нужны ли индивидуальные образовательные траектории обычной школе