Цифры: как за 20 лет изменилось количество учащихся и что у россиян с цифровыми навыками / Skillbox Media
Последствия демографической ямы и образовательных реформ, а также разница поколений видны как на ладони.
Содержание:
Научитесь: Онлайн-репетитор
Узнать больше
Вышел новый выпуск информационного бюллетеня Мониторинга образования НИУ ВШЭ. В этом выпуске рассматриваются изменения образовательных стратегий обучающихся на различных уровнях формального образования в России за период с 2001 по 2021 год. Анализируются тенденции и ключевые факторы, повлиявшие на развитие образовательных практик в стране за два десятилетия. Обзор основан на статистических данных и исследованиях, которые подчеркивают значимость трансформаций в образовательной сфере.
На первой картинке представлено распределение обучающихся по различным ступеням образования. Наиболее значительное количество студентов сосредоточено в основной школе с 1-го по 9-й класс, что объясняется обязательностью этой ступени для всех учащихся. Однако более интересным является анализ опциональных образовательных программ. Данные показывают, что в колледжах и учреждениях среднего профессионального образования (СПО) на программах подготовки специалистов среднего звена обучается в два раза больше студентов, чем в 10–11-х классах школы. В то же время программы СПО, ориентированные на подготовку квалифицированных рабочих и служащих, являются наименее популярными. Здесь количество учащихся в два раза меньше, чем в старших классах школы, и почти в пять раз меньше по сравнению с программами СПО для специалистов среднего звена. Таким образом, наблюдается явная тенденция к выбору более востребованных и перспективных образовательных траекторий среди молодежи.
В информационном бюллетене Мониторинга образования НИУ ВШЭ представлены данные о динамике приема и выпуска студентов за последние 20 лет на различных уровнях образования. В качестве базового значения взяты показатели 2001 года, а далее представлена их ежегодная динамика вплоть до 2021 года. Эти данные отражают изменения в системе образования и могут быть полезны для анализа тенденций в сфере высшего и среднего образования.
Изменения обусловлены тремя основными группами факторов:
- демографическими (из-за низкой рождаемости в 1990-х и начале 2000-х учащихся на всех ступенях становилось меньше, но потом рождаемость стала расти, поэтому приём в первые классы вырос);
- реформаторскими (кое-что менялось в самой структуре образования);
- сменой образовательных предпочтений молодёжи.
Реформаторские причины проявились в увеличении числа выпускников высших учебных заведений, несмотря на снижение числа абитуриентов. Это связано с введением Болонской системы, которая привела к неравномерному распределению выпускников: некоторые студенты завершают бакалавриат за четыре года, другие — специалитет за пять, а также появилась двухлетняя магистратура. Кроме того, наблюдается снижение числа поступлений на заочное обучение. С 2006 года проводилась кампания по повышению качества высшего образования, что вызвало реструктуризацию вузов и сокращение филиалов, предлагающих заочное обучение. В то же время, интерес к очному обучению остался стабильным, как отмечают авторы бюллетеня.
Снижение числа абитуриентов в аспирантуру обусловлено не только демографическими факторами. Основной причиной стали недостатки недавно проведённой реформы, которую сейчас пытаются исправить.
Изменения в образовательных предпочтениях становятся особенно заметными на уровне старшей школы и среднего профессионального образования (СПО). В рамках СПО выделяются две основные категории программ: обучение специалистов среднего звена и подготовка квалифицированных рабочих и служащих. В последние годы наблюдается рост популярности программ для специалистов среднего звена, хотя общее количество поступлений всё еще остается ниже уровня 2001 года. Это связано с демографическими проблемами, что можно проиллюстрировать сравнением данных о приеме и выпуске в 10-11 классах. В то же время, интерес к программам подготовки квалифицированных рабочих значительно сократился, и число желающих обучаться по этим направлениям стало минимальным. Таким образом, можно констатировать, что образовательные тренды в СПО претерпевают значительные изменения, что требует внимания со стороны образовательных учреждений и policymakers.
Опубликован статистический сборник Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ под названием «Индикаторы цифровой экономики: 2022». В нем собраны данные, полученные от Минцифры и Росстата, о создании, распространении и использовании цифровых технологий, а также связанных с ними продуктов и услуг. Одним из ключевых показателей является уровень цифровых навыков среди россиян. Сборник предоставляет ценную информацию для анализа текущих тенденций в цифровой экономике и позволяет оценить готовность населения к использованию современных технологий.
На инфографике четко демонстрируется зависимость цифровых навыков от поколения. Хотя в ней не представлена группа людей старше 75 лет, можно с уверенностью сказать, что среди них уровень владения даже базовыми цифровыми навыками значительно ниже, чем у представителей более молодых возрастных групп. Миллениалы и, особенно, зумеры обладают гораздо более развитыми цифровыми навыками по сравнению со своими родителями, не говоря уже о бабушках и дедушках, среди которых большинство не умеет выполнять даже простейшие действия в цифровом пространстве. Эта тенденция подчеркивает важность цифровой грамотности в современном обществе и необходимость обучения старших поколений основам работы с технологиями.
Против цифровизации образования, как и других сфер, чаще всего выступают представители старшего поколения. Для них эта среда кажется чуждой и непонятной, в то время как молодые люди воспринимают её как естественную часть жизни. Однако даже среди молодежи существуют пробелы: не все обладают навыками поиска и самостоятельной установки необходимого программного обеспечения. Таким образом, даже зумеры в значительной степени остаются лишь потребителями цифровых технологий, не умея настраивать их под свои нужды. Это подчеркивает важность развития цифровой грамотности на всех уровнях образования, чтобы молодые люди могли не только пользоваться технологиями, но и эффективно адаптировать их под свои задачи.
Изучите также:
- «Диплом — лишь справка об уме»: цитаты о «вечном» в образовании
- 144 российских вуза включили в 15% лучших университетов мира
- Активное использование интернета ещё не говорит о цифровой грамотности
Онлайн-репетитор
Неважно, что вы преподаёте, — английский, кроссфит, йогу, вокал или кулинарное искусство. Всё, чему раньше вы учили в школах, студиях и офисах, теперь можно преподавать онлайн. Продвигайте свои знания и навыки и зарабатывайте из любой точки мира.
Узнать подробнее