Образование #Статьи

4 июля, 2025

Цифры: как студенты обогнали преподавателей в применении генеративных нейросетей / Skillbox Media

Разница не такая уж драматичная, но всё же она обращает на себя внимание и заставляет задуматься.

Содержание:

    Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO

    Узнать больше

    В России ChatGPT стал предметом обсуждения и критики в образовательной среде в начале 2023 года. В то время как в США, где данный генеративный нейросетевой бот был разработан, его популярность начала расти еще в конце 2022 года. В США доступ к ChatGPT был значительно проще, что способствовало его быстрому распространению. Тем не менее, в России прогрессивные студенты также быстро освоили этот инструмент. В дополнение к ChatGPT в России доступны и другие сервисы, такие как YandexGPT в «Алисе» от «Яндекса» и GigaChat от «Сбера», который в настоящее время находится в закрытой бета-версии, но вскоре планируется сделать общедоступным. Существует также множество аналогичных сервисов на русском языке, что делает доступ к технологиям генеративного ИИ более широким.

    Цифровые инструменты на основе генеративного искусственного интеллекта стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, подобно тому, как когда-то персональные компьютеры и доступ в интернет. Споры о том, следует ли запрещать использование этих технологий в образовании или обучать школьников и студентов их эффективному применению, быстро утратили актуальность. Это эквивалентно обсуждению вопроса о запрете интернета в образовательных учреждениях. Как отметила Синтия Бризил, профессор медиаискусства и науки в Массачусетском технологическом институте, «джинн ИИ выпущен из бутылки». Это явление затрагивает не только компьютерные науки и программирование, но и все аспекты жизни общества. Важно, чтобы все учащиеся развивали ИИ-грамотность, поскольку использование компьютеров и технологий стало частью повседневной жизни. На наших глазах формируется новая форма грамотности — ИИ-грамотность, о которой активно говорят в образовательной сфере. Это подчеркивает необходимость интеграции навыков работы с искусственным интеллектом в учебные программы для подготовки студентов к современным вызовам.

    Появление технологий генеративного ИИ может усугубить цифровой разрыв между молодым поколением, к которому относятся студенты, и зрелыми представителями, чаще всего учителями и преподавателями. Молодежь, вероятно, быстрее освоит новые инструменты и интегрирует их в свою повседневную жизнь, в то время как образовательная сфера может не успеть адаптироваться к этим изменениям. Это подчеркивает необходимость обновления методов обучения и повышения цифровой грамотности среди педагогов, чтобы обеспечить равные возможности для всех участников образовательного процесса.

    Исследование «Time for Class 2023», проведенное Tyton Partners в сотрудничестве с Фондом Билла и Мелинды Гейтс, подтверждает актуальность внедрения генеративного ИИ в образовательный процесс. В ходе исследования, проведенного весной 2023 года, были собраны данные от 2048 студентов, 1748 преподавателей и 306 администраторов вузов через три опроса. Результаты показали, что студенты быстрее интегрируют текстовые инструменты на основе генеративного ИИ, таких как ChatGPT, в свою учебную практику, опережая преподавателей на 20%. Несмотря на то, что разница может показаться незначительной, она подчеркивает растущий интерес и активное использование технологий в образовании.

    Запрет на использование определённых сервисов в вузах, как это произошло в Японии, не всегда оказывается эффективным. Исследования показывают, что 46% студентов всё равно намерены использовать такие сервисы, даже если они будут ограничены. Это свидетельствует о том, что запреты не способны полностью остановить студентов от доступа к ресурсам, которые они считают полезными. Важно рассмотреть альтернативные подходы, которые могут помочь в интеграции технологий в образовательный процесс вместо их исключения.

    Инфографика: Оля Ежак для Skillbox Media

    Аналитический отчет показывает интересную тенденцию: преподаватели и студенты, активно использующие генеративные инструменты искусственного интеллекта, значительно более позитивно воспринимают их влияние на образовательный процесс. Эксперименты с такими технологиями способствуют формированию оптимистичного взгляда на будущее преподавания и обучения.

    Некоторые преподаватели, особенно те, кто с трудом осваивает новые технологии, склонны делать пессимистические прогнозы о том, что инструменты, такие как ChatGPT, могут негативно сказаться на образовании. Однако исследования, проведенные российскими учеными из МГППУ и БГПУ им. М. Танка, показывают, что отношение преподавателей к цифровой образовательной среде в целом зависит от их личных качеств. В частности, открытость новым опытам и доброжелательность играют ключевую роль в восприятии и использовании технологий в обучении. Это подчеркивает важность профессионального роста и готовности адаптироваться к изменениям в образовательной среде.

    Читать также:

    • Появилось международное объединение для продвижения ИИ в школах
    • Билл Гейтс: ИИ осуществит революцию в сфере образования
    • Пионер онлайн-обучения Салман Хан — о своём отношении к ChatGPT
    • Как применять ChatGPT и его аналоги в образовании: большой обзор от экспертов
    • ChatGPT может угрожать только тем, кто пишет работы для ленивых студентов

    Профессия Методист с нуля до PRO

    Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

    Узнать подробнее