«Домашняя работа должна перестать быть всеобщей повинностью» / Skillbox Media
Отрывок из книги Михаила Митина «Заметки директора школы».
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать большеМихаил Митин имеет более 18 лет опыта работы в образовательной сфере, из которых пять лет занимал должность директора школы. В своей книге «Заметки директора школы», изданной издательством «АСТ», он собрал 55 увлекательных историй из школьной жизни. Каждая из этих историй стала для него важным уроком — уважать интересы ребенка, всегда стремиться понять первопричину проблемы, проявлять внимательность и честность, а также упрощать подход к формальностям.
С разрешения издательства представляем главу, посвящённую домашним заданиям. Михаил считает, что традиционные формы домашних заданий не приносят значительной пользы и негативно сказываются на учебной мотивации. Кроме того, такие задания отнимают время и силы у уже перегруженных детей, их родителей и учителей. Важно переосмыслить подход к домашней работе, чтобы сделать её более эффективной и менее стрессовой для всех участников образовательного процесса.
Если «домашку» можно не задавать, её задавать не надо
Я готовлюсь к выступлению на Московском международном салоне образования на тему «Почему школьники списывают и что с этим делать?». В процессе подготовки я изучил статистику запросов в «Яндексе» по ключевому слову «ГДЗ». Результаты оказались впечатляющими: за 2020–2021 учебный год этот запрос вводили в поисковики более 700 миллионов раз. Также я ознакомился с результатами недавнего опроса, проведенного нашей онлайн-школой среди учителей. Выяснилось, что московские педагоги тратят на проверку домашних заданий от 180 до 350 часов в год, а проблема списывания занимает место в топ-5 наиболее актуальных проблем, озвученных опрошенными. Такая ситуация вызывает недоумение: учителя затрачивают значительное количество времени на контроль выполнения заданий, волнуются из-за списывания, но продолжают задавать объемные домашние задания. Необходимо ли пересмотреть подход к домашнему обучению?
В фильме «Плати вперёд» учитель начальной школы Юджин Симонет задаёт своим ученикам необычное домашнее задание. Он предлагает им разработать и реализовать проект, способствующий положительным изменениям в мире. Один из учеников представляет идею проекта «Заплати вперёд», которая заключается в том, чтобы совершить доброе дело для трёх нуждающихся людей, после чего попросить их сделать по три добрых дела для других. Простота этой идеи приводит к значительным изменениям в городке, в котором они живут, а также меняет судьбы многих людей. Важно задуматься о том, насколько современные домашние задания являются практичными, актуальными и полезными для развития ребёнка.
Читайте также:
Необычная практика: преподаватель задает задание на создание мемов. Эта форма домашней работы помогает студентам развивать креативность и критическое мышление, а также лучше усваивать учебный материал. Мемы становятся не только развлекательным элементом, но и эффективным способом донесения информации. Студенты могут использовать современные тренды и юмор, чтобы объяснить сложные концепции в доступной и интересной форме. Такой подход к обучению способствует взаимодействию между преподавателем и учениками, а также делает процесс обучения более увлекательным и запоминающимся.
В третьем классе моей дочери на уроке окружающего мира было задано задание: нарисовать шерсть домашнего животного. В рабочей тетради для этого было отведено специальное место. Она попыталась изобразить шерсть собаки, но без пояснений трудно было понять, что именно получилось. Подобные задания встречаются во многих современных учебниках, и это поднимает вопрос о том, насколько они способствуют развитию творческих навыков у детей.
Авторы учебников не всегда обладают педагогическим опытом и ограничены в общении с детьми, что приводит к созданию заданий в конце параграфов, которые часто оказываются неэффективными. Эти задания, хотя и являются обязательной частью учебного процесса, могут быть не только трудоемкими, но и иметь сомнительную ценность. Педагоги, в отличие от авторов, лучше знают своих учеников и способны разрабатывать более увлекательные и полезные задания, а также адаптировать предложенные авторами. Хотя это требует большего времени, результаты таких заданий значительно выше, что способствует более глубокому усвоению материала и развитию навыков учащихся.
Институт стратегии развития образования РАО провел масштабный опрос, в котором участвовали 217 тысяч учителей, учеников и их родителей. Результаты исследования показали, что более 95% учителей в российских школах ежедневно задают домашние задания после каждого урока. При этом 42% педагогов назначают задания на выходные и каникулы. Российские старшеклассники сообщили, что на выполнение домашней работы они тратят от 2 до 7 часов в день. Кроме того, 70% родителей отметили, что нагрузка домашними заданиями значительно возросла. Это подчеркивает актуальность проблемы перегрузки учеников и необходимость пересмотра подходов к домашним заданиям в образовательном процессе.
Большинство учителей традиционно задают домашние задания, рассматривая это как свою обязанность. Некоторые из них назначают задания на основе непроработанного в классе материала, другие стремятся развить у учеников самостоятельность и ответственность, а кто-то использует домашние задания как средство для закрепления изученного или для выставления дополнительных оценок. Есть и такие, кто делает это просто по привычке, следуя устоявшимся традициям. Однако важно отметить, что в российском законодательстве нет обязательных норм, которые бы требовали от учителей задавать домашние задания. Решение о необходимости и формате домашних заданий принимает образовательная организация, а также сам педагог, который определяет их содержание и цель.
В 2016 году московский Городской методический центр провел исследование, в ходе которого было измерено реальное время, затрачиваемое учениками московских школ на выполнение домашних заданий. Результаты показали, что ученикам пятого класса требуется 4 часа 45 минут для завершения всех заданий, в то время как ученики девятого класса тратят на это 5 часов 25 минут. Эти цифры значительно превышают нормы, установленные СанПиН, на 2 часа 45 минут для пятиклассников и на 1 час 55 минут для девятиклассников. Если учесть время, необходимое для выполнения домашних заданий, в контексте предельно допустимой учебной нагрузки для старшеклассников, которая составляет 33 часа в неделю, то общая нагрузка достигает почти 60 часов. Это в полтора раза превышает стандартную рабочую неделю взрослого человека. Вопрос, который возникает, заключается в том, когда ученики успевают заниматься личными делами, увлечениями и отдыхать.
Читать также:
Исследование ВШЭ показало, что школьники испытывают значительную учебную нагрузку. Увеличение объема домашних заданий и требований к успеваемости приводит к стрессу и снижению качества образования. Эксперты отмечают, что важным шагом для улучшения ситуации является оптимизация учебных программ и снижение нагрузки на учащихся. Создание сбалансированной образовательной среды поможет школьникам не только лучше усваивать материал, но и развивать свои творческие способности.
Исследование, проведенное Стэнфордской высшей школой образования в 2014 году, выявило, что многие ученики ставят выполнение домашнего задания выше развития своих талантов и дополнительных навыков, что приводит к неудовлетворенности и разочарованию. Участники опроса отмечали, что часто считают домашнее задание пустой тратой времени и бессмысленной зубрёжкой. Однако отказ от его выполнения грозит потерей баллов и риском ухудшения успеваемости. Другое исследование, проведенное в Университете Овьедо, показало, что ученики средней школы, проводившие более 90 минут в день на выполнение домашнего задания, в итоге демонстрировали худшие результаты на контрольных по математике и химии. Превышение этого времени негативно сказывается на мотивации и сосредоточенности учащихся, подчеркивая важность правильного баланса между учебной нагрузкой и развитием личных интересов.
Исследования экспертов Института Дьюка показывают, что домашние задания в начальной школе имеют низкую эффективность. Младшие школьники часто не обладают необходимыми учебными навыками и навыками самоорганизации, что препятствует получению от домашней работы реальной пользы. В результате выполнение таких заданий может оказаться пустой тратой времени и даже снизить мотивацию к обучению. Наиболее полезным видом домашнего задания для начальной школы является чтение книг. При этом следует отметить, что на сегодняшний день нет убедительных исследований, которые бы однозначно подтверждали положительное влияние домашних заданий на академическую успеваемость учащихся.
Социальное положение семьи является важным фактором, влияющим на эффективность выполнения домашних заданий. В книге «Конец домашнего задания» авторы Этта Краловец и Джон Буэлл подчеркивают, что домашние задания могут восприниматься как «наказание для бедных». Это утверждение поднимает вопрос о неравенстве в образовании и о том, как условия жизни учащихся влияют на их учебный процесс. Необходимо обратить внимание на то, как социально-экономический статус семьи может создавать преграды для успешного выполнения заданий, что в конечном итоге сказывается на успеваемости и мотивации детей.
Читайте также:
Причины неуспеваемости в учебе часто коренятся в образовательном неравенстве и образовательной бедности. Образовательное неравенство проявляется в различиях в доступе к качественным образовательным ресурсам, что влияет на возможности учащихся. Ученики из неблагоприятных условий зачастую сталкиваются с недостатком поддержки и мотивации, что приводит к снижению их академических успехов. Образовательная бедность, в свою очередь, означает отсутствие необходимых знаний и навыков, что также негативно сказывается на успеваемости. Для решения этих проблем необходимо обеспечить равный доступ к качественному образованию и поддержку для всех учеников, независимо от их социального положения.
Родители с низким уровнем доходов часто сталкиваются с ограниченными возможностями в образовании своих детей. У них может не быть средств на репетиторов или дополнительные курсы. В некоторых случаях помощь может предоставлять бабушка, мама или старший брат, а кто-то остается один наедине с домашними заданиями. В такой ситуации главной целью ребенка становится выполнение задания любым способом, чтобы избежать чувства неуспешности и не выделяться среди сверстников. В результате одно и то же задание может восприниматься по-разному в зависимости от условий, в которых находится ребенок. Радует, что на сегодняшний день появляются цифровые сервисы и приложения для самостоятельного обучения. Эти инструменты не только помогают получить правильные ответы, но и делают процесс изучения увлекательным благодаря современному контенту и интерактивным методам. Таким образом, дети могут развивать свои знания и навыки, что открывает новые горизонты для их образования и будущего.
Домашняя работа должна перестать быть обязательной и стать дополнительной возможностью для учеников. Для этого важно, чтобы она соответствовала нескольким критериям. Во-первых, ученики должны осознавать цель выполнения задания, так как задания, заданные лишь для формальности, теряют свою привлекательность. Интерес к учебному процессу является ключевым фактором. Во-вторых, задания должны быть предназначены для детей, а не для их родителей. Это означает, что ученики должны самостоятельно справляться с заданиями, не прибегая к помощи взрослых и не требуя покупки дополнительных материалов. В-третьих, задания должны быть четкими и доступными, с ясными критериями оценки. Если задание слишком сложное, дети могут обратиться за помощью к родителям или попросту списать ответы. Таким образом, домашняя работа может стать не только полезной, но и увлекательной частью образовательного процесса.
Задания, которые задаются детям, должны быть разумными по объему и срокам выполнения. Если ребенок вынужден заниматься домашней работой до полуночи, это свидетельствует о том, что учителя не согласовали между собой нагрузку и сроки. Задание домашней работы лишь для того, чтобы заполнить время детей и попытаться передать как можно больше информации, является неэффективным подходом. Это может вызывать разочарование у детей и конфликты в семье. У детей есть множество других занятий, которые также важны для их развития и благополучия.
УРОК 48. Чтобы домашняя работа действительно способствовала развитию навыков учеников и повышению их учебных результатов, она должна быть интересной, осмысленной, практичной и выполнимой. Важно установить четкие критерии оценки и предоставить обратную связь. В противном случае домашние задания могут стать дополнительным бременем, отнимающим время у ребенка и негативно сказывающимся на его учебной мотивации. Не стоит лишать детей прогулок, компьютерных игр и общения с друзьями в случае невыполнения домашних заданий. Жесткий контроль может вызвать у них стресс и снизить мотивацию. Родители должны относиться к домашней работе с пониманием, не преувеличивая ее значение, поддерживать детей и, при возникновении серьезных трудностей, информировать учителей.
Переделанный текст:
Ознакомьтесь с дополнительной информацией:
- Верят ли учителя в то, что от них зависят успехи учеников?
- Чему учат в современной российской школе
- Чем больше у педагога в классе неуспешных, тем больше он приписывает ответственность семье
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее