Цифры: взрослые россияне чаще учатся из-за страха потерь, чем ради выгод / Skillbox Media
Это печальный факт с точки зрения теории самодетерминации, которая объясняет разные типы мотивации.
Содержание:
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать большеОнлайн-школа английского языка Skyeng провела исследование среди 19 тысяч взрослых по всей России, чтобы выяснить, что побуждает их учиться. Результаты опроса показали, что страх потери (в том числе работы, возможности карьерного роста и уровня жизни) оказывает более мощное влияние на респондентов, чем потенциальные выгоды от обучения. Это подчеркивает важность мотивации в образовательном процессе и указывает на необходимость создания поддерживающей среды для студентов, чтобы они могли преодолеть свои страхи и использовать обучение как способ улучшения своей жизни.
В контексте психологической теории самодетерминации можно выделить различные виды мотивации, основываясь на их происхождении: внутреннем или внешнем. Наиболее распространённой является внешняя (экстернальная) мотивация, которая часто формируется в результате страха потери, а не желания получить вознаграждение. Эта ситуация вызывает сожаление, так как согласно теории самодетерминации, наиболее эффективной и продуктивной считается внутренняя мотивация. Внутренняя мотивация возникает, когда деятельность сопряжена с стремлением к значимым для человека целям, основана на его внутренних установках и ценностях или сама по себе приносит удовольствие. К сожалению, такие формы мотивации встречаются реже, что подчеркивает необходимость развития внутренней мотивации для достижения более высоких уровней удовлетворенности и успеха.
Абсолютное большинство опрошенных, а именно 93%, активно занимается саморазвитием. Более половины респондентов (66%) выделяют на этот процесс от 1 до 5 часов в неделю, 26% — от 5 до 10 часов, а 7,8% посвящают более 10 часов в неделю. Однако высокая рабочая нагрузка сказывается на возможности развиваться: 42% участников опроса отмечают, что им остаётся лишь немного времени для саморазвития, а 38% признаются, что не успевают ничего сделать.
Опрошенные участники исследования считают, что саморазвитие и обучение включают в себя не только регулярные занятия с репетиторами, но и просмотр образовательных видео в интернете, особенно на платформе YouTube, что отметили 49% респондентов. Это подчеркивает важность разнообразных форм обучения в процессе саморазвития. Образовательные ресурсы в сети предоставляют доступ к знаниям и навыкам, что способствует личностному и профессиональному росту.
В августе ВЦИОМ провёл опрос на тему образования, сравнив его результаты с аналогичным исследованием 2008 года. Выяснилось, что за последние 15 лет доля взрослых, прошедших профессиональную переподготовку после получения основного образования, увеличилась, однако этот рост составил всего 9%.
Прирост числа специалистов, проходящих профессиональную переподготовку, наблюдается преимущественно среди тех, кто уже осуществлял данную процедуру более трех раз. В 2008 году лишь 15% опрошенных проходили переподготовку, тогда как сейчас этот показатель возрос до 21%. При этом, значительная часть респондентов, а именно половина, ни разу не обновляла свои профессиональные знания. Среди молодежи в возрасте 18-24 лет этот процент значительно выше и достигает 83%. Это, вероятно, связано с недостатком профессионального опыта: у молодых специалистов, только что вышедших на рынок труда, еще не возникла необходимость в актуализации знаний.
Согласно опросу, проведённому «Работой.ру» среди 3500 респондентов старше 18 лет из различных регионов России, 12% участников планируют осенью пройти обучение по новой специальности. Кроме того, 8% опрошенных намерены завершить уже начатые курсы. Эти данные подчеркивают растущий интерес к дополнительному образованию и повышению квалификации среди взрослого населения, что может способствовать улучшению карьерных перспектив и адаптации к изменяющимся требованиям рынка труда.
- Учебная мотивация: как её объясняют научные теории
- Суровый российский lifelong learning: почему учатся и не учатся взрослые россияне
- Россияне рассказали, чем готовы жертвовать ради учёбы
- Развитие образования взрослых: зачем они учатся?
- Как мотивировать взрослых учиться
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее