Образование #Статьи

7 июля, 2025

ДПО в университетах: 4 модели развития / Skillbox Media

Где искать аудиторию для программ ДПО региональному вузу? Представители четырёх университетов поделились своими подходами.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO

Узнать больше

В каждом вузе существуют подразделения дополнительного профессионального образования, однако большинство из них нацелены на узкий круг клиентов — местные предприятия, региональные ведомства и муниципалитеты. Университеты редко стремятся выйти за пределы своего региона. В последние годы, с ростом EdTech-компаний, которые активно занимаются обучением новым профессиям, многие начали сомневаться в способности вузов удержать свои позиции. Поскольку маркетинговые бюджеты EdTech существенно превышают бюджеты университетов, это создает заметное преимущество для новых игроков на рынке образования. В данной ситуации вузам важно адаптироваться и искать новые подходы к привлечению слушателей, чтобы не потерять свою аудиторию.

Ситуация в сфере дополнительного профессионального образования (ДПО) изменилась и стала более сложной. С одной стороны, вузы, участвующие в программе «Приоритет-2030», обязались увеличить доходы от ДПО. С другой стороны, в последние месяцы образовательный рынок сталкивается с падением спроса, что, безусловно, затронет и университеты, предлагающие программы ДПО. В условиях снижения интереса к дополнительным образовательным услугам вузам необходимо адаптировать свои предложения, чтобы соответствовать изменяющимся потребностям рынка и сохранить конкурентоспособность.

Вузы и частные компании имеют возможность участвовать в государственных программах переподготовки, таких как проект «Содействие занятости». В этом контексте существует конкуренция с EdTech-компаниями, однако для успешного отбора не так критично количество средств, вложенных в продвижение конкретной программы. Вузам может быть даже проще войти в проект, что открывает новые перспективы для привлечения студентов и повышения их конкурентоспособности на рынке труда.

Вузовские департаменты дополнительного профессионального образования (ДПО) столкнулись с необходимостью срочной адаптации своих стратегий работы. На недавнем Московском международном салоне образования (ММСО-2022) в рамках дискуссии «Дополнительное профессиональное образование в вузах: второе дыхание» представители четырёх университетов поделились своими новыми подходами к организации ДПО и планами по их обновлению. Обсуждаемые стратегии направлены на улучшение качества образовательных программ и удовлетворение потребностей современного рынка труда.

Оптимизируйте свой контент для повышения видимости в поисковых системах. Убедитесь, что текст соответствует ключевым запросам и привлекает целевую аудиторию. Используйте актуальные ключевые слова, чтобы улучшить SEO и увеличить трафик на сайт. Создание уникального и качественного контента повысит его ценность и привлечет внимание пользователей. Также важно учитывать структуру текста и использовать подзаголовки для улучшения читаемости. Не забывайте о внутренней перелинковке, что поможет пользователям легче находить связанный контент на вашем сайте.

Читайте также:

Падение потребительского спроса на программы дополнительного профессионального образования (ДПО) стало очевидным фактом. Этот тренд свидетельствует о изменениях в потребностях рынка труда и предпочтениях профессионалов. В условиях динамично развивающейся экономики важно адаптироваться к новым требованиям и находить эффективные способы повышения квалификации. Программы ДПО должны быть актуальными и соответствовать современным вызовам, чтобы привлечь внимание целевой аудитории и удовлетворить растущие запросы со стороны работников и работодателей.

Университет Иннополис: заказчики из IT и отсутствие бюрократии

Университет Иннополис выделяется среди российских вузов своей уникальной моделью работы. Директор Института дополнительного образования Мария Образцова отметила, что университет функционирует аналогично IT-компании, рассматривая высшее образование как дополнительный аспект своей деятельности. Традиционным учебным заведениям вряд ли удастся воспроизвести модель дополнительного профессионального образования Университета Иннополис, однако изучение её особенностей может быть весьма полезным для развития образовательных программ и подходов в других вузах.

По данным Образцовой, доходы от дополнительного профессионального образования (ДПО) составляют одну треть бюджета Университета Иннополис. С 2019 года в вузе прошли обучение 40 тысяч человек, из которых 10 тысяч являются сотрудниками компаний-партнеров университета. Это свидетельствует о высокой востребованности программ ДПО и их значительном вкладе в развитие как студентов, так и корпоративного сектора.

Университет Иннополис выделяется своей уникальной ориентацией на корпоративное обучение. Программы дополнительного профессионального образования (ДПО), как отметила Мария Образцова, изначально были разработаны для удовлетворения потребностей корпоративных клиентов. В городе Иннополис IT-компаниям требовалось значительное количество квалифицированных Java-разработчиков. В ответ на этот запрос университет создал методологию, которая позволяет эффективно подготавливать команды разработчиков в соответствии с требованиями работодателей. Поиск будущих сотрудников с необходимыми компетенциями осуществляется по всей России, после чего проводится краткосрочное интенсивное обучение. Выпускники трудоустраиваются в компании-заказчики, что способствует укреплению кадрового потенциала в сфере информационных технологий.

Часто адресная программа дополнительного профессионального образования (ДПО) служит первым контактом между вузом и заказчиком. После этого инициируются стратегические сессии, программы аудита и процессы цифровой трансформации, что позволяет углубить сотрудничество и адаптировать образовательные предложения к потребностям рынка.

Университет Иннополис активно участвует в проекте «Цифровые профессии», предлагая обучение для частных клиентов. Программы университета привлекают студентов благодаря тесным связям с IT-компаниями. В прошлом году одна из компаний-партнёров покрыла половину стоимости обучения 500 тестировщиков в рамках программы «Цифровые профессии», оставшуюся часть финансировало государство. В результате выпускники получили возможность трудоустройства в этой компании. Студенты курсов дополнительного профессионального образования для физических лиц также часто находят работу у партнёров университета. Это подтверждает высокое качество образования и востребованность специалистов на рынке труда.

Работа с корпоративными клиентами в сфере обучения и консалтинга включает в себя множество дополнительных функций. ДПО-подразделения в вузах часто обладают ограниченной самостоятельностью, как отметила Образцова. Эффективное взаимодействие с корпоративными клиентами требует четкой организации процессов, адаптации образовательных программ к потребностям бизнеса и постоянного мониторинга качества предоставляемых услуг. Успешное сотрудничество в этой области основывается на глубоком понимании специфики каждой компании и её запросов, что позволяет создать индивидуализированные решения и повысить уровень удовлетворенности клиентов.

У нас функционирует самодостаточная структура, включающая центр аналитики и отчетности, отдел продвижения продуктов, организационный отдел мероприятий, assessment-центр и исследовательский сектор. Также имеется центр корпоративного обучения, который в основном фокусируется на консалтинговых услугах и проведении стратегических сессий для регионов и корпораций. Наша команда обеспечивает комплексный подход к обучению и развитию, что позволяет эффективно решать задачи бизнеса и повышать его конкурентоспособность.

Университет Иннополис выделяется среди большинства вузов благодаря своей уникальной автоматизации учебного процесса. Все аспекты, касающиеся оформления договоров на обучение и выдачи сертификатов по завершении программ, требуют минимального вмешательства сотрудников. Это, по мнению Марии Образцовой, является одной из причин стремительного развития и роста университета. Благодаря отсутствию зависимости от бюрократических процедур, характерных для крупных учебных заведений, Университет Иннополис способен эффективно адаптироваться к современным требованиям образования и быстро реагировать на изменения в сфере технологий.

Читать также:

Вузы находятся в ситуации, когда они сами сталкиваются с проблемами, которые должны решать для своих студентов. Эта метафора «сапожник без сапог» отражает парадокс: учебные заведения обучают студентов необходимым навыкам и знаниям, но сами не всегда применяют эти принципы в своей практике. В результате возникает разрыв между теорией и реальностью, что может негативно сказываться на качестве образования. Важно, чтобы вузы не только обучали, но и применяли современные подходы и технологии, чтобы обеспечить выпускникам конкурентоспособные навыки на рынке труда.

НовГУ: формирование экспертного имиджа в регионе и ориентация на повестку

Многие региональные вузы развивают дополнительное профессиональное образование (ДПО) по иному принципу, активно сотрудничая с региональными властями и государственными учреждениями для поиска заказчиков. Об этом на ММСО рассказала Инна Андреянова, руководитель управления развития компетенций Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. Она отметила, что в дотационных регионах перед вузами стоит двойная задача: не только выполнить заказ на обучение, но и инициировать его. По словам Андреяновой, для успешной реализации этих задач университет должен иметь устойчивый экспертный имидж. Это позволит повысить уровень доверия со стороны потенциальных заказчиков и обеспечить эффективное взаимодействие с государственными структурами.

Новгородский государственный университет (НовГУ) активно формирует свой имидж на различных мероприятиях, направленных на продвижение региона. На каждую выставку и переговоры представители университета и местных властей всегда сопровождают материалы о вузе. В рамках своего региона сотрудники НовГУ участвуют во всех совещательных органах, включая инвестиционный совет. При запуске новых промышленных и социальных проектов университет предлагает свои решения по подготовке и переподготовке кадров. Таким образом, как отметила Андреянова, вуз завоевывает репутацию «мозгового центра» региона, что способствует развитию как самого университета, так и всего округа.

НовГУ активно участвует в федеральных проектах, направленных на поддержку занятости. Как отмечает Ирина Андреянова, университет адаптирует свои образовательные программы в соответствии с потребностями региона. Это позволяет не только повысить уровень подготовки студентов, но и улучшить соответствие между получаемыми знаниями и требованиями рынка труда.

Необходимо не только разрабатывать программы самостоятельно, но и консультироваться с региональными властями и лидерами промышленности, представляющими ключевые отрасли региона. Это позволит создать более целенаправленные и эффективные инициативы, учитывающие специфические потребности и возможности местной экономики.

Читайте также:

Государство и бизнес активно работают над решением проблемы нехватки кадров, которая становится все более актуальной в условиях современного рынка труда. Одним из ключевых направлений является сотрудничество между образовательными учреждениями и работодателями. Это позволяет адаптировать учебные программы к требованиям рынка и обеспечивать подготовку специалистов, востребованных в различных отраслях.

Государственные инициативы, такие как программы повышения квалификации и переподготовки, также играют важную роль. Они помогают работникам обновлять свои навыки и соответствовать новым требованиям. В то же время бизнес активно инвестирует в обучение своих сотрудников, создавая корпоративные университеты и тренинговые центры.

Кроме того, для привлечения молодых специалистов многие компании внедряют гибкие условия труда, включая удаленные форматы работы и возможности карьерного роста. Это создает дополнительные стимулы для молодежи выбирать карьеру в определенных сферах.

Таким образом, совместные усилия государства и бизнеса позволяют не только решать проблему нехватки кадров, но и способствуют развитию экономики в целом.

Инна Андреянова подчеркнула, что, несмотря на акцент на региональную повестку, вузам не следует ограничиваться только внутренними ресурсами и компетенциями. Выполнение ряда заказов на обучение возможно лишь с привлечением внешних экспертов. Это позволит вузу продемонстрировать свои управленческие навыки, так как собрать программу с преподавателями из различных городов — задача весьма сложная. При этом сотрудники вуза не потеряют работу, так как смогут участвовать в программе дополнительного профессионального образования в роли кураторов, проверяющих преподавателей и в других функциях. Это подход не только укрепит образовательный процесс, но и повысит конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг.

В ходе дискуссии на ММСО «Университеты и дополнительное образование: социально-экономическая устойчивость территорий и отраслей» проректор по инновационному развитию и цифровой трансформации Ульяновского государственного университета Дмитрий Шабалкин отметил, что университеты в регионах сегодня сталкиваются с необходимостью более тщательного анализа востребованности программ дополнительного профессионального образования (ДПО). Он подчеркнул, что изменения в социально-экономической среде требуют от образовательных учреждений гибкости и адаптивности в разработке и реализации учебных программ, чтобы соответствовать актуальным требованиям рынка труда.

Необходимо избегать вывода на рынок материалов, которые имеются у университета, исключительно из-за их наличия. Важно разрабатывать продукты в сотрудничестве с внешней средой, чтобы обеспечить их актуальность и востребованность. Такой подход позволяет учитывать потребности и ожидания рынка, что в итоге способствует созданию более эффективных и конкурентоспособных решений.

В современных условиях университетам необходимо переосмыслить свое место в региональных экосистемах и адаптировать свое предложение. Это требует создания новых образовательных продуктов, соответствующих актуальным запросам и потребностям общества. Важно не только сохранить традиционные подходы к обучению, но и внедрять инновации, чтобы оставаться конкурентоспособными и актуальными для студентов и работодателей.

ЮФУ: ДПО как часть единой системы с программами высшего образования

Проректор по проектной деятельности Южного федерального университета Максим Бондарев представил новую модель дополнительного профессионального образования в университете. В условиях конкурентного рынка программ ДПО университетам сложно выделиться. Одним из возможных решений является сотрудничество с EdTech-компаниями, что может значительно улучшить качество и доступность образовательных программ. Кроме того, Бондарев подчеркивает важность интеграции программ ДПО с высшим образованием, что позволит создать более актуальные и востребованные курсы для студентов и специалистов.

Читайте также:

Развитие EdTech: угроза для университетов?

Сфера образовательных технологий (EdTech) стремительно развивается, и это вызывает опасения среди университетов. С появлением онлайн-курсов, платформ для дистанционного обучения и разнообразных образовательных приложений многие задаются вопросом: действительно ли EdTech представляет собой угрозу для традиционных учебных заведений?

С одной стороны, EdTech предлагает гибкие и доступные способы обучения, что может привлечь студентов, предпочитающих альтернативные форматы. Платформы, такие как Coursera и Udacity, предоставляют возможность получения знаний от ведущих экспертов и организаций, что может снизить интерес к традиционным университетам.

С другой стороны, университеты имеют ряд преимуществ, включая аккредитацию, социальные взаимодействия и возможность получения диплома, который по-прежнему высоко ценится на рынке труда. Однако университета должны адаптироваться к изменениям и внедрять новые технологии в образовательный процесс, чтобы оставаться конкурентоспособными.

Таким образом, развитие EdTech не является однозначной угрозой для университетов, но требует от них изменений и инноваций. Традиционные учебные заведения должны рассмотреть возможность интеграции EdTech в свои программы, чтобы удовлетворить потребности современных студентов и обеспечить качественное образование в условиях быстро меняющегося мира.

Южный федеральный университет (ЮФУ) не планирует ограничивать программы дополнительного профессионального образования (ДПО) только для своих студентов, хотя они могут использовать эти курсы для получения дополнительных квалификаций. Напротив, короткие курсы ДПО будут служить инструментом привлечения выпускников к традиционным образовательным программам, таким как магистратура. На Московском международном салоне образования (ММСО) и в рамках сессий, посвящённых магистратуре как важному образовательному продукту, активно обсуждалось, как курсы ДПО могут эффективно вовлекать людей и способствовать продвижению магистерских программ среди внешней аудитории.

Для успешной системы привлечения магистрантов необходимо сделать программы дополнительного профессионального образования (ДПО) конкурентоспособными. Это включает в себя разработку программ с учетом современных педагогических подходов и адаптацию тем и методов продвижения к потребностям целевой аудитории. На данный момент эта задача представляется сложной для российских университетов, включая Южный федеральный университет, как отметил Бондарев. Улучшение качества и актуальности образовательных программ позволит повысить интерес со стороны потенциальных студентов и увеличить их количество.

В ЮФУ стартует проект внутреннего корпоративного университета, который направлен на перезапуск дополнительного профессионального образования (ДПО). Основной задачей университета станет подготовка менеджеров образовательных программ. Без эффективной реализации ДПО вуз не сможет успешно развивать магистерские программы. Спикер отметил, что различные образовательные направления будут интегрироваться, что позволит создать более гармоничную образовательную среду и повысить качество подготовки специалистов.

Наша основная цель заключается в интеграции программ дополнительного профессионального образования (ДПО), магистратуры и, частично, бакалавриата в единое образовательное пространство. Мы стремимся создать модульную структуру образовательного продукта, которая позволит не только пересекаться отдельным модулям, но и объединять целевые аудитории. Это подход способствует формированию комплексных групп и повышает качество образовательного процесса.

Единое образовательное пространство будет представлять собой гибкую систему, позволяющую слушателям программы дополнительного профессионального образования (ДПО) поступать на последующие курсы после завершения одного. За несколько лет они смогут приобрести знания и навыки, сопоставимые с магистерской программой. Обучение будет структурировано из отдельных модулей, что даст возможность каждому адаптировать траекторию обучения в соответствии с личными целями и потребностями. Эта система обеспечит доступ к актуальным знаниям и повысит конкурентоспособность специалистов на рынке труда.

Возможен обратный вариант: первоначально совместно с партнёром разрабатывается магистерская программа, а затем её компоненты продаются отдельно. Такой подход позволяет обеспечить гибкость в обучении и адаптацию содержания под потребности студентов, что делает программу более привлекательной.

Фото: Gorodenkoff / Shutterstock

У нас имеется программа «Педагогический дизайн и анализ образовательных данных», разработанная в сотрудничестве с Университетом 2035. Мы рассматриваем возможность представления этой программы в виде набора модулей. Это не только позволит увеличить количество обучающихся, но и привлечь дополнительные финансовые средства. Кроме того, такой подход станет эффективным инструментом для продвижения и расширения аудитории магистерской программы.

ДВФУ: бизнес-подход к задачам государственного масштаба

На дискуссии опыт Дальневосточного федерального университета представил Михаил Кривопал, заместитель проректора по развитию и руководитель Академии управления ШЭМ. ДВФУ применяет подход к дополнительному профессиональному образованию, который сочетает разные модели, озвученные другими участниками. Университет ориентирован на потребности региона, но также активно сотрудничает с корпоративными клиентами, что делает его бизнес-школу особенно востребованной. Кривопал отметил, что в целом деятельность вуза соответствует государственным приоритетам, направленным на развитие Дальнего Востока.

Вся страна обращает внимание на нас, видя в этом возможность для реализации восточного вектора развития. В настоящее время активно обсуждается необходимость подготовки профессионалов, способных работать с государствами Восточной и Юго-Восточной Азии. Это включает в себя не только вывод товаров на эти рынки, но и формирование эффективных технологических цепочек. Такие специалисты играют ключевую роль в укреплении экономических связей и развитии взаимовыгодного сотрудничества с азиатскими странами.

На данный момент ситуация с партнёрскими связями между Россией и азиатскими странами остаётся сложной. Спикер отметил, что отсутствует реальный задел для укрепления этих связей. Российскому бизнесу пока неясно, какие предложения он может сделать своим китайским или другим азиатским партнёрам. В настоящее время поиск возможностей осуществляется индивидуально и в ручном режиме, и универсальных решений для налаживания сотрудничества пока не существует.

Для повышения вероятности успешного решения задач, по мнению Кривопала, необходимо изменить подход к разработке программного обеспечения. Он предлагает сосредоточиться на сокращении показателя Time to Market (TTM) — времени, требуемого для разработки решения и его выхода на рынок. Это позволит не только ускорить процесс, но и повысить конкурентоспособность продукта. Снижение TTM способствует более быстрой адаптации к изменениям на рынке и удовлетворению потребностей пользователей, что в итоге увеличивает шансы на успех.

Современные корпоративные и частные клиенты воспринимают высшие учебные заведения как громоздкие государственные структуры, где разработка образовательных программ может занимать месяцы и даже годы, а каждый шаг требует множества согласований. Важно изменить этот подход и представить вуз в качестве динамичной бизнес-структуры. Как отметил Кривопал, в нашем университете запущен проект по трансформации вуза в клиентоориентированную организацию. Одним из ключевых изменений станет создание отдельной структуры управления дополнительным профессиональным образованием, что повысит самостоятельность и гибкость этого направления. С новой моделью Дальневосточный федеральный университет будет готов конкурировать с EdTech-компаниями и корпоративными университетами, предлагая удобные форматы обучения как для индивидуальных слушателей, так и для организаций. Это позволит значительно улучшить качество образовательных услуг и удовлетворить потребности современного рынка труда.

Переделанный текст:

Изучите дополнительные материалы:

Дополнительное профессиональное образование: кто проводит обучение?

Дополнительное профессиональное образование играет важную роль в повышении квалификации специалистов. Обучение может проводиться различными организациями, включая государственные учреждения, частные учебные заведения и профессиональные ассоциации. Преподавание обеспечивают опытные преподаватели и практикующие специалисты, обладающие актуальными знаниями и навыками в своей области. Это позволяет слушателям получать не только теоретические знания, но и практические навыки, которые можно применить в реальной работе. Важно выбирать программы, аккредитованные соответствующими органами, чтобы гарантировать качество образования и его соответствие современным требованиям рынка труда.

Модератор дискуссии, проректор по стратегическому развитию Сибирского государственного индустриального университета Игорь Воскресенский, акцентировал внимание на «бизнесовости» подходов коллег. Вузы, представленные на ММСО, нацелены на разные группы аудитории, включая крупные IT-компании, местные предприятия и индивидуальных слушателей. Однако все они используют продуктовый подход в своих программах дополнительного профессионального образования (ДПО). Проректор по персоналу и организационному развитию Тюменского государственного университета Андрей Латышев объяснил на дискуссии «Университеты и дополнительное образование: социально-экономическая устойчивость территорий и отраслей», почему такой подход является правильным решением. В условиях быстро меняющегося рынка труда и потребностей бизнеса, адаптация образовательных программ под конкретные требования способствует созданию более конкурентоспособных специалистов и укреплению экономической устойчивости регионов.

По различным оценкам, снижение доходов на рынке EdTech в России может составить от 40 до 80%. Об этом сообщил спикер. Объём внешнего заказа на образовательные программы, разработанные в вузах, будет сокращаться. В этой ситуации задачей подразделений дополнительного профессионального образования становится активный выход на заказчиков с предложениями, которые решают реальные проблемы компаний и людей. Программы должны разрабатываться не только на основе существующих компетенций вузов, но и с учётом потребностей клиентов, что предполагает проведение исследований рынка и понимание его задач. «Только такие решения будут востребованы и оплачены в ближайшие два-три года», — отметил Латышев.

Чтение является важной частью нашей жизни и играет ключевую роль в развитии личности. Оно помогает не только расширить кругозор, но и улучшить навыки общения и критического мышления. Погружаясь в книги, статьи или другие материалы, мы получаем новые знания и идеи, что способствует нашему интеллектуальному росту. В современном мире доступ к информации стал проще, и чтение стало доступным для каждого. Регулярное чтение улучшает память, способствует развитию воображения и повышает уровень концентрации. Кроме того, оно помогает лучше понимать окружающий мир и людей, что может привести к более глубоким и осознанным отношениям. Используйте каждую возможность для чтения, чтобы обогатить свою жизнь и развивать свои способности.

  • EdTech в России: каково положение дел
  • Как правильно продвигать бренд вуза
  • Станет ли популярным заочное образование
  • Как подружить EdTech с гособразованием

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать подробнее