Формирующее оценивание: что оно собой представляет / Skillbox Media
Разберёмся, что это за техника и как она поможет тем, кто учится и учит.
Содержание:
- Что такое формирующее оценивание?
- Что такое формирующее оценивание?
- Неужели обычные отметки для оценивания уже не годятся?
- Неужели обычные отметки для оценивания уже не годятся?
- Со взрослыми формирующее оценивание тоже работает или оно подходит только для детей?
- Со взрослыми формирующее оценивание тоже работает или оно подходит только для детей?
- В российских школах и вузах бывает формирующее оценивание? Как это обычно устроено?
- В российских школах и вузах бывает формирующее оценивание? Как это обычно устроено?
- Говорят, что формирующее оценивание требует от педагогов ещё большей нагрузки, чем обычно. Это правда?
- Говорят, что формирующее оценивание требует от педагогов ещё большей нагрузки, чем обычно. Это правда?
- А что сложного в критериальном оценивании?
- А что сложного в критериальном оценивании?
- То есть просто взять и попробовать формирующее оценивание не получится — к нему надо долго готовиться?
- То есть просто взять и попробовать формирующее оценивание не получится — к нему надо долго готовиться?
- Можно ли ввести формирующее оценивание в массовое образование повсеместно или это утопия?
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать больше
Аналитик Центра общего и дополнительного образования имени А. А. Пинского, приглашенный преподаватель НИУ ВШЭ и автор подкаста «Перемена для учителя». Область его работы включает анализ образовательных тенденций и разработку методик, направленных на улучшение качества обучения. В подкасте рассматриваются актуальные вопросы образования, что делает его ценным ресурсом для педагогов и специалистов в данной сфере.
Что такое формирующее оценивание?
Формирующее оценивание представляет собой комплекс методик и практик, направленных на оценку учебного процесса в реальном времени. Этот подход позволяет преподавателям получать обратную связь от студентов, что помогает им лучше понять восприятие материала. На основе полученной информации учитель может адаптировать учебную программу и дифференцировать обучение, делая его более персонализированным и эффективным для каждого ученика. Формирующее оценивание способствует активному вовлечению студентов в учебный процесс и улучшает результаты их обучения.
Формирующее оценивание способствует развитию у учеников важных навыков, таких как рефлексия, работа с информацией и самостоятелная оценка своих успехов. Этот подход помогает учащимся проектировать свое обучение и проявлять инициативу в образовательном процессе. Развитие данных компетенций не только улучшает учебные результаты, но и формирует уверенность в своих силах, что является основой для дальнейшего успеха в учебе и жизни.
Что такое формирующее оценивание?
Формирующее оценивание представляет собой комплекс практик, методик и активностей, направленных на оценку процесса обучения. Преподаватели получают обратную связь от учеников, что позволяет им лучше понять восприятие материала. Это, в свою очередь, дает возможность адаптировать учебную программу и сделать обучение более персонализированным. Формирующее оценивание способствует активному вовлечению студентов в образовательный процесс и помогает выявить их сильные и слабые стороны, что способствует более эффективному усвоению знаний.
Формирующее оценивание способствует развитию у учеников важных навыков, таких как рефлексия, работа с информацией, самооценка и анализ своих достижений. Этот подход позволяет учащимся проектировать собственное обучение и развивать самостоятельность. В результате ученики становятся более активными участниками учебного процесса и способны лучше осознавать свои сильные и слабые стороны.
Неужели обычные отметки для оценивания уже не годятся?
Отметка сама по себе не несет информативной нагрузки. Например, если ребенок делает 30 ошибок в диктанте и получает двойку, а затем, усердно занимаясь, через месяц допускает всего 10 ошибок, его личный прогресс значителен. Однако отметка остается прежней. В такой ситуации оценка не отражает уровень его развития в освоении учебной программы и может демотивировать ученика. Важно учитывать прогресс ребенка, чтобы создать более справедливую систему оценивания, которая будет способствовать его развитию и поддерживать мотивацию к обучению.
Отметочная система имеет свою ценность и не утрачивает актуальности. Она в первую очередь подходит для итогового оценивания, отражая конечный результат, а не сам процесс обучения. Однако отметки могут быть использованы и в рамках формирующего оценивания, что не противоречит их назначению. Можно выставлять баллы за выполненные задания, а затем на основе этих баллов формировать итоговую оценку. Это позволяет учитывать как процесс, так и результат, обеспечивая более полное представление о достижениях учащихся.
Неужели обычные отметки для оценивания уже не годятся?
Отметка сама по себе не предоставляет полной информации о прогрессе ученика. Например, если ребёнок делает 30 ошибок в диктанте и получает двойку, то его усердная работа в течение месяца, в результате которой он снижает количество ошибок до десяти, не будет должным образом оценена. Несмотря на значительный личный прогресс, отметка остаётся прежней, что не отражает настоящего уровня освоения материала и может демотивировать ученика. Важно учитывать индивидуальные достижения и изменения в успеваемости, чтобы создать более справедливую систему оценки.
Отметочная система все еще имеет свои преимущества, но в основном она предназначена для итогового оценивания, фокусируясь на результате, а не на процессе обучения. Тем не менее, отметки могут также использоваться в рамках формирующего оценивания, что не исключает их совместного применения. Можно выставить баллы за выполненные задания и затем на основе этих оценок сформировать итоговую оценку. Такой подход позволяет учитывать как результаты, так и прогресс учащихся, что делает процесс обучения более комплексным и эффективным.
Со взрослыми формирующее оценивание тоже работает или оно подходит только для детей?
Формирующее оценивание является эффективным инструментом как для детей, так и для взрослых обучающихся. Методы оценивания для различных возрастных групп в основном схожи. Однако внедрение этих практик на ранних этапах обучения приносит более значительные результаты. Правильное использование формирующего оценивания помогает выявить сильные и слабые стороны учащихся, что способствует их развитию и повышению мотивации к обучению.
Работа с детьми в начале обучения может вызвать определенные трудности, так как оценивание требует от учащихся развития специфических навыков. К ним относятся умение анализировать свои действия и формулировать вопросы. Эти когнитивные навыки, хоть и являются полезными, могут показаться сложными для освоения. Однако при регулярной практике результаты не заставят себя ждать и быстро проявятся.
Со взрослыми формирующее оценивание тоже работает или оно подходит только для детей?
Формирующее оценивание является эффективным инструментом как для детей, так и для взрослых учащихся. Техники оценивания, применяемые для разных возрастных групп, в целом схожи. Однако внедрение этих практик на ранних этапах обучения значительно повышает их эффективность и способствует более глубокому усвоению материала.
Сначала работа с детьми может вызвать определённые трудности, так как этот подход требует от учеников специфических навыков. К таким навыкам относятся анализ собственных действий и умение задавать вопросы. Хотя эти когнитивные умения являются сложными, их развитие значительно улучшает процесс обучения. При регулярной практике результаты можно получить в короткие сроки.
В российских школах и вузах бывает формирующее оценивание? Как это обычно устроено?
В России активно применяются практики формирующего оценивания в образовательных учреждениях различных уровней. Эти практики могут значительно различаться в зависимости от методов, которые выбирает конкретный педагог. Выбор техник формирующего оценивания основывается на содержании урока, его целях и задачах, а также на возрастных особенностях учащихся. Применение формирующего оценивания способствует более глубокому пониманию материала и повышению уровня вовлеченности студентов в учебный процесс.
Рассмотрим технику «3-2-1», которая эффективно способствует развитию рефлексии у учащихся. В конце занятия преподаватели могут попросить студентов написать три новых факта, которые они узнали, два наиболее интересных для них факта и один вывод или вопрос, который у них остался. Ответы студентов предоставляют ценную информацию для педагога: например, можно выявить, какие аспекты новой темы не привлекли внимания, что может стать основанием для акцента на них в следующем занятии. Также эта методика позволяет определить, какие важные вопросы остались непонятными для многих учащихся, что помогает адаптировать учебный процесс и повысить его эффективность. Использование техники «3-2-1» в образовательном процессе помогает не только углубить понимание материала, но и развивает навыки критического мышления у студентов.
В российских школах и вузах бывает формирующее оценивание? Как это обычно устроено?
В России активно применяются практики формирующего оценивания в образовательных учреждениях различных уровней. Эти практики варьируются в зависимости от используемых техник, которые выбирает учитель или преподаватель. Выбор методов оценивания зависит от содержания урока, его целей и задач, а также от возраста и особенностей учеников. Формирующее оценивание играет важную роль в процессе обучения, так как позволяет не только оценить уровень усвоения материала, но и адаптировать методы преподавания для достижения лучших результатов.
Техника «3-2-1» является эффективным инструментом для развития рефлексии у учащихся. В конце занятия преподаватели могут предложить ученикам записать три новых факта, которые они узнали, два наиболее интересных факта и один вывод или вопрос, который остался без ответа. Эти ответы позволяют педагогу получить ценную информацию: они показывают, на какие аспекты новой темы учащиеся обратили внимание, а какие остались без должного понимания. Это дает возможность скорректировать план следующего занятия, уделяя больше внимания важным, но непонятным моментам, что способствует более глубокому усвоению материала и повышению интереса к обучению.
Говорят, что формирующее оценивание требует от педагогов ещё большей нагрузки, чем обычно. Это правда?
Формирующая система оценивания, применяемая педагогами и преподавателями, требует как определенных навыков, так и значительных временных ресурсов. Это связано с тем, что основа формирующего оценивания — критериальное оценивание. Для оценки конкретных заданий, модулей и тем необходимо разрабатывать специальные критерии, которые отражают образовательные результаты, достигаемые учениками. Эти результаты могут быть классифицированы по разным уровням, таким как начальный, продвинутый и высокий. Формулирование критериев представляет собой сложную задачу, на выполнение которой уходит значительное количество времени и усилий. Эффективное применение формирующего оценивания способствует более точному и объективному анализу образовательного процесса, что в свою очередь улучшает качество обучения и способствует развитию компетенций учащихся.
Говорят, что формирующее оценивание требует от педагогов ещё большей нагрузки, чем обычно. Это правда?
Формирующая система оценивания, используемая педагогами и преподавателями, требует не только профессиональных навыков, но и значительных временных ресурсов. Это связано с тем, что основой формирующего оценивания является критериальное оценивание. Для каждого задания, модуля или темы необходимо разработать конкретные критерии, отражающие образовательные результаты, которые достигает ученик. Эти результаты могут быть представлены на различных уровнях, таких как начальный, продвинутый и высокий. Формулирование критериев оценивания зачастую становится сложной задачей, которая требует значительных временных затрат. Оптимизация этого процесса может существенно повысить эффективность обучения и оценивания.
А что сложного в критериальном оценивании?
Результат, который мы устанавливаем, должен быть четким, наблюдаемым и измеримым. Важно, чтобы он был заранее известен и понятен ученикам. Это поможет им лучше воспринимать обратную связь, осознавать свой текущий уровень и понимать, какие шаги необходимо предпринять для достижения следующего уровня. Прозрачность критериев оценки способствует более эффективному обучению и мотивации учеников.
Формулирование критериев сложности часто вызывает трудности, поскольку мы склонны мыслить абстрактно. Например, когда учитель разрабатывает критерии оценки исполнения стихотворения наизусть, он может указать: «ученик почувствовал красоту русской природы». Однако такой критерий невозможно оценить объективно, так как чувства, знания и понимание являются субъективными. В отличие от этого, умение находить в стихотворении художественные образы, фразеологизмы или другие элементы художественного выражения представляет собой более конкретную задачу. Эти аспекты можно измерить, и учитель может формулировать объективные оценки, к которым учащийся может стремиться.
Высший пилотаж в обучении заключается в том, когда критерии оценки разрабатываются совместно с учениками. Этот подход позволяет создать более вовлечённую и продуктивную образовательную среду. Несмотря на то что такие примеры встречаются, их реализация требует значительных усилий и подготовки со стороны всех участников учебного процесса. Совместная работа над критериями не только способствует лучшему пониманию требований, но и формирует навыки критического мышления у учеников, что в итоге повышает качество образования.
А что сложного в критериальном оценивании?
Результат, который мы определяем, должен быть четким, наблюдаемым и измеримым. Он также должен быть заранее известен и понятен ученикам. Это облегчает восприятие обратной связи, помогает понять текущий уровень знаний и дает ясное представление о необходимых действиях для достижения следующего уровня. Четко сформулированные критерии успеха способствуют более эффективному обучению и развитию учеников, позволяя им осознанно двигаться к своим целям.
Формулировка критериев сложности оценивания часто вызывает затруднения, поскольку мы склонны мыслить абстрактно. Например, если учитель разрабатывает критерии для оценки исполнения стихотворения наизусть, один из критериев может звучать как «ученик почувствовал красоту русской природы». Однако объективно оценить это невозможно, так как чувства и понимание субъективны. В отличие от этого, поиск в стихотворении художественных образов, фразеологизмов или других средств художественного выражения представляет собой конкретные задачи, которые можно измерить. Такие результаты позволяют педагогу нести ответственность за оценку, а учащемуся — стремиться к их достижению. Эффективные критерии оценивания должны фокусироваться на измеримых аспектах, чтобы обеспечить справедливую и понятную оценку для всех участников образовательного процесса.
Высший пилотаж заключается в совместной разработке критериев оценки с учениками. Подобные примеры существуют, однако такая работа требует значительных усилий и подготовки от всех участников образовательного процесса. Эффективное сотрудничество между преподавателями и учениками способствует более глубокому пониманию критериев и повышает мотивацию к обучению.
То есть просто взять и попробовать формирующее оценивание не получится — к нему надо долго готовиться?
Попробовать формирующее оценивание вполне возможно. Существует множество простых и эффективных техник, которые могут принести значительные преимущества в образовательном процессе. Одним из таких примеров мы уже упоминали ранее. Использование формирующего оценивания способствует более глубокому пониманию учебного материала и улучшает обратную связь между преподавателем и учениками.
То есть просто взять и попробовать формирующее оценивание не получится — к нему надо долго готовиться?
Попробовать формирующее оценивание – это отличная идея. Существует множество простых и эффективных техник, которые можно использовать для достижения ощутимых результатов. Одним из примеров таких техник мы уже упоминали ранее. Применение формирующего оценивания поможет улучшить образовательный процесс и повысить мотивацию учащихся.
Можно ли ввести формирующее оценивание в массовое образование повсеместно или это утопия?
Это не утопия, а реальность, которую необходимо внедрять в образовательный процесс. Важно демонстрировать педагогам доступные возможности для улучшения обучения. Не требуется кардинальных изменений в системе образования; достаточно начать с простых техник, не требующих значительных затрат времени на подготовку. Ключевым моментом является осознанный подход, так как формирующее оценивание основывается на информации, получаемой от учеников, и помогает лучше понять их потребности и уровень усвоения материала.
Узнайте больше об образовании, подписавшись на наш телеграм-канал. Здесь вы найдете актуальные новости, полезные советы и интересные факты о мире образования. Не упустите возможность быть в курсе последних событий и тенденций в этой важной сфере.
Изучите также:
- Почему педагоги призывают отказаться от отметок
- Простые приёмы формирующего оценивания для учителей
- Какие бывают альтернативы привычным оценкам: американская практика
- Как оценить успехи учеников: непривычные, но эффективные способы
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее